Недалеко от районного центра Кораблино Рязанской области располагается старинное село Пехлец. Пехлец расположен на высокой речной террасе. С восточной стороны течет одна из самых красивых рек рязанщины Ранова, а с западной виднеется памятник природы «Пехлецкий лес», где растут реликтовые дубы. По этим землям в ХII веке проходила граница удельного Пронского княжества, отделяя его от Дикого поля, откуда то и дело совершали набеги кочевники-половцы. В платежных книгах 1594-1597 село упоминается как центр Пехлецкого стана. Его название, по всей видимости, происходит от слова «пехлец». Так именовали в старину сдобный хлеб. Процесс простого хлеба называли выпечкой, а вот сдобного – пехлеванием.
Находившаяся в селе церковь, как видно из окладной книги 1676 года, первоначально именовалась Никольскою, но была она тогда деревянной. При ней церковной пашни было 20 четвертей в поле, сенных покосов на 50 коп. В приходе в Николаевской церкви кроме с. Пехлец состояли деревни: Неретино, Табаево, Фролово, Завалы и Папаратная в которой было 63 двора боярских, 60 дворов крестьянских,12 дворов бобыльских, всего со включением 3 дворов поповых и 1 дьячкова - 139 дворов. Дани по окладу 1676 г. - 2 рубля 3 алтына и 2 деньги.
Дерево не долговечный материал. Проходит время и эта церковь обветшала... Вместо упоминаемой деревянной Николаевской церкви, пришедшей от времени в ветхость, в апреле 1744 года по просьбе попа Сергия Иванова и прихожан, дозволено было построить в с. Пехлец новую, так же деревянную церковь в честь св. Николая Чудотворца, а в трапезной тогда был устроен придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Освещена Свято-Никольская церковь была в декабре того же года. В 1782 году прихожане испросили дозволение на строительство каменного храма в селе Пехлец. Дозволение было получено. Прихожане собрали средства, закупили кирпич, другие стройматериалы, а в Рязанской Духовной консистории был заказан проект будущего каменного храма. Однако строительство шло очень медленно и было завершено лишь в 1805 году. Каменная колокольня была пристроена к трапезной, с западной стороны, лишь в 1834 году.
Архитектурный облик храма выполнен в стиле классицизма, характерном для церковного зодчества того периода. Здание представляет собой кирпичное сооружение на каменном фундаменте с железной кровлей. К западному фасаду примыкает колокольня, выполненная в том же архитектурном стиле. Фасады украшены декоративными элементами, включая арочные окна и кирпичную кладку с элементами орнамента.
В XIX веке храм служил центром духовной жизни села и окрестных деревень. Приход включал в себя населённые пункты с общим количеством дворов, превышающим сто. Церковь обладала земельными угодьями, включая пашни и сенокосы, обеспечивавшими её экономическую самостоятельность. При храме, с конца ХIХ века в Пехлеце действовала церковно-приходская школа, обеспечивавшая начальное образование для детей прихожан. Архив церкви включал в себя метрические книги с 1804 года и исповедные росписи с 1826 года. В приход храма входило несколько деревень, в том числе и Фролово. Именно здесь, в той деревне, в 1929 году родился известный иерарх Русской Православной Церкви митрополит Никодим (Ротов). На фасаде храма совсем недавно была укреплена памятная доска, освящённая 5 сентября 2013 г., надпись на которой гласит: "15 октября 1929 года в этом храме был крещён будущий митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим Патриарший Экзарх Западной Европы выдающийся иерарх Русской Православной Церкви ХХ столетия. 1929-1978 гг."
В 1937 году храм в селе Пехлеце был закрыт. Здание использовалось под хозяйственные нужды, что привело к утрате части архитектурных элементов и внутреннего убранства. Купола с основного объёма и колокольни были демонтированы, а интерьер подвергся значительным изменениям. Церковные помещения использовали в качестве склада колхоза имени Чкалова, который был организован в Пехлеце в начале 30-х годов прошлого века. В советское время была разобрана церковная колокольня. Долгое время церковь стояла бесхозной, брошенной на произвол судьбы.
В 1990-х годах начался процесс возвращения храма Русской Православной Церкви. Годом возрождения храма считается 1998 год, когда митрополитом Симоном (Новиковым) был освящен Никольский предел. 16 сентября 2006 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил великое освящение центрального придела во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Через четыре года началось восстановление колокольни, а уже в августе 2010 года на колокольню водрузили новый колокол, приобретённый за счёт благотворителей и меценатов.
В одном архиве сохранились фотографии храма, на одной из которых – ворота, ограда и часть колокольни. Этого было достаточно известному рязанскому архитектору Сергею Григорьевичу Варганову для того, чтобы возродить облик церковного здания.
В отреставрированную церковь были возвращены несколько старинных икон, которые люди долгие годы хранили у себя в домах. Почерневшие и потрескавшиеся от времени, они особо почитаются сегодня у прихожан, ведь перед этими ликами молились их дедушки и бабушки. В храме есть святыня с очень интересной судьбой. Какое-то время назад, когда в Ряжском районе полностью сгорел дом, среди головешек нашли полностью сохранившийся, только потемневший от копоти, Казанский образ Божьей Матери. Когда икона была принесена в храм села Пехлец, то начала обновляться, лик стал светлеть. По свидетельству прихожан, неоднократно благоухала. Сейчас она занимает в интерьере церкви почётное место.
В настоящее время Свято-Тихвинский храм действует и входит в состав Скопинской епархии Рязанской митрополии Русской Православной Церкви.
Комментарии и обсуждение
У главного входа в церковь установлена мемоориальная доска, освященная 5 сентября 2013 г. На ней начертано: "15 октября 1929 года в этом храме был крещен будущий митрополит Ленинградский и Новгородский НИКОДИМ". Его родина - деревня Фролово - находится в нескольких километрах от храма. Мать будущего митрополита, в миру Бориса Ротова, вспоминала: "Он родился вечером 15 октября 1929 года без пяти минут девять". Невозможно представить, чтобы новорожденного сразу же, в глухую полночь, понесли крестить в церковь. Следовательно, в надписи допущена ошибка: дата рождения митрополита указана как дата его крещения.