ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь.


Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1878.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Республика Коми, Княжпогостский район, д. Кылтово.

Координаты: 62.320519, 50.99436





Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Хозпостройки монастыря<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Хозпостройки монастыря
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Фундамент старой монастырской стены<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Фундамент старой монастырской стены
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Фундамент старой монастырской стены<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Фундамент старой монастырской стены
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Строительство новой монастырской стены<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Строительство новой монастырской стены
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, , Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь. Источник великомученицы Параскевы, освящен епископом Питиримом в 1998 году<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь. Источник великомученицы Параскевы, освящен епископом Питиримом в 1998 году
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Село Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь
А.Токарев
19 мая 2012
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Из фондов НМРК<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Из фондов НМРК
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Пётр Иевлев.
1920
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Фото около 1900г. Богодельня. www.kyltovo.ru<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Фото около 1900г. Богодельня. www.kyltovo.ru
Алексей Шабалин
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь, Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Фото около 1900г. Сестринский корпус. www.kyltovo.ru<br>, Кылтово, Княжпогостский район, Республика Коми
Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Фото около 1900г. Сестринский корпус. www.kyltovo.ru
Алексей Шабалин



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Пётр Иевлев.
 
Пётр Иевлев.Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  10 февраля 2011

Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь был основан в 1878 году архангелогородским купцом первой гильдии Афанасием Васильевичем Булычевым, владельцем Сереговского солеваренного завода, в Бозе почившим и погребенном в Соловецком мужском монастыре иноком. В 1894 году был построен кирпичный собор преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев. Место для монастыря было выбрано не случайно. По преданию, раньше здесь жил в отшельничестве богомольный православный христианин. Он поставил вблизи от своей избушки большой деревянный крест. После его смерти этот крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. С тех пор место на берегу речки Кылтовки получило название «Крестовый стан», чудесный крест хранится в Кылтовском монастыре и «обладает даром исцеления», поэтому и в честь православного праздника Воздвижения Животворящего Креста решено было монастырь именовать Крестовоздвиженским. В монастыре существовали единственные в Коми-крае золотошвейная и иконописная мастерские. В новой обители в Кылтово поселились монахини, прибывшие из Шенкурского монастыря во главе с будущей игуменьей Филаретой. Согласно страховым карточкам, Кылтовскому монастырю принадлежали два заводика (смолокуренный и гончарный), конюшня, погреба, жилые корпуса, дом для священника.

Осенью 1911 г. было закончено строительство каменной пятиглавой церкви, выполненной в русско-византийском стиле. Всего к 1911 г. обитель владела постройками — хозяйственными, жилыми и культовыми в количестве 44 штук. Монастырь был обнесен деревянным забором и кирпичной стеной, остатки которой можно увидеть и по сей день. Через шесть лет после начала дела по ходатайству об основании монастыря, в апреле 1894 г. Святейшим Синодом был принят указ. Он гласил «об учреждении на жертвуемой Архангельским 1 гильдии купцом Афанасием Васильевичем Булычевым земли в Вологодской губернии, Яренского уезда, Ибской волости, при речках Кылтовке и Большой Ели Зырянского общежительного женского монастыря с наименованием его Крестовоздвиженским монастырем, с богадельнею при нем и с таким числом монашествующих, какое обитель по своим средствам может содержать».

Кылтовская обитель привлекала чудотворными святынями: Чудотворный Крест Господень, иконы — «Феодоровская» (список с иконы семьи Романовых) «Целительница», «Скоропослушница», «Казанская», «Иерусалимская». В 1918 г. монастырь закрыли и открыли здесь Кылтовскую трудовую сельхозобщину, в которой трудились бывшие монахини, затем почти все насельницы были репрессированы, осуждены. Через пять лет община была ликвидирована, монастырские строения переданы под детскую колонию, получившую в 1924 г. статус детского дома. С этого времени Кылтово стало известно под названием Кылтовский детский городок. В 1930 г. детский городок был ликвидирован, его производственную базу передали Управлению исправительно-трудовых лагерей, через год здесь был создан совхоз Ухтпечлага (Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский и Херсонский). В списке населенных пунктов 1960 г. фигурируют поселки Кылтово-1 (поселок лесозаготовителей) и Кылтово-2 (поселок совхоза Кылтово, расположенный в 2 км от Кылтово-1). В 1965 г. поселки были объединены. С 1971 г. сохранившиеся сооружения Кылтовского монастыря охраняются государством как памятники архитектуры. В настоящее время постройки переданы православной церкви. 16 июля 1995 года вновь открыт женский монастырь. Действуют храмы: Зосимы и Савватия, Святого Афанасия Афонского. В сестринском корпусе проживают монахини, ведутся службы, осуществляется хозяйственная деятельность, проводятся работы силами добровольцев по восстановлению монастыря. 


Алексей Шабалин  26 марта 2012

История основания Крестовоздвиженского Кылтовского женского монастыря началась с поездки Архипастыря Великоустюжского Иоанникия, который отметил, что на протяжении тысячи верст Зырянских земель нет ни одной женской обители, хотя набожность зырян очевидна: почти в каждом населенном пункте имелись церковь, часовня, Крест. Были желающие уйти в монастырь, имелась нужда в обучении девочек грамоте, ремеслу и домоводству. После длительной переписки по экономическим вопросам было дано благословление на основание женского монастыря.

Место выбрано Крестовый Стан, между реками Кылтовка и Большая Ель, где подвизался пустынник Василий Пестерев, житель села Ляли, у сооруженного им Креста возле избушки. В 1826 году охотник у села Серегово, расположенного в 15 верстах от пустыньки, увидел свет вдалеке и пришедши свидетельствовал, что свет исходит от Креста. Крест оказался чудотворным и с тех пор у Креста получали исцеление от многих болезней. Пустыньку нарекли Крестовым Станом.

Купец Калашников жертвовал на основание обители 2500 десятин (около 3 000 га) своей земли. Архангелогородский купец Первой гильдии Афанасий Васильевич Булычев, владелец Сереговского солеваренного завода, взял документально обязательство построить монастырь и богадельню для престарелых, снабжать насельниц продуктами, финансировать ежегодно 3000 рублей. Открыл счет в Вологодском банке и положил ценную бумагу достоинством 17500 рублей, чтобы на проценты содержать священников.

К 1894 году был построен кирпичный завод, два храма: преподобных Зосимы и Савватия и Стефана Пермского с колокольней и богатой библиотекой с духовной святоотеческой литературой в 1000 томов. Построен кирпичный сестринский корпус с двумя деревянными двухэтажными пристройками; два двухэтажных деревянных дома священников; гостиница; избы для рабочих; амбары; скотные дворы; конюшни; каретник; мастерские: гончарная, скипидарная, ковровая, керамическая, деревообделочная, швейная, иконописная, золотошвейная. Из Шенкурского монастыря привезли несколько монахинь: одна из них - Филарета была возведена в сан игумении и стала первоосновательницей монастыря.

В монастыре воспитывались до пятидесяти девочек, обучались грамоте, рукоделию, домоводству. В богадельне получали уход и заботу двадцать престарелых людей. Ежегодно выдавалось более 10 000 благотворительных обедов.

Монастырь был обнесен кирпичной стеной, на въезде сооружена кирпичная арка, надвратная церковь, сторожевые помещения.

К 1912 году был построен кирпичный Собор преподобных Зосимы и Савватия, необычайной красивой архитектуры в византийском стиле, пятиглавый, 38 метров в высоту, с уникальным тепловым отоплением от калориферной печи, расположенной в подвале; печь топили дважды в месяц, загружая по машине дров. Отбираемый теплый воздух циркулировал по тепловым каналам в стенах, создавая комфортные условия внутри 28-метровой высоты здания храма, украшенного 11-метровым резным дубовым иконостасом с писанными иконами высоким мастерством иконописцем, украшенные серебром, золотом и бриллиантами.

В 1918 году монастырь упразднили. По слезным прошениям насельниц оставили как сельхоз общину, по причине образцового ведения хозяйства. Все материальные ценности забрали, кресты, колокола, церковную утварь тоже забрали, насельницам запретили молиться. Первоосновательница монастыря, старица 84 лет игумения Филарета не перенесла надругательств над обителью, скончалась, похоронена с левой стороны алтаря Собора преподобных Зосимы и Савватия. Игуменией стала монахиня Ермогена.

В 1923 году поступил донос, что насельницы не оставили молитву. И грянули рецессии: монахинь судили, сослали на Соловки - там есть памятная дощечка на камерах, где отбывали наказание Кылтовские монахини. Монахиня Елизавета Ярыгина расстреляна, ныне причислена к лику святых новомучеников земли Коми просиявших. Кто уцелел, рассеялись по затерянным селам, избушкам. Игумения Ермогена с восемью сестрами поселилась в селе Половники. Жители свидетельствуют благочестивую жизнь монахини, зарабатывающих на жизнь рукоделием, шитьем одеял и других бытовых вещей. Жители свидетельствуют о чудесах по молитвам игумении Ермогены: прекращение пожара после обхождения с иконой и молитвой горящего дома; ликвидацию затора льда у моста в половодье по молитве игумении Ермогены и крестного знамения. За месяц до упокоения игумении Ермогены по реке против течения приплыл чудотворный монастырский крест, и никто не мог его взять, пока не пришла игумения Ермогена, сотворила молитву, сказала: «За мной послали. Поставьте на моей могиле до времени». Так и стояли на могилке игумении два креста, до 1995 года, 30 лет.

В 1923 году монастырь вселили детей детских колоний и оставались они там до 1929 года. Затем детскую колонию расформировали. В монастырь вселили две тюрьмы: мужскую и женскую. Собор разбили на четыре этажа, тепловые каналы залили бетоном, во избежание побегов. Сестринский корпус тоже сделали тюрьмой. Много заключенных похоронено на кладбище. Здесь похоронен, в бумажном облачении, Митрополит Херсонский и Одесский Анатолий Грисюк, богослов, причисленный к лику святых. В 1954-1955 годах тюрьмы упразднены, на базе хозяйств образовали колхоз. Собор использовали как клуб, столовую, склад цемента. Были разрушены купола, водостоки, крыша. Здание Собора разрушалось: сгнили стропила, перекрытия, разрушался кирпич, снята стяжка и собор под угрозой развала.

http://www.kyltovo.ru/monastyr/istoriya_monastyrya/

Информация с сайта Кылтовского женского монастыря


А.Токарев
 
А.Токарев  15 апреля 2014

В 1894 году на святом месте купцом первой гильдии крупным северным промышленником и пароходовладельцем Афанасием Булычёвым по благословению всемирно известного ещё при своей жизни пастыря отца Иоанна Кронштатского был основан первый в Зырянском крае общежительный женский монастырь, названный по чудотворным крестам Крестовоздвиженским . Благодаря усердию Афанасия Васильевича и его дочери Анны обитель очень скоро расстроилась и окрепла, как материально, так и духовно. Для её устроения были вызваны опытные монахини из Троицкого Шенкурского монастыря Архангельской губернии во главе с первой игуменьей Филаретой, под мудрым управлением которой обитель стала быстро развиваться и расти. Первая деревянная церковь была построена во имя крестителя пермян святого Стефана Пермского. Затем был воздвигнут огромный кирпичный собор во имя Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Ко времени своего закрытия в 1923 году монастырь, обнесённый со всех сторон почти на километр по периметру величественной кирпичной оградой, имел богадельню для престарелых людей и целых ряд хозяйственных построек, в том числе свой кирпичный завод, смолокуренное и гончарное производства, ткацкую и иконописную мастерские, большой животноводческих комплекс, духовное училище для девочек-зырянок.

К числу главных святынь, кроме двух крестов Василия Пестерева, обильно украшенных золотом, серебром, алмазами и другими драгоценными камнями нужно отнести семейную святыню самого купца Булычёва, покрытый золотом медный крест, украшенный 84 бриллиантами и 100 драгоценными розами, икону Воздвижения Креста Господня с частицами Древа Господня от Голгофского Креста, на котором был распят Спаситель, а так же частицами святых мощей мученика Трифона, Космы, Домиана, и Феодора Стратилата, и икону Иверской Божьей Матери в золотой ризе. Эти две иконы были специально присланы в Кылтовский монастырь монахами со Святой горы Афон. Так же в обители почиталась чудотворная икона Тихвинской Божьей Матери в сребропозлащённой ризе, икона Божьей Матери «Троеручица» с бриллиантами и другие. После закрытия монастыря в нём организовали детский городок для 217 беспризорников, которых свезли из восьми детских домов области, образовав трудовую коммуну. Для их перевоспитания было оставлено около 60 монахинь, занятых в сфере обслуживания. Всего в обители к моменту закрытия насчитывалось около 200 насельниц. Остальных безжалостно разогнали, многих пересажали в тюрьмы. Детгородок был ликвидирован в 1930 году, а в монастыре устроили Сельхозлаг — один из первых лагерей на северной земле, где в сестрическом корпусе сидели мужчины — а в соборе Зосимы и Савватия — женщины. Одновременно в заключении содержалось до полуторатысячи человек.

В 1958 году хозяйство передали в ведение совхоза «Железнодорожный». Когда в 1995 года возрождать Кылтовский монастырь взялись несколько монахинь во главе с настоятельницей Стефанидой от него остался только сестринский корпус, да обезглавленный собор, у которого из пяти глав уцелела только одна — главная. Большой поддержкой и утешением для сестёр стал приезд в обитель в следующем году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Не смотря на то, что до нашего времени уже много чего сделано: восстановлен внешний вид уникального памятника архитектуры собора Зосимы и Савватия, построенного в византийско-русском стиле с утончённой лепниной фасада, полностью отремонтирован сестрический корпус, в котором обустроена домовая церковь в честь Афанасия Великого, однако ещё многое предстоит сделать. И главное, необходимо восстановить собор изнутри.

http://www.kyltovo.ru/monastyr/


Марина Зуйкова  13 января 2019

Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь. Назывался также Яренский Крестовоздвиженский женский монастырь.

Местоположение

Находился в Яренском уезде на берегу речки Кылтовки, впадающей в реку Вымь. Ныне – республика Коми, Княжпогостский район, село Кылтово.

Основание монастыря

Монастырь основан в 1894 году по ходатайству и на средства архангельского купца 1-ой гильдии Афанасия Васильевича Булычева на месте креста, водруженного поселившимся здесь отшельником Василием Алексеевичем Пестеревым; в 30-х годах 19-го века этот старец утонул в Выми. Основатель монастыря Булычев скончался в 1902 году в Соловецком монастыре. Он завещал своей дочери – купчихе из города Архангельска Анне Беляевской прибыль от Сереговского солеваренного завода жертвовать на строительство новых зданий в Кылтовском монастыре.

Церкви и часовни

Деревянная одноэтажная одноглавая церковь в связи с колокольней освящена в 1894 году в честь святителя Стефана Пермского - просветителя зырян. Каменный пятиглавый храм заложен в 1905 году, освящен в 1911 году во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Придельный престол – Воздвижения Креста Господня. Облачения и утвари в церквях достаточно. Деревянная часовня стоит в 1 версте от монастыря, внутри её – колодец. В часовне находятся иконы, писанные сестрами на железе: святителя Стефана Пермского и преподобных Зосимы и Савватия и деревянный крест - распятие.

Святыни монастыря

1. Деревянный крест, до построения церкви стоявший на берегу Кылтовки, сделан Пестеревым в 1826 году.

2. Икона Божией Матери «Троеручица», подаренная создателем монастыря Афанасием Булычевым.

3. Икона Божией Матери «Знамение», подаренная игуменьей Филаретой.

4. Икона «Воздвижение Креста Господня», подарок монастырю от игуменьи Филареты.

Материальное обеспечение монастыря

1. Основные средства - проценты с вечного вклада, сделанного Афанасием Булычевым при основании монастыря. На 1 января 1913 года в банке хранились ценные бумаги на сумму 252252 рубля, на 1 января 1915 года – на сумму 254582 рубля.

2. Приношения граждан наличными и не только.В 1912 году большое пожертвование сделала госпожа Тур: 900 десятин лесной дачи и дом в Усть-Сысольске. Дача находилась в 25 верстах от Усть-Сысольска, в 100 км от монастыря.

3. Церковные доходы: кошельковые сборы, кружечные сборы, деньги за просфоры, свечи, иконы, крестики, нравственные листки; пожертвования на поминовение годовое или сорокоустное.

4. Доход от гостиного двора.

5. Доход от ремесел.

6. Доход от полеводства и животноводства.

Земли у монастыря - 2500 десятин, из них под огородами и пашней - 47 десятин, под сенокосами - 42 десятины. Климат суров, труд сестер тяжел. Поэтому освоение земли идёт медленно. Высеваются рожь, ячмень, лен, конопля. Хлеб монастырь покупает, своего не хватает. Сенокосов тоже не хватает, приходится арендовать у крестьян. Сестры заготовляют белый мох для крупного рогатого скота и осиновый лист для овец. В монастырском хозяйстве - 15 лошадей, 2 жеребенка, 35 коров, 3 быка, 9 телок, 45 овец. Небольшое количество молока и масло монахини продают, но, в основном, используют для себя и богомольцев. Продают мясо, кожи и скот.

Все монастырские жилые здания и хозяйственные постройки деревянные, выкрашенные охрой. С 1913 года сестры начали строительство моста через Кылтовку.

Внутренняя жизнь монастыря

Монастырь общежительный. Жизнь в монастыре текла спокойно в трудах и молитвах. Священник имел от монастыря жалованье, квартиру и отопление. Благочинный приезжал 2 раза в год, постоянный надзор осуществляла игуменья, ей помогали казначея, благочинная монастыря и ризничая. Церковное пение - согласно с древними напевами. Некоторые песнопения с 1911 года пелись всеми сестрами. Самодеятельным хором управляла Анна Шергина. В библиотеке монастыря числилось более 100 томов. Грамоте старались обучить всех, учились в своих кельях, училища при монастыре не было.

В монастыре имелась богадельня, больных и немощных старых было немного.Около 1000 паломников посетили обитель за 1912 год, в 1914 году их было 1800 человек. Отношения между насельницами и между игуменьей и подчиненными хорошие, меры исправления согрешивших - поклоны и перевод на низшее послушание.

В 1912 году в монастыре монахинь – 14, рясофорных послушниц – 93; в 1914 году монахинь – 16, рясофорных послушниц – 90. Кроме монахинь и рясофорных послушниц в монастыре в 1912-1914 годах проживали более 50-и человек послушниц-белиц и работниц.

В 1918 году монастырь закрыт. 84-летняя игуменья Филарета скончалась. Из монахинь и послушниц организована сельскохозяйственная коммуна. Руководителем коммуны избрана монахиня Ермогена (Дьячкова Афанасия Андреевна).В 1923 году коммуна распущена, «коммунарки» выселены из Кылтова. Несколько человек поселились поблизости от монастыря в деревнях Ляли, Серегово, Половники. Они поддерживали связь друг с другом и вели монашеский образ жизни. В 1932 году эта группа была арестована, им предъявлено обвинение в создании подпольного монастыря и антисоветской агитации. В 1933 году некоторые из арестованных по Кылтовскому делу были освобождены, остальные отправились в ссылку на 3 года. После отбытия наказания Дьячкова Афанасия Андреевна вернулась в Половники и умерла в преклонном возрасте.Другие бывшие насельницы Кылтовского монастыря вернулись в родные места, в основном, они служили псаломщицами и сторожихами в церквях. Многие из них были также репрессированы. Всем им в вину вменялась контрреволюционная агитация.

Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь в 1995 году открыт вновь.

Македонская Н. М. Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=276


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  14 октября 2024

Изучению религиозных традиций коми (зырян) посвящены исследования Ю.В. Гагарина, Э.А. Савельевой и других ученых. Одной из интереснейших и малоизученных на сегодняшний день проблем в истории религии Коми края является основание Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря. Первой женской обители на территории расселения зырян посвящено исследование иеромонаха Трифона, опубликованное в научно–популярном сборнике «Родники пармы», а также статьи обзорного характера в историко–этнографическом справочнике «Коми–зыряне» и в Энциклопедии Республики историка М.Б. Рогачева. После возрождения Кылтовского монастыря в 1995 г. его история привлекла большое внимание общественности. В республиканской прессе были опубликованы статьи о монастыре этнографического и исторического характера Л. Борисевича, Е. Владимирова, Г. Добрыниной, Л. Зыль.

Данное исследование проведено преимущественно на основе материалов, предоставленных настоятельницей Кылтовского монастыря игуменьей Стефанидой. В качестве источников были использованы эпистолярные и делопроизводственные документы из Российского государственного исторического архива г. Санкт–Петербурга, публикации в Вологодских епархиальных ведомостях, сочинения академика И.И. Лепехина и писателя С.В. Максимова, написанные в ходе экспедиций в Коми край, а так же иконографический материал: фотографии и картины начала XX века; использовались устные свидетельства монахинь Кылтовского монастыря.

До христианизации в XIV в. Стефаном Пермским коми (зыряне) имели языческую систему верований, которая восстановлена на основе археологических, этнографических и письменных источников, и представляла собой сложную систему, включающую элементы тотемизма, фетишизма, анимизма, а также культы предков, животных, огня. Источники указывают на длительное сохранение языческих верований у зырян. По свидетельству И.И. Лепехина (1772 г.), в Ибском погосте священнослужитель еще и прорицатель и «от его предсказания зависело время сенокосу, жнитвы и прочих крестьянских предприятий». С.В. Максимов (1859 г.) отмечает, что ижемцы жервуют церкви оленей, лошадей, баранов и телят, привыязывая их к церковной ограде и «бьют их из ружей». В 1383 г. была образована Пермская епархия с центром во «владычном городке» Усть–Выми, где были построены первые православные храмы, создана школа для подготовки духовенства из местного населения. С середины XVII столетия на Печоре, Мезени, Ижме, Удоре получает распространение старообрядчество, а в XVIII–XIX веках действуют Великопоженский и Омелинский, Тобышский скиты. После закрытия в 1764 г. Михайло–Архангельского монастыря в Усть–Выми, почти сто лет в Коми крае не было православных обителей до 1860 г., когда был восстановлен монастырь в Ульяново.

Вопрос об устройстве православного женского монастыря в Коми крае был поднят в 60-х годах XIX века, а с 1868 г. началась переписка по этому делу. Первоначально проект создания обители с целью обучения дочерей священнослужителей в Усть–Сысольском уезде исходил от Александра Заварина. Священнослужители предлагали устроить монастырь в Усть–Выми или в Вотче, но из-за отсутствия средств дело так и не было решено. Лишь в 1888 г. «формально» было начато дело о постройке женского монастыря в связи с крайней необходимостью «духовного просветительного учреждения для зырянок в центре их оседлости», а также для усиления позиций официальной церкви в землях с сильными старообрядческим влиянием, так как женской обители в Сольвычегодском, Никольском, Яренском и Устьсысольском уездах, то есть «на 1000 верстном пространстве ни одного нет».

Как свидетельствует известный судовладелец купец Афанасий Булычёв, считающийся основателем Кылтовского монастыря, Ульяновский монастырь «много содействует просвещению зырян мужского пола, а женщины их остаются наполовину не только не знающими истин Православной церкви, но даже и русского языка, ревность же их к богопочитанию безмерна». В письме 1892 г. епископу Великоустюжскому Афанасий Булычёв сообщает о том, что «потребности зырянок весьма ограниченны и неприхотливы» и «каждая из них способна к земледельческому и физическому труду». 

О необходимости открытия женского монастыря в Вологодской губернии пишет 1889 г. Епископ Великоустюжский Епископу Вологодскому. Он отмечает, что зыряне «искренне набожны и в детской простоте глубоко преданы церкви», а души зырянок жаждут день и ночь «приметаться в дому Божием, быть в постоянном молитвенном общении с Богом». В письме имеется упоминание о том, что много зырянок находятся в весьма отдаленных монастырях и без того переполненных, предлагалось даже взять в новый монастырь зырянок из Иоанно–Предтеченской обители.

Как видно из отчета Преосвященного Викария за 1892 г., часть духовенства выступала не за открытие женской обители, а за устройство приходов и церковно–приходских школ, объясняя это тем, что «зырянки, за редким исключением, вовсе не чувствуют склонности к монашеской жизни», они «привыкли к семейной жизни», «не знают даже начальных молитв твердо», неграмотны и «часовни часто пустуют, так как некому в них псалтырь читать». Правда, отмечает викарий, зырянки «набожны, но набожность их младенческая», они «не понимают ни трудности христианского смирения, ни нестяжательности, ни девства», поэтому трудно будет «выбрать способных к клиросному послушанию». Викарий подчеркивал и неудачный выбор места близ Сереговского солеваренного завода, где обыкновенно бывает много рабочих мужчин, приходящий на работу без жен и детей.

Однако место для монастыря, неподалеку от Усть–Выми, было выбрано неслучайно, считается, что «Крестовый сан» (названный по случаю находящегося здесь деревянного креста) связан с божественным провидением. Как пишет в 1888 г. Иван Калашников, именно потому сразу решено было монастырь именовать Крестовоздвижеским, а также в честь православного праздника Воздвижения Животворящего Креста. Согласно рассказам монахинь монастыря, раньше здесь жил в отшельничестве богомольный православный христианин. Он поставил вблизи от своей избушки большой деревянный крест. После его смерти этот крест, излучавший свет, нашли заблудившиеся путники. С тех пор место на берегу речки Кылтовки получило название «Крестовый стан», а чудесный крест до сих пор хранится в Кылтовском монастыре и, по мнению монахинь, обладает даром исцеления (в чем можно отметить сохранение дохристианских элементов верований в форме фетишизма).

Неоднозначно мнение о времени появления этого креста. Исследователь Ю.В. Гагарин приводит точную дату сотворения реликвии – 1862 год и связывает легенду с именем старца Василия Пестерева, который в 1820-х годах утонул в Выми. Иеромонах Тихон и монахини Кылтовского монастыря считают, что крест имеет более давнюю историю и создан в XVIII в.

Первоначально предложение об организации женской обители исходило от Великоустюжского епископа Иоанникия, но «при всём старании Преосвященного в течение трех лет не много продвинулось на пути к осуществлению» замысла. Потребовалась инициатива и средства людей мирских. Ими были устюжский мещанин Иван Григорьевич Калашников и архангельский купец первой гильдии Афанасий Васильевич Булычёв. В письме Епископу Великоустюжскому Иоанникию Иван Калашников называет себя сыном Православной церкви, человеком бедным и семейным, состоящим «в частной коммерческой службе, коею и зарабатывает насущный хлеб с небольшим избытком на черный день». Этот «бедный» человек в 1886 году купил 9.925 десятин земли у владельца Сереговского солеваренного завода Афанасия Васильевича Булычёва, с условием ее возврата по первому требованию. Позднее, в 1888 г., эту землю вновь приобретает, выражая желание жертвовать часть угодий для монастыря, купец Булычёв, который считается основателем обители в Кылтово. Необходимо было получить справки о том, что эта земля действительно принадлежит ему, и нет на неё исков и споров. Три года купец обивал пороги министерств, епархий, судов, слал многочисленные письма с просьбой официально утвердить открытие Кылтовского монастыря.

А в это время на территории, отведенной под обитель, ожидали хозяев. Уже в 1890 г. были построены Стефановская деревянная церковь с колокольней, двухэтажный деревянный Гостиный дом, деревянная двухэтажная кладовая и бревенчатый погреб. К 1893 г. расчищено и засеяно хлебом около 20 десятин земли, привезен кирпич для постройки жилого корпуса и церкви, приготовлена церковная утварь, богослужебные книги, мебель, посуда и даже колокола. Кроме того, уже тогда же устраивалась грунтовая дорога, а в Серегово строился дом для монастырского подворья. Как владелец Сереговского завода, Афанасий Булычёв был заинтересован в устройстве при монастыре богадельни для вдов заводских рабочих «с платою от себя на содержание 10 лиц по 30 рублей ежегодно», а в первые пять лет обещал «снабжать монастырь хлебом, солью и морскою рыбою на 20 монашествующих».

Помимо этих людей устройству монастыря способствовал неизвестный благотворитель, пожертвовавший 15.000 рублей на содержание монастырских священников, строительство кельи, церкви и хозяйственных построек. На Руси еще жив был обычай жертвовать на благо церкви анонимно, ведь в православии именно такое приношение, как считалось, самое праведное и способствует очищению от грехов.

Через шесть лет после начала дела по ходатайству об основании монастыря, в апреле 1894 г. Святейшим Синодом был принят указ. Он гласил «об учреждении на жертвуемой Архангельским 1 гильдии купцом Афанасием Васильевичем Булычевым земли в Вологодской губерии, Яренского уезда, Ибской волости, при речках Кылтовке и Большой Ели Зырянского общежительного женского монастыря с наименованием его Крестовоздвиженским монастырем, с богадельнею при нем и с таким числом монашествующих, какое обитель по своим средствам может содержать».

В новой обители в Кылтово поселились монахини, прибывшие из Шенкуренского монастыря во главе с будущей игуменьей Филиретой. Согласно страховым карточкам, Кылтовскому монастырю принадлежали два заводика (смолокуренный и гончарный), конюшня, погреба, жилые корпуса, дом для священника. Осенью 1911 г. было закончено строительство каменной пятиглавой церкви, выполненной в русско–византийском стиле. Что примечательно, храм был освящен во имя преподобных Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, а не местных святых. Всего к 1911 г. обитель владела постройками – хозяйственными, жилыми и культовыми в количестве 44 штук. Монастырь был обнесен деревянным забором и кирпичной стеной, остатки которой можно увидеть и по сей день.

Так началась история Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря – первой женской обители в Коми крае, построенной в конце XIX в. в Яренском уезде Вологодской губернии – для просвещения зырянок и укрепления позиций официального православия, в противовес старообрядчеству, распространенному у зырян. Обитель была построена по инициативе и при поддержке русской православной церкви, на средства благотворителей, один из них пожелал остаться неизвестным. В выборе места монастыря и наделении креста, там стоявшего, сверхъестественными силами можно увидеть элементы дохристианских верований, сохранившихся до сих пор.

Источник: Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения-2003» // Редколлегия: Т.Г.Иванова (отв. ред.) и др. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2003.

По материалам статьи: Рожина А.В. (г. Сыктывкар) «Религиозные традиции и основание Кылтовского Крестовоздвиженского женского монастыря у коми (зырян)» на сайте музея-заповедника «Кижи»

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2003/57.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.