ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Безымено. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Безымено. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:1884.
Архитектор:Н. Потресов
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Белгородская область, Грайворонский район, с. Безымено

Координаты: 50.388466, 35.703871



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
Илга Гондарева
12 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
Илга Гондарева
12 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
Илга Гондарева
12 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
Илга Гондарева
12 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
Илга Гондарева
12 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
Илга Гондарева
12 февраля 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 2)	ГАКО, Ф.20. Оп. 2. Д. 354. Проект каменной Рождество-Богородицкой церкви в хут. Безымянном приписанном к Соборной Успенской церкви г. Грайворона архитектурный помощник Н. Потресов июнь 1872 г.<br>, Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
2) ГАКО, Ф.20. Оп. 2. Д. 354. Проект каменной Рождество-Богородицкой церкви в хут. Безымянном приписанном к Соборной Успенской церкви г. Грайворона архитектурный помощник Н. Потресов июнь 1872 г.
Литвинова Лилия Маратовна
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 2)	ГАКО, Ф.20. Оп. 2. Д. 354. Проект каменной Рождество-Богородицкой церкви в хут. Безымянном приписанном к Соборной Успенской церкви г. Грайворона архитектурный помощник Н. Потресов июнь 1872 г.<br>, Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
2) ГАКО, Ф.20. Оп. 2. Д. 354. Проект каменной Рождество-Богородицкой церкви в хут. Безымянном приписанном к Соборной Успенской церкви г. Грайворона архитектурный помощник Н. Потресов июнь 1872 г.
Литвинова Лилия Маратовна
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 2)	ГАКО, Ф.20. Оп. 2. Д. 354. Проект каменной Рождество-Богородицкой церкви в хут. Безымянном приписанном к Соборной Успенской церкви г. Грайворона архитектурный помощник Н. Потресов июнь 1872 г.<br>, Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
2) ГАКО, Ф.20. Оп. 2. Д. 354. Проект каменной Рождество-Богородицкой церкви в хут. Безымянном приписанном к Соборной Успенской церкви г. Грайворона архитектурный помощник Н. Потресов июнь 1872 г.
Литвинова Лилия Маратовна
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 2)	ГАКО, Ф.20. Оп. 2. Д. 354. Проект каменной Рождество-Богородицкой церкви в хут. Безымянном приписанном к Соборной Успенской церкви г. Грайворона архитектурный помощник Н. Потресов июнь 1872 г.<br>, Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
2) ГАКО, Ф.20. Оп. 2. Д. 354. Проект каменной Рождество-Богородицкой церкви в хут. Безымянном приписанном к Соборной Успенской церкви г. Грайворона архитектурный помощник Н. Потресов июнь 1872 г.
Литвинова Лилия Маратовна
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Безымено, Грайворонский район, Белгородская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
14 августа 1942



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева 19 октября 2019

В 2019 г. храму Рождества Пресвятой Богородицы, который находится на территории села, исполнилось 135 лет. Он строился прихожанами села около 10 лет. В 1884 г. было завершено его возведение и в этом же году храм был освящен. Безыменская церковь была единственной каменной церковью в округе, которая не имела своей деревянной предшественницы.

В 1908 г. в храме служили св. Моисеев В.И. и пс. Попов В.И., в приходе числились 683 человека, церковь имела 34 десятины земли.

В годы советской власти храм разорили и превратили в обыкновенный склад. Только в 1996 г. его реставрировали. 20 сентября этого же года он заново освящен Архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном. Само здание церкви как памятник архитектуры, несомненно, имеет ценность.

http://duhcenter.ru/khramy?start=5


Возведение храма в селе Безыменном с престолом в честь Рождества Пресвятой Богородицы продолжалось несколько лет – с 1872 (дата завершения проектных работ) по 1884 – год освящения храма. Строительство однокупольного храма потребовало значительных земельных ресурсов. Согласно данным послужных списков за 1915 г., под строительство было отведено 1000 квадратных саженей земли, а также 33 десятины и 12 квадратных саженей пахотных земель, чьё качество оценивалось как «среднее». Дома священно– и церковнослужителей на церковной усадебной земле находились деревянные, построенные «тщаяньем прихожан». В собственности церкви указана церковно-приходская школа, учрежденная позже, в 1888 г., в которой хранилось «88 томов для чтения» и обучались 70 мальчиков и 26 девочек (на 1915 г).

Надписи на чертеже содержат информацию об авторе проекта, завершении и утверждении проектных работ, а именно, в верхней части чертежа размещена надпись, свидетельствующая: «По разсмотрении сего проэкта в Строительном Отделении Курскаго Губернскаго Правления оказалось, что оный составлен одобрительно, а потому и утверждается таковой с надлежащею на то ответственностию самаго Отделения. Сентября, 4д, 1872 г.». Ниже приведены подписи губернатора Курской губернии – А. Н. Жедринского, губернского инженера – И.Ф. Дворжецкого, губернского архитектора – А.А. Баумиллер и старшего делопроизводителя (личность не уточнена), удостоверяющие подлинность документа. С этой же страницы внизу начинается надпись, тянущаяся до последнего разворота, в котором указано авторство проекта: «Проектировал архитектурный помощник титулярный советник Николай Потресов июль 1872 года» (орфография и грамматика сохранены).

Все чертежи проекта сохранились в замечательном виде. На плане представлена каменная одноглавая церковь, длинной по линиям c–d (считая с колокольню) – 12 1/3 сажень, наибольшей шириной по линиям f–e – 6 1/3 сажень и колокольня общею высотою до верха купола – 9 сажень. Ядро храма в плане имеет крестообразные очертания, внутренние пилоны, в сажень толщиной, прилегающие к наружным стенам, имеют срез угла в 45 градусов. Перекрытие реализовано крестово–сводчатой системой с подпружными арками, поддерживающими мощный барабан, несущий шлемовидный купол.

К центральному подкупольному пространству с восточной стороны примыкает полуциркульная апсида с конхой, а с западной – компактная трапезная и двухъярусная колокольня, прямоугольное основание которой превосходит по ширине общий объем храма. Солея в структуре храма начинается сразу за восточной парой пилонов–опор, приподнята на уровень трех ступеней деревянным настилом. Южная и северная стены основного объема прорезаны одним дверным проемом и двумя симметрично расположенными оконными проемами по обе стороны от входа.

Разделение внутреннего пространства отражает функциональную организацию храма и соответствует архитектурным канонам: пространство западной части храма разделено на три функциональные зоны: центральную, отведенную под притвор, северную, где размещена лестница, ведущая на второй ярус колокольни, и южную, занятую небольшой трапезной.

Колокольня построена одновременно с храмом и конструктивно связана с ним. Ее основание, образованное мощными стенами первого яруса, совместно с западной стеной церкви несет своды перекрытия. Расположенная по оси западного фасада храма, колокольня состоит из двух геометрических (квадратных в плане) ярусов, последовательно уменьшающихся в ширине и высоте. Второй ярус, приближенный к квадрату, снаружи имеет скошенные под углом 45 градусов углы и прорезан четырьмя оконными проемами.

Архитектор осознавал доминирующую роль храма в окружающей панораме, учитывая, что его творение будет визуально восприниматься на значительном удалении и призвано вызывать эстетическое чувство у наблюдателей. Объемно–пространственная композиция церкви, детерминированная особенностями местоположения – открытое пространство, контрастирующее с лесным массивом, служащим живописным кулисным фоном, акцентирована куполом колокольни с высоким шпилем, формирующим выразительный и динамичный силуэт.

Строгий и монументальный фасадный декор представлен портиками с угловыми полуколоннами и треугольными фронтонами по сторонам выступам общего объема, композиционно подчиненные доминирующим портиком над главными входами. Дверные проемы с полуциркульными перемычками располагаются в одной плоскости стены наряду с окнами, и обрамлены наличниками с килевидными завершениями.

Фланговые фасады, равно как и апсида, решены однотипно и довольно лаконичны. Восточный фасад с небольшой апсидой почти не имеет декоративных элементов, а только 2 она и одно (центральное) ложное. Над окнами в световом барабане проходит узкая тяга, опоясывающая весь цилиндр. Она же повторена над окнами колокольни, что логически подчеркивает горизонтальное членение фасада на ярусы и уравновешивает композицию в целом.

Двухъярусная колокольня, играя формообразующую роль архитектурной композиции, вносила асимметрию в пространственное решение объекта, но становилась акцентом в визуальном восприятии здания, что добавляло церкви живописности в целом. Убранство колокольни менее строго, что отражает тенденции стилизаторства. Самый нижний, наиболее массивный ярус, декорирован по углам пилястрами с вертикальными пропорциональными нишами.

Второй, квадратный в плане ярус–звонница прорезан по центру фасадов большими арочными проемами, а по углам имеет рустованные лопатки, трактованные в свойственной историзму манере.

В архитектурном облике колокольни гармонично сочетаются элементы различных стилей: строгие классические карнизы, монументальные арочные проемы, произвольно интерпретированные треугольные фронтоны, фигурный купол с врезанными фронтонами и устремленный ввысь шпиль с яблоком.

И храм, и колокольня были укрыты кровлей из листового железа, внешние стены оштукатурены и окрашены в строгом соответствии с каноническими требованиями в охристый цвет, с выделением архитектурных элементов белым цветом.

Лапидарное декоративное убранство фасадов, состоящее лишь из простых карнизов, тяг, сандриков над окнами, говорит нам о принципиальном отказе от избыточности и стремлении к функциональности. В частности, такая сдержанность типична для архитектуры историзма, где акцент делался на пропорции и гармонию, а не на пышное украшательство. Кроме того, необходимо учитывать региональные особенности и местные строительные традиции. В некоторых регионах, где преобладали определенные материалы и технологии, лаконичность декора была обусловлена техническими возможностями и умениями местных мастеров и строителей. Так и в уезде Грайворон, был ограничен доступ к камню предпочтение отдавалось кирпичной кладке, которая сама по себе задавала определенную стилистику, не предполагающую обилия декоративных деталей.

Примечательно, что через 7 лет после начала строительства храма, в 1879 г. в проект были внесены правки. В описи за 1871 г. зафиксированы ряд изменений, а на новом фрагменте чертежа стоит надпись: «Показаныяна семъ проэкте красными чернилами изменения рассмотрены и одобрены Строительным Стделением Курскаго Губернскаго Правления по протоколу от 18 мая 1879 года за № 24» и подписи губернатора, губернского инженера, губернского архитектора и старшего делопроизводителя, а вот губернский инженер сменился и подпись поставил А. Н. Еремеев.

В ходе утвержденных корректировок: на 1 сажень был увеличен объем светового барабана, добавлены 6 арочных окон в подкупольное пространство, и портики приобрели более классический вид. Если ранее карниз барабана был на одном уровне с межэтажным карнизом колокольни, то теперь он стал значительно выше. Данные изменения существенно повлияли на распределение светового потока внутри собора, улучшив естественное освещение центрального пространства. Дополнительные арочные окна, размещенные в подкупольном пространстве, способствовали более равномерному рассеиванию света, минимизируя резкие тени и создавая более комфортную визуальную среду для прихожан.

Влияние внесенных изменений на конструктивную целостность здания требует отдельного рассмотрения. Увеличение объема светового барабана, хотя и незначительное, могло потребовать усиления несущих конструкций купола. Дополнительные окна, врезанные в подкупольное пространство, могли повлиять на распределение нагрузок и теплоизоляционные характеристики стен, поэтому главному инженеру и главному архитектору необходимо было провести тщательный инженерный анализ, чтобы убедиться в безопасности и долговечности обновленного сооружения. Архивные документы, включающие сметы и отчеты о строительстве, могли бы предоставить более подробную информацию о технических аспектах реконструкции и принятых мерах по обеспечению устойчивости здания, однако они не были обнаружены.

Благодаря хорошо сохранившимся фасадам и планировке храма, можно сделать вывод, что храм был возведен с высокой степенью точности. Отдельные детали подверглись изменениям в результате, возможно, естественного временного износа и реконструкций, в частности: закладка боковых выходов с северного и южного фасадов, изменение и утрата некоторых элементов карниза и шпиля колокольни, однако в целом сооружение дошло до нас в том виде, в каком его пытался донести до нас автор проекта. Имя указанного в надписи архитектурного помощника Николая Потресова по другим документам не встречается.



Комментарии и обсуждение


Безымено. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Церковь Рождества Божией Матери построена в селе Безымено в 1884 году. Этот храм в округе был единственным каменным, который не имел своего деревянного предшественника. В советское время церковь была закрыта, разграблена и частично разрушена. Храм вновь восстановили и освятили в 1996 году. Памятник архитектуры XIX века.

16 февраля 2012, Илга Гондарева .


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.