По преданию церковь до настоящее каменной была холодная деревянная, построена от Троицы Устьшехонского монастыря, как видно из жертвуемых книг: следованной псалтири – тружеников Михаилом Сениным, Большого Требника – монахом Корнилием Колобовым и Апостола монахом Никандром в 1737 году. Церковь эта между 1737 и 1780 годах сгорела от молнии, а с нею и документы церковные. Настоящая каменная с тремя престолами, построена в 1783 г. усердием прихожан, с колокольнею и каменной оградою.
В церковном иерархическом отношении церковь была под ведением разных Епархий, а именно: в конце X столетия Св. Благоверный Великий Князь Владимир 1-й Святославович, основав в 992 году Епархию в Ростове, и вся Белозерская весь с ее церквями с 1390 года принадлежала по делам Духовного Управления Архиепископам Ростовским, из коих Григорий, хиротонисанный в 1396 г. марта 7 дня, писался Ростовским, Углицким и Белозерским, а за ним и другие до 1589 года. В начале XVI века, когда Великий князь Василий Иоаннович епископство из Перми перевел в Вологду, основав Вологодскую Епархию, Епископы с 1589 года именовались Вологодскими и Белозерскими до 1777 года, Петр Великий назначил Белозерск провинциальным городом, приписав к нему Каргополь, Чаранду, Устюжну. В 1777 он назначен уездным городом в Новгородской губернии, а с сего времени и церкви подчинены ведением по делам Новгородской Консистории.
Известно, что на селе Заболотском был скотный двор и келия, в коей постоянно жил один из братии Троицы Устшехонского монастыря для наблюдения за рабочими и уходом за скотом; так, что следы дворища и до сих пор видны. Другая половина приходских людей занимались работою на меленке, получившей свое название от монастырской мельницы, устроенной на речке Филинке, впадающей в реку Шексну, начало же поличившей из озер: Пушкинского, Туриковского и Боровского. Земли в ней более 200 д., от церкви в 5 верстах. Означенные земли среди Заболотского прихода неизвестно почему поступили во владение мещан Крохинского посада, совершенно не принадлежащих монастырю. Кроме того, как жители села Каргулина, среди коего, на берегу Шексны находится Усть-Троицкий монастырь, ныне обращенный в приходскую Каргулинскую церковь, были служителями монастыря. В настоящее время земля пахотная, сенокосная по селу и меленке с двумя мукомольными мельницами, крохинцами отдаются в арендное содержание, с коих получается по 5 летней сложности до 80 р. в год.
Приход расположен в открытой, возвышенной и болотистой местности. Церковь и домы Священно- церковнослужителей при озере Щепетове, в окружности оно не более 1 версты, вода мягкая, чистая и на вкус приятная. Озеро имеет вид круглый, плоский, грунт берегов мшистый-болотистый, а от земли сельской, принадлежащей Крохинскому посаду, берег окружен ивою и кустарником малорослой березки. Дно озера черноиловатое, вязкое, глубину местами имеет около трех с. Островов, мелей и камней подводных не имеет. Посредством канав получает воду во время весны и таяния снега из озера при деревни Мериновой находящегося, из себя выпускает во время весны и в другое через канаву же воду, которая впадает в реку Масксу, а сий последняя в одеро Белозерское. Рыба ловится окрестными жителями озера мережами, вершами.
Особые заветы богобоязненных семейств прихода состоят в том, чтобы неделю перед праздником Пророка Илии не есть скоромной и молочной пищи, а питаться постною, кроме дней понедельника, среды и пятницы; в эти дни они питаются сухоедением. У больных бывают заветы по выздоровлении ходить в обители угодников Божиих, или ставить свечи к иконам, или же по своему усердию ходить целую неделю за образами, как они выражаются, в продолжение Св.Пасхи, и носить самыя иконы по приходу. Обряды: по стаянии с полей снегов, а чаще всего в день Великомученика Георгия, крестьяне из деревень обществами идут в свою приходскую церковь, просят после Литургии отслужить молебен угоднику Божию Георгию. Возвратившись домой, отец семейства засвечает свечу пред иконами в доме, помолясь с семейством, берет икону и вербу, полученную в Св. храме в неделю Ваий, которая хранится на киоте, а крестьянка – жена хозяина дома – и дети сгоняют в первый раз со двора скотину. В праздники Благовещения Божией Матери, 25 Марта, и в Св. Пасху подают на проскомидию просфоры и потом, когда начнется сев, одну из просфор кладут в сеятельницу в овсом, выезжают в поле, молятся на Восток, Запад, Юг и Север, прося Господа, чтобы Он уродил посеянное на св. обитель и нищих, и собственное продовольствие сеятеля. Также точно поступают и с посевом ржаным.
Вырос сын, нужна ему невеста, крестьянин идет в церковь, служит молебен, советуется с духовным отцом о невесте и, получив благословение, посылает кого-либо из своих родственников к родителям невесты, и начинают сватовство. В день брака жених и невеста считают долгом быть у Литургии и отслужить молебен Царице Небесной. Жених просит священника в поезде за невестою с крестом, и после венца дружка жениха просит священника и причт проводить новобрачных в дом родителя жениха в венцах. Начинает ли крестьянин себе дом, - просит священника на закладке основания для дома служить молебен с водосвятием, дабы скропить начатое строение Св.водою и не прежде перейдет в дом новый, как тоже отслужив молебен. Во время дождей или засухи летом, червь ли появится на полях или скотский падеж, крестьяне идут в церковь, служат молебны со слезами об отвращении бедствия.
Доходу от продажи свеч 22 р.27 к., сборов кошельковых и кружечных 243 р.28 к., от рыбных ловель 15 р., от продажи хлеба при хорошем урожае получается 70 р. серебром.
Источник: Новгородский сборник под редакцией Н.Богословского. Выпуск I. Издание Новгородского статистического комитета. Новгород. 1865.