ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Каменец. Часовня Илии Пророка.


Часовня. Действует.  
Освящена в честь: Илии Пророка
Год постройки:2005.
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Сланцевский район, д. Каменец

Координаты:58.889116, 28.582107


Добавить фотографию
Часовня Илии Пророка - Каменец - Сланцевский район - Ленинградская область
Михаил Владимиров
11 февраля 2017
Часовня Илии Пророка - Каменец - Сланцевский район - Ленинградская область

БУДЬКО ВЛАДИМИР
15 августа 2003




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): БУДЬКО ВЛАДИМИР,  3 ноября 2010

Каменец, Часовня во Имя Святого Пророка Илии
Из книги В.И. Будько Север Гдовщины
Псков 2005
2002 год в истории деревни Каменец ознаменован построением часовни во имя Св. Пророка Илии. Таким образом в наших местах создан прецедент часовенного храмоздательства. Прямоугольник постройки, имеющий в основном объеме отношение длины к ширине один к двум, расположился практически на старом фундаменте, близ места исчезнувшего потока. Двускатная вознесенная крыша обита оцинкованным железом. На ней изящная маковка со крестом, укрепленная на барабане. Фронтон западного гульбища под пологой крышей осиян образом Спасителя. Ко входу ведет отсыпанная дорожка. Предполагается впоследствии прирубить граненый алтарь. Примечательно, что инициаторы перед домашним проектированием изучали практику и правила часовенного строительства. И это хорошо.
Внутреннее помещение сияет сегодня белизной свежего дерева. Высоту потолков строители старались максимально завысить. Образа и утварь расположены согласно Православному канону. Тут благое слово сказал заянский батюшка о. Роман, традиционно окормляющий жителей Каменца и округи. Им же совершен чин освящения места строительства и самое освящение, имевшее быть 2 августа с. г. Неизвещение жителей района о ходе строительства и, тем более, о освящении часовни, заведомое упущение, допущенное заинтересованными. Поразительно, что даже на сельском сходе, обсуждавшем вопрос каменецкого строительства, нашлись имущие противники возрождения Православной традиции. Впрочем, дети их трудились на строительстве наряду со всеми, по восемь часов. Жаль, лопаты им великоваты. А до той поры молодежь деревни обыкновенно сиживала на придорожной остановке. – Сие повсеместно.
Храмовые места Илии у нас в Старополье и Скамье. В последней нечестивцы с указки нечестивцев возвели «дом на костях» - на руинах и кладбище. Следует ожидать людской трагедии… К примеру, в Столбово, строившие на могилах, страшно болели и мерли. Срывший могильник Ильиной горы в Степановщине преставился прямо в поле, опершись о трость.
Ильин Камень со следом Пророка перенесен одним из козьегорских священников в момент хрущевской иконоборческой компании от д. Ожево, где он лежал близ часовни. Ожево – родина купца С.Г. Гаврилова – храмоздателя Пенино.
Почитанием Илии известны многие села и деревни округи. Например, в устье оз. Долгого д. Бор I. У места несохранившейся часовни там задерновел чтимый камень – кутейник, на который в день погребения выставлялась кутья и иконка. Домовина ставилась рядом для прощания. Повсеместно сельчане несли усопших до кутейников, расположенных по выходе из деревень, часто на перекрестье. Далее скорбная ноша возлагалась на повозку и все следовали на погост.
Ильинская часовня из камня существовала в начале Пещерской дороги в Доложске. После атеистического растаскивания ее на кирпичи здесь стали опрокидываться машины.
По сведениям Ефима Андреева в Монастырьке витийствовал иеромонах Илия, посланный утверждать Православие в земли языческие. Его деяния относятся к XVI веку. Отсюда в Монастырьке почитание Пророка Илии, сначала в малой обители, а по разрушении ее в Смуту в месте Святых дерев, называвшемся Кресты. Другие Кресты или Крестки – место Ильинской часовни в Доложске, с чтимым камнем, на коем по преданию сиживала сама Божья Матерь, прошедшая этим путем от Иван Ручья на Печеры и далее до храмового места в Заручье.
Сегодняшняя история Каменца во многом утеряна, особенно в части, касающейся Православия. Но именно Вера воспламенила души разъединенных в прошлом сельчан, собрав их на первый вседеревенский праздник со времен атеизма. По сказам, тут даже вздорившие подали друг другу руку братства. И это отрадно.
Ранее братство как обычай собирало из года в год жителей боголюбивых мест. Иные православные устраивали братские избы, а на престольные дни сообща готовили братское пиво. Братанию предшествовал обнос иконой деревни и села, все это под радостный звон колокола, под пение и ружейные выстрелы. Обычай описал волостной старшина Выскатки в XIX веке Ефим Андреев. Поразительно, что старейшины деревни под братское пиво и пирог произносили ежегодно слова братской клятвы. Делалось это в особом Святом лесу у чтимого камня, завещанного далекими предками. Праздничный стол у Каменецкой часовни собрал до сотни сельчан. По дороге насчитали до сорока машин гостей. По освящении часовни о. Роман в простоте общения сидел рядом с верующими, в соседстве с храмоздателями и представителями власти. По обычаю говорили о жизни. Воцерковление каменцев произошло в день юбилея области. Очевидно, что общее дело, дело Православия, явилось значимым шагом к возрождению деревни, записанной было в неперспективные. Неперспективен менталитет власти, рушащей храмы. Каменец, имевший когда-то 70 домов, в худшие годы насчитывал 16. Сегодня за счет приезжих число построек стало 39. Впрочем, прописанных в деревне нет, как нет проживших здесь всю жизнь. Новоявленные каменцы зачастую потомки жителей деревни. Так строитель часовни Бойков Александр Николаевич родился в С.-Петербурге, но корни его местные. Отчие гробы в Зажупанье. Староста, Максимов Александр Николаевич, увезен в город в 2-х летнем возрасте. Ныне он проживает в дедовом доме 11 лет и благодарит судьбу, что усадьбу не удосужились продать. Супруги Мурашкинцевы, стоявшие у зарождения «идеи часовни», имеют родство с деревней посредством Веры Александровны. Юрий Михайлович, будучи партийным функционером серьезного уровня, ходил в свое время по делам зажупанского прихода к Митрополиту Петербургскому и Ладожскому Иоанну. Прискорбно, но собранных сумм ввиду отказа Епархии восстанавливать храм не хватало, и они были положены на счет в банке. В дальнейшем обвал рубля превратил средства верующих в пыль. Много сожалений было по этому поводу, пока не родилась мысль строить по примеру предков часовню. И это была благостная мысль «опосля бани». Бывает и такое. В то время, когда одни грабят дома и часовни, свозя лики на Измайловский толчок Москвы, другие заняты церковным созиданием, во многом очищающим наши души. Имена их записаны в книге жизни, ведомой Господу. Новая, воцерквленная история Каменца, будет написана потомками сегодняшних строителей. Огромное спасибо им и их начинанию.
2004. В преддверии Свято-Успенского Крестного хода в селе Доложск дачники из деревни Каменец посетили Святую Пещеру на реке Долгой. Их трудами в деревне возведена часовня во имя Святого Пророка Илии.

Комментарии и обсуждение

Деревня Каменец находится в приходе Архангельского храма в с. Зажупанье
12 сентября 2011, БУДЬКО ВЛАДИМИР.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.