ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Холуново. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь


Холуново. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:не ранее 1834.
Адрес:
Кировская обл., Слободской р-н., с. Холуново

Координаты: 59.056789, 50.118468
Проезд:Трасса Р-243 Киров-Слободской. Из Слободского выезд на север, на Нагорск. От Слободского по трассе примерно 37км., после моста через р.Летку смотрим левый поворот на Сухоборку. От поворота около 2 км.



Сортировка:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 октября 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Мария
15 июля 2012
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Восстановлене Спасской церкви, 2011 год.<br>, Холуново, Слободской район, Кировская область
Восстановлене Спасской церкви, 2011 год.
Dmitry Zonov
12 августа 2011
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Артемий
12 сентября 2010
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, У Спасской церкви<br>, Холуново, Слободской район, Кировская область
У Спасской церкви
Dmitry Zonov
28 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Артемий
12 сентября 2010
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Артемий
12 сентября 2010
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Остатки росписи<br>, Холуново, Слободской район, Кировская область
Остатки росписи
Dmitry Zonov
28 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Источник на месте явления иконы Спаса Нерукотворного<br>, Холуново, Слободской район, Кировская область
Источник на месте явления иконы Спаса Нерукотворного
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 октября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Колеватых  9 марта 2012
ХОЛУНОПОЛОМСКОЕ (ХОЛУНЫЙ ПОЛОМ - ХОЛУНОВО), село.
Спасская церковь (Вознесенское Соборное благочиние).

20 апреля 1696 года Преосвященным архиереем Вятским и Великопермским Ионою дана храмозданная грамота - на «построение деревянной церкви во имя Нерукотворного Образа Спасителя». Эта церковь в 1902 году поправлена и существует на приходском кладбище.
В 1760 году приход был закрыт - с «припискою прихожан к Шестаковской Николаевской церкви», а старая Спасская церковь «предназначена была к разобранию», но в 1770 году приход вновь открыт, и службы совершались в старой церкви.
В 1822 году Преосвященным архиереем Вятским и Слободским Амвросием дана храмозданная грамота на «построение каменного храма», который заложен основанием в 1834 году.
В 1836 году каменная церковь вчерне построена и 7 ноября 1841 года освящена, с одним престолом - во имя Нерукотворного Образа Спасителя.
В 1911 году церковь расширена и освящена 2 октября этого же года.

Храмозданная грамота - от 1822 года (хранится в церкви); Метрические книги - с 1749 года.

Энциклопедия  «Храмы  Вятской  губернии  и  их  история», 2009 год 


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 января 2014

Холуново (Холунополомское). Спасская церковь, каменная, построена в 1834 году, расстоянием от г. Вятки в 71 версту, от уездного города в 40 верстах. Приписная старинная деревянная Спасская церковь построена по грамоте Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского; часовни: сельская построена в 1847 году и Пономаревская, построенная в 1882 году.

Причта по штату положено: священник и псаломщик, квартиры для причта казенные.

Земли усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 66 десятин, в наличном пользовании причта 27 десятин 600 сажень, а остальная земля находится в пользовании крестьян. Братский денежный доход: священнику 411 руб. 39 коп., псаломщику 137 руб. 13 коп., содержание от казны 392 руб. на причт. Руги собирают до 150 пудов ржи и овса.

Прихожан православных русских 703 муж. пола и 759 жен. пола. Приход состоит из 22 селений расстоянием от полуверсты до 17 верст.

Село расположено на небольшой горе, на левом берегу реки Летьки, впадающей в реку Вятка в 15 верстах от села. Около села протекает речка Холуянка – приток реки Летьки, местность лесная.

В селе церковно-приходская школа. Прихожане занимаются исключительно земледелием, вырубкой леса и сплавом его по рекам Летьке и Вятке, кроме того, многие крестьяне работают на ближайших фабриках и заводах. Пароходная пристань на г. Слободском, станция ж/дороги в г. Вятке. Село стоит на проселке.

Древние церковные предметы: старинная икона Спасителя, местно-чтимая, и икона «Благоразумного Разбойника»; Св. Евангелие, оловянные сосуды – ковчег, дароносица; крест напрестольный, старинный иконостас с иконами древнего письма; два оловянные миниатюрные паникадила и др. вещи…

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».


А.Токарев
 
А.Токарев  30 января 2014

На купели висит текст об истории обретения иконы. Легенда.
Один благочестивый мужичок, проходя мимо ключа, истекающего из угора, на котором теперь стоит деревянная церковь, и позади каменная, обе во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, вдруг увидел блеск в ключе наподобие солнечного сияния. Это было вечером уже поздно. Он усумнился и испугался, что за видение такое, разве буди клад мне видится, дай подойду ближе. Подошел ближе, видит, что икона Спасителя ему явилась, а сияние еще больше. Он в испуге и радости ушел в свое селение и рассказал там об этом, что он видел и зовет мужичков, чтобы взять этого спасителя и унести его домой. Когда пришли другие соседи с этим стариком, тогда сияния большаго уже не было, а только небольшой свет. Перекрестясь и помолившись, взяли они образ Спасителя, принесли во свое селение и поставили у этого благочестивого мужичка в другую избу, более чистую, в переднем углу. На другой день об этом узнали все жители этого местечка и пришли на поклонение сему Спасителю.
А этот уголок жителей причислен был к приходу села Лекмы. Узнал об этом потом священник села Лекмы, что явился Спаситель в этом местечке, приехал помолиться и чтобы увезти его в свою церковь, но благочестивый старик с соседями не отдавали его. Приехавшие старались было унести Образ силой, но не могли: когда хотели нести, ноги у людей не шли, когда хотели везти на лошадях, лошади не везли. Так и оставил этот священник Образ на месте его явления. А где Спаситель явился, старичок распорядился, чтобы это место огородить изгородью, а повремени срубили часовню. Об этом явлении узнали многие Лекомского и Шестаковского приходов и стали приходить на поклонение и чтобы приложиться к этой святыне. Которые приходили с верою, любовью и чистым сердцем, те получали исцеления от этой святыни.
Узнал об этом Архимандрит города Слободского и, весь город. Архимандриту захотелось унести или увезти явленный Образ Спасителя в свой монастырь и он послал Иеромонаха с двумя послушниками и гребцами, всего восемь человек, дав приказание, чтобы немедленно привезли этот Образ к нему. Посланные направились в путь, достигли места, где явился Образ и остались ночевать в доме, где он находился, так как прибыли вечером. Ночью Иеромонах видит сон. Спаситель говорит ему: Я знаю, зачем ты сюда послан и приехал, ты приехал за мной, чтобы взять меня и везти в город Слободской. Тебя послал Архимандрит за мной, но я должен быть здесь, где явился. Здесь должен быть дом моего жилища, а не там, куда ты хочешь везти меня. В ужасе и страхе Иеромонах проснулся и трепещет, думая, что мне делать с этим Образом, оставить его на месте или же везти по приказанию Архимандрита, встал с постели, умылся и помолился сему Образу и рассказал о своем сновидении всем, кто был в этом дому, но, все-таки, решился взять Образ и везти в монастырь в город Слободской.
Собрался и старик ехать, чтобы проводить Образ, который он обрел. Помолившись Образу, взяли его, принесли на шитик, поставили на место, уселись все, также и старик и поплыли. Вдруг сделалась необыкновенная буря, так что не было возможности плыть на шитике вниз по течению реки Летки, волны заплескивают в шитик, да и ходу вовсе нет. Иеромонах велел пристать к берегу и говорить всем сидящим в шитике: давайте помолимся, чтобы буря утихла. Пристали к берегу, помолились Образу и что же? Буря стихла и волны прекратились, опять стали в шитике й поплыли вниз по реке в город Слободской, но немного отплыли и шитик их совсем не пошел, то к тому, то к другому берегу пристает, то обратно плывет. Долго гребцы мучились и, наконец, стали сердиться на Иеромонаха и говорили ему: лучше оставить эту икону на месте, чем нам мучиться с ней, видишь, она к нам в город не идет, а Иеромонах в то время молился про себя в душе, как бы этот Образ доставить в монастырь. По молитвам Иеромонаха шитик опять поплыл вниз по реке. Приплыли в город Слободской, взяли Образ и понесли в монастырь. Когда Архимандрит увидел, что несут этот Образ, то вышел к нему на встречу и встретил его, как следует. Внесли его в обитель и поставили на приготовленное место. Когда слобожане узнали, что Образ уже привезен в монастырь, тогда многие приходили и исправляли молебны пред ним.
Был вечер. Церковь на ночь заперли. На другой день утром отпирают церковь, входят и видят на лице у привезенного Образа слезы, будто бы он плачет. Архимандрит велел обтереть с лица водянистые капли, думая, что кто-нибудь нарочно обрызгал Спасителя водой. К ночи Архимандрит сам осмотрел все в церкви и взял себе ключи, утром встает и идет в церковь отпирать ее, подходит к Образу и видит, действительно у Образа на глазах слезы и на лице потоки слез. Архимандрит этому не поверил, а в третью ночь явился Архимандриту сам Спаситель во сне и сказал ему: если же ты меня держишь здесь и не отпускаешь на место моего явления, в сегодняшнюю ночь ты будешь слеп, мне подобает быть там, где я явился, и на монастырь и на город я наведу смертную язву. И действительно Архимандрит пробудился и ничего не видит, пришел в страхе и ужасе, тогда попросил он этого Иеромонаха, который привез явленный Образ, чтобы привел его в церковь к Спасителю воздать Образу его молитву и отпустить Образ в то место, где он явился. Только что Архимандрит помолился и приложился к Образу, как вдруг прозрел тут же при всей братии своей, рассказал свой сон и приказал тому же Иеромонаху с послушниками и рабочими отправить сей Образ на место его явления. Иеромонах и все бывшие с ним рабочие взяли Образ и понесли до реки Вятки. Образ этот провожал и Архимандрит. Как только поставили его в шитик, гребцы не успели взяться за греби, шитик, быстрым ходом пошел вверх по течению воды, так что вода зашумела и большие волны появились от быстроты хода его и в ту же минуту шитик исчез из глаз народа. Все остались на берегу в страхе и ужасе. По рекам Вятки и Летки вверх по течению воды шитик достиг до того места, откуда вперед поплыли в монастырь, в продолжение двух часов. (По дороге от города Слободского до села Холунова 40 верст, а по воде, конечно,-больше). А благочестивый мужичок все с ними был в монастыре и обратно приехал в свое место. Принесли Образ, поставили опять к этому же мужичку.
Архимандрит посоветовал этому старику ходатайствовать пред начальством о постройке церкви и он со своими соседями выхлопотал разрешение на постройку деревянной церкви. Когда нарубили лесу и навозили на то место, где теперь стоит деревянная церковь, что-то они передумали тут строить церковь, а посоветовали построить в том месте, где теперь деревня Дворец. Начали переводить лес в деревню Дворецкую, но к утру этот лес оказывался на прежнем месте, принимались и потом не один раз перевозить лес, но он все оказывался на первом месте.

Из рукописи от 12 февраля 1902 г. Историко-статистического описания прихода села Холунополомского (Холунова) Слободского уезда.

http://www.archidesignfrom.ru/1303-selo-xolunovo-slobodskoj-rajon.html


А.Токарев
 
А.Токарев  30 января 2014

Село Холуново входит в состав деревни Юксеево, на ряду с деревнями Тиминцы, Дворец и Вага. Несколько лет оно было без жителей и поэтому утратило свой статус. Но недавно в селе стал жить А.В. Вострецов, восстанавливающий Спасскую церковь, сохранившуюся вместе с местным кладбищем. Впервые село упоминается в 1696 году, когда-то приход Спасской церкви насчитывал 32 деревни в округе и три тысячи прихожан. Теперь в прилегающих деревнях живет не больше 100 человек. Из-под горы, на которой расположен храм, бьет святой источник, около 200 лет назад на нем была найдена икона «Явленный Спаситель». О Спасской церкви был снят документальный фильм Феликсом Колышнициным, который так и назывался «Спасская церковь в Холуново», и был представлен на различный кинофестивалях.
Деревни находятся не в самом лучшем состоянии, многие дома разрушены или брошены, несколько лет назад сгорела Юксеевская сельская школа. Часть сельскохозяйственных построек находится в запустении. В советские времена церковь использовалась как склад.

http://www.archidesignfrom.ru/1303-selo-xolunovo-slobodskoj-rajon.html



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.