ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Холуново. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь


Холуново. Церковь Спаса Нерукотворного Образа
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:не ранее 1834.
Адрес:
Кировская обл., Слободской р-н., с. Холуново

Координаты: 59.056789, 50.118468
Проезд:Трасса Р-243 Киров-Слободской. Из Слободского выезд на север, на Нагорск. От Слободского по трассе примерно 37км., после моста через р.Летку смотрим левый поворот на Сухоборку. От поворота около 2 км.



Сортировка:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 октября 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Мария
15 июля 2012
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Восстановлене Спасской церкви, 2011 год.<br>, Холуново, Слободской район, Кировская область
Восстановлене Спасской церкви, 2011 год.
Dmitry Zonov
12 августа 2011
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Артемий
12 сентября 2010
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, У Спасской церкви<br>, Холуново, Слободской район, Кировская область
У Спасской церкви
Dmitry Zonov
28 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
А.Токарев
2 июля 2014
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Артемий
12 сентября 2010
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, , Холуново, Слободской район, Кировская область
Артемий
12 сентября 2010
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Остатки росписи<br>, Холуново, Слободской район, Кировская область
Остатки росписи
Dmitry Zonov
28 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Источник на месте явления иконы Спаса Нерукотворного<br>, Холуново, Слободской район, Кировская область
Источник на месте явления иконы Спаса Нерукотворного
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 октября 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Колеватых  9 марта 2012
ХОЛУНОПОЛОМСКОЕ (ХОЛУНЫЙ ПОЛОМ - ХОЛУНОВО), село.
Спасская церковь (Вознесенское Соборное благочиние).

20 апреля 1696 года Преосвященным архиереем Вятским и Великопермским Ионою дана храмозданная грамота - на «построение деревянной церкви во имя Нерукотворного Образа Спасителя». Эта церковь в 1902 году поправлена и существует на приходском кладбище.
В 1760 году приход был закрыт - с «припискою прихожан к Шестаковской Николаевской церкви», а старая Спасская церковь «предназначена была к разобранию», но в 1770 году приход вновь открыт, и службы совершались в старой церкви.
В 1822 году Преосвященным архиереем Вятским и Слободским Амвросием дана храмозданная грамота на «построение каменного храма», который заложен основанием в 1834 году.
В 1836 году каменная церковь вчерне построена и 7 ноября 1841 года освящена, с одним престолом - во имя Нерукотворного Образа Спасителя.
В 1911 году церковь расширена и освящена 2 октября этого же года.

Храмозданная грамота - от 1822 года (хранится в церкви); Метрические книги - с 1749 года.

Энциклопедия  «Храмы  Вятской  губернии  и  их  история», 2009 год 


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 января 2014

Холуново (Холунополомское). Спасская церковь, каменная, построена в 1834 году, расстоянием от г. Вятки в 71 версту, от уездного города в 40 верстах. Приписная старинная деревянная Спасская церковь построена по грамоте Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского; часовни: сельская построена в 1847 году и Пономаревская, построенная в 1882 году.

Причта по штату положено: священник и псаломщик, квартиры для причта казенные.

Земли усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 66 десятин, в наличном пользовании причта 27 десятин 600 сажень, а остальная земля находится в пользовании крестьян. Братский денежный доход: священнику 411 руб. 39 коп., псаломщику 137 руб. 13 коп., содержание от казны 392 руб. на причт. Руги собирают до 150 пудов ржи и овса.

Прихожан православных русских 703 муж. пола и 759 жен. пола. Приход состоит из 22 селений расстоянием от полуверсты до 17 верст.

Село расположено на небольшой горе, на левом берегу реки Летьки, впадающей в реку Вятка в 15 верстах от села. Около села протекает речка Холуянка – приток реки Летьки, местность лесная.

В селе церковно-приходская школа. Прихожане занимаются исключительно земледелием, вырубкой леса и сплавом его по рекам Летьке и Вятке, кроме того, многие крестьяне работают на ближайших фабриках и заводах. Пароходная пристань на г. Слободском, станция ж/дороги в г. Вятке. Село стоит на проселке.

Древние церковные предметы: старинная икона Спасителя, местно-чтимая, и икона «Благоразумного Разбойника»; Св. Евангелие, оловянные сосуды – ковчег, дароносица; крест напрестольный, старинный иконостас с иконами древнего письма; два оловянные миниатюрные паникадила и др. вещи…

В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.».


А.Токарев
 
А.Токарев  30 января 2014

Село Холуново входит в состав деревни Юксеево, на ряду с деревнями Тиминцы, Дворец и Вага. Несколько лет оно было без жителей и поэтому утратило свой статус. Но недавно в селе стал жить А.В. Вострецов, восстанавливающий Спасскую церковь, сохранившуюся вместе с местным кладбищем. Впервые село упоминается в 1696 году, когда-то приход Спасской церкви насчитывал 32 деревни в округе и три тысячи прихожан. Теперь в прилегающих деревнях живет не больше 100 человек. Из-под горы, на которой расположен храм, бьет святой источник, около 200 лет назад на нем была найдена икона «Явленный Спаситель». О Спасской церкви был снят документальный фильм Феликсом Колышнициным, который так и назывался «Спасская церковь в Холуново», и был представлен на различный кинофестивалях.
Деревни находятся не в самом лучшем состоянии, многие дома разрушены или брошены, несколько лет назад сгорела Юксеевская сельская школа. Часть сельскохозяйственных построек находится в запустении. В советские времена церковь использовалась как склад.

http://www.archidesignfrom.ru/1303-selo-xolunovo-slobodskoj-rajon.html


А.Токарев
 
А.Токарев  30 января 2014

На купели висит текст об истории обретения иконы. Легенда.
Один благочестивый мужичок, проходя мимо ключа, истекающего из угора, на котором теперь стоит деревянная церковь, и позади каменная, обе во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, вдруг увидел блеск в ключе наподобие солнечного сияния. Это было вечером уже поздно. Он усумнился и испугался, что за видение такое, разве буди клад мне видится, дай подойду ближе. Подошел ближе, видит, что икона Спасителя ему явилась, а сияние еще больше. Он в испуге и радости ушел в свое селение и рассказал там об этом, что он видел и зовет мужичков, чтобы взять этого спасителя и унести его домой. Когда пришли другие соседи с этим стариком, тогда сияния большаго уже не было, а только небольшой свет. Перекрестясь и помолившись, взяли они образ Спасителя, принесли во свое селение и поставили у этого благочестивого мужичка в другую избу, более чистую, в переднем углу. На другой день об этом узнали все жители этого местечка и пришли на поклонение сему Спасителю.
А этот уголок жителей причислен был к приходу села Лекмы. Узнал об этом потом священник села Лекмы, что явился Спаситель в этом местечке, приехал помолиться и чтобы увезти его в свою церковь, но благочестивый старик с соседями не отдавали его. Приехавшие старались было унести Образ силой, но не могли: когда хотели нести, ноги у людей не шли, когда хотели везти на лошадях, лошади не везли. Так и оставил этот священник Образ на месте его явления. А где Спаситель явился, старичок распорядился, чтобы это место огородить изгородью, а повремени срубили часовню. Об этом явлении узнали многие Лекомского и Шестаковского приходов и стали приходить на поклонение и чтобы приложиться к этой святыне. Которые приходили с верою, любовью и чистым сердцем, те получали исцеления от этой святыни.
Узнал об этом Архимандрит города Слободского и, весь город. Архимандриту захотелось унести или увезти явленный Образ Спасителя в свой монастырь и он послал Иеромонаха с двумя послушниками и гребцами, всего восемь человек, дав приказание, чтобы немедленно привезли этот Образ к нему. Посланные направились в путь, достигли места, где явился Образ и остались ночевать в доме, где он находился, так как прибыли вечером. Ночью Иеромонах видит сон. Спаситель говорит ему: Я знаю, зачем ты сюда послан и приехал, ты приехал за мной, чтобы взять меня и везти в город Слободской. Тебя послал Архимандрит за мной, но я должен быть здесь, где явился. Здесь должен быть дом моего жилища, а не там, куда ты хочешь везти меня. В ужасе и страхе Иеромонах проснулся и трепещет, думая, что мне делать с этим Образом, оставить его на месте или же везти по приказанию Архимандрита, встал с постели, умылся и помолился сему Образу и рассказал о своем сновидении всем, кто был в этом дому, но, все-таки, решился взять Образ и везти в монастырь в город Слободской.
Собрался и старик ехать, чтобы проводить Образ, который он обрел. Помолившись Образу, взяли его, принесли на шитик, поставили на место, уселись все, также и старик и поплыли. Вдруг сделалась необыкновенная буря, так что не было возможности плыть на шитике вниз по течению реки Летки, волны заплескивают в шитик, да и ходу вовсе нет. Иеромонах велел пристать к берегу и говорить всем сидящим в шитике: давайте помолимся, чтобы буря утихла. Пристали к берегу, помолились Образу и что же? Буря стихла и волны прекратились, опять стали в шитике й поплыли вниз по реке в город Слободской, но немного отплыли и шитик их совсем не пошел, то к тому, то к другому берегу пристает, то обратно плывет. Долго гребцы мучились и, наконец, стали сердиться на Иеромонаха и говорили ему: лучше оставить эту икону на месте, чем нам мучиться с ней, видишь, она к нам в город не идет, а Иеромонах в то время молился про себя в душе, как бы этот Образ доставить в монастырь. По молитвам Иеромонаха шитик опять поплыл вниз по реке. Приплыли в город Слободской, взяли Образ и понесли в монастырь. Когда Архимандрит увидел, что несут этот Образ, то вышел к нему на встречу и встретил его, как следует. Внесли его в обитель и поставили на приготовленное место. Когда слобожане узнали, что Образ уже привезен в монастырь, тогда многие приходили и исправляли молебны пред ним.
Был вечер. Церковь на ночь заперли. На другой день утром отпирают церковь, входят и видят на лице у привезенного Образа слезы, будто бы он плачет. Архимандрит велел обтереть с лица водянистые капли, думая, что кто-нибудь нарочно обрызгал Спасителя водой. К ночи Архимандрит сам осмотрел все в церкви и взял себе ключи, утром встает и идет в церковь отпирать ее, подходит к Образу и видит, действительно у Образа на глазах слезы и на лице потоки слез. Архимандрит этому не поверил, а в третью ночь явился Архимандриту сам Спаситель во сне и сказал ему: если же ты меня держишь здесь и не отпускаешь на место моего явления, в сегодняшнюю ночь ты будешь слеп, мне подобает быть там, где я явился, и на монастырь и на город я наведу смертную язву. И действительно Архимандрит пробудился и ничего не видит, пришел в страхе и ужасе, тогда попросил он этого Иеромонаха, который привез явленный Образ, чтобы привел его в церковь к Спасителю воздать Образу его молитву и отпустить Образ в то место, где он явился. Только что Архимандрит помолился и приложился к Образу, как вдруг прозрел тут же при всей братии своей, рассказал свой сон и приказал тому же Иеромонаху с послушниками и рабочими отправить сей Образ на место его явления. Иеромонах и все бывшие с ним рабочие взяли Образ и понесли до реки Вятки. Образ этот провожал и Архимандрит. Как только поставили его в шитик, гребцы не успели взяться за греби, шитик, быстрым ходом пошел вверх по течению воды, так что вода зашумела и большие волны появились от быстроты хода его и в ту же минуту шитик исчез из глаз народа. Все остались на берегу в страхе и ужасе. По рекам Вятки и Летки вверх по течению воды шитик достиг до того места, откуда вперед поплыли в монастырь, в продолжение двух часов. (По дороге от города Слободского до села Холунова 40 верст, а по воде, конечно,-больше). А благочестивый мужичок все с ними был в монастыре и обратно приехал в свое место. Принесли Образ, поставили опять к этому же мужичку.
Архимандрит посоветовал этому старику ходатайствовать пред начальством о постройке церкви и он со своими соседями выхлопотал разрешение на постройку деревянной церкви. Когда нарубили лесу и навозили на то место, где теперь стоит деревянная церковь, что-то они передумали тут строить церковь, а посоветовали построить в том месте, где теперь деревня Дворец. Начали переводить лес в деревню Дворецкую, но к утру этот лес оказывался на прежнем месте, принимались и потом не один раз перевозить лес, но он все оказывался на первом месте.

Из рукописи от 12 февраля 1902 г. Историко-статистического описания прихода села Холунополомского (Холунова) Слободского уезда.

http://www.archidesignfrom.ru/1303-selo-xolunovo-slobodskoj-rajon.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.