Как свидетельствуют письменные источники, в Знаменском-Пустошке было три храма. Первый по времени в честь Знамения Пресвятые Богородицы был построен не владельцами села и его жителями, а перенесен сюда в начале восемнадцатого столетия из села Срезнева. «Нижегородские епархиальные ведомости», N16, 1893 год, сообщали об этом, что за бунт крестьян против помещика село было «порушено». Владелец села всех молодых мужчин отдал в рекруты, остальных жителей вывезли в Муромский уезд. Церковь была перенесена в Пустошку. По названию этогохрама Пустошка стала называться Знаменским.
Долгое время по правую сторону дороги, идущей из Знаменского в Апраксино, стояла небольшая каменная часовенка, указывающая место, где стоял храм Знамения Пресвятые Богородицы, вокруг которого располагалось село Срезнево. Перенесенная из Срезнева в Пустошку церковь была деревянной, двухпрестольной. Святые престолы в той церкви были посвящены: главный — знамения Божией Матери, придельный — Нерукотворного образа Спасителя. Богослужение в ней совершалось до конца 18-го века. В церковной описи, составленной 13 августа 1802 года, говорится: «... в селе Знаменском церковь во имя Знамения Пресвятые Богородицы, деревянная, холодная, ветхая, в коей по причине ее ветхости служить запрещено». А изцерковной описи за 1810 год узнаем, что в Знаменском к этому временибыла построена уже другая деревянная и тоже холодная однопрестольная церковь во имя святителя и Чудотворца Николая, а старая была закрыта. Эта новая приходская деревянная церковь была построена владельцами села и освящена во имя святителя Николая. Церковь стала именоваться Николаевской. Но пустошане и после освящения нового храма по-прежнему продолжили праздновать день Знамения Божией Матери и день 16 августа Нерукотворного Спаса. Ежегодно при торжественном богослужении совершался крестный ход на старое кладбище, место, где стояла Знаменская церковь. Здесь служился молебен и панихида по усопшим.
Из святынь Николаевского храма особым почитанием и поклонением пользовались иконы — Знамения Божией Матери и Нерукотворного Образа Спасителя. Приходский Николаевский храм находился вне села на расстоянии в 120-ти саженях от жилых домов, на возвышенном месте по правую сторону речки Сали. По своей архитектуре он представлял собою четырехугольное продолговатое деревянное здание с одним возвышающимся массивным куполом. Крыша на храме была железная, покатая на две стороны, а над куполом — круглая. Крест на церкви был деревянный, обитый белой жестью. Колокольня с пятью колоколами на ней была соединена с церковью, построена одновременно с ней. Кругом храма — решетчатая ограда, построенная на средства прихожан.
В 1848 году местная помещица Елизавета Ивановна Сущева построила на кладбище каменный храм со склепом, в котором покоились тела усопших владельцев села из рода Сущевых. Этот храм, как и приходский деревянный, был освящен тоже во имя святителя Николая. 25 мая 1897 года в Знаменском состоялась закладка новой церкви. Это торжество совпало с днем рождения Ее Императорского Величества государыни императрицы Александры Федоровны. Торжество началось накануне, 24 мая, всенощным бдением, которое совершал приходский священник С. Троицкий с диаконом села Казаринова А. Ноготновым. На литию и величания выходили: местный благочинный — священник села Илларионова О.П. Коринфский и Лукояновского уезда священники села Болдина Н. Смирнов и села Пикшени И. Богоявленский. На торжество пришли не только жители Знаменского, но и других окрестных селений — Болдина, Пикшени, Кистенева, Селищ. После утренней литургии, которая совершена была в Никольском храме священником села Пикшени И. Богоявленским, удар церковного колокола известил к поздней литургии, которую совершили — отец Благочинный Коринфский, священники Н. Смирнов и С. Троицкий. Богослужению во многом способствовало хорошее пение четырех церковных хоров: на правом клиросе Пикшенского, под управлением священника И. Богоявленского, а на левом — трех объединенных — Кистеневского, Селищинского и Болдинского. После благодарственного молебна был совершен крестный ход на заранее приготовленное место закладки нового храма. На этом месте был водружен крест. Благодаря усилиям местных владельцев и прихожан новый храм был сооружен за два года. В 1899 году он был освящен во имя Знамения Божией Матери.
К церковному приходу села Знаменского издавна относились селенияПикшень и Аникеевка Лукояновского уезда. Но с построением в 1869 годув Пикшени церкви, эти деревни выделились из Знаменского прихода, образовав приход самостоятельный — Пикшенский. В Знаменском приходе оставались село Пустошка и сельцо Анастасово. Из четырех существовавших в Знаменском-Пустошке церквей до наших дней сохранились остатки кладбищенской каменной церкви, той самой, которая была построена местной землевладелицей Елизаветой Ивановной Сущевой.
М. Храмов "Край, где бывал Пушкин (о земле болдинской)". - Арзамас, 1999 г.