ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Теректы (Алексеевка). Церковь Алексия, митрополита Московского.

Алексеевская церковь


Теректы (Алексеевка). Церковь Алексия, митрополита Московского
Деревянная церковь.  (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Алексия, митрополита Московского
Год постройки:1912.
Адрес:
Республика Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Курчумский район, с. Теректы (б. Алексеевка)

Координаты: 48.794876, 82.763647 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.

Проезд:Проезд от г. Усть-Каменогорска по шоссе через Казнаковскую переправу и районный центр - с. Курчум






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Ларионов Иустин   1 октября 2010

Теректы (Алексеевка) Алексеевская церковь (1912 г.)

В начале XX село Алексеевское являлось центром Подгорной волости третьего крестьянского участка Зайсанского уезда. В советский период Алексеевка была центром обширнейшего Маркакольского района, в настоящее время вошедшего в состав Курчумского района Восточно-Казахстанской области. До сих пор в Алексеевке, переименованной в Теректы, сохраняется памятник православного культового зодчества – Алексеевская деревянная церковь – более известная нынешним обитателям села как здание старой библиотеки.

В дореволюционный период Алексеевская церковь входила в состав Благочиния Устькаменогорских городских и уездных церквей. Благочиние возглавлялось известным протоиереем Александром Владимировичем Дагаевым, мученически погибшим в 1920 году, а ныне причисленным к лику святых Русской Православной Церкви. Настоятелем Алексеевской церкви был священник Александр Антропов, помощником служил некто Казанцев, имя которого в источниках не указано. В данном издании приведена реконструкция этого храма, позволяющая судить о его первоначальном облике. Это вытянутое с запада на восток бревенчатое сооружение с пятигранником алтарной апсиды. Важнейшим отличием церкви от окружающей деревянной застройки было наличие купола и колокольни, которые ныне утрачены. Утраченными оказались не только вертикальные завершения храма, но также первоначальный интерьер, ограда, декоративное оформление фасадов здания, остатки которого, возможно, еще существуют, но скрыты грубой кирпичной кладкой, окончательно исказившей облик церкви. Упадок и разрушение церковной жизни в Алексеевке относится к первым двум десятилетиям советского периода, когда Алексеевская церковь разделила судьбу десятков других православных приходов на территории Восточного Казахстана. Как и другие закрытые церкви, она приспосабливалась под различные нужды, в том числе и «культурные». Так Алексеевский храм стал использоваться под сельскую библиотеку. Возможно, благодаря этому и сохранился до наших дней.

В настоящее время в Восточном Казахстане представлено три типа деревянного православного культового зодчества. Каждый тип в свою очередь представлен лишь одним памятником. Это – Богородице-Рождественская церковь в Георгиевке, Покровская церковь в Катон-Карагае, и, наконец, Алексеевская церковь в Теректах, селе, расположенном лишь в полутора-двух километрах от Китайской границы.

Данная статья является фрагментом книги: Ларионов М.М. Православное зодчество Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Издательство Восточно-Казахстанского Фонда поддержки культуры и искусства, 2007.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.