Эту церковь очень хорошо знают старожилы города и очень плохо – современные казанцы. В те недавние годы, когда вера у нас держалась «под замком», новички быстро узнавали у тех, кто уже был, как добраться до пригорода Казани с красивым именем Царицыно – креститься самим или крестить детей, исповедаться, чтоб стало легче на душе, причаститься, заказать панихиду… Думается, немало наберется казанцев среднего поколения, которые именно этой маленькой, неприметной церкви на окраине города обязаны самым важным шагом в своей жизни – святым крещением. Да, конечно, в самом городе действовали Никольский собор и церковь Ярославских Чудотворцев, но подальше было все-таки как-то поспокойнее: не дежурили у входа комсомольцы, не докладывали потом на работу… Село – оно и есть село, хотя бы даже и пригородное (сейчас уже совсем в черте города). Место это – необыкновенно красивое. Церковь ли его украшает или, оно – церковь? Бог ведает. Только редко где еще в городе или окрестностях увидишь такую панораму широкой и глубокой долины, на одном склоне которой – почти весь Советский район, а на другом – дальние леса в дымке и игрушечные домики поселков. На дне седловины – само древнее Царицыно с деревенской застройкой, над крышами которой всплывает полусферический купол церкви, и солнечно желтеет ее колокольня с огромным старым колоколом в проеме (таким огромным, что его можно различить почти за километр). Кажется, такая огромная долина могла бы вместить целую широкую реку, не меньше Казанки – а в ней струится всего лишь крошечная Нокса, на берегу которой и стоит церковь. А на другом берегу – старинное кладбище. Приход здесь существовал уже в 1570-х гг. – всего через 20 лет после покорения Казани.
Церковь в честь Царицы Небесной, в честь чудотворного Ее образа – иконы Казанской, была возведена и освящена в 1829 году. Тогда отмечалось 250-летие обретения этой святыни. С тех пор практически ничего в ее облике не изменилось, что само по себе удивительно. Какой она была снаружи и внутри в пушкинское время, такой стоит и сейчас (кстати, сам Пушкин осматривал Царицыно – потому что Пугачев напал на Казань как раз с этой стороны). Даже столбики ограды – чуть покосились, но держатся. Царицынская церковь – одна из четырех в Казани и окрестностях, чей интерьер остался практически не тронутым в советское время. Петропавловский и Никольский соборы, церковь Ярославских Чудотворцев да она – вот то, что резко выделяется сейчас из того «новодела», к которому вынуждены не от хорошей жизни прибегать реставраторы во всех прочих храмах. Уникально то, что закрыта она была всего несколько лет – в 1938-44 гг. Уже в Великую Отечественную войну вновь стала действующей и с тех пор не закрывалась.
Снаружи церковь поразительно напоминает Троицкий собор Александро-Невской лавры Петербурга – только уменьшенный во много раз. Купол и его основание здесь и там практически одинаковы. Пропорции основных частей – почти те же. Та же, желтая с белым, окраска. Тот же единственный полукруг алтаря – огромный, смотрит на широкую Неву там, маленький, смотрит на крошечную Ноксу здесь. Только над западным порталом Троицкого собора – две симметричные колокольни, а здесь – одна. Столичный классицизм там. Провинциальный – здесь. Различие только в размерах. Такова уж была особенность эпохи всеобщего господства классицизма. Все было «европеизировано» – во всяком случае, снаружи. Только во внутреннем облике многие русские церкви все же сохранили самобытные древние традиции. Царицынская – одна из таких. Поражает контраст между ее внешним и внутренним видом. Внутри все голубое, как небо. Вспоминается отзыв послов равноапостольного князя Владимира о Софийском соборе Константинополя, где русские выбирали веру: «Не знали, на небе мы или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем только, что пребывает там Бог с людьми…» Внутри Царицынская церковь красива какой-то почти неземной, благодатной красотой.
Очень намоленное место, каких мало. Здесь тоже верится, что «пребывает Бог с людьми». Лазурно-голубой, с редкими завитками позолоты, иконостас в три яруса. Трепетные свечки, как звезды, на его фоне. Они здесь постоянно теплятся, даже когда нет службы. Кажется, что народу совсем немного, даже почти нет, но люди заходят постоянно – многие идут на кладбище и по дороге ставят здесь свечи. Зато поистине переполнен храм на Радуницу и Троицкую родительскую субботу. В эти праздники поминовения усопших он поистине не имеет себе равных по красоте – среди всех храмов, которые автор этой книги где-либо и когда-либо видел. Еловые и можжевеловые ветви под потолком, обвязанные алыми ленточками – на Радуницу («Пасху усопших»), и целая роща березок – на Троицу. Очень советуем всем паломникам выкроить время и обязательно посетить эту церковь, несмотря на ее отдаленность от центра города. Особенно повезет, если вы попадете в нее в один из названных праздников, а также в престольные дни Казанской иконы (21 июля и 4 ноября н.с.). Хоть в храме и нет каких-либо всероссийски почитаемых чудотворных икон или мощей (а просто старинных, намоленных икон – очень много), зато память о самом этом месте вы увезете с собой навсегда.
Из книги "Путеводитель по святыням Казанской епархии"