В конце ХVIII века внук Бориса Петровича Шереметева - Николай Петрович - активно занялся обновлением своего имения. В частности, он перестроил древний храм Рождества Пресвятой Богородицы, а также возвёл новую церковь, которую решил посвятить Живоначальной Троице. Эту церковь решил возвести ещё его отец - Пётр Борисович. Имелся даже указ о дозволении начать строительство, датированный 19 апреля 1782 года: "...Приходские люди имели желание, чтоб имеющуюся в том селе церковь перестроить и сделать в два этажа... а ныне же они желают построить вновь особо церковь каменную вновь каменную церковь строить просителям дозволить и под фундамент велеть начать копать рвы, а каким манером оная строиться будет, план и фасад на рассмотрение прислать в домовую канцелярию немедленно. Для строения ж той церкви на подмостки и жерди дозволить вырубить из лесных его сиятельства рощей до ста дерев".
Согласно проекту, храм должен был иметь два этажа (редкость для этих мест). Что касается посвящения, то надо было "один храм сделать и освятить во имя Спаса Нерукотворного, а другой во имя Живоначальной Троицы или Воскресения Христова". Стройка началась, но через четыре года ещё незаконченное здание рухнуло. Николай Петрович отстроил храм заново и посвятил его Троице Живоначальной. Известно, что руководил работами крепостной архитектор Шереметевых - Алексей Фёдорович Миронов. Он родился в Кускове в 1745 году, получил образование в гимназии при Московском университете, однако архитектуре специально не учился. Скорее всего, знания в этой области он приобрёл, работая вместе с архитектором Карлом Бланком и другим крепостным зодчим - Фёдором Аргуновым.
В архивах хранится опись, из которой следует, что церковь, заложенная ещё в 1782 году, "совершенным строением окончена и украшена в 1796 году. Освящена самим его преосвещенством, архиепископом Ростовским и Ярославским в том же году месяца июня 9-го дня". На нижнем этаже Троицкого храма разместилась тёплая зимняя церковь. На верхнем - летняя, с роскошным барочным иконостасом и удивительными фресками. В летний храм вела сохранившаяся до наших дней деревянная лестница с резными перилами. В конце ХVIII века всю храмовую территорию с трёх сторон обнесли каменной оградой с кованными воротами и двумя угловыми часовнями. С четвёртой стороны устроили торговые ряды. Вскоре после революции храмы Вощажникова стали закрывать.
В начале 1920-х годов прошло изъятие всех церковных ценностей. Серебряная и золотая утварь в огромном количестве были вывезены из храмов, но службы пока продолжались. А в 1929 году закрывается Троицкая церковь, а вслед за ней - Рождественская и позднее, кладбищенская Преображенская. В бывшем Троицком храме устроили скотобойню, в Рождественском - цех по ремонту тракторов. Можно представить, чем в итоге эта затея обернётся: вся земля вокруг церквного здания оказалась буквально пропитана кровью животных и соляркой, при подходе к бывшему храму стоял невыносимый смрад, а в Рождественской церкви по полу даже проложили рельсы! Печальной оказалась судьба и служивших в храмах людей. Сейчас в возрождённом храме Живоначальной Троицы есть икона священномученика Феодора (Поройкова). Это последний батюшка Вощажникова, служивший здесь при советской власти.
Восстановление храмов в Вощажникове началось в 2000 году. Рассказывают, что на протяжении всего времени - и до сих пор - здесь происходят чудеса. Чудеса начали происходить практически одновременно с началом восстановительных работ в храмовом комплексе. Сказывают сельчане, что как только разобрали старую кровлю и демонтировали прогнившие балки, на пруд неизвестно откуда слетелись одиннадцать лебедей - словно благословение Божие. А когда стали открывать заколоченные старыми досками окна, внезапно обнаружилось, что одна из досок - это икона. На ней сохранилось едва различимое изображение Киево-Печерских старцев. Оно было в кошмарном состоянии, поскольку святотатцы заколотили окно рисунком наружу. Между тем оказалось, что образ содержит мощи. Исследователи предположили, что они принадлежат кому-то из изображённых святых, однако кому именно, установить так и не удалось.
Почти через год после начала реставрации, 19 августа 2001 года, в стенах зимнего храма впервые за десятилетия отслужили литургию. Служил иерей Борис Украинцев - батюшка, чьими стараниями весь храмовый комплекс сейчас поднимается из руин. А спустя ещё три года архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл освятил престолы Троицкого храма. Сейчас их три - Великомученицы Параскевы Пятницы (в память о Прасковье Жемчуговой), а также престолы во имя свт. Николая Чудотворца и Новомучеников и Исповедников Российских. К 210-летию со дня освящения храма Живоначальной Троицы (юбилей отмечался в 2006 году) церковь, наконец, удалось привести в порядок - она приобрела свой первоначальный вид.
Троицкая церковь села Вощажникова выдержана в довольно характерных для своего времени чертах. Это эффектный синтез национальной русской архитектуры - композиция "храм кораблём" - с декоративными элементами и приёмами западного барокко, укоренившегося при Петре I и пышным цветом расцветшего при Елизавете Петровне. В Центральной России к этому приёму обращались сравнительно часто при возведении крупных помпезных сооружений, обычно призванных служить ключевыми элементами городских архитектурных ансамблей или же узловыми точками на местности. Совершенно неважно, что хотели выстроить зодчие - тяжеловесный храм соборного типа или элегантную церковь в традициях, напоминающих о русской старине. Исторический прообраз можно усмотреть, например, во Всехсвятской церкви Горицкого монастыря - при том, что она на сто лет моложе, и в Воскресенском соборе Шуи, и в Михайло-Архангельском соборе одноимённого монастыря в Юрьев-Польском. Барокко, взяв форму, обогатило её собственным содержанием - учитывая присущие стилю роскошь и размах, можно говорить не о "храме кораблём", а скорее о "храме дворцом": в церковную архитектуру всё сильнее проникали светские элементы, урок, преподанный столичными и заморскими зодчими, активно осваивался уже и в провинции.
Интересно, что рядом стоящая церковь Рождества Пресвятой Богородицы не сильно старше Троицкой, но выглядит куда более архаично и традиционно (если не считать, конечно, "петербургской" колокольни и иметь в виду собственно церковь). Её фасады не расчленены лопатками и карнизами, окна убраны в наличники, аппелирующие к исконно русской зодческой школе. Разумеется, сложная криволинейная кровля - это веяние западных архитектурных традиций. Однако на этом стилистическое единство сестёр церквей, по большому счёту, и заканчивается. Но всё-таки, благодаря объёдиняющим два сооружения пятиглавому завершению и эффектной колокольне со шпилем - вертикальной композиционной оси, - оба вощажниковских храма смотрятся именно сложносоставным ансамблем, а не просто "двумя церквями рядом". Пятиглавие - "визитная карточка" православного храма, оставляющая, однако, достаточно места для полёта творческой фантазии зодчих. Барабаны Троицкой церкви - восьмигранные, в виде параллелепипедов со срезанными углами. Главки характерные для барокко - с перетяжками, цоколь главки по форме повторяет изгиб криволинейной кровли. Двухэтажная трапезная с притвором достаточно типична для барочных храмов, а вот маленькая колокольня, практически звонница, установленная поверх притвора, - действительно оригинальное решение. Апсида храма также двухэтажная, с декоративными элементами (наличниками), повторяющими убранство трапезной. Столь же характерны для барокко геометрические наличники, карнизы и пилястры, дробно крест-накрест расчленяющие фасады.
Интересно, что в разных регионах России формировались свои уникальные наборы художественных решений в рамках стандартной схемы "наличник-пилястра-карниз". Так, можно говорить, например, о "торопецком барокко", "осташковском барокко" и т. д. С точки зрения внутреннего устройства Троицкая церковь - двухэтажный храм традиционной для русской архитектуры композиции, развитый по оси "восток-запад" и чётко разделяющийся на притвор, трапезную, собственно храм и алтарную часть. Вход для зимнего и для летнего храмов единый, он размещается в маленькой западной пристройке. В основной, летний храм, располагающийся на втором этаже, от самого входа ведёт большая деревянная лестница с резными перилами. Лестничные пролёты располагаются в притворе, в двухэтажном пространстве под колоколенкой. Эта часть внутреннего объёма особо выделена и на фасаде храма - это крайний западный объём с одним окном на уровне второго этажа, ограниченный с обеих сторон двойными пилястрами. Далее попадаем в трапезную. Это достаточно просторное пространство с одним рядом окон и забелёнными стенами, имеющее три арочных проёма в помещении собственно церкви. Главный объём буквально пронизан естественным светом - это всемерно способствуют по два ряда больших окон на северном и южном фасадах, плюс раскрытые внутрь круглые окошки кровли - люкарны, и в центральный световой барабан. Стены, простенки, оконные проёмы, своды и потолок храма сплошь покрыты высокохудожественной росписью. Росписи были выполнены крепостными художниками графа Шереметева, главным образом Иваном Аргуновым. Известно, что как раз в те годы он много времени проводил в Вощажникове.
Специалисты говорят, что альфресковое письмо, например, в Троицком храме, очень сложное и многослойное. Сначала делали прорези, потом готовили краски - "на яйце, да на пшеничной ареной воде", с добавлением масла, скипидара и олифы. Готовые настенные картины покрывались олифой. Как оказалось, именно благодаря этим прорезям фрески уцелели, хотя время и условия внутри храмов, превращённых в скотобойню и тракторный цех, нанесли огромный ущерб краскам. Алтарную часть отделяет богато оформленный четырёхъярусный иконостас - один из самых роскошных барочных иконостасов во всей Ярославской губернии! В интерьере ведутся реставрационные работы. На постоянной основе службы проходят в нижнем, отапливаемом храме. Это помещение с низкими потолками и тяжеловесными сводами. О толщине капитальных стен можно составить представление по широченным подоконникам и глубоким оконным проёмам. Обе церкви были полностью разорены в советское время. Более того, из-за небрежного использования в безбожные годы, серьёзный ремонт требуется уже и самим несущим конструкциям.
Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №315, 2018 г.