«…Село Новоселка-Зюзино расположено в живописнейшем месте, на вершине холма. Неподалеку от села протекает речка Сотьма, берущая начало в Сарском болоте и впадающая в реку Устье.
Из древней истории села: «В Богородском стану за дьяком Иваном Варгановым Еремеевым купленная вотчина, что он купил у вдовы Феодоры, жены окольничего Алексея Ивановича Зюзина, да у ее детей у Григория да Василия Алексеевых детей Зюзина село Новоселки на пруде. А в ней церковь Симеона Богоприимца, деревяна. А у церкви поп Тихон Корнильев, дьячок Ивашко Гаврилов...»
Из документа следует, что село в древности принадлежало окольничему Алексею Ивановичу Зюзину, после смерти которого, оно переходит во владение дьяка Ивана Еремеева. Вторая часть названия села сохранила память о его первом владельце. В синодике Борисо-Глебского монастыря записан род Алексея Зюзина, где он поминает своих умерших родственников схимонаха Гурия, схимонахиню Фотинию и схимонаха Иосифа. Вероятно, Гурий и Фотиния родители Алексея Зюзина, принявшие постриг перед кончиной.
В конце ХVІІІ века селом владеет князь Михаил Михайлович Щербатов, историк, общественный и государственный деятель, идейный противник императрицы Екатерины II. Известность Щербатову принес его трактат «О повреждении нравов в России», где были подвергнуты острой критике петровские преобразования.
Он считал грандиозной ложью, что до Петра I Россия представляла собой нечто замшелое и невероятно отсталое. Яростно защищая права старого дворянства на владение поместьями и крепостными, он также доказывает дворянам необходимость заниматься торговлей и фабричным делом. Эти мысли перекликаются с намерением реформировать Новоселку. Занимаясь благоустройством своего борисоглебского села, он хотел показать пример всему российскому дворянству.
Князь в 1780 году соединяет Новоселку с соседней деревней Погибельцево, отстоящей в полуверсте от села, ставит на свои средства новую каменную церковь во имя Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца. Новоселку мечтает сделать крупным торговым центром Ростовского уезда. В его соседнем поместье Нагорье в Переславском уезде работала шляпная фабрика. Видимо, и в Новоселке М.М. Щербатов хотел открыть подобное производство. Из других своих вотчин он привез швейных мастеров. Но его планам не суждено было осуществиться, их оборвала смерть князя в 1790 году.
Старожилы села утверждают, что село на всю округу славилось своими мастерами и мастерицами. По данным 1878 года о кустарных промыслах в Ростовском уезде, в селе Новоселка крестьяне занимались шитьем кафтанов, чуек (чуйка мужская верхняя зимняя одежда), пиджаков, штанов и жилеток. Этим село славилось на весь уезд.
В ХІХ веке селом владела Ирина Тимофеевна Шаховская, родственница Щербатовых. Одна из шести дочерей князя вышла замуж за князя Ф.П. Шаховского.
Церковь в селе была закрыта и разграблена 1936 году. В памяти старожилов сохранились имена последних священнослужителей - Дмитрий Сергеев и Иван Мансветов. До сих пор стоят вокруг церкви 8 пихт, привезенных и посаженных последним священником Иваном Мансветовым.
Уже после закрытия храма, по рассказам старожила села Антонины Васильевны Самыловской (Голышкиной), церков-ный колокол использовался как часы. Ее отец каждый час поднимался на колокольню и давал звон. Последний раз звонил в 2 часа ночи, а первый в 6 утра. Погиб он от рук бандитов, которые приехали в село с целью ограбить зажиточную крестьянку. В 1970-х годах местные ребятишки раскопали могилу священника, надругались над останками, вынули из могилы крест и Евангелие, которые продали одному местному жителю. По словам Антонины Савельевой, человека, купившего эти вещи, потом всю жизнь преследовали несчастья.
Сейчас церковь стоит в запустении, хотя сохранность у нее довольно хорошая. Силами местных жителей обихаживается могила последнего священника храма, над ней, за алтарем храма, поставлен крест…»
Источник: Лапшина С. А., Субботин А. Н. Путеводитель по Борисоглебскому району. - Борисоглебский: Факел: ИП Батуева Е.В., 2013, стр. 103-106.