Характерный для района сельский храм, объемная композиция и декор которого выдержаны в традициях костромского культового зодчества 17 столетия. Расположен у пологого склона холма к востоку от небольшого села, рядом с железной дорогой. Церковь Троицы с приделом Смоленской Богоматери возведена в 1772 г. на средства прихожан и других жертвователей. Видимо, в нач. 19 в. основание колокольни укрепили контрфорсами, примыкающими к углам четверика, а несколько позже к его северному фасаду пристроили палатку, от которой уцелел небольшой фрагмент стены. Первоначально церковную территорию, включающую приходское кладбище, ограничивала канава и земляная насыпь, а в нач. 20 в. соорудили ограду с воротами перед западным входом в храм. Утрачен свод трапезной и главка над центральным проемом ворот, от ограды по южной границе участка частично сохранился кирпичный цоколь и несколько столбов, к которым крепилась металлическая решетка. Первоначально кирпичные стены церкви были покрыты слоем известковой обмазки.
Двусветный храмовый четверик увенчан пятью чешуйчатыми главками на глухих цилиндрических барабанах, возвышающихся над четырехскатной кровлей. С востока к нему примыкает полуциркульная апсида, а с запада – равновысокая ей трапезная, распространенная к югу приделом, полукруглый алтарь которого частично прикрывает стену храма. Стройная колокольня с приземистым нижним четвериком и восьмигранным столпом, завершенная шатром с маленькой главкой, поставлена по основной оси трапезной и соединена с ней небольшим притвором.
Все объемы церкви связаны невысоким цоколем, украшенным поребриком. Углы храмового четверика фиксированы широкими огибающими лопатками, крепующими трехчастный карниз, состоящий из узких лент поребрика, гладкого фриза и трехрядной пилы под несколькими полочками. На боковых фасадах оси проемов не совпадают. При регулярном расположении трех окон второго света на северном фасаде размещено одно окно, смещенное к востоку, а на южном – дверь и окно, также приближенное к восточному углу. Все проемы имеют коробовые трехцентровые перемычки и заключены в наличники с двухполочными подоконниками на ступенчатых кронштейнах и узкими полуколонками, поддерживающими карниз с фронтоном-кокошником, острый киль которого во втором ярусе врезается во фриз венчающего карниза. Такое же обрамление имеет и обведенный валиком южный вход. Над его перемычкой выложена небольшая прямоугольная ниша-киот для иконы. Стены апсиды, трапезной и южного придела завершены карнизами с поребриком и трехрядной пилой. Окна – три в апсиде, два на северном фасаде трапезной и три в приделе (одно из них расположено на скруглении алтаря) заключены в наличники, аналогичные храму. В отличие от них наличник заложенного окно на западном фасаде придела имеет полуциркульный фронтон. Глухие барабаны глав декорированы карнизами с поребриком и рядом кронштейнов, ступенчато расширяющихся кверху.
Углы нижнего четверика колокольни подчеркнуты огибающими лопатками, а над узкими карнизами с поребриком по всем фасадам возвышаются крутые треугольные фронтоны. Над растесанным западным входом сделана прямоугольная ниша для иконы. Ступенями перед входом служат два крупных, грубо обработанных гранитных блока. Особую стройность высокому восьмигранному столпу придают двухуступчатые лопатки на ее ребрах. Между ними, зажаты ложные окна в рамочных наличниках с замками. В нижней части этого яруса проходит поясок поребрика, такой же поясок повторен в основании украшенного изразцовыми вставками гладкого фриза, помещенного под трехрядной пилой в основании арок звона. Цветные изразцы вставлены также в парапеты ограждения арок. Грани шатра с тонкими гуртами на ребрах прорезаны тремя ярусами слухов.
Внутри храмовый четверик перекрыт сомкнутым сводом. В алтарь, завершенный конхой с распалубками над окнами, ведет широкая арка. Разрушенный свод трапезной, судя по угловым ребрам, был поперечным лотковым. Алтарь придела перекрыт конхой с распалубками над окном и угловой нишей. Первый ярус колокольни завершен коробовым сводом, в притворе ранее существовало плоское перекрытие.
В храме фрагментарно сохранилась настенная живопись кон. 19 в., исполненная маслом в позднеакадемической манере. В своде алтаря в тянутой раме-квадрифолии написан образ Троицы Новозаветной (в иконографии «Отечество»). В шелыге свода храмового четверика написана крупная 16-лепестовая розетка, на боковых и западном лотках помещены фигуры ангелов и архангелов, представляющие Собор небесных сил, а на восточном написаны солнце и луна, первоначально сопровождавшие крест Распятия, венчавший иконостас. Основание свода отмечено широким тянутым карнизом. На северной стене храма под окнами второго света сохранились два клейма в тянутых рамах, содержащие поясные прямоличные изображения московских святителей Филиппа и Алексия. Письмо беглое, без тщательной проработки формы. Цветовая гамма высветленная, фоны композиций и клейм голубые. Тянутые рамы были тонированы по профилю. Фрагмент орнаментального декора на своде апсиды содержит характерное для времени жесткое ленточное плетение.
Ворота имеют трехарочную композицию – проезд, фланкированный двумя калитками. Средняя, более крупная арка увенчана четырехгранной филенчатой тумбой для утраченной главки. Полуциркульные перемычки арок по внешнему контуру декорированы полочкой с рядом сухариков, а пилоны основания – прямоугольными филенками. Четырехгранные столбы ограды были увенчаны несложными карнизами.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 184; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 240 № 627; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 158; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 197-199.
http://svodokn.ru/object/111987122?open=true