ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Усть-Сыны. Церковь Илии Пророка.


Усть-Сыны. Церковь Илии Пророка
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Илии Пророка
Год постройки:Между 1910 и 1914.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Пермский край, Краснокамский район, с. Усть-Сыны, ул. Речная, 36

Координаты: 58.043787, 55.573323
Вопрос модератора:как проехать?.



Сортировка:

Церковь Илии Пророка, , Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
Ольга Ш
26 июня 2021
Церковь Илии Пророка, , Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
А.Токарев
30 мая 2012
Церковь Илии Пророка, , Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
А.Токарев
30 мая 2012
Церковь Илии Пророка, , Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
А.Токарев
30 мая 2012
Церковь Илии Пророка, вид с южной стороны<br>, Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
вид с южной стороны
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
13 мая 2012
Церковь Илии Пророка, правый придел<br>, Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
правый придел
Ольга Ш
26 июня 2021
Церковь Илии Пророка, , Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
Ольга Ш
26 июня 2021
Церковь Илии Пророка, Завершение колокольни церкви<br>, Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
Завершение колокольни церкви
Гранковский Владимир
25 июля 2018
Церковь Илии Пророка, окончание колокольни<br>, Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
окончание колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
13 мая 2012
Церковь Илии Пророка, южное крыльцо<br>, Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
южное крыльцо
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
13 мая 2012
Церковь Илии Пророка, Иконостас, приобретённый на средства благотворителя  Николая Павловича Сухорукова, сохранился и по сей день стоит в храме<br>, Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
Иконостас, приобретённый на средства благотворителя Николая Павловича Сухорукова, сохранился и по сей день стоит в храме
Елена Григорьева
??
Церковь Илии Пророка, , Усть-Сыны, Краснокамск, город, Пермский край
Ольга Ш
26 июня 2021



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 

Селению Усть-Сыны около 300 лет по мнению старожилов, может и больше. Известно поселение с 1790 г. С 1869 г. оно упоминается как «деревня Усть речки Сын». Селом стало называться с 1915 г. после постройки храма. Селение разрослось и к концу 19 в. здесь насчитывалсь около ста дворов. Вместе с первыми дворами в деревне была построена деревянная часовня во имя пророка Илии. Святого выбрали не случайно. Каждое лето в селении горели дома от молний во время грозы, и поэтому крестьяне решили построить у себя часовню в честь пророка Илии, чтобы он был их небесным покровителем. С тех пор, как часовня была построена, пожары от молний в деревне прекратились...

В 1910 г. было получено разрешение епархиального начальства и на месте старой деревянной часовни был заложен храм в честь пророка Илии. В 1914 г. его строительство завершилось. Главным строителем храма был купец Матвей Филиппович Кусков, могила которого находится рядом с церковью по сей день.

Освящение нового храма состоялось по благословению архиепископа Адроника, Пермского и Кунгурского 28 декабря 1914 г. Вот что пишут «Пермские епархиальные ведомости» за 1915 г. об этом событии: «С разрешения и благословения Преосвященнейшаго Андроника происходило 28 минувшего декабря давно ожидавшееся местными прихожанами освящение нового храма в честь пророка Илии. Литургию, чин освящения, а 27 декабря и всенощное бдение совершил благочинный о. И. Топорков, в сослужении местного и соседняго села Новопаинского причтов.

Во время богослужения и чина освящения пел приглашенный для этого из села Говырина церковный хор под управлением священника Петра Конюхова. К сожалению, предшествовавшие дню освящения крепкие морозы, а потом переметенныя снегом дороги помешали окрестному населению собраться на наше церковное торжество в том количестве, в каком обыкновенно откликается на такие события русский православный люд. Но все-таки посетителей праздника и добровольных приношений с их стороны было немало»...

Пророко-Ильинскую церковь строили всем селом, но главным меценатом был Кусков Матвей Филиппович. Он владел здесь своей лавкой, в которой было все необходимое для деревенского люда. Существует занимательная легенда о том, как купец Матвей Кусков смерти избежал. За товаром для лавки ездил Матвей в город. Однажды возвращался он в родное село и остановился со своим обозом на постоялом дворе, который стоял посреди леса в глухом месте. Залез после ужина на печь и случайно услышал разговор хозяев, что собирались они его, Матвея, порешить, а добро присвоить себе. И взмолился тут купец о своем спасении Николаю Угоднику в самый страшный момент своей жизни. И вдруг, когда хозяин уже замахнулся топором, раздался в окошко громкий стук: подъехали другие обозчики и стали вызывать Кускова. Некуда было деваться хозяину, взял он слово с Матвея, чтобы молчал, и отпустил восвояси. А когда он двинулся в путь, попутчиков нигде не оказалось, только пустынная дорога, да тень от обоза. Вот тогда и решил Матвей Кусков построить в Усть-Сынах церковь. В доме купца Кускова открыли и первую в Усть-Сынах школу, где на первом этаже была лавка, а на втором учили крестьянских детей.

Большой вклад в строительство церкви внес Николай Павлович Сухоруков. На его средства был приобретен иконостас, который и по сей день стоит в храме. По свидетельству журнала Оханского уездного собрания за 1911 год, был самым богатым землевладельцем. Колокола были отлиты медные с примесью серебра. Когда они звонили, то их звон раздавался на всю округу. Люди, заблудившиеся в лесу, на болоте, по их звону находили дорогу домой.

Храм был построен деревянный, на каменном фундаменте, с деревянной шатровой колокольней, покрытой железом. В это же время построили каменную просфорню с трапезной. Позднее построили церковный дом для священника. До этого времени служащий священник с семьей жил в частном доме. По штату в церкви полагался один священник и один псаломщик.

Расстоянием сия церковь от епархиального совета и губернского города Перми в 45 верстах (48 км), от местного благочинного в заводе Нытвенском в 20 верстах, от ближайшей железнодорожной станции Шабуничи в 14 верстах.

Ближайшие к сей церкви: Симонятская, Говыринская в 9 верстах, Воробьевская в 10 верстах.

Первым священником в храме пророка Илии был Валериан Рафаилович Петров. Он родился в 1871 г. в семье священника. Обучался в Пермском Духовном Училище, в 1889 г. вышел из 3 класса и определен исполняющим должность псаломщика в Введенскую церковь с. Тюинского Осинского уезда. С 1892 г. проходил воинскую службу, затем в 1897 г. был определен исполняющим должность псаломщика к церкви с. Мисинского Красноуфимского уезда. В 1902 г. был утвержден в этой должности. В 1904 г. перемещен в с. Успенское Пермского уезда, где был рукоположен во дьякона на вакансию псаломщика. С 1905 г. состоял законоучителем Успенской церковно-приходской школы. В 1907 г. после сдачи экзамена был рукоположен во священника на дьяконскую вакансию к церкви с. Ошиба Соликамского уезда. В 1910 г. перемещен на дьяконскую вакансию к Новопаинской церкви Оханского уезда. Годом позже перемещен на вакансию второго священника при той же церкви с откомандированием для служения в с. Усть-Сыны. При этом отец Валериан состоял законоучителем земских школ Усть-Сыновской и Конец-Борской. 2 апреля 1914 г. за заслуги по духовному ведомству награжден набедренником, а в 1921 г. за выслугу лет, усердие на службе и очень хорошее поведение был награжден скуфьей. Умер батюшка в 1922 г. и похоронен в церковной ограде храма за алтарем.

После смерти о. Валериана вторым священником Пророко-Ильинской церкви стал Николай Алексеевич Мотырев. Родился в 1886 г. 9 мая в семье крестьянина. Образование получил в двухклассной школе и прошел пастырско-богословские курсы в Перми в 1922 г. По прохождении курсов рукоположен Преосвященнейшим епископом Селивестром в сан дьякона с прикомандированием к Сергиевской церкви г. Перми от 31 марта 1922 года. Декабря 18-го дня 1922 г. рукоположен Преосвященнейшим епископом Николаем в сан священника с назначением к Пророко-Ильинской церкви села Усть-Сыны Пермского уезда. К тому же он еще в 1912 г. окончил курсы певческой грамоты.

Штатного псаломщика при Усть-Сыновской церкви в это время не было. С марта месяца 1923 г. эту должность временно исполнял сын первого священника о. Валериана Николай Петров (род. 6 ноября 1901 г.), бывший воспитанник Пермской Духовной Семинарии.

Внештатной просфорней при храме была вдова священника Валериана Таисия Павловна 1879 г.р., она исполняла эту должность с декабря 1922 г.

На должности церковного старосты с сентября 1923 г. состоял председатель ответственного органа церкви - крестьянин села Костарев Андрей Макарович 41 года.

После отца Николая священником Пророко-Ильинской церкви с 1925 по 1929 г.г. стал Петр Евстафьевич Розов.

Согласно сведениям на 1929 г., записанными о. Петром в религиозном объединении с. Усть-Сынов Пророко-Ильинского прихода в регистрационных списках значилось 132 члена обоего пола. А всего число верующих свыше 18-летнего возраста, исполняющих христианские религиозные обязанности составляло 433 человека обоего пола. Количество нечленов, непосещающих собрания объединения - 49 человек обоего пола.

В 1930-е г.г. вовсю раскручивается маховик репрессий по отношению к духовенству. Священнослужителей и верующих изгоняли, арестовывали, изгоняли в ссылки, мучили бесчисленными и бессмысленными судебными процессами и просто расправлялись без всяких причин и объяснений.

В 1929 г. священника Петра Розова направили из с.Усть-Сыны служить в с. Усть-Качка. О дальнейшей судьбе о. Петра известно из рассказа его младшей дочери Марии Зелениной: «В июне 1934 г. ночью приехали какие-то люди. Все иконы из церкви вынесли, положили в ящики, погрузили в катер. Отца арестовали и забрали с собой. Семья осталась на улице (из сторожки их выгнали), изо дня в день ожидая ареста. Ютились по чужим домам».

В 1930-е г.г. церковь хотели закрыть, но сельчане ее отстояли. А вот колокола пришлось снять. Церковные книги один из селян по фамилии Бабенышев положил в сундук и закопал неподалеку от церкви. Когда стало в стране потише, он решил их снова достать. Но сколько ни копал на том месте, ни сундука, ни книг он не нашел. Усть-Сыновцы решили, что священные книги «ушли в землю»...

В Советское время наступил продолжительный период напряженных отношений между государством и Церковью. Власть жестко контролировала все сферы церковной жизни. На священнослужителей писали доносы, верующих притесняли, унижали, ограничивали в социальных правах. Молодежь не пускали в храмы, срывали с груди крестики. И все это время церковь святого пророка Илии оставалась одним из немногих, действующих в епархии. Храм пророка Илии известен всем жителям Краснокамского района. Многие поколения краснокамцев крестились, венчались в нем, получали духовную поддержку. Пророко-Ильинский храм не закрывался даже в годы гонений на церковь в Советскую эпоху.

В 2014 г. храм Пророка Божия Илии отметил свой вековой юбилей. Вот уже сто лет возносится молитва из стен Пророко-Ильинской церкви за первых её строителей и жертвователей: Кускова Матвея Филипповича, Селивановских Александра Васильевича, Сухорукова Николая Павловича. Прихожане храма, жители села хранят память о первых меценатах.

История храма Илии Пророка, с сокращениями, http://iilia-prorok.cerkov.ru/istoriya-xrama-proroka-ilii/



Комментарии и обсуждение


Пророко-Ильинская церковь деревянная, пригород Краснокамска, с. Усть-сыны. Построена в 1914 г. прихожанами. Освящена 28.12.1914 г. Закрыта в 1935 г. Возвращена верующим.

28 марта 2011, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) Валерий Антипин.

Церковь снова начала работать
10 сентября 2012.