Начало Усть-Выми связано с именем одного из крупнейших деятелей средневековой Руси Стефана Пермского - выходца из Великого Устюга. Блестяще образованный иеромонах Стефан (он набирался премудрости в ростовском монастыре св. Григория Богослова, одном из центров российской книжности того времени) в 1379 г. отправляется «в землю Пермскую, на Вычегду, на проповедь Слова Божия среди нечестивья племени пермян». В 1380 г. он добирается до устья реки Вымь. Вымско-вычегодская летопись так повествует об основании Усть-Выми: «Приде Стефан на место, глаголемое Усть-Вымь, и тамо водворися, зане бысть то место ему во всем по обычаю паче иных мест тогда бысть лесно и нача жити при древес и келью и дом молитвенный устроих себе...» Место было выбрано не случайно - здесь, на перекрестке речных путей находилась одна из главных «кумирниц» пермян.
В 1383 г. была образована Пермская епархия, а Стефан стал черным епископом Пермским. Образование епархии имело огромное значение для Коми края - по сути, это означало присоединение его к Московской Руси. С этого времени начинается расцвет «владычного городка» Усть-Выми, ставшего административным и религиозным центром огромного края. Усть-Вымь была важным центром проведения московской политики на Северо-Востоке.
Стефан разворачивает обширное строительство. Уже в 1384 г. «создана бысть обитель его большая, потом епискупия на Устьвыми на владычном горожке. Владыко Стефан на Устьвыми создвич большой соборный храм Благовещения пересвятые Богородицы и другой меньшой храм монастырской архистратига Михаила». Считается также, что при Стефане была построена еще и Никольская церковь. Эти деревянные церкви были одними из первых на Коми земле. Бурная деятельность Стефана не ограничивалась строительством. Он, зная древнекоми язык (по преданию, его мать была зырянкой), создал пермскую азбуку и положил начало книгописанию на этом языке, открыл первую школу в Усть-Вымском Михайло-Архангельском монастыре для подготовки священнослужителей, занимался иконописью. Преподавание в школе велось на пермском языке. В Усть-Выми велось летописание. В частности, именно здесь в конце XVI - начале XVII вв. была написана уже цитировавшаяся Вычегодско-Вымская летопись - единственный дошедший до нас летописный свод, созданный на Коми земле. Так что Усть-Вымь с полным основанием можно назвать первым очагом просвещения в Коми крае, давшим новый, мощный импульс народной культуре. Стефан Пермский умер в 1396 г. в Москве и похоронен был в церкви Спаса на Бору. Еще с XV в. Русской Православной Церковью он почитался как святой.
Усть-Вымь жила и развивалась. При преемниках Стефана - Исаакии (1397-1416), Герасиме (1416-1443), Питириме (1443-1455), Ионе (1456-1470) и Филофее (1471-1501) продолжалась христианизация Коми края. Ко времени Филофея относятся и первые описания Усть-Выми как поселения. В жалованной грамоте великого князя Ивана Васильевича епископу Филофею на вычегодские и вымские земли, составлявшие епископскую вотчину (1490 г.), мы читаем, что в Усть-Вымском городке был «двор идадычен большей», еще один двор-усадьба «владычня брата», осадные дворы оквадских, ибских и коквицких крестьян, 2 крестьянских и 1 священнические дворы, да на посаде 17 жилых дворов». Как видим, центр Пермской епархии был совсем небольшим поселением.
Однако небольшой городок со времен Стефана был окружен внушительными валами с деревянными стенами. В упоминавшихся «осадных дворах» в случае опасности отсиживалось местное население, укрывавшееся за стенами городка. Время было смутное, тревожное. Уже в 1385 г. «владыко Новгородский» послал дружинников «воевати пермскую епархию», но в тот раз до Усть-Выми не дошли, были разбиты устюжанами. Однако в следующем году новгородцы опять «воевали» вычегодские волости - шла яростная борьба за власть между Новгородом и Москвой. В 1392 г. к Усть-Выми подступили вогуличи, городок не взяли, но пожгли посады. В 1450 г. городок пытались взять ветчине, но опять безуспешно. Епископы Герасим и Питирим погибли насильственной смертью. Позднее они, а также епископ Иона были канонизированы Русской Православной Церковью, и вместе со Стефаном Пермским составили Собор усть-вымских святых.
Но постепенно значение Усть-Выми начинает падать. Влияние Московского государства распространилось на зауральские племена, и они перестают совершать набеги на Коми землю, теряет свое значение Новгород, и прекращается междоусобная борьба за вычегодские и двинские земли. В конце XV в. епархия получает название Пермской и Вологодской, а ее центр постепенно перемещается в Вологду. В 1564 г. резиденция архиерея была официально перенесена из Усть-Выми в набирающую силу столицу Русского Севера. Из форпоста Московской Руси Усть-Вымь становится тихим погостом, затерянным в глуши северных лесов, вдали от эпицентров политической и экономической жизни государства.
В XVII - XIX вв. Усть-Вымь - тихое село, впрочем, сохранявшее память о своем былом величии. В XVII в. оно по-прежнему делилось на городище и посад, что не характерно для сельских поселений. В писцовой книге 1608 г. указывалось, что еще сохраняется «владычне дворовое место, что был двор прежних епискупов», но постоянно уже никто здесь не жил». Писцы отметили, что на городище были «иные места владычных крестьян, а имен им не помнят». Вероятно, еще долго сохранялись и укрепления, потерявшие свое оборонное значение.
О былой славе Усть-Выми напоминало большое количество церквей. На одном из холмов, на городище, возвышалась известная еще со времен Стефана соборная Благовещенская церковь. Рядом с ней, вероятно, в XVI в. была построена часовня, где помещались богато украшенные гробницы пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы. В 1628 г. она уже числится церковью. Там же, на городище, стояла и Стефановская церковь, по-видимому, построенная в 15 в. На соседнем холме, на территории посада, возвышались Михайло-Архангельская и Никольская церкви. При них был небольшой монастырь. В 1604 г. он представлял собой келью, где жил «черный поп Варлаам», и две кельи, в которых ютились нищие, питавшиеся «от церкви Божией». Этот монастырь был упразднен в 1764 г.
В монастыре и церквях хранились многие древние документы, ценные иконы и утварь. До нас дошло, например, описание гробниц епископов Пермских - Герасима, Питирима и Ионы: «а на гробницах покров крашенина синя, а на верху крашенины камка адамашка лазорева, а на покрове вышит крест серебром, около покрова бармы, да у гробницы 5 свеч поставных да образ во имя Пермских Епископов Герасима, Питирима и Ионы, а над ними в облаце образ Воплощения Пресвятой Богородицы писан на золоте, а у образа пата серебряна золочена, да 3 гризны серебра белы...» (1608 г.).
Но время да пожары не пощадили усть-вымскую старину. Деревянные церкви неоднократно перестраивались. В описании 1608 г., например, старейшая Благовещенская церковь не упоминается (возможно, она сгорела), а в документе 1628 г. появляется вновь. Точно восстановить облик древних деревянных усть-вымских храмов уже невозможно - сами они не сохранились, рисунков нет, а описания в писцовых книгах очень краткие. Там указаны только их основные типы, «клетцки» (то есть имеющие в основании четырехстенный сруб - «клеть») или «Шатровы» (имеющие завершение «шатром»).
В начале XVIII в. в Усть-Выми начинается каменное церковное строительство. Именно здесь были построены первые каменные храмы в Коми крае. Это - своеобразная дань славному прошлому маленького села. Каменные храмы были наследниками деревянных. Первый из них появился в 1711-1712 гг. на месте сгоревшей Никольской церкви. Был он двухэтажным: нижний с престолом Николая Мирликийского, верхний Вознесение Господня. «В одной связи» с церковью была каменная колокольня. Затем на соседнем, «городищенском», холме были воздвигнуты Благовещенский и Стефановский одноэтажные храмы. Благовещенскую церковь строили мастера Иван Леонтьев из Костромского уезда и Иван Лобанов из Солигалича. Строительство началось в 1741 г., освятили храм в 1746 г. В 1749 г. к Благовещенской церкви был пристроен Всехсвятский придел с отдельной главой (освящен в 1764 г.), в котором помещались главные святыни Усть-Выми - гробницы святых Герасима, Питирима и Ионы. По внешнему виду придел повторял Благовещенский храм, только был меньшего размера.
Стефановский храм воздвигнут рядом с Благовещенским на месте сгоревшей деревянной церкви. Строили его в 1755-1766 гг. местные мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины. В 1795 г. была построена Михайло-Архангельская церковь на «посадском» холме. Она заменила одноименный деревянный монастырский храм.
К сожалению, великолепие Усть-Вымского церковного ансамбля сегодня можно увидеть только на старых фотографиях. Гонение на церковь при советской власти ударило и по усть-вымским храмам. В 1930-е гг. они были закрыты. Бездумно разрушены Благовещенская и Вознесенская церкви, колокольня, утрачены могилы пермских святых. Уцелели лишь Стефановская и Михайло-Архангельская церкви, да и то потому, что в первой помещалось пожарное дело, а во второй - столовая начальствующего состава находившегося на другом берегу Выми Вогваздинского лагеря печально известного ГУЛАГа. Долгие годы они стояли в запустении, медленно разрушаясь. И лишь в 1980-е гг. были отреставрированы. Сегодня лишь в Усть-Выми можно увидеть церкви XVIII в. Стефановский и Михайло-Архангельские храмы - старейшие каменные строения на территории Республики Коми.
Более старая из них - Стефановская церковь (1755-1766). В ее облике ощущается характерное для церквей Коми края XVIII в. влияние традиций великоустюгского зодчества. Стефановский храм небольшой по размеру, каменный. Храмовая часть невысока, квадратная в плане, бесстолпная. Она перекрыта восьмилотковым сводом, над которым возвышаются три вытянутых граненых барабана, завершающиеся луковичной главкой на тонкой шейке. Уступчатая композиция создает впечатление устремленности вверх. Стены храма оживляются лишь небольшими низкопоставленными прочными окнами и узким зубчатым карнизом. Стефановский храм, как и коми сельская архитектура, прост, небросок и, наверное, если бы не беленые стены, выглядел даже сурово. С восточной стороны к нему примыкает полукруглый в плане, перекрытый полукуполом алтарь, высота которого ниже, чем у основного здания. Первоначально с западной стороны к храму примыкала вытянутая, прямоугольная в плане трапезная, а от нее к подножию холма спускалась галерея, завершавшаяся входом, оформленным главкой с крестом. Трапезная и галерея были разрушены и не восстановлены. Эти утраты исказили облик здания - глухой фасад с двумя небольшими дверями выглядит незавершенным, нелогичным с точки зрения архитектуры православного храма. В 1989 г. Стефановский храм был передан Русской Православной Церкви. Силами верующих была проведена внутренняя отделка церкви. Среди заново написанных для иконостаса икон - образы св. Стефана Пермского, пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы. Так в древнем центре христианизации Коми края вновь появился православный приход.
Михайло-Архангельская церковь (1795 г.) - на соседнем холме. Она самая поздняя из усть-вымских церквей, и в ее облике чувствуется влияние классицизма. Храм бесстолпный, круглый в плане, одноэтажный, скромных размеров. Алтарь и паперть - полукруглые, трапезная квадратная. Фасад декорирован очень скромно. С северной стороны храм украшают две колонны тосканского ордера. Завершение храма традиционное для местных церквей - многоярусное с маленькой луковичной главкой. По сравнению со Стефановской церковь Михаила Архангела выглядит более изысканной, «франтоватой». В настоящее время в здании церкви - экспозиция Усть-Вымского музея-заповедника.
Рядом с Михайло-Архангельской церковью стоит небольшая деревянная часовня. Она перенесена сюда из деревни Камсамас (Усть-Вымский р-н, Гамский сельсовет). Раньше входила в Гамский приход. Построена в 1894 г. вместо пришедшей в ветхость часовни 1773 г. По преданию, часовня в Камсамасе была воздвигнута на месте, где проповедовал Стефан Пермский. Такие маленькие часовни, строившиеся в одной связи с колокольней, очень характерны для Коми края. В конце XIX в. на территории современного Усть-Вымского района было 13 часовен. Они обычно ставились в удаленных от церкви небольших деревнях, и службы в них устраивались всего несколько раз в году (в Камсамасской часовне, например, за год проводились четыре службы).
По материалам брошюры «Страницы истории Усть-Вымь»