Успенский Каменский монастырь основан в 1681 г. старцем Ионою Болховским на средства гетмана И.С. Мазепы как мужской монастырь. Первоначально все постройки были деревянными; с 1753 г. перестраивался в камне. С 1764 г. на короткое время был упразднён. В 1786 г. преобразован в женский. На территории, окружённой кирпичной оградой (1-я половина 1780-х г.г.) с надвратной колокольней (1850-1860-е г.г.) были выстроены собор, тёплый храм, дом настоятеля, кельи, больничный корпус.
Закрыт в 1928 г., постройки использовались в хозяйственных целях. До настоящего времени сохранились руины собора, колокольня и небольшая часть стены ограды. Не возобновлён.
Каменное строительство началось при игумене Иосафе Миткевиче, когда в 1753-1758 г.г. был сооружен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи. В 1776-1779 г.г. был возведен обширный Успенский собор, затем больничный корпус и каменная ограда, оконченная в 1-й половине 1780-х г.г. Начатая тогда же колокольня была разобрана и сооружена вновь в 1850-1860-х г.г. Из всех этих построек до наших дней сохранились собор и колокольня, а также небольшая часть стены ограды. Архитектурный ансамбль монастыря, в основном выдержанный в стиле украинского барокко, несмотря на утраты, представляет собой интереснейший памятник брянского зодчества.
Территория в плане имела форму неправильного четырехугольника. В центре северо-западной стены ограды находился главный вход в монастырь с надвратной колокольней. Композиционный центр ансамбля – собор Успения, поставленный на продольной оси комплекса – доминировал над остальными постройками. К северо-востоку от него располагался тёплый трапезный храм. Внутри вдоль стен размещались каменные и деревянные кельи, дом настоятеля и другие здания.
Собор Успения Пресвятой Богородицы. Принадлежит к типу крестообразных в плане купольных храмов, характерных для архитектуры Левобережной Украины кон. 17–18 в.в. Основной объем образован четырьмя мощными пятигранными рукавами в два света, средокрестие которых увенчано высоким световым восьмериком. Центричность общего построения нарушают пониженные объемы дьяконника и жертвенника по сторонам алтаря в виде заканчивающихся полукружиями боковых апсид. Живописность и выразительность завершению придавали фигурные кровли рукавов и типично украинский грушевидный купол восьмерика.
Нарядный барочный декор фасадов состоит из своеобразных рустованных лопаток с филенчатыми нишами, охватывающих углы объемов, мощных полуколонн между рукавами креста, широких антаблементов и вычурных фигурных фронтонов над пятигранниками, украшенных в тимпанах арочными нишами. Внизу граней стен помещены крупные арочные ниши с простыми обрамлениями, трактованные как ложные окна; над ними – арочные окна. Заключенные в пышные наличники с полуколонками по бокам и треугольными фронтонами, дополненные внизу и вверху штукатурными кругами-розетками. Типичны для украинской архитектуры и порталы в рукавах креста со скошенными верхними углами и филенчатыми нишами по сторонам. Аналогичный декор восьмерика, прорезанного арочными окнами, усилен бриллиантовым рустом угловых лопаток и треугольниками во фризе антаблемента.
В интерьере высокие пятигранные рукава креста перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками. Они полностью открыты в центральную квадратную в плане часть храма, образуя сильно развитое в высоту пространство. Подпружные арки рукавов, опирающиеся на угловые пилоны со срезанными внутренними углами, несут при помощи плоских парусов восьмерик с сомкнутым сводом. Многочисленные окна в верхней части рукавов и восьмерика насыщают огромное помещение храма светом. Жертвенник и дьяконник, имеющие коробовые своды с конхами, соединены проемами в боковых стенах с алтарём.
В Успенском соборе находилась Тихвинская икона Божией Матери и пользовавшийся особым почитанием список Новодворской иконы Божией Матери, некогда бывший келейной иконой черниговского архиепископа Лазаря Барановича и переданный им в благословение обители, при её основании.
Колокольня. Типичный образец подобных построек середины XIX в., в которой поздний классицизм соединен с элементами русского стиля. Кирпичное и оштукатуренное двухъярусное сооружение с проездными воротами в нижнем ярусе и собственно колокольней в верхнем. Крупный, вытянутый вверх четверик со срезанными углами и высоким арочным проездом несет такой же формы звон, прорезанный четырьмя стройными арками и увенчанный прежде шатром с небольшой главкой. Декор фасадов состоит из карнизных тяг, аркатурного пояска под ними в нижнем ярусе и фриза с ширинками в верхнем и многоступенчатых обрамлений у арочных проемов, дополненных круглыми лепными розетками. Сухость убранства подчеркивает мелкая штукатурная орнаментика.
Ограда. Сохранилась фрагментарно – два небольших прясла по сторонам колокольни. Невысокая (3,5–4 м) кирпичная стена без башен снаружи была расчленена лопатками на отдельные прясла. Верхнюю часть, отделённую полкой, прорезали арочные отверстия типа бойниц (по девять проёмов в каждом прясле и по одному в лопатках). Над завершающим трёхступенчатым карнизом прежде возвышалась двускатная железная кровля. Примыкавшие к колокольне части стен были более высокими, их венчали маленькие шатры с главками на стройных шейках.
«Свод памятников архитектуры и монументального искусства», Храмы Брянщины
12 сентября 2019 г. на колокольню монастыря было водружено шатровое завершение (https://sobory.ru/photo/415430), что поможет спасти от разрушительного воздействия влаги образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», сохранившийся на внутренней стене колокольни.