В Новозыбковском уезде Черниговской губернии находится православный женский монастырь, именуемый по главному храму Успенским, а по особенностям местности – Каменским. Монастырь этот заслуживает особенного внимания благочестивых чад православной церкви, ищущих отдохновения и утешения среди обыкновенной суеты и житейских треволнений. Своим местоположением, строем жизни обитательниц, благолепным, поистине умиляющим совершением богослужения, преимущественно же своей святыней, Каменский монастырь оставляет в душе бывающих в нем посетителей и посетительниц – богомольцев – самое благотворное, неизгладимое впечатление.
Каменский монастырь расположен на правом берегу реки Снови, в пустынном месте, окружен частью лесом, частью рекой. Местность обители возвышенная, живописная: вокруг – тишина безмолвная. Не ближе как в трех, пяти и восьми верстах по разным направлениям разбросаны села, но они за лесом не видны из монастыря. Монастырь справедливо называется Каменским. Вся площадь, им занимаемая, состоит из сплошного камня, красного песчаника, а за оградой в разных местах торчат дикие скалы, разорванные и разделенные провалами.
Каменский Успенский монастырь первоначально был мужским монастырем. Он основан в 1681 году старцем-строителем иеромонахом Ионою Болховским, по желанию и благословению архиепископа Черниговского, блаженной памяти Лазаря Барановича.
Первый главный храм сего монастыря во имя Успения Пресвятой Богородицы был деревянный, но, как можно заключить по сохранившемуся иконостасу, он был весьма обширный и величественный. На столбах западного входа в первоначальный храм обители была надпись: «Бога Отца изволением, Бога Сына благословением, Бога Духа Святого поспешеством, Пресвятыя Богородицы Успения храм сооружен 1687 г.». Кроме главного Успенского храма построен был еще храм во имя святого Иоанна Предтечи Господня с трапезою.
Обитель сия по первоначальному своему устройству была общежительная. Так называется она в актах. Гетман Иван Степанович для устроения и содержания ее: а) универсалом 9 декабря 1687 года утвердил за нею земли на реке Снови от речки Рясни по реке Трубеж с Сушановской отчиной; б) 1694 года июля 1 дозволил монастырю «в кутку буяновском, подле речки Трубежа и подле урочища Городища осадить слободку тридцатью хатами. В 1700 году отец Иона, быв дотоле строителем, посвящен в игумена. Гетман Скоропадский по его просьбе не только утвердил (5 января 1709 года) права обители на село Шумиловку, слободку и половину села Бровнич, но (по универсалу мая 11 – 1713 года) дал обители мельницу на реке Ревне.
После основателя обители отца Ионы преемниками его по игуменству были: игумен Герасим Михайлович, выпросивший (16 сентября 1721 года) освобождение монастырской земли от дегтевой повинности; игумен Иаков (1723-1726); игумен Созонт (1732-1738); игумен Ираклий Комаровский (1736-1738), бывший потом архимандритом Ильинским и епископом Черниговским; игумен Патрикий Лисянский (1739-1746); игумен Константин Усевич (1747); игумен Сила Гершановский (1748); игумен Савва Любович (1749); игумен Иов Малеевский (1750-1753).
Особенно благоплодной деятельностью в пользу Каменского монастыря отличался игумен Иоасаф Миткевич (1754-1782), бывший наместник архипастырского монастыря. Отец Иоасаф может быть назван новым строителем Каменской обители: почти все, что сохранилось доселе от старого времени в Каменской обители, принадлежит трудам и распорядительности отца Иоасафа.
Каменский величественный храм Успения Богоматери построен отцом Иоасафом. Еще цел крест, водруженный при основании сего храма. Надпись на нем говорит: «Заложена сия каменная церковь епархии Черниговской в монастыре Каменском во имя Успения Пресвятой Богородицы, с положением святых мощей Иоанна Предтечи, мученика Георгия (Белоградского), преподобного Моисея Угрина – за игумена Иоасафа Миткевича 1776 г. апр. 20 д.». Другая надпись вокруг храма под карнизом говорит: «Сооружися сия каменная церковь в честь преблагословенныя Владычицы Богородицы, Всечестнаго Ея Успения – при всечестном игум. сея обители Иоасафе Миткевиче 1779 г.».
Храм сей значительный размером внутри, от горнего места до западной стены – 11 саженей, в вышину – до 18 саженей. В иконостасе сего храма во 2 ярусе иконы Господских праздников: в 3-м – лики апостолов и святителей, в 4-м – лики небесных воинств, в 5-м – пророки, а выше всего – распятый Спаситель. Над царскими вратами в полукружии читается надпись: «Соорудися иконостас сей за державу благочес. имп. Елисаветы Петровны, правящу престол Черниговский преосвященному Ираклию Комаровскому, за всечестнаго обители сей игумена Иоасафа Миткевича 1754 г.».
На престоле сего храма стоит гробница или дарохранительница, обложенная серебряной решеткой с ковчежцем серебряным, с 8 серебряными ликами ангелов и с серебреным изображением Воскресения Христова. Резная надпись на нем говорит: «Гробница обители Каменской сооружена коштом монастырским за игумена Иоасафа Миткевича 1770 г.». Здесь же крест кипарисного дерева с вызлащенной обделкой и с надписью на подножии: «Крест обители Каменской сооружен коштом монастырским за игумена Иоасафа Миткевича 1773 г.».
Еще прежде сего построены были отцом Иоасафом каменный храм Предтечи на место сгоревшего в 1753 года и каменная трапеза. На стене храма под карнизом изображено красными словами: «Сооружена церковь сия и трапеза святого всехвального пророка и крестителя Господня Иоанна, преславного его рождества, – правящу престол Черниговской епархии преосвященному Божиею милостию православному Кириллу Ляшевецкому, епископу Черниговскому – при игумене Иоасафе Миткевиче 1758 г. июня 15 д.». Начальный трапезный храм был в честь Благовещения Богородицы. В 1697 году преосвященным Иоанном Максимовичем, впоследствии бывшим митрополитом Тобольским, выдан был антиминс с надписью: «В храм Благовещения Пресв. Богородицы в монастыре Каменском».
Отцом Иоасафом построен был и каменный больничный корпус, доселе целый. Он также начал строить каменную ограду вокруг обители и каменную колокольню: но смерть (31 августа 1782 года) пресекла деятельную жизнь сего благоговейного настоятеля. Монашествующих и при нем было не много в обители: 4 иеромонаха, 3 иеродиакона и 3 монаха. Преемником его был с 25 октября 1782 года игумен Палладий Лукашевич, префект и наставник по философии в северской семинарии. Он принял после предместника своего деньгами 6 256 руб. По его представлению разрешено было неоконченную каменную колокольню, оказавшуюся непрочною, разобрать и материал употребить на окончание каменной монастырской ограды. И ограда был окончена.
В 1786 году вместе с тем, как надлежало передать монастырские земли в гражданское ведомство, указом Святейшего Синода Каменский мужской монастырь обращен в девичий и по распределении иноков по разным обителям надлежало перейти сюда инокиням Стародубского печеникского монастыря…Первая игумения Каменского монастыря была Аполинария, настоятельница закрытого Глуховского монастыря. Она согласно с указом консистории от 18 ноября 1786 года приняла от игумена Палладия в свое заведывание Каменский монастырь. Постройки, ризница, храмы были здесь в хорошем состоянии. Но содержать инокинь и поддерживать здания монастыря было нечем. Все земли и хозяйственные заведения Каменского монастыря были взяты в гражданское ведомство. Инокини принуждены были добывать себе кое-какое содержание трудами рук своих. Монастырь не был в состоянии иметь даже собственного священника и 10 лет совершали в нем богослужение по очереди священники соседних сел. Игумения Аполинария по болезни и старости 5 июля 1792 года уволена была на покой с предоставлением ей первенства после игумении.
В игумению посвящена была бывшая казначея Анна. По ее старанию посвящен был 17 марта 1797 года священник для обители Никита Громаковский. Она же на место обветшавшей деревянной колокольни построила новую, употребив для того и лес обветшавшего храма Всех святых. При ней заботливостию Черниговского епархиального начальства отведено было для обители до 50 десятин земли, удобной и неудобной. По смерти игумении Анны, скончавшейся 6 декабря 1820 года, определена в настоятельницу обители бывшая казначея Маргарита Пригарина. При ней на возобновление обветшавших храмов обители в 1833 году отпущено было из казны 11 430 руб. Но ослабевшая от лет Маргарита уволена была на покой с пенсией 100 руб.
И в игумению определена 20 января 1836 года ризничая Гамалеевской обители Августа Луценкова. Ее старанием распространен был теплый Предтечев храм. Она почила 17 сентября 1850 года. Преемница ее, Смарагда, из дворян Каменицких с юных лет – дщерь обители, бывшая и казначеем. Преемницей игумении Смарагды была игумения Аполлинария Банина (из дворян) с 1884 по 1886 год. С апреля месяца 1886 года по настоящее время управляет монастырем игумения Архелая Дашкевич (дочь протоиерея).
В Каменском монастыре находятся следующие святыни:
В Главном храме драгоценная святыня – Новодворская икона Божией Матери в серебряной ризе, издавна чтимая в Каменской обители. К иконе сей благоговейно притекают из всей окрестности, особенно в посты Спасов и Петров, и верующие получают исцеление. Икона Божией Матери, именуемая Новодворской, находящаяся в Каменском монастыре, в своем первообразе написана великим угодником Божиим святым Петром, митрополитом Киевским и всея России чудотворцем, первым святителем в Москве, благословившим основание Московского Успенского собора, прозревшим и предсказавшим духовное значение Москвы для всего великого Отечества нашего.
…возле Пинска находились подведомственные тогда Виленскому Святодухову монастырю православные обители Новодворская и Купятицкая. Новодворский монастырь славился находившимся в нем чудотворным образом Пресвятой Богородицы, именуемым Новодворским, писанным святым Петром, митрополитом Всероссийским. Купятицкий монастырь пользовался широкой известностью по чудотворной Купятицкой иконе Божией Матери. Достохвальный Лазарь Баранович любил посещать монастыри для поклонения святым чудотворным иконам, перед которыми он особенно благоволел. В одну из своих поездок он приобрел точную копию с чудотворной Новодворской иконы Божией Матери и имел ее своей келейной иконой.
В 1681 году Лазарь Баранович, будучи архиепископом Черниговским, благословил иеромонаха Иону Болховского основать Каменский Успенский монастырь в нынешнем Новозыбковском уезде Черниговской епархии и в видимое благословение новоучреждаемой обители дал свою любимую икону Божией Матери, именуемой Новодворская. В этом Каменском Успенском монастыре и по ныне – вот уже 211 лет – находится Новодворская икона Божией Матери, этот драгоценный памятник древности, залог Божия и святительского благословения для обители и свидетельство великого благочестия достоблаженного архиепископа Лазаря Барановича.
Поэтому несказанно должно быть утешительно сладостным для инокинь Каменского монастыря сознание, что их обитель находится под всегдашним действенным покровом Заступницы усердной, Матери Христа Бога нашего, видимым залогом коего служит Ее всечестная икона, именуемая Новодворской, главная святыня Каменской обители.
Дорожа этим великим сокровищем, созерцая чудный лик Богоматери, и изливая пред ним свои горячие молитвы, инокини и все благочестивые посетители и посетительницы Каменской обители с дерзновением и несомненной надеждой да вверяются Ее всемощному покрову во всех обстоятельствах своей жизни, взывая к Пречистой умиленной душой: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Не имамы иные помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози. На Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо ес мы раби, да не постыдимся. Пресвятая Богородица, спаси нас!»
Торжественное празднование в честь Новодворской иконы Божией Матери ежегодно совершается в Каменском монастыре 20 декабря, накануне блаженной кончины святителя Петра, митрополита Всероссийского, великого угодника Божия, трудившегося в написании первообраза святой Новодворской иконы. Каменский монастырь светло празднует 20 декабря в честь своей Заступницы усердной. Накануне совершается великопраздничное всенощное бдение с литией, благословением хлебов и полиелеем. В самый праздник совершается торжественная литургия и молебствие с акафистом Божией Матери. При нарочитых трогательных прошениях возносятся ко Господу Богу и Его Пречистой Матери усердные моления о здравии, благоденствии, спасении, избавлении от бед и скорбей всех благодетелей и благодетельниц Каменской обители, с произнесением имен их, записываемых в особую книгу. Такое же моление за благотворителей и благотворительниц Каменского монастыря совершается в сей обители и еженедельно за акафистным молебным пением пред святой Новодворской иконой каждую субботу и каждодневно – за литургиями. Обитель сия свято исполняет свой долг – молиться о живых и в Бозе почивших благодетелях своих!
26 июня ежегодно с 1889 года совершается в Каменском монастыре вокруг храма и вокруг стен обители торжественный крестный ход со святой Новодворской иконой в память грозного посещения обители, бывшего летом означенного года и числа, когда от громового удара сильно пострадала внутренность и внешность главного храма обители в честь Успения Божией Матери. Замечательно, что при великих, чрезвычайных повреждениях в храме от действия молниеносного удара, святая Новодворская икона осталась совершенно невредимой. Величайшую скорбь испытывали инокини Каменского монастыря, особенно же многопопечительная их настоятельница, при виде поразительного разрушения в храме и при сознании скудости средств обители для восстановления благолепия, подабающего дому Божию. Но в скорби они возложили все упование свое на Господа Бога, Его Пречистую Матерь и на добрых людей – истинных чад православной церкви, любящих благолепие дома Божия.
И Господь Милосердный утешил скорбные сердца! Он послал помощь обители чрез своих избранников – благотворителей и благотворительниц – и преложил скорбь обитательниц монастыря на радость. Храм, при неусыпных заботах о нем настоятельницы, быстро исправлен снаружи, украсился внутри и в день храмового праздника, 15 августа 1889 года, начали совершать в нем богослужение. Невыразима была радость настоятельницы и сестер обители при виде благоукрашенного храма своего, пламенная молитва возносилась ими к престолу Божию о благотворителях. Преисполненные благодарности к неисповедимым судьбам промысла Божия, карающего и милующего, инокини совершают ежегодно 26 июня торжественный крестный ход вокруг своего святилища-храма и вокруг монастыря с главной святыней обители – Новодворской иконой и в трепете при воспоминании о бывшем грозном посещении всецело отдаются всемощному покрову Матери Божией, усердной заступнице рода христианского, едиными устами и единым сердцем взывая к Ней: «Заступнице усердная, Мати Господа вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим: всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево, Ты бое си Божественный покров рабом Твоим!»
Дивную картину представляет для благоговейного взора и сам по себе в своей внешней обстановке этот величественный крестный ход, 26 июня, вокруг Каменской обители, с преднесением святой иконы Божией Матери, окруженной хоругвями и крестами, при умилительном пении монахинями трогательной церковной молитвы в честь Богоматери, при торжественном благовесте монастырских колоколов! Но еще важнее глубокий внутренний смысл его!
Этот крестный ход возгревает и укрепляет в сознании инокинь и всех участников торжества утешительную мысль, что у нас есть пред престолом Всевышнего Милосердная Заступница, внимающая молитвам нас грешных и всегда готовая нам, как бессильным детям, на помощь и заступление от всяких бед и скорбей – силою Своего ходатайства отвращающая от нас гнев Божий, праведно движимый на нас. При этой мысли несказанная отрада наполняет сердце и еще живее ощущается в душе потребность всецелой преданности Покрову Богоматери. Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим!
В малом кипарисном ковчежце, под серебряной вызолоченной доской хранятся частицы святых мощей, видимые сквозь отверстия. По надписям это мощи: Иоанна Предтечи; святого первомученика архидиакона Стефана; мученика Феодора Тирона, скончавшегося 306 г., память его 17 февраля; мученика Власия; мученика Аврамия; преподобного Николы Святоши, князя Черниговского, скончавшегося в 1143 году, мощи его почивают в ближних пещерах Киевской Лавры, память 14 октября; князя Феодора; преподобного Алипия иконописца; преподобного Прохора печерского; преподобного Матфея прозорливца; преподобного Власия печерского и прочих. Всего 24 частицы.
Храмовая икона Успения Божией Матери, покрытая серебряной ризой старанием игумении Августы. И другие иконы иконостаса также под серебряными ризами. Святое Евангелие, огромное по размеру и весу, оправленное в серебро, возвращено в обитель по распоряжению высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Черниговского (умер 1866 г. августа 9).
Каменная колокольня, построенная заботливостью игумении Смарагды.
Замечательные книги: учительные: а) Евангелие учительное «албо казаня на кождую неделю свята урочиста» п. Капллиста «з кгерцого и словенского языка на русский переложенные – стараньем иноков – монастыря братского виленского», Эвю 1616. Другое издание тех же поучений, по распоряжению митрополита Петра Могилы, Киев 1637 г.; б) Григория Назианзина слова, изд. М. 1665 г.; в) Огородок Марии Богородицы или поучения Антония Радивиловского К. 1676 г.; г) Пролог или Синаксари, изд. Мос. 1685 г.; д) Ефрема Сирина поучения, М. 1801 г.; е) Беседы Василия Великого на псалмы, Сиб. 1725 г.; ж) Симфония на Псалтырь, СПб 1727 г.; богослужебные: Триодь постная, изд. Тризною, к.п. 1648 г.; Триодион, издание Черниговского Ильинского монастыря 1687 г.; Анеологион, изд. в тип. Новгород-Северской 1678 г.
Рукопись: летопись, списанная 1766 г. с летописи Киевского Николаевского монастыря. Заглавие: «История Российского народа, написанная преподобным отцом нашим Нестором Летописцем святопечерским в року 1073, а потом из имеющейся в Киево-Пустыннониколаевском монастыре 1754 г. Ноем З. д. переписанная, списана в Киево-Софийском кафедральном монастыре, року 1766». По листам написано: «От книг отца игумена выдубицкого Иакова Вороновского, по умертвии его в Успенскую Каменского монастыря церковь на поминовение отдано – писана братом его, иеромонахом Гедеоном, постриженцом монастыря Каменского». По содержанию это – та же юго-западная летопись, которая напечатана под именем Густинской летописи во 2 т. соб. лет. Только здесь нет предмовы Лосицкого. За летописью следует сказание о Киевских мучениках Иоанне и отце его Варяге и потом повесть о смерти митр. Константина, скончавшегося в 1159 году и погребенного в Черниговском кафедральном Спасо-Преображенском соборе, память коего совершается 5 июня.
В нынешнем 1892 году жителям мест. Семеновки Никитой Еливфериевичем Коренякою пожертвованы в монастырь: 1) чаша серебряная вызолоченная, 84 пробы, весу 3 фунта 34 зол., очень изящной работы, ценою в 200 рублей; 2) ковшик для теплоты и подсвечник на жертвенник – серебряные. Жительницей г. Ростова-на-Дону Г. Слюнко пожертвована икона Богоматери, именуемая Скоропослушница, под сребропозлащенной, 84 пробы, ризой, стоимость иконы 700 рублей. Для этой иконы устроен настоятельницей киот в 200 рублей. Такие же киоты устроены в Тихвинскую икону Богоматери и над местом, где погребен много сделавший доброго для сей обители игумен Иоасаф.
В настоящее время, благодаря неусыпным заботам теперешней настоятельницы и усердию монахинь, Каменский монастырь находится в благоустроенном состоянии, содержится весьма чисто, опрятно и производит на бывающих в нем самое отрадное впечатление как своей внешностью, так особенно Богослужебным чином и добрыми качествами его обитательниц. Уединенность местности, в какой расположен Каменский монастырь, полная тишина и безмолвие сами по себе много содействуют успокоению мятущегося духа человеческого. Здесь сама внешняя природа располагает человека к самопознанию. Такое же умиряющее благотворное впечатление производит на душу посетителя и самая обитель стройными рядами своих скромных келий – отдельных домиков, расположенных в должном порядке, своей внешней примерной опрятностью, своими в летнее время цветниками, устроенными в разных местах довольно обширного монастырского двора, и главным образом вокруг величественного храма в честь Успения Божией Матери, расположенного в центре обители.
Красота же христианского православного Богослужения, совершаемого в этой обители с особенным благоговением, чинно и благообразно, при стройном благозвучном пении двух хоров из монахинь, при вразумительном отчетливо-умилительном чтении молитв церковных наполняет душу молящегося сладостным ощущением близости Бога, обитающего в этом святом месте, и Его благодати. Испытываемое здесь чувство высокого духовного восторга от общения с Божеством в молитвах и таинствах церковных, воспламеняя дух человека, является источником чистого религиозного утешения и добрых плодов в жизни.
Сказанное более всего подтверждается жизнью и душевными качествами самих обитательниц Каменского монастыря. Он отличается христианским смирением, скромностью, почтительностью, готовностью к услугам. Молитва келейная, церковная и труд, свойственный их полу и званию, рукоделие, ученье – их постоянное занятие, всегда совершаемое с христианским благодушием.
Поистине, каменистая пустынь благодатию Божией процветает здесь нравственными качествами инокинь Каменского монастыря, яко крин. Поистине, вседейственное благословение великих святителей Черниговских – угодника Божия Феодосия Углицкого, благословившего эту обитель нарочитой грамотой, и великого столпа церковного, блаженной памяти архиепископа Лазаря Барановича, давшего в благословение Каменской обители святую Новодворскую икону Божией Матери, почивает на сей обители!
В сем 1892 году Каменский Свято-Успенский женский монастырь по числу храмов, по средствам содержания и по количеству обитательниц является в следующем виде. Церквей в нем две – обе каменные. Земли при монастыре имеется: пахотной – 46 десят. 1682 саж., лесной – 50 десят., сенокосной – 9 десят. 2340 саж., неудобной – 8 десят. 339 саж. На содержание монастыря получается от казны – 265 руб. 95 коп. Священников по штату положено – два, жалованья в год: старшему священнику – 160 руб., младшему – 106 руб. Монашествующих по штату – 17 с настоятельницей монастыря. Больничного штата (получающих содержание от монастыря и из процентов по билету вкладчицы Евдокии Ивановой Покорской) – 12 монахинь. Сверхштатных – 2 монахини. Заштатных: проживающая на покое игумения Смарагда и 9 престарелых монахинь, в числе коих – 3 схимницы. Определенных указами епархиального начальства послушниц – 68. Проживающих по документам на добровольном послушании – 135. Девочек, обучающихся грамоте в келиях монахинь – 10.
Дому Твоему, Господи, подобает святыня в долготу дней (Псал. 92, 5). Освяти, Господи, любящих благолепие дома Твоего: Ты тех воспрослави Божественной Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя!
Кафедральный протоиерей Черниговских кафедральных Спасо-Преображенского и Борисо-Глебского соборов и законоучитель Черниговской женской гимназии Иоанн Платонов.
Каменский Свято-Успенский монастырь и его святыня. Чернигов, 1892.