По писцовым книгам Космодамианская церковь с приделом мученика Никиты числится уже в 1616 г., по церковной же описи 1772 г. она значится деревянною и построенною в 1712 г. Вероятно, быстро приходившая в ветхость деревянная церковь в этом году возобновлялась. В 1788 г. прихожане просили у преосв. Феофилакта дозволения вместо опять же пришедшей в ветхость деревянной церкви выстроить каменную в то же наименование. В связи со смертью преосв. Феофилакта дозволение было дано в том же году епископом Рязанским Симоном, исправлявшим тогда должность Коломенского епископа. Подтверждено это дозволение в 1789 г. Афанасием Коломенским.
Строительство церкви продолжалось до 1802 г. Несмотря на это, в 1790 г. к вновь сооружаемой церкви была приписана «со всею церковною утварью, приходом и церковною землею» Пятницкая церковь, упраздненная в этом году «за ветхостью и по малоприходству». В 1793 г. Пятницкие прихожане испросили дозволения преосв. Афанасия на постройку при Космодамианской церкви теплого придела во имя Св. Великомученицы Параскевы, в память бывшей Пятницкой церкви. Придел был окончен и освящен в 1794 г. Вероятно, еще несколько лет в уже достроенной церкви продолжались некоторые работы, так как только в 1802 г. прихожанин и храмостроитель купец Григорий Иванович Платонов сообщил преосв. Мефодию, что «по силе данной 1788 года ноября 9 дня храмозданной грамоты, церковь во имя Св. мучеников Косьмы и Дамиана устроена каменным зданием и снабжена утварью» (13) и просил освятить ее. С благословения преосвященного церковь была освящена 13 февраля 1802 г. тульским соборным священником Уаром Ненарокомовым.
В 1829 г., по прошению священника Павла Колтунова и старосты Бориса Баркова, теплый придел Великомученицы Параскевы было позволено расширить из-за его тесноты. Употреблена на это была кошельковая сумма. В этом же году новоустроенный придел был освящен с благословения преосв. Дамаскина местным благочинным. Колокольня, разобранная «по причине оказавшейся в ней ветхости», была еще в 1829 г. не достроена из-за недостатка церковной суммы. Закончена она в 1837 г. На ней было 5 колоколов общим весом 118 пудов. Интерес представляет 3-й колокол весом 4 п. 24 ф. со следующей надписью: «151 (1643) г. поставился колокол на Крапивне в церкви Успению Пресвятой Богородицы. Пушкарь Крапивенский Яков Астафьев сын Ерославец, а тот колокол от той церкви ни продать ни заложить».
Из утвари Космодамианской церкви в середине XIX в. не отмечалось ничего особо ценного. Беспробного серебра на всей утвари и иконах было 22 ф. 27 зол. Самое древнее Евангелие с серебряным окладом было московского издания 1748 г. По плану и межевой книге принадлежащей священноцерковнослужителям пашенной и сенокосной земли числится 30 десятин, получаемый с нее доход – до 160 р. сер. Земля Пятницкой церкви приписана к Троицкой. Помимо этого на 1860 г. числится пять билетов, по которым причт пользуется процентами с 603 р., а церковь с 310 р. сер. Источники же 1867 г. сообщают, что «к доходным статьям причта относится три билета – непрерывно доходные: 1) в 999 р., 2) в 300 р. и 3) в 150 р. С каждого из них причт получает проценты большею частью пополам с церковью».
Большая часть прихожан состояла из разночинцев, считавшихся в 1800 г. поселянами, а позднее пахотными солдатами. Помимо городских, это были жители Казачьей слободы, деревень Московские выселки и Крутой. Ярмарки при Космодамианской церкви бывали 1 июля и 1 ноября.