Старинный город Крапивна назначен был уездным городом Тульской губернии в 1777 г. На XIX век приходится расцвет города в экономическом, социальном и культурном отношении, что естественно отразилось и на развитии православной церкви. Именно в конце XVIII – начале XIX века в Крапивне начинается строительство каменных церквей. В 1-ой половине XIX в. открывается церковноприходская школа, богадельня. Крапивна XIX века город, в первую очередь, купеческий. Многие купцы охотно занимались благотворительностью, жертвовали на церковь, участвовали в строительстве храмов. Поэтому при рассмотрении истории православной церкви в Крапивне небезосновательно сделать основной акцент именно на XIX столетие.
Одно из первых документальных упоминаний о церквях Крапивны датируется 1616 г. Это следующий экстракт из писцовых книг: «В прошлом во 124 (1616) году означенной церкви Божией Архистратига Михаила с приделом великомученика Георгия, да оного же града церкви Николая Чудотворца с приделом мучеников Фрола и Лавра, церкви безсребренников Козьмы и Дамиана с приделом мученика Никиты, церкви мученицы Параскевии, нарицаемой Пятницы, без придела пожалована на новой Крапивне пашенная четвертная земля…». Таким образом, в XVII в. в Крапивне было четыре приходские церкви. Помимо этого, существовал уже в это время Крапивенский Троицкий общежительный монастырь, упоминаемый в 1662 г.
До XVIII в. в истории Крапивны не встречается свидетельств об отношении города к какой-либо епархии. С XVIII в. становится известна иерархическая зависимость Крапивны от Коломенской епархии. Сохранившиеся в консисторском архиве дела, касающиеся управления градскими церквами, датируются 1743 г., но в них есть указания на обстоятельства 1723 г. В разных делах по Крапивне упоминаются все епископы Коломенские, начиная с Варлаама III, бывшего епископом Коломенским и Каширским в 1723 г. и до Афанасия III, первого епископа Коломенского и Тульского. Уездный город Крапивна относился к Тульской епархии со времени ее создания.
До 2-ой половины XVIII в. все церкви Крапивны были деревянными. В это время начинается строительство каменных церквей на месте деревянных. Постройка каменных церквей происходила, в основном, на средства прихожан. Основными жертвователями, храмостроителями часто выступали крапивенские и тульские купцы. Таковы крапивенские купцы М.Л. и А.И. Юдины, братья Тимофеевские, братья Залесские, Г.М. Барков, М.И. Малютин, Т. Залесков, тульские купцы Г.С. Сушкин, И.С. Белобородов и многие другие. Строительство протекало не всегда скоро и исправно, так как его успех и быстрота зависели от вкладов, поступавших довольно неравномерно. Так или иначе, но в конце концов «усердие крапивенских прихожан к церкви Божией выразилось в построении храмов…».
В XIX в. в Крапивне насчитывается четыре приходские церкви: Никольская, Михаилоархангельская, Космодамианская и Троицкая, которая до 1764 г. была монастырской. Упоминаемая ранее Пятницкая церковь была упразднена в 1790 г. Помимо приходских церквей существовала также кладбищенская Всесвятская церковь.
Церковь во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом Св. мучеников Фрола и Лавра известна уже в 1616 г. Церковь была деревянной до 1759 г. Каменная церковь построена в 1759-1764 г. г. усердием тульского купца Герасима Стефановича Сушкина, «сподобившегося, - как он писал в прошении, - послужити на гроб родителя своего, строителем», по грамоте, данной преосв. Порфирием Коломенским в 1759 г. на имя Сушкина и прихожан Николаевской церкви. В мае 1764 г., по благословению преосв. Феодосия, архимандритом Тульского Предтечего монастыря Илларионом было совершено освящение новопостроенной церкви. Проект храма был сделан архитектором Иваном Бартом в 1740-х гг.
Из сочинения Филиппа Генриха Дилтея которого явствует, что в 1767 г. в Крапивне была соборная церковь. Соборной именовалась церковь Никольская. В 1764 г., после освящения построенной каменной Никольской церкви, строителем ее Г.С. Сушкиным выражено желание назначить ее Соборною, по недостатку Собора в городе. Желание это было отклонено или оставлено без внимания, вероятно потому, что собрание священноцерковнослужителей на Царские дни было тогда в Троицком монастыре. Однако стоит заметить, что в одном из документов, датированных 1783 г., священник Николаевской церкви Кондрат Иванов подписался «Соборной Николаевской церкви священником». Факт, возможно указывающий, что именно в этой церкви собирались священники для молебного пения после уничтожения Троицкого монастыря в 1765 г. Это вполне совпадает также с указанием Дилтея на то, что в 1767 г. (после упразднения Троицкого монастыря) в Крапивне существовала соборная церковь. В 1781 г. оказалось нужным устроить в Никольской церкви вновь иконостас. В 1802 г. преосв. Мефодий разрешил прихожанам сделать в храме некоторые поправки, а именно возобновить Св. иконы и пришедшее в ветхость постенное писание.
В 1821 г. прихожане просили у преосв. Авраама благословения пристроить к церкви два придела: на правой стороне во имя Покрова Божьей Матери, а на левой – во имя Алексия Митрополита Московского, а также колокольню. В числе прихожан, подписавших прошение, был городской голова купец Алексей Иванович Юдин. Прошение было принято, и в том же году начато строительство. Придел во имя Покрова был окончен и освящен в 1822 г., а во имя Алексия Митрополита Московского в 1823 г. Внешнему устройству храма с пятью главами, покрытию его железом и внутреннему украшению много содействовал церковный староста Григорий Иванович Сушкин, получивший от преосв. Дамаскина похвальный лист «за усердие к храму Божию». Одновременно с приделами, в 1822 г. была построена каменная колокольня, на которой размещалось 6 колоколов общим весом 195 пудов (самый большой – 107 пудов).
К середине XIX в. на ризах и в утвари Никольской церкви числилось более 8 ф. серебра 84 пробы и более 14 ф. низшего достоинства. Некоторые иконы и предметы утвари были замечательны по своей ценности. Таков древний резной образ Николая Чудотворца (датировка неизвестна). В 1812 г. здесь находилась еще одна икона Николая Чудотворца, бывшая предметом спора между прихожанами и Крапивенским ополчением. Спор этот закончился не в пользу прихожан. По приговору 1-го Комитета военного ополчения и по резолюции преосв. Амвросия им было объявлено, что «в награду защитникам отечества со стороны прихожан будет богоугодным делом не отбирать у них благословенного образа». Интересна также икона 1,25 арш. длины и 1 арш. ширины) Казанской Божьей Матери с серебряным вызолоченным венцом и таким же окладом по полям, в фольговой ризе, шитой жемчугом. По преданию, купец Алексей Юдин получил эту икону от какого-то калужского купца за долг (2300 р. сер.) и пожертвовал в церковь. Из церковных книг наиболее старинным числилось Евангелие, печатанное в Москве в 1679 г.
Доходные статьи по церкви составляли 60 десятин пашенной и сенокосной земли, принадлежащей священноцерковнослужителям и отдаваемой ими внаймы. Помимо этого они пользовались процентами с двух билетов в 164 р. сер.
Большая часть прихожан церкви состояла из подгородних поселян. В XVIII в. они обыкновенно писались в церковных книгах разночинцами, а в XIX в. пахотными солдатами. Помимо горожан, прихожанами Никольской церкви являлись жители Пушкарской и Жилой слобод, деревней Каменки и Крутой. Около Николаевской церкви проходили две ярмарки: в день Покрова Божией Матери и в день Святителя Николая Чудотворца.
В сложные советские годы храм никогда не закрывался. Постановлением Совмина РСФСР 1969 г. Никольскому храму села Крапивна присвоен статус памятника архитектуры федерального значения, подтвержденный в 1995 г. указом президента РФ.
Зав. Крапивенским отделом музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» О.С. Венёвцева
http://schekinohram.ru/index.php/2010-05-06-09-41-02/2010-05-06-09-49-42