ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Околово. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Околово. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 2002 и 2005.
Адрес:
РБ,Минская обл.,Логойский р-н, д.Околово

Координаты: 54.492826, 27.858732






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Николай М
 
Николай М  23 февраля 2016

Околово - деревня в Логойском районе Минской области Республики Беларусь. Административный центр Околовского сельсовета. Околовский сельский Совет расположен на северо-востоке Логойского района. Расстояние до районного центра - Логойска - 35 километров. В середине 19 века была собственностью помещика Иосифа Волловича, имела статус местечка, где находился римско-католический, парафиальный костёл. В 1847 году население составляло 173 человека (32 дома).

Дошедшие до нас источники, свидетельствующие о религиозной жизни в д. Околово, относятся к 18 веку. Околовская униатская церковь святых Бориса и Глеба очень подробно описывается в «Визите» 1763 г. Храм был построен деревянным, с двумя куполами и девятью окнами. Имел три входа. Внутри церковь была богатой отделки и красиво украшенной. Среди икон, особенно чтился образ Матери Божьей Ченстоховская, под серебряным окладом с двумя позолоченными коронами и иными ценностями. Вклад земли церкви был пожалован сиятельной помещицей Бригитой из Завишей Свентицких. Очень похоже на то, что и сама церковь была построена за её счёт. Приход в 1763 г. состоял из деревень Околово, Волковичи, Жестиное, Жердяжье, Заборье, Городец, в которых вместе числилось только 60 приходских дворов. Настоятелем с 1744 г. становится священник Иоанн Пекарский.

История самостоятельного греко-униатского Околовского прихода сложилась, в отличие от других приходов, особенно трагическим для Православия образом. В начале XIX столетия Околовский приход перестает упоминаться в церковных документах и со временем о его существовании забывается вовсе. Только в 1840 г., в связи с массовым возвращением униатских приходов в лоно Православной церкви, возник вопрос о принадлежности вкладов земли Околовского римо-католического костёла и проверке прихожан по метрическим книгам.
Суть спора между православным духовным ведомством и католическим приходом был в следующем.

Православное духовенство утверждало (и не без оснований), что построенный в 1798 г. помещиком Михаилом Воловичем Околовский костел находится на месте старой Борисо-Глебской униатской церкви, которая и была в предыдущее время уничтожена помещиком-католиком. Соответственно земля, как вклад бывшей униатской церкви, а также и костел, должны быть возвращены в собственность Православного духовенства.

Католический пастырь, а вместе с ним и владелец поместья римо-католик Иосиф Волович, настаивал на том, что в Околово никогда не существовало греко-униатского прихода, а сам костел построен на месте трухлой католической часовни, которая перед тем была перенесена на небольшое расстояние, равное приблизительно 200 шагам. В начале 1810-х гг. планировалось даже отреставрировать эту часовню. Тогдашним настоятелем костела как будто бы был уже заготовлен лес для её реставрации, но во время войны 1812 г. часовня была разобрана и сожжена французами. В доказательство своей правоты католическая сторона приводила свидетельства старожил, часть которых под присягой подтверждали сказанное выше. Другие признавались, что на их памяти богослужения в старой часовне ещё совершались, но совершались они по униатскому чину или католическому, они сказать не могут.

Православная сторона ссылалась на «Визиты» Околовской греко-униатской Борисо-Глебской церкви 1763 г. и 1784 г., а также на документ 1799 г., в котором в числе других униатских приходов говорится и про самостоятельный Околовский приход вместе с деревнями Околово, Старина, Соколы, Ячное, Жердяжье, Жестиное, Городище, Корги, Головня и Чистый Бор и с количеством прихожан мужского пола 333 души и женского 298 душ.

Наконец, главным документом, который пролил свет на историю «пропавшего» прихода, стал предъявленный православными «договор о изменении веры» между доминиканским монахом Игнатием Менцицким, каноником Смоленским, администратором Околовского римо-католического прихода и униатскими священниками Околовской церкви о. Филицианом Хруцким, Горненской – о. Михаилом Несторовичем, Завишинской – о. Фларианом Еленевским, подписанный 20 ноября 1797 г. Между сторонами был заключен договор на следующих условиях перехода униатов в католичество:
«1. Прихожане, которые приняли Латинский обряд, должны как прежде принадлежать к приходам и к ведомству выше поименованных Священников Униатских применяясь к резолюции Минского Официала.
2. Те же самые прихожане должны оставаться в Латинском обряде и Святые Тайны на опресноках принимать под одним видом.
3. Крещение, бракосочетание и погребение принадлежат к помянутым настоятелям и все другие доходы по обычаю Восточной Церкви Настоятелям приличные.
4. Для больных ксёндз Менцицкий, или другой священнослужитель в помянутых Церквах обязан Святые Дары удерживать».

Таким образом происходило склонение униатского населения в Латинство. За униатскими священниками, после перемены обряда, сохранялись жилые дома, прислуги, доходы. Им разрешалось служить в своих церквях и костелах. В 1800 г. последний настоятель греко-униатской церкви Околовского прихода Фелициан Хруцкий был «изгнан» из жилого дома тем же каноником Игнатием Менцицким. На этом закончилась униатская история в Околово.

В 1840-х гг., после долгих разбирательств, возвращенные к Православной церкви католики с бывших униатов стали прихожанами Горненского Благовещенского и Прусовичского Свято-Никольского приходов.

Практически отсутствуют сведения о религиозной жизни в д. Околово в 20 веке. Приходская жизнь в Околово возобновилась в начале 21 века. Толчком к этому стали усилия православного жителя Минска и старосты Околовского прихода Владимира Олеговича Швеца.

Владимир Швец в интервью местным СМИ рассказал: «Строительство нашей церкви связано с иконой Казанской Божией Матери, которую мне передала мама. Маме же эта икона досталась от свекрови, репрессированной в 1938 году. Бережно храня Казанскую, мама прошла фронтами Великой Отечественной... Лик на иконе был темный, почти не просматривался. В 2000 году я привез из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры святой воды и не устоял от желания протереть ваткой, смоченной в этой воде, уголок иконы. Темный слой неожиданно легко снялся. Обновившуюся икону мы поставили рядом с цветком и на следующее утро увидели, что цветок покрылся прозрачными капельками. Перенесли в другую комнату, и уже другое растение украсилось влажными бусинками, похожими на росу… Размышляя о происходящем, мы с супругой решили, что наша икона должна быть на людях, что нужно построить часовню в память о тех, кто хранил ее и оберегал…»

Благочинный Логойского округа отец Владимир поддержал инициативу семьи Швец, а Логойский райисполком выделил землю под строительство. Было получено благословение на создание прихода храма Казанской Божией Матери, через год приход зарегистрировали. На просьбу местных жителей помочь достроить и обустроить церковь откликнулось около 200 столичных организаций и частных лиц. В Околово даже не ожидали такой активности. Люди помогали деньгами, материалами, трудились, дарили иконы, церковную утварь…

12 марта 2002 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси освятил здешнюю церковь. О народной стройке начали появляться заметки в прессе.

27 октября митрополит Филарет посетил Свято-Казанский приход села Околово Логойского района, где совершил Божественную литургию, освятил звонницу, наградил медалями святителя Кирилла Туровского благочинного Логойского округа протоиерея Владимира Зимницкого, председателя приходского совета Владимира Швеца, попечителей Анатолия Тернавского и Валерия Капитанова и посадил у храма деревце красного дуба.

Как местно-чтимая святыня, в храме находится старинный образ Казанской Божьей Матери. 1 июня 2006 г. настоятелем нового храма назначен священник Сергий Барилюк.

Храм возведен в традициях народного деревянного зодчества. Центральный открытый сруб «с остатком» объединяет кубовидный молитвенный зал и нижерасположенные на несколько венцов притвор и апсиду. К фасаду присоединен притвор, над которым возведена 2-ярусная 4-гранная колокольня, завершенная сомкнутым сферическим куполом с крестом. Шатровая крыша центрального сруба завершена лукообразным куполом. Фасады расчленены прямоугольными оконными проемами с 3-гранными перемычками в простых дощатых плинтусах.

Источники: http://hram.by

http://ogoisk-church.by



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.