ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ишим. Собор Богоявления Господня.

Богоявленский собор


Ишим. Собор Богоявления Господня
Собор. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Николая Чудотворца, Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1793.
Адрес:
Россия, Тюменская область, Ишимский район, г. Ишим, улица Коркинская, 52

Координаты: 56.097812, 69.463618


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Богоявления Господня - Ишим - Ишимский район и г. Ишим - Тюменская область
Yardkeeper
14 сентября 2017
Собор Богоявления Господня - Ишим - Ишимский район и г. Ишим - Тюменская область
Yardkeeper
14 сентября 2017
Собор Богоявления Господня - Ишим - Ишимский район и г. Ишим - Тюменская область
Наталия Женишек
1 октября 2009
Собор Богоявления Господня - Ишим - Ишимский район и г. Ишим - Тюменская область
Наталия Женишек
1 октября 2009
Собор Богоявления Господня - Ишим - Ишимский район и г. Ишим - Тюменская область
Наталия Женишек
1 октября 2009
Собор Богоявления Господня - Ишим - Ишимский район и г. Ишим - Тюменская область
Фото 1950-1960-ых годов из фондов Ишимскиого музейного комплекса им. П.П. Ершова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 января 1955



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Кутенёв Владимир Михайлович,  20 ноября 2010

Богоявленский собор, воздвигнутый в 1793 году, является одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима и важнейшим историческим и духовным символом города. Собор стал первым каменным храмом в Ишиме. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора чаще всего относят к так называемому "сибирскому барокко" с элементами классицизма. В соборе было установлено три Святых престола: во имя Богоявления Господния, Святителя и Чудотворца Николая и Успения Божьей Матери. Храм, стоящий на высоком берегу реки в районе исторически-сложившегося центра города, ранее был хорошо обозрим практически с любой его точки.

Вскоре после установления в Ишиме советской власти из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями горожан было начато восстановление главного духовного символа Ишима.

Использованы материалы сайта w-siberia.ru


Статью добавил(а): Т.,  16 июля 2013

В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья.

Возведение величественного сооружения (высота 36 м) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.

К марту 1782 года, через семь лет после закладки, отстроили «первую очередь» – Николаевский придел, устроенный в трапезной нижнего этажа. Иерей Григорий Попов освятил его в сослужении духовенства 10 мая того же года. Службы в приделе совершались в летнее время, а зимой прихожане собирались порежнему в старой деревянной церкви.

К апрелю 1790 года вывели свод Богоявленской церкви, верхний этаж был возведен только «до половины окон». Дальнейшему строительству помешал внезапный вызов кирпичников и каменщиков в Тобольск, по «ордеру» губернатора. Результатом многомесячных разбирательств стало обещание «неослабно понудить» работников к исполнению договора, однако даже к осени 1794 года они не явились. Ко всему добавились затруднения от «нерадения прихожан» и частой смены старост.

Заказ нового иконостаса для Богоявленского придела у тобольского ямщика Федора Черепанова в 1789 году архиерей воспретил, повелев не тратить деньги, а перенести старый из деревянного храма. Церковь в честь Богоявления в нижнем этаже освятил иерей Григорий Попов соборно 20 июля 1793 года, в день памяти св. пророка Илии, по благословенной грамоте, данной епископом Варлаамом 2 июля того же года. Лишь в сентябре 1809 года встал вопрос о написании иконостаса «в верхнем стане градоишимской Успенской церкви», из чего следует, что ее свод был выведен и завершена отделка. Работы по устройству иконостаса продолжались в 1821 году. Когда освятили Успенский придел, пока неизвестно. А 1814 год можно считать временем окончания общего строительства собора - тогда, как свидетельствуют приходо-расходные церковные книги, была завершена колокольня.

Богоявленская церковь – первый каменный храм на обширной территории нынешнего юга Тюменской области – была и центром духовной жизни Приишимья. Значительным событием в жизни прихожан была ежегодная встреча Крестного хода с многочтимой иконой-списком (копией) с чудотворного образа Божией Матери Абалакской. Эта икона торжественно переносилась из села Борового в город Ишим, где 21 мая вносилась в собор, а 7 июня возвращалась с той же торжественной процессией обратно. Настоятели храма в 1873-1916 годах: Алексий Федюшин, Николай Гвоздицкий, Иоанн Кузнецов, Николай Зеленцов, Виктор Калугин, Михаил Голошубин.

В 1920-е годы собор был передан советской властью представителям обновленческого движения и являлся кафедральным собором Ишимской обновленческой епархии. Но это не спасло его от закрытия 17 июля 1930 года. В соборе устроили зерносклад. С проржавевшей крышей и осыпавшейся штукатуркой он был передан руководством зерносклада в начале 1960-х годов организации «Горводоканал». С одной стороны, это сказалось положительно – в 1962 году здание основательно отремонтировали. С другой – отрицательно: на первом этаже устроили огромный железобетонный резервуар и смонтировали оборудование, которое вибрацией разрушало стены собора.

В 1987 году инициативная группа преподавателей пединститута ставит вопрос о необходимости реставрации памятника архитектуры. В 1989 году этот вопрос решается положительно. Подготовлен проект реставрации, на купола возвращаются маковки с золочеными крестами.

В апреле 1992 года собор передан верующим. Возглавил приход игумен Евтихий, к тому времени настоятель Екатерининского храма в селе Шаблыкино, с первых дней участвовавший в восстановлении собора. Община верующих, юридически относящаяся к приходам Русской Православной Церкви Заграницей, взяла на себя заботы по дальнейшему восстановлению храма. Вскоре начались службы в возрожденном Никольском приделе, а через несколько лет полностью отремонтирован первый этаж и освящен главный Богоявленский престол. 24 июля 1994 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Евтихия во епископа Ишимского и Сибирского, поэтому Богоявленский собор является также и кафедральным. В мае 2007 года, после подписания Акта о воссоединении Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей, Епископ Евтихий получил титул викарного епископа Домодедовского, а храм – статус ставропигиального.

Тобольско-Тюменская епархия


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Климочкина,  21 ноября 2016

Богоявленский собор в Ишиме построен в 1784 г. на средства прихожан вместо деревянной церкви, разобранной в 1871 г. Зданием каменный, двухэтажный, с таковою же, в одной связи, колокольнею; обнесен оградою с железными решетками в каменных столбах, прочен и утварью достаточен. Престолов в нем три: первый – в честь Богоявления Господня в нижнем этаже, второй в приделе того же этажа с северной стороны – в честь св. и чудотворца Николая и третий, в верхнем этаже – в честь Успения Божией Матери.

Приписная к собору церковь однопрестольная, в честь Знамения Божией Матери, в селении Игнатьевском, в 7 верстах от города. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, капиталов не имеет.

Особо чтимых икон в соборе нет. Капиталов его в 1910 г. имелось 1828 руб. 75 коп. Угодий, приносящих доход, собор не имеет. Прихожан в приходе: 2741 душа муж. пола и 2746 душ жен. пола. Приход состоит из г. Ишим и 11 деревень. Среднее число за год крещений 274, браков 74 и погребений 238.

Земли имеется 198 дес., в том числе пахотной 130 дес., сенокосной 20 дес. и 18 дес. под мелким березовым лесом. План на землю есть. Для помещения диакона и псаломщика имеется церковный двухэтажный полукаменный дом в 5 комнат с надворными постройками, приобретен покупкою с торгов за 1100 руб. Один священник имеет собственный дом, протоиерей и один псаломщик живут на квартирах. Дрова причт покупает на базаре березовые.

Жалования от казны причт не получает. Капиталов причта на 1910 г. имелось 2373 руб., с которых причт пользуется процентами. Братских доходов за год бывает до 1800 руб. Церковно-приходского попечительства и церковно-приходской школы в приходе нет. В дер. Стряхниной есть министерская школа. За законоучительство в ней и в женской прогимназии священник Гвоздицкий получает 360 руб. в год. Прихожане отказались от содержания храма и устройства причтовых помещений. Пасхальное хождение бывает по приглашению.

Причта по штату положено: настоятель протоиерей, священник, диакон и два псаломщика.

Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г.


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  18 марта 2017

Богоявленский собор является первым каменным храмом города Ишима. Строили его не менее полувека, причём точная дата окончания строительства не известна: свидетельства об освящении верхней церкви до сих пор не обнаружены. Устроение новых населённых пунктов на Руси всегда сопровождалось возведением церкви - Коркина слобода, основанная в 1687 году на Киселёвском мысу в излучине реки Ишим и преобразованная в конце ХVIII века в город Ишим, не была исключением из этого правила. Первым делом пришедшие сюда русские переселенцы построили деревянную Никольскую церковь, находившуюся как раз в районе нынешней Соборной площади, где сегодня высится Богоявленский собор. Около сорока лет она служила верой и правдой жителям Коркиной слободы, пока в 1726 году не сгорела - причиной пожара стала неисправность "ветхой печи". На пепелище быстро построили новую Никольскую церковь, тоже деревянную, простоявшую здесь по крайней мере до 1808 года. Однако уже к 1770-м годам состояние деревянного храма оставляло желать лучшего, чем и было вызвано обращение прототопа Афанасия Райкова и церковного старосты Лариона Желтышева к епископу Тобольскому и Сибирскому Варлааму (Петрову) с просьбой благословить строительство каменного храма "о двух аппартаментах", то есть о двух этажах, что вполне согласовывалось с принципами "сибирского барокко" - стиля, получившего широчайшее распространение в сибирском зодчестве в ХVIII веке.

Ишимский Богоявленский собор довольно долго оставался единственным храмом Ишима и его обширных окрестностей, называемых Приишимьем, таким образом, он исполнял роль духовного центра для многотысячного православного населения этих мест, которое на протяжении ХIХ века неизменно росло. До появления в Ишиме новых церквей, то есть до начала 1840-х годов Богоявленский храм вынужден был в одиночку справляться с удовлетворением религиозных потребностей местного населения. Составлялось штатное расписание церкви - кроме протоирея, в храме служили два священника, два диакона, два дьячка и три пономаря. Впоследствии, с созданием новых приходов, причт сократился - с 1877 года он состоял из настоятеля-протоирея, священника, диакона и двух псаломщиков.

В Сибири сохранилось немало храмов, выстроенных в стиле "сибирское барокко", господствовавшего на огромной территории за Уралом на протяжении всего ХVIII века. Сохранились благодаря тому, что они вовремя были официально зачислены в ряд историко-архитектурных памятников, ведь ХVIII век для русской Сибири - это почти седая древность. Проект Богоявленского собора был выполнен в канцелярии тобольского архирея - собственно, Тобольск и является родиной "сибирского барокко". Всё, что свойственно этому стилю, мы обнаружим в ишимском храме - перед нами "корабль", состоящий из трёх частей: это - колокольня с притвором, трапезная и основной четверик с гранёной апсидой. В высоту - традиционные два этажа. Фасады украшены затейливым барочным декором; основной четверик увенчан гранёным куполом, на который водружён световой восьмигранный барабан с восьмигранной же башенкой и главкой. Пропорции храма необыкновенно гармоничны - несмотря на "прямоугольные" формы, вообще свойственные барокко, для него характерна устремлённость ввысь, обусловленная как его немалой высотой, так и правильным "убыванием" объёмов по вертикали. В довольно "низкорослой" центральной части Ишима Богоявленский собор смотрится очень выразительно, являясь одной из архитектурных доминант города. Одним из самых выразительных архитектурных деталей являются наличники окон - основа декоративной "мелодии" Богоявленского собора. Все основные окна храма схожи по форме, с арочным завершением, и различаются лишь по высоте. Не то - с наличниками. Они варьируются - в рамках одной барочной стилистики - от света к свету, коих всего насчитывается три. Наличники окон первого света - трёхлопастные, с затейливыми изгибами; выше - наиболее выразительные, с завершением в виде трилистника и волютами по бокам; ещё выше - в форме простого изогнутого "фронтона". Для оформления барочных храмов характерно использование люкарн - оконных проёмов в крыше или куполе, как правило круглых. Люкарны Богоявленского собора не вполне обычны: во-первых, они прорезаны в верхней части фасадов и выделены полуциркульным изгибом карниза, украшенного подзором; во-вторых, имеют четырёхлепестковую форму. На куполе Богоявленского собора поставлены два уменьшающихся в высоту восьмигранных барабана. Нижний - световой; его окна разделены псевдопилястрами с мощными капителями. Барабан этот очевидным образом "рифмуется" с верхним ярусом колокольни, формируя тем самым повторяющийся мотив, который играет важную роль в восприятии всей постройки. Колокольня Богоявленского собора - двухъярусная, восьмигранная, "вырастает" из двухэтажного притвора. В гранях нижнего яруса прорезаны квадратные окна (часто ложные); ярус звона снабжён крупными проёмами с арочными завершениями. В его восьмигранном покрытии по сторонам света имеются выступы с люнетами.

В 1994 году на колокольню были подняты семь колоколов. Согласно метрике 1887 года, их насчитывалось восемь - самый большой, отлитый в 1840 году в Шадринске, весил более 170 пудов (то есть около трёх тонн). Размеры Богоявленского собора: длина здания - 37 метров, ширина (по ширине трапезной) - 15,5 метров, высота колокольни - более 36 метров, высота храма - более 35 метров, сторона основного объёма (представляющего собой в сечении квадрат) - чуть больше 10 метров, высота первого этажа - более 4 метров, высота второго этажа (в основном четверике) - около 13 метров. Из притвора лестница ведёт на второй этаж и колокольню. К сожалению, верхняя церковь до сих пор остаётся неотремонтированной и, как следствие, неосвящённой, - на это пока не хватает, ни средств, ни сил. Всё понятно, но тем не менее огорчительно - ведь именно второй этаж наиболее "барочен" и торжественен; при достойном оформлении он мог бы превратиться в визитную карточку храма. Из трапезной второго этажа три арки (средняя мощная, большая; боковые - поменьше) ведут в основной объём, от высоты которого перехватывает дыхание. Всё буквально залито светом, льющимся из многочисленных окон - по три в два ряда (плюс люкарны) на северной и южной стенах, ещё одна в алтарной апсиде, наконец световой барабан, изнутри открывающийся в куполе. Здесь, в куполе, сохранилась оригинальная лепнина с изысканными растительными орнаментами и изображениями "всевидящего ока Господня" в треугольниках. По сравнению со вторым этажом первый выглядит несколько тесным и низким - так, впрочем, обыкновенно бывает в двухэтажных храмах. Но только - при сравнении. Потому что хорошо продуманная система освещения "нивелирует" ощущение тесноты. В северной части трапезной освящён небольшой придел святителя Николая Чудотворца - устроенный в своё время, в память о первом деревянном храме Ишима, который стоял на этом месте. В наши дни в верхней церкви, которую ещё предстоит привести в порядок, иконостаса нет; внизу же иконостасы, как и до революции, невысокие, однако никакой резьбы и особенных украшений не имеют - изготовлены они вполне функционально, что, видимо, и объясняется тоже "функционально": дефицитом средств и сжатыми сроками, в которые требовалось возродить храм.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №186, 2016 г.



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.