Один из лучших памятников Нерехтского района, принадлежащих к архаизирующему направлению зодчества, характерному для данного региона. Объемно-пространственная композиция и декор повторяют формы допетровской архитектуры 17 в., близкой ярославской школе. Расположена на одной из возвышенностей открытой холмистой местности, покрытой небольшими рощами и кустарником. Казанская церковь с приделом Василия Великого построена около 1795 г. В советское время утрачены двускатная кровля трапезной, иконостасы и значительная часть настенной росписи; в кон. 20 в. утрачена четырехскатная кровля храма. Кирпичные стены были побелены.
Объемно-пространственная композиция церкви имеет несимметричную относительно продольной оси композицию. Четверик храма увенчан пятиглавием с глухими цилиндрическими барабанами и массивными луковичными главами (под их металлическим покрытием частично сохранился лемех). К храму примыкают более узкая полукруглая апсида и прямоугольная в плане поперечно вытянутая трапезная с южным приделом, полукруглая апсида которого частично закрывает фасад храма. С северной стороны стена трапезной находится в одной плоскости с четвериком. По оси храма с запада к трапезной примыкает колокольня с нижним ярусом-четвериком и высоким столпообразным восьмериком, несущим шатер с главкой.
Двусветный четверик храма, закрепленный на углах широкими огибающими лопатками, опоясан антаблементом с лентами поребрика и пилы. Фасады четверика из-за примыкания с юга придельной апсиды имеют различные композиции. На южном фасаде близко друг к другу расположены вход и окно первого света, а на северном два окна первого света широко расставлены. Три окна второго света на обоих фасадах размещены равномерно и своими осями не совпадают с нижними проемами. Все проемы имеют лучковые перемычки и завершены многолопастными очельями с высоким килем. У окон очелье опирается на полуколонки с перехватами, а у входного проема – на рамочный наличник. Подоконники дополнены ступенчатыми кронштейнами с капельками. Барабаны охвачены профилированным карнизом с лентой поребрика и городчатым фризом. Три окна апсиды, окна трапезной и придела меньше по размерам, чем проемы храма, но форма и декор их идентичны. Стены этих объемов завершены несложным по профилировке карнизом. Углы трапезной акцентированы широкими огибающими лопатками; такая же лопатка отделяет стену южного придела от его апсиды. Первый ярус колокольни обработан лопатками, между которыми выпущены углы. Вход с лучковой перемычкой, заключенный в рамочный наличник с киотом и сандриком-полочкой, расположен на южном фасаде. Два других фасада глухие. Восьмигранный столп делится карнизами на три неравные части. Невысокое глухое основание оформлено треугольными фронтонами, венчающими лопатки первого яруса. Средняя часть восьмерика расчленена на всю высоту вертикальными нишами, углы ее закрыты узкими лопатками, а вверху в каждой грани расположено арочное ложное окно. Лишь с юга в ложное окно заглублен более узкий световой проем. Верхнюю часть столпа прорезают арочные проемы звона, а шатер – три ряда слухов. Арочные проемы двух нижних рядов имеют рамочные наличники и треугольные сандрики, верхние слухи – круглые.
Бесстолпное помещение храма перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом и связано тремя узкими проемами с апсидой, перекрытой конхой с распалубками над окнами. Более широкий проем ведет в трапезную, составляющую единое помещение с южным приделом. Это пространство завершено лотковым сводом, отделенным от придельного алтаря подпружной аркой. Над окнами выложены щековые распалубки. В первом ярусе колокольни – коробовый свод. В основании свода частично сохранился профилированный лепной карниз с модульонами и сухариками. Оконные и дверные проемы очерчены тянутыми рамами.
В основном объеме храма на стенах и на своде фрагментарно уцелела живопись, выполненная в 3-й четв. 19 в. в стиле псевдобарокко. На восточном лотке свода помещено «Воскресение», на остальных – три сцены Страстей: «Несение креста», «Снятие со креста» и «Положение во гроб». Клейма с евангелистами расположены в угловых частях свода, переходя с лотка на лоток. Центральная композиция на западной стене – «Взятие Богородицы на небо», по сторонам от нее размещены клейма с заповедями блаженства. Большие клейма имеют гризайльные кокошники и «консоли» в основании, малые клейма оформлены пышными картушами с растительными мотивами орнаментики. Фриз под окнами второго света декорирован крупными лепестковыми розетками. Гризайльное оформление выполнено в золотисто-коричневой гамме. Фоны сюжетных композиций серовато-коричневатые, драпировки тонированы красным, синим, зеленым и белым. При высокой сложности орнаментики, клейма написаны менее профессионально. В них присутствует ориентация на образцы академической живописи. Откосы окон расписаны под мрамор.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 179; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 238, № 610; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 152; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 219-221.
http://svodokn.ru/object/101525409?open=true