Славянское название «Раменье» означает «лес по краю пашни», или просто очень глухой лес, какой, конечно, когда-то рос на этом месте. Первоначальное название будущего села, которое впервые появляется в документах 2 пол. XVII в. – «погост вновь на Сморкаловском раменье». «Вновь» значит, что погост образовался недавно. Именование «Сморкаловское», вероятно, происходило от прозвания кого-то из первых жителей этого места. Здесь стояла церковь во имя Рождества Христова, деревянная. Рядом поселился причт семьями – всего пять дворов, с которых началось будущее село. «Погостом» оно считалось до 1720 г., когда документы уже обозначают его «селом Сморкаловским Рождественским» (название «Раменье» появляется с начала XIX в.), которое населяли «черносошные», то есть государственные, крестьяне.
Около этого времени, вероятно, была произведена перестройка храма или же возведение нового – также Рождества Христова. Каменная Троицкая возведена по одним данным около 1774, по другим – между 1771 и 1784 гг. – на средства прихожан. Столь восхищающее современных специалистов здание строили, как точно выяснено, каменщики из Великого Устюга – Никита и Даниил Горынцевы с артелью. Эти зодчие считаются практически создателями специфического архитектурного стиля, именуемого «Вятским барокко».
Великоустюжские зодчие оказались на Вятской земле, когда Никиту, главу артели, в 1760 г. пригласили в Вятку на строительство местного кафедрального собора – сначала он вместе с местными мастерами закладывал его фундамент, а через пять лет пришлось ехать еще раз: переделывать слишком низкие своды, исправляя работу вятских каменщиков. Всего Горынцевыми Никитой с сыном Данилой было возведено на Вятской земле пять церквей, среди которых – Троицкая в Сморкаловском.
Все здания строились мастерами по их собственным проектам, образцами для которых служили другие церкви – обычно Великоустюжские. Кроме того, каменщики использовали технологии, декор, распространенные в архитектуре столицы. Наконец – также вносили элементы собственного творчества. Поэтому, хотя перед глазами был некоторый образец, все равно дом Божий получался оригинальным, не похожим на прототип. Источником вдохновения зодчих послужила, как полагают, Сретенская церковь Великого Устюга. Только там на фасадах сделаны особые, волнистые пилястры – декоративные колонны по углам здания, каких вятичи никогда не видели – до появления Троицкой. Современные специалисты думают, что идея таких пилястров навеяна была деревянной резьбой иконостасов, которую попытались – небезуспешно – воспроизвести в камне.
Храм имел неотапливаемую часть с главным престолом Св. Троицы, а еще теплый придел – Рождества Христова, память о прежде бывшей здесь церкви. Здесь служили зимой. Рождественский придел находился в так называемой трапезной части Троицкого, которая соединяла основную часть здания с колокольней. Ныне звонница утрачена.
По данным на 1912 г., к Троицкой относились 37 окрестных деревень с православным населением до 5000 человек. Поэтому клириков здесь было довольно много по сельским меркам: два иерея, диакон, два причетника. Помимо самой церкви, клир служил по определенным дням при двух приписанных к Троицкому часовнях. Кроме того, приход содержал школу. Точных данных когда был разрушен храм нет, однако, произошло это по крайней мере в 1930-е. Ведь документы 1946 г. уже указывают, что бывший Троицкий – склад зерна, где его было более 50 тонн. Практика такого использования церквей, видимо, была очень распространенной.
Восстановительные работы идут силами самих прихожан.
По материалам: https://pravoslavie.wiki/cerkov-troicy-zhivonachalnoj-v-ramenej.html