«…Л. Е. Красноречьев приводит также примеры деревянных храмов, не попавших в собрание музея в Витославлицах. В основном участь этих жемчужин трагична. Исследователь-реставратор дает несколько «имен» и описаний этих церквей – в селах Турны, Сопины, Мошенкском, Муссы, Илемно.
«Единственной, чудом уцелевшей, – пишет Л. Е. Красноречьев, – оказалась деревянная церковь Илии Пророка в селе Ильина Гора Демянского района». Сейчас она пока благополучно стоит и действует.
Церковь поставлена на высоком холме, замыкает перспективу главной улицы, хорошо обозревается с больших безлесных окрестностей. Постройка клетская. Состоит из трех объемов. Средний (главный, собственно церковь) квадратный в плане четверик – возвышается над другими, перекрыт двухскатной крышей, на которой нарублены небольшой четверик и восьмерик. На восьмискатной крыше восьмерика установлена небольшая главка с тонкой, прихотливо изогнутой шейкой.
На восточной стороне пятистенный алтарь под пятискатной крышей. С запада, во всю ширину церкви, примыкает трапезная, примерно равная по длине помещению для молящихся. При ней глухое дощатое крыльцо, служащее одновременно тамбуром. Снаружи церковь сплошь обшита досками. Кровли на ней металлические.
У северной стороны церкви сделан второй дощатый тамбур, ведущий к северной двери. Весьма вероятно, что первоначально при церкви с запада и севера существовала галерея, которую потом разобрали. Два больших сруба церкви рублены «в обло», алтарь и восьмерик на четверике «в лапу». Толщина бревен – 30-32 см. Под храм подведен бетонный фундамент.
В интерьере стены из протесанных бревен обиты фанерой и покрашены масляной краской. Уцелел иконостас с иконами конца XVII-XVIII вв. Они оказались «поновленными»: весь фон покрыли (и очень грубо, откровенно помалярски) яркой голубой краской. Сделано это было в начале 50-х годов нашего века.
Церковь не вся срублена одновременно. Западная ее часть (трапезная) прирублена позднее. Бревна боковых стен просто приткнуты к углам основной клети. Правда, южные стены связаны между собою щипом в бревнах трапезной и пазом в бревнах церкви. Северные и такой связи не имеют.
Над восточной частью трапезной, у стыка ее с церковью, но на некотором расстоянии, нарублен бревенчатый фронтон. Через него с западного наружного фронтона, кроме слег, пропущены еще три бревна. Одно из них находится под коньковой слегой, два других по бокам у основания фронтона. Бревна были соединены с западною стеною церкви врубками по форме «ласточкиного хвоста».
При осмотре (в 1960 г.) установлено, что бревна вышли из сопряжений и трапезная отошла от церкви в верхней части на 20 см. О том, что трапезная прирублена позднее, свидетельствуют и такие факты. Бревна западной стены основной клети сильно потемнели и потрескались. А это значит стена продолжительное время была наружной, подвергалась воздействию солнечных лучей, ветров, осадков. Наконец, в ней имеются выходящее теперь на чердак и заделанное косящатое окно и врубки для киотца, в котором некогда находилась икона. Потолок в церкви сделан «подволокой в косяк», т. е. «в елку». Имеет пять балок и соответственно шесть пролетов. Конструкцию потолка в алтаре установить не удалось. Зашит фанерой. Полы везде пластинчатые, похоже, что первоначальные.
По данным ведомости за 1909 г., хранящейся в церкви, а также ведомости за 1915 г. в Новгородском государственном архиве, церковь значится построенной в 1691 году. В ведомости 1908 г. отмечено: «...церковь деревянная построена в 1691 году во имя св. Пророка Илии, на упраздненном ныне кладбище, покрыта железом, холодная». Далее идет перечень принадлежавших ее притчу земель и построек. В числе последних «5 деревянных бедных часовен, одна на приходском кладбище и по одной в деревнях: Подгорье, Пещееве, Маркове и Брагине и два столбца с иконами каменные при церкви и деревянный в деревне Горицах».
Однако есть и другая дата, зафиксированная в записи на тябле в иконостасе. В 1958 году тябло было поновлено, т. е. прописано вновь по новому грунту. Похоже, что прописывалось и раньше. Поэтому несовпадения с первоначальным текстом вполне вероятны. Буквы – славянская вязь. Начальные и некоторые другие – красные, остальные черные. Прочтена так: «лета ... (7197-1689. - Л. К.) месяца гервя (генваря. - Л. К.) КЕ (25. — Л. К.) сотворися сеи храм во имя пророка Илии па благоверных государех наших, царех и великах князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Росси самодержцев, и при благородных царевичах Алексее Петровиче и Олександре Петровиче и при патриархе Адриане». Нужно отметить, что сына с именем Александр у Петра I не было. Женат был будущий император в 1689 году. Путаница налицо.
Итак, две даты: 1691 и 1689 годы. Какую принять за истинную? Можно допустить такой вариант: церковь срубили в 1689 г., а освятили в 1691 г., поскольку потребовалось время для написания икон и оборудования всего иконостаса, а также встроенных элементов (престола, клиросов, скамей, полок, жертвенного столика и проч.). Возможен вариант второй: церковь была готова в 1689 г., трапезную же прирубили в 1691 г., что и зафиксировано в ведомостях. Не исключена и ошибка, допущенная при подновлении тябла. Истинную дату, как видим, установить затруднительно. Не беда. Разница в два года несущественна.
Даже поверхностное натурное исследование памятника позволяет предварительно сделать две схематические реконструкции. Первую для основного сруба с алтарем, вторую с трапезной. Обе исключают дощатую обшивку, появившуюся лишь в XIX столетии и, может быть, во второй его половине. Первоначальный облик можно представить таким, как он есть, без трапезной и обшивки, с таким же «восьмериком на четверике», но другой, большей, величины главкой с лемеховым покрытием.
Кровля на основном кубе тесовая с потоками на курицах (для куриц имеются врубки в верхнем венце сруба), на алтаре – такая же, но без потоков. С запада и севера добавляется открытая с боков галерея с односкатной крышей. Перед входом с запада – небольшое крыльцо, предположительно одновсходное, под односкатной крышей.
Во втором варианте добавляется трапезная. При этом галерея у северной стены продлевается вдоль трапезной, а с западной переносится к ней от церковной стены вместе с крыльцом. Хотелось бы видеть церковь реставрированной по второму варианту. Натурных данных для таких работ достаточно. Научное обоснование обеспечено. Скромный по своей архитектуре и еще замурованный в футляр дощатой обшивки, памятник значительно выиграл бы в художественном отношении за счет пластики бревенчатых стен.
Хотя вначале и отмечалось, что деревокирпичные и кирпичные избы, широко распространенные на юге Валдайского и в Демянском районе, – предмет специального изучения и публикаций, пройти мимо них невозможно.
Уже тесное, естественное и гармоничное сочетание в одной постройке частей из двух разнородных материалов означает безусловную их народность, творческую чуткость создателей…»
Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 644-646.