ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ильина Гора. Церковь Илии пророка.

Ильинская церковь


Ильина Гора. Церковь Илии пророка
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Илии Пророка
Архитектурный стиль:Клетские храмы
Год постройки:1691.
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Новгородская область, Демянский район, с. Ильина Гора

Координаты: 57.581222, 32.65008
Входит в коллекцию:Шедевры деревянного зодчества
Проезд:От Демянска по указателю на Вотопино примерно 12 км.



Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Вадим Павлов
18 июля 2009
Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Вадим Павлов
18 июля 2009
Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Вадим Павлов
18 июля 2009
Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Вадим Павлов
18 июля 2009
Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка, , Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Илья Смирнов
25 апреля 2011
Церковь Илии пророка, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Ильина Гора, Демянский район, Новгородская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
30 декабря 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим Павлов
 
Вадим Павлов  30 июля 2009

Наиболее вероятной датой постройки храма следует считать 1691 год, о чем в ведомости за 1908 год сказано "… церковь деревянная построена в 1691 году во имя св. Пророка Илии, на упраздненном ныне кладбище, покрыта железом, холодная". На другую дату указывает запись на тябле в иконостасе: "лета 7197 месяца гервя сотворися сеи храм во имя пророка Илии па благоверных государех наших царех и великах князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея Роси самодержцев и при благородных царевичах Алексее Петровиче и Олександре Петровиче и при патриархе Андриане". Т.е. запись указывает на 1689, однако царевич Алексей Петрович родился только в 1690, а царевич Александр в 1691 (умер в 1692). Позднее к церкви пристроена трапезная, во второй половине XIX века она обшита досками.

Отметим, что в 1801 г. в селе была построена каменная 3-х престольная церковь (Илии пророка, святителя Феоктиста Новгородского, Покрова Божией Матери) с колокольней. В 30-е годы прошлого века каменная церковь была полностью разобрана, а кирпич пошел на постройку школы. Уже в 1944 г. после освобождения Ильиной горы от немцев, прихожане обратились с просьбой о возношении служб в деревянном храме, где полностью сохранилась церковная утварь, иконы и старинный иконостас. Сейчас церковь действует.

http://www.novgorod.ru/read/information/cultutre/wooden-architecture/monuments/church-gora/


Каменную церковь, "полностью разобранную в 30-е годы", по акту 1943 г. вторично разрушили фашистские оккупанты, а она еще раз самовозродилась и дала себя разобрать на кирпич в третий раз! Вот "Акт о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков..." (Ленинградская правда, 1943, 30 июня): "Немецкие захватчики глумились и учиняли надругательства над религиозными чувствами верующих граждан. В селе Ильина Гора (Демянского р-на) немцы в церкви устроили конюшню, а перед своим отступлением церковь эту разрушили". А вот отрывок из письма ильиногорцев патриарху Сергию от 2 декабря 1943 г.: "мы ... имеем две церкви. Одна попорчена, а вторая в исправности". Хлопотать об открытии деревянного храма прихожанам пришлось еще долго - разрешение было дано только 13 июня 1946 г.

Савинова И.Д. Лихолетье. - Новгород, 1998. С. 73


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  22 апреля 2021

Церковь Илии пророка, которая находится в д. Ильина Гора Демянского района, была построена прихожанами в 1691 г. Это одна из древнейших церквей Новгородской епархии. Есть поверье, что литовское войско неоднократно пыталось «разорить» Ильиногорский погост, но «подхода к нему за мглою не находило», Илья пророк ослепил вражеских воинов и остановил их продвижение. Вот тогда в честь его и была выстроена церковь. Умелые мастера-плотники в Ильиной Горе срубили храм Божий из толстых брёвен, одними острыми топорами и без единого гвоздя.

Чудом уцелела древняя деревянная церковь и в годы войны. Деревня Ильина Гора была захвачена немцами и сильно пострадала от их вторжения. Но именно в это время родилась ещё одна легенда о церкви Илии пророка. Вот что рассказала местная жительница Валентина Петровна Герасимова:

– Деревня как раз на линии фронта стояла. Всё фашисты порушили. Вырубили колхозный сад и устроили там склад снарядов, разобрали все церкви и часовни в округе, используя брёвна и кирпичи для строительства дорог. А деревянную церковку Илии пророка не тронули. Среди деревенских жителей ходили по этому поводу такие слухи. Якобы получил немецкий интендант Вилли письмо из Германии от жены. И написала она в письме, что известная немецкая гадалка предсказала – будет в эту войну вся Россия разрушена и сожжена, останется целой лишь одна церковь Илии пророка. И радовалась она за супруга, который под боком у этой церкви воюет: целым, мол, останется. И правда, немало бомб упало в те годы на окрестные сёла, а деревянная церковь, охраняющая деревню, опять осталась целёхонька.

Ильиногорская церковь появилась в Демянском районе одна из первых. Храм являлся центром религиозной и духовной жизни для демянцев и жителей соседних районов. С 1962 по 1990 г.г. настоятелем церкви пророка Илии был один из заслуженных священников Новгородской епархии отец Пётр Пушкарёв. 28 лет своей жизни он отдал этому приходу, заботясь о деревянном храме пророка Илии и о просвещении прихожан. С 2003 г. приход окормляет его сын, отец Иоанн Пушкарёв. С 2005 г. церковной старостой церкви Илии пророка является местная жительница Серафима Тимофеевна Хрусталёва.

Старинную церковь Илии пророка посещают не только верующие люди. Своим неповторимым обликом она привлекает внимание ценителей древней архитектуры. Они едут в Ильину Гору, чтобы полюбоваться искусством народных зодчих.

http://ilinogorskiihram.cerkov.ru/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  7 июля 2024

«…Л. Е. Красноречьев приводит также примеры деревянных храмов, не попавших в собрание музея в Витославлицах. В основном участь этих жемчужин трагична. Исследователь-реставратор дает несколько «имен» и описаний этих церквей – в селах Турны, Сопины, Мошенкском, Муссы, Илемно.

«Единственной, чудом уцелевшей, – пишет Л. Е. Красноречьев, – оказалась деревянная церковь Илии Пророка в селе Ильина Гора Демянского района». Сейчас она пока благополучно стоит и действует.

Церковь поставлена на высоком холме, замыкает перспективу главной улицы, хорошо обозревается с больших безлесных окрестностей. Постройка клетская. Состоит из трех объемов. Средний (главный, собственно церковь) квадратный в плане четверик – возвышается над другими, перекрыт двухскатной крышей, на которой нарублены небольшой четверик и восьмерик. На восьмискатной крыше восьмерика установлена небольшая главка с тонкой, прихотливо изогнутой шейкой.

На восточной стороне пятистенный алтарь под пятискатной крышей. С запада, во всю ширину церкви, примыкает трапезная, примерно равная по длине помещению для молящихся. При ней глухое дощатое крыльцо, служащее одновременно тамбуром. Снаружи церковь сплошь обшита досками. Кровли на ней металлические.

У северной стороны церкви сделан второй дощатый тамбур, ведущий к северной двери. Весьма вероятно, что первоначально при церкви с запада и севера существовала галерея, которую потом разобрали. Два больших сруба церкви рублены «в обло», алтарь и восьмерик на четверике «в лапу». Толщина бревен – 30-32 см. Под храм подведен бетонный фундамент.

В интерьере стены из протесанных бревен обиты фанерой и покрашены масляной краской. Уцелел иконостас с иконами конца XVII-XVIII вв. Они оказались «поновленными»: весь фон покрыли (и очень грубо, откровенно помалярски) яркой голубой краской. Сделано это было в начале 50-х годов нашего века.

Церковь не вся срублена одновременно. Западная ее часть (трапезная) прирублена позднее. Бревна боковых стен просто приткнуты к углам основной клети. Правда, южные стены связаны между собою щипом в бревнах трапезной и пазом в бревнах церкви. Северные и такой связи не имеют.

Над восточной частью трапезной, у стыка ее с церковью, но на некотором расстоянии, нарублен бревенчатый фронтон. Через него с западного наружного фронтона, кроме слег, пропущены еще три бревна. Одно из них находится под коньковой слегой, два других по бокам у основания фронтона. Бревна были соединены с западною стеною церкви врубками по форме «ласточкиного хвоста».

При осмотре (в 1960 г.) установлено, что бревна вышли из сопряжений и трапезная отошла от церкви в верхней части на 20 см. О том, что трапезная прирублена позднее, свидетельствуют и такие факты. Бревна западной стены основной клети сильно потемнели и потрескались. А это значит стена продолжительное время была наружной, подвергалась воздействию солнечных лучей, ветров, осадков. Наконец, в ней имеются выходящее теперь на чердак и заделанное косящатое окно и врубки для киотца, в котором некогда находилась икона. Потолок в церкви сделан «подволокой в косяк», т. е. «в елку». Имеет пять балок и соответственно шесть пролетов. Конструкцию потолка в алтаре установить не удалось. Зашит фанерой. Полы везде пластинчатые, похоже, что первоначальные.

По данным ведомости за 1909 г., хранящейся в церкви, а также ведомости за 1915 г. в Новгородском государственном архиве, церковь значится построенной в 1691 году. В ведомости 1908 г. отмечено: «...церковь деревянная построена в 1691 году во имя св. Пророка Илии, на упраздненном ныне кладбище, покрыта железом, холодная». Далее идет перечень принадлежавших ее притчу земель и построек. В числе последних «5 деревянных бедных часовен, одна на приходском кладбище и по одной в деревнях: Подгорье, Пещееве, Маркове и Брагине и два столбца с иконами каменные при церкви и деревянный в деревне Горицах».

Однако есть и другая дата, зафиксированная в записи на тябле в иконостасе. В 1958 году тябло было поновлено, т. е. прописано вновь по новому грунту. Похоже, что прописывалось и раньше. Поэтому несовпадения с первоначальным текстом вполне вероятны. Буквы – славянская вязь. Начальные и некоторые другие – красные, остальные черные. Прочтена так: «лета ... (7197-1689. - Л. К.) месяца гервя (генваря. - Л. К.) КЕ (25. — Л. К.) сотворися сеи храм во имя пророка Илии па благоверных государех наших, царех и великах князех Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Росси самодержцев, и при благородных царевичах Алексее Петровиче и Олександре Петровиче и при патриархе Адриане». Нужно отметить, что сына с именем Александр у Петра I не было. Женат был будущий император в 1689 году. Путаница налицо.

Итак, две даты: 1691 и 1689 годы. Какую принять за истинную? Можно допустить такой вариант: церковь срубили в 1689 г., а освятили в 1691 г., поскольку потребовалось время для написания икон и оборудования всего иконостаса, а также встроенных элементов (престола, клиросов, скамей, полок, жертвенного столика и проч.). Возможен вариант второй: церковь была готова в 1689 г., трапезную же прирубили в 1691 г., что и зафиксировано в ведомостях. Не исключена и ошибка, допущенная при подновлении тябла. Истинную дату, как видим, установить затруднительно. Не беда. Разница в два года несущественна.

Даже поверхностное натурное исследование памятника позволяет предварительно сделать две схематические реконструкции. Первую для основного сруба с алтарем, вторую с трапезной. Обе исключают дощатую обшивку, появившуюся лишь в XIX столетии и, может быть, во второй его половине. Первоначальный облик можно представить таким, как он есть, без трапезной и обшивки, с таким же «восьмериком на четверике», но другой, большей, величины главкой с лемеховым покрытием.

Кровля на основном кубе тесовая с потоками на курицах (для куриц имеются врубки в верхнем венце сруба), на алтаре – такая же, но без потоков. С запада и севера добавляется открытая с боков галерея с односкатной крышей. Перед входом с запада – небольшое крыльцо, предположительно одновсходное, под односкатной крышей.

Во втором варианте добавляется трапезная. При этом галерея у северной стены продлевается вдоль трапезной, а с западной переносится к ней от церковной стены вместе с крыльцом. Хотелось бы видеть церковь реставрированной по второму варианту. Натурных данных для таких работ достаточно. Научное обоснование обеспечено. Скромный по своей архитектуре и еще замурованный в футляр дощатой обшивки, памятник значительно выиграл бы в художественном отношении за счет пластики бревенчатых стен.

Хотя вначале и отмечалось, что деревокирпичные и кирпичные избы, широко распространенные на юге Валдайского и в Демянском районе, – предмет специального изучения и публикаций, пройти мимо них невозможно.

Уже тесное, естественное и гармоничное сочетание в одной постройке частей из двух разнородных материалов означает безусловную их народность, творческую чуткость создателей…»

Из книги: Храмы России / [Авт.-сост. С. Минаков]. – М.: Эксмо, 2010, стр. 644-646.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.