ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Обрадово. Церковь Василия Великого.

Васильевская Шасская церковь


Церковь. Не действует.  
Престолы:Василия Великого, Николая Чудотворца, Вратско-Киевской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Барокко, Устюжский
Год постройки:Между 1785 и 1802.
Адрес:
Вологодская обл., Великоустюгский район, с. Обрадово

Координаты:60.464778, 46.788797
Проезд:от Устюга до с.Усть-Алексеево далее по понтонному мосту на с.Чернево, с.Томашево, д.Обрадово


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Василия Великого - Обрадово - Великоустюгский район - Вологодская область
Село Обрадово, вид от р.Юг
Dmitry Zonov
5 августа 2014
Церковь Василия Великого - Обрадово - Великоустюгский район - Вологодская область
Перелётный выхухоль
1 сентября 2013
Церковь Василия Великого - Обрадово - Великоустюгский район - Вологодская область
Перелётный выхухоль
1 сентября 2013
Церковь Василия Великого - Обрадово - Великоустюгский район - Вологодская область
Перелётный выхухоль
1 сентября 2013
Церковь Василия Великого - Обрадово - Великоустюгский район - Вологодская область
Перелётный выхухоль
1 сентября 2013
Церковь Василия Великого - Обрадово - Великоустюгский район - Вологодская область
Фриде
8 июля 2009
Церковь Василия Великого - Обрадово - Великоустюгский район - Вологодская область
Под сводами первого этажа
Dmitry Zonov
5 августа 2014
Церковь Василия Великого - Обрадово - Великоустюгский район - Вологодская область
Росписи под куполом, второй этаж
Dmitry Zonov
5 августа 2014




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Dmitry Zonov,  18 августа 2014

Весьма обширная старинная церковь, освященная в честь Василия Великого, располагается в селе Обрадово. В архитектурном облике явно преобладают элементы раннего классицизма, но просматриваются и черты барокко. Строительство этого каменного комплекса датируется второй половиной восемнадцатого века, первое богослужение упоминается 1815 годом. Центральный храм возведен формой трехэтажного четверика с массивным сферическим сводом, обрамленным арочными фронтонами, на котором возвышается двойной восьмигранный световой барабан с маленькой маковкой. По торцам располагаются двухэтажные апсида и трапезная, сопряженная с четырехъярусной колокольней - разрушенной в советские годы. В наружной отделке кладочный декор представлен широким венчающим карнизом с рельефным фризом, а также фигурными обрамлениями оконных проемов и строгими пилястрами.

В настоящее время церковь Василия Великого пустует и ветшает с каждым годом все больше и больше. Восстановительные работы в ближайшее время проводить не планируется.

Источник http://www.2rf.ru/rest/10057

По состоянию на август 2014 в церкви неплохо сохранились некоторые росписи (на первом этаже и под куполом на втором этаже), рядом с церковью стоит деревянный памятный крест на каменном основании, сохранилось несколько надгробных плит рядом с церковью. Село обитаемо только летом.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  27 марта 2019

Историческое местоположение: Устюжский уезд, Вологодская губерния.

Шасская Васильевская церковь упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Каменная двухэтажная церковь построена в 1788-1802 г.г. вместо ветхих деревянных церквей. Нижний этаж впервые освящён в 1788 г., верхний - в 1815 г. Престолы в честь: свт. Василия Великого, архиепископа Кесарийского - главный, свт. Николая Мирликийского, иконы Божией Матери «Киево-Братская». Тёплый храм во имя свт. Николая Чудотворца освящён 10 ноября 1874 г.

Местоположение: на 1755 год - Шаская волость в Южской трети Устюжского уезда; на 1859 год - деревня казённая Обрадово (Пески), в 1-м стане Устюжского уезда.

К церкви были приписаны две деревянные часовни: при д. Есиплевский Починок - во имя свт. Феодосия Черниговского, построенная в 1902 г. в память коронации императора Николая II; вторая - при д. Курлапинский Починок (Чекменово, при р. Головковской), построенная в 1911 г. во имя вмц. Параскевы.

В 1788 г. при церкви числилось 1197 человек, в 1868 г. - 2038.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=471


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  21 ноября 2019

Ведомость о церкви Святителя Василия Великого, Устюжского уезда Шасской волости, что в селе Обрадово за 1831 год

«Показанная Святителя Василия Великого деревянная холодная церковь по данной грамоте в 1747 году декабря 21 дня от бывшего Преосвященного Гавриила Архиепископа Великоустюжского и Тотемского строена, а когда построена неизвестно. Освящена ж по благословению Преосвященного Варлаама Епископа, бывшего Великоустюгского о Тотемского в 1755 году октября 11 дня. В коей по ветхости крыш, распадению крыльца с лестницами с 1810 года Богослужение не совершается». «На место оной деревянной церкви по данной в 1785 году ноября третьего дня Преосвященным Иоанном Епископом, бывшим Великоустюжским и Тотемским благословящей грамоты начато строительство другой в 1785 году и построена в 1802 году тщанием прихожан». По другим источникам - Ведомость о церкви Святителя Василия Великого, что в Шасском, Устюгского уезда, за 1860 год: «Означенная Васильевская церковь начата строиться вместо двух ветхих деревянных церквей, по благословлению Преосвященного Иоанна Епископа Великоустюжского и Тотемского в 1785 году ноября третьего дня и достроена в 1802 году». О первоначальном существовании церкви никаких достоверных письменных сведений и преданий устных нет.

Здание каменное, по плану двухэтажное, в одной связи колокольнею и каменистым крыльцом. Ветхостей и повреждений, как в церкви и колокольне, так и во внутренности нет. Престолов в ней три: 1) В настоящей верхней холодной церкви во имя Святителя Василия Великого, освящен по благословению Пресвященного Онисифора Епископа Вологодского и Устюгского по Указу Вологодской Духовной Консистории в 1815 году июня 9 дня Устюжского Успенского Собора Протоиереем Иоанном Жаворонковым. 2) В нижней теплой во имя Святителя Николая Чудотворца освящен по благосовению Пресвятого Иоанна Епископа Великоустюгского и Тотемского в 1788 году июля 2 дня по Указу Вологодской Духовной Консистории Усюжского Прокопьевского собора Протоиереем Иоанном Костяминовым. 3) В трапезе верхней холодной церкви во имя Киево-Братской Божией Матери. Освящен по благословению Пресвященного Христофора Епископа Вологодского и Устюгского в 1860 году сентября 11 дня.

«Причта по штату 1764 и 1797 годов положено: Священник один, Дьякон один, Причетников два. Утвари церковной достаточно. Риз лучших - 7, среднего сорта 3; подтрапезников - 4, епитрахилей лучших - 7, средних - 2, набедренников - 3, препоясов - 6. На престолах святых вещей: ковчег серебряный, золоченый с клеймами, 84-й пробы; другой оловянный; две дароносицы: одна серебряная с принадлежностями весом 40 золотин, 84-й пробы, а другая оловянная с ящиком серебряным, внутри золоченым серебро не пробное; сосуд для Святого Мира. Евангелий - пять: 1-я - в листах с серебряными наверху клеймами; 2-я - с серебряными подзолоченными клеймами; Прим.: далее неразборчиво... Крестов четыре: 1-й - серебряный. Золоченый с финифтяными клеймами, весом 1 ½ фунта серебро 84 пробы; 2-й - серебряный. С изображением Святой Иконы, весом 60 золотн., серебро 84-й пробы; 3-й - медный, посеребренный с живописными клеймами; 4-й - медный, небольшой. Святых сосудов - два: один – серебряный, внутри и снаружи вызолочены, весом 2 фунта 48 золотн. Второй серебряный, внутри золоченый. Из прочих нужных вещей имеются три кадки, два оловянных ковша для подаяния, подсвечники, лампады, купальница для крещения младенцов».

Причта по штату Святейшего Правительствующего синода с 1854 года положено быть одному клиру без дьякона, а в 1858 году февраля 7 дня Преосвященным Христофором Епископом Вологодским и Устюгским и Кавалером с разрешения святейшего Правительствующего Синода от 2-го сентября прошлого 1854 года, рукоположен и диакон к сей церкви.

К церкви узаконена пропорция земли, как пашенной, так и сенокосной. В 1837 году отмежевана, но плана еще не получено по сему и число неизвестно. Сею землею Священно-церковнослужители не владеют вполне, а пользуются землею по древнему межеванию, огородного каменного и сенокосного между крепостных и казенных крестьян землями». В число 170 дес. с огородной земли священником, дьяконом и пономарем снято луку три четверика, картофеля - четверть, редьки – один четверик, моркови - два четверика и 300 вилков капусты. Полагая за 1 четверик картофеля 20 коп. сер., луку и моркови – 40 коп, редьки – 10 коп., 100 вилков капусты – 60 коп. Всего на 5 рублей 50 коп. сереб. На пашенную землю (в сем 1860 году) высеяно у притчи, кроме Дьякона: ржи - 3 четв., пшеницы 1 четв., овса - 7 четв. и ячменя - 3 четв. Было ржи - 12 четв., ячменя - 13 четв., овса - 15 четв., пшеницы - 2 четверти. Полагая за 1 четверть ржи 4 руб. сер., ячменя 4 руб., овса -2 руб., пшеницы - 5 руб. всего на 140 руб. сер. За исключением за работу 70 руб. сер. Получено от хлеба и овощей, выгода на причте, кроме дьякона 75 руб. (сер.) 50 коп. сер. От сенокосной земли снято сена 40 возов 25 пудовых веса, из коего 6 частей поступило за поставку сена священнической части, а прочее сено и солома употреблялось в настоящую зиму на прокормление скота, именно 13 коров, 2 быков и 4 лошадей. Выгода от скотоводчества была 10 руб. сер. Пустошей не имеется, кроме дровяных. А дровами не столько церковь и причт, сколько сельские крестьяне пользуются. Дом у священника казенный, а у дьячка и пономаря свой собственный, все деревянные и стоят на церковной земле, кроме дьякона, который живет на квартире в доме вдовы дьконицы.

На содержание священно-церковнослужителей 5 класса утвержденному в 1854 году каждого дня получается жалованье из Устюгского уездного казначейства 164 руб. 64 коп. сер. Банковских билетов или Свидетельств. Можно было получать постоянное количество процентов в пользу Притчи. В течение сего года в учрежденную при церкви кружку на притче, кроме дьякона доходов за праздники: Пасхи, Рождества Христова получено 105 руб. 76 коп. сер.

Расстояние церкви от вологодской Духовной Консистории 536 верст, от Устюгского Духовного правления в 50 верстах, от местного Благочинного в 20 верстах. Ближайшие к ней церкви: 1-я – с западной стороны Богородская Теплогорская церковь в 5 верстах. 2-я – Орловская Троицкая в 12 верстах. Для сообщения препятствует речка при вскрытии и замерзании. Приписной церкви к ней не имеется.

Описи церковному имуществу составляются в двух книгах по форме. Опись церковному имуществу есть, сделана в 1802 году, скреплена Устюжского Духовного правления присутствующим Прокопьевского Собора протоиереем Василием Аленевым и утверждена печатью означенного правления. 1853 года имеются. Приходная книга о суммах обычной и церковной за шнуровкой и печатью Устюжского Духовного правления дана в 1828 году, а расходная о таковых же суммах дана в 1815 году. Ведутся исправно и хранятся в целости. Копии с исторических книг от 1780 года хранятся в целости.

В обыскной книге, выданной за шнуровкой и печатью устюжского Духовного правления в 1827 году и скрепленной присутствующим онаго Правления Успенским Протоиереем Иоанном Жаворонковым писаных листов 27, неписаных остается 25». Имеется в архиве «Приходная книга Шасской Васильевской церкви», начата в 1828 год, окончена в 1843 год на 94 листах.

1831 год, в деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян (дворов - 15, муж. - 41, женс. - 54) - находится близ церкви, препятствий нет. 1843 год, в деревне Обрадово черносошного ведомства крестьян (дворов 16, муж. - 44, женс. - 60) , близ церкви. 1843 год, в деревне Томашево экономического ведомства крестьян (дворов 8, муж. - 18, женс. - 25), в четырех верстах от церкви. Итого по деревням 262 дворов, м. 865, ж. 990. Раскольников и иноверцев нет.

Расположение икон в церкви. На горним месте икона Божией Матери, по правую сторону онаго икона Воскресения Христова и икона Рождества Христова. По левую: икона Соборъ Архангела Михаила. За жертвенником икона Божией Матери. Весь вышеуказанный ряд икон писан красками. Иконостас столярной работы, выкрашенный голубой краской, приличные места и резьба вызолочены в нем. Царские врата золоченые, резные, в них на небольших вставленьях написаны красками иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы и Четыре Евангелиста. Над царскими вратами «Гладком позолоченным изображен в виде Голубя – Дух Святой, резной, посеребряный». Местные иконы. По правую сторону царских врат икона Господа Вседержителя (венец серебряный, золоченый), икона святителя Николая Чудотворца (с чудесами, венец серебряный, золоченый, за стеклом). На южных дверях икона Святого Апостола Архидиакона Стефана, за южными дверями икона Святого Иоанна Юродивого Устюгского Чудотворца. По левую сторону икона Похвалы Божией Матери (на сей иконе риза чеканная, серебряная, венцы серебряные, золоченые. Приложена в 1853 году приходским крестьянином Иваном Ивановичем Третьяковым), икона Святителя Василия Великого (на ней венцы серебряные, золоченые). На северных дверях икона святого Архидиакона Лаврентия, за северными дверями икона Святого Прокопия Устюгского Чудотворца (золоченая, за стеклом). В том же ставе над царскими вратами в клейме резном, позолоченном икона Тайные Вечери. Во втором ставе над царскими вратами икона Господа с предшествующими Божией Матерью и Иоанном Предтечею. По сторонам онаго на шести деках - Апостолы Христовы. Под местными иконами изображены события из книги бывшей Притчи Евангелия.

Клировая ведомость Шасской Васильевской церкви Вологодской Епархии Устюгского уезда 4 благочинного округа за 1913 год

Церковь построена в 1802 году тщанием прихожан и на Боголюбский сбор по благословенной грамоте Преосвященного Иоанна Епископа Велико-Устюжского данной в 1785 года. В первый раз освящена в 1788 году июня 2 дня по благословению Преосвященного Иоанна Епископа Великоустюжского и Тотемского, а верхний холодный во имя Святителя Василия Архиепископа Кесария Каппадокийского Великого, освящен в 1815 году июня 9 дня.

По штату при ней положены: один - священник, диакон и псаломщик. Жалованье положено 141 руб. 12 коп. в год, именно: священник 105 руб. 84 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего в них доходов: при том собирается добровольная руга, а также «петровское» коровье масло, крупа, яйца и «осенний» лен. Всего вышепрописанного в селе году собрано рублей на 300.

Земли 170 десятин, качество церковной земли: грунт земли большей частью песчаный, а в незначительной части «супесок», «суглинок». Средний доход от земли и скотоводства выручается приблизительно в год 150 рублей. Здания, принадлежащие к церкви: торговые деревянные лавки и принадлежащие церковно-приходскому попечительству пристройки при данном причте и просфирии.

Часовень в приход сей церкви две: 1) при деревне Есиплевский Починок существует в деревне часовня во имя Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца построена в 1902 году, в память священного коронования Его Императорского Величества Государя императора Николая II. 2) при деревне Курлатинский починок «Чекменево» то ж деревянная построена в 1911 году во имя Святой Велико-Мученицы Параскевы.

Опись церковному имуществу заведена в 1906 году и хранится в целости; проверена в 1907 году. В церковной библиотеке находится книга для чтения предназначенных томов для народного чтения. Церковные деньги в целости за ключом и печатию церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 2332 рубля 31 коп. и билетов находится в целости именно:1) 18 Государственных 4% непрерывных доходных билетов на капитал 1350 руб.; 2) Свидетельство 4% Государственной ренты в 100 руб.; 3) Две книжки Государственной Сбер. Кассы одна на 50 руб., а другая на 832 руб. 31 коп».

Имеются в приходе школы: 1) Одноклассная церковно-приходская школа - открыта в 1884 году; 2) Вотчево-Барское земское училище открыто 21 января 1910 года; 3) Томашевское земское училище – открыто 1 сентября 1913 года; 4) Гарево-Починское земское училище – открыто 1 сентября 1913 года.

Клировая ведомость о церкви Васильевской, состоящей Велико-Устюжского уезда Вологодской епархии в селе Шасском за 1917 год

1. Церковь построена в 1802 году тщанием прихожан и на боголюбский сбор по благословящей грамоте Преосвященного Иоанна Епископа Велико-Устюжского, данной в 1785 году.

2. Зданием церковь каменная двухэтажная с такой же в одной cвязи колокольней и каменным крыльцом, крепка: повреждений как вне церкви и колокольни, так и внутри оных нет. Нижний храм во имя Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца, в первый раз освящен в 1788 году, июня 2 дня, по благословению Преосвященного Иоанна, Епископа Велико-Устюжского и Тотемского, а верхний – холодный во имя Святителя Василия, Архиепископа Кесарии Кападокийской Великого, освящен в 1815 году, июня 9 дня, по благословению Преосвященного Онисифора Епископа Вологодского и Устюжского.

3. Престолов в ней 3: 1-й в верхней холодной выше прописанной, 2-й в нижней – теплой выше помянутой и 3-й в трапезе холодной церкви во имя Киево-Братской иконы Божией Матери.

4. Утварию церковь снабжена в достаточном количестве во всех отношениях.

5. По штату при ней положены: один священник, диакон и псаломщик.

6. Жалования положено: 539 рублей в год, а именно: священнику 294 рубля, диакону 147 рублей и псаломщику 98 рублей.

7. Кружечных доходов за 1917 год получено: 948 руб. 56 коп.

8. Другие источники содержания членов причта и количество поступающего в них дохода: причтом собирается добровольная руга, а также «Петровское»: коровье масло, крупа и яйца и осенний лен, установленные прихожанами издревле, всего вышепрописанного добровольного от прихожан подаяния в сем году собрано приблизительно рублей 200.

9. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостами церковными (десят. квадр. саж.): пахотной 20 десятин, - квадр. саж., сенокосной 14десят. - квадр. саж. Всей земли усадебной, огородной, пахотной и сенокосной, а также в большей части неудобной – 170 десят. Дальняя часть земли находится на расстоянии 3-х верст от церкви. Всего 170 десят. - квадр. саж. Некоторой частью земли сенокосной, принадлежащей причту, пользуется церковь, луговою в количестве 2 дес. и приозерной - 2 дес.; под погостом, церковью, дорогой и кладбищем – 2 дес.; усадебной - у всего причта ¾ дес.; огородной у всего причта. Означенная земля находится по древнему межеванию в разных местах между землями крестьян и частных владельцев. Но плана на сию землю и межевой книги не имеется. Земля большей частью песчаная (бор) и болотистая, поросла мелким лесом, в настоящее время негодным даже на дрова.

10. Качество церковной земли: грунт земли большей частью песчаный и в незначительной части супесок и суглинок.

11. Средний доход ею приносимый: за покрытием расходов по обработке огородной пахотной и сенокосной, а также по занятию скотоводством, средний доход от земли и скотоводства выражается в цене 20 руб. в год.

12. Дома для священно и церковно-служителей на церковной усадебной земле, а также и дом просфорни построены тщанием и на средства церк. приход. попечительства и церкви в разные годы и составляют собственность церк. приход. попечительства. Другие здания, принадлежавшие церкви: торговые деревянные лавки и 2) принадлежащие церк. приход. попечительству пристройки и службы при домах причта и просфорни. Все дома и при них пристройки деревянные.

13. Состояние домов: Все дома для священно-церковнослужителей с пристройками и службами находятся в исправном виде и в существенном и капитальном ремонте нужды не имеют.

14. Расстоянием сия церковь от Консистории в 504 верстах, от местного благочинного в - верстах, от уездного города Великого Устюга в 50 верстах, от железнодорожной станции «Луза» в 35 верстах; почтовый адрес церкви: г. Великий Устюг, Усть-Алексеевское почтовое отделение.

15. Ближайшие к сей церкви: 1) Теплогорская Богородицкая в 5 верстах, 2) Орловская Троицкая в 12 вер., 3) Ратмеровская Богородицкая в 15 верстах, и 4) Шолгско-Троицкая, Никольского уезда в 12 верстах.

16. Приписанных к сей церкви церквей нет, часовен – 2: 1-я при деревне Есиплевский Починок деревянная во имя Святителя Феодосия Черниговского Чудотворца, построена в 1902 году в память Свящ. Коронования Его Императорского Величества Государя Императора Николая II, и 2-я при деревне Курлапинский Починок, деревянная, построена в 1911 году во имя Свят. Великомученицы Параскевы.

17. Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных нет.

18. Опись церковному имуществу заведена с 1906 года, хранится в целости, проверена в 1907 году.

19. Приходно-расходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Духовной Консистории даны июня 30 дня 1915 года, ведутся исправно, хранятся в целости.

20. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1786-го года.

21. В обыскной книге, выданной в 1912 году, марта 8 дня, за шнуром и печатью, 78 писанных листов, 285 не писанных.

22. Исповедные росписи находятся в целости с 1780-го года.

23. Книги до церковного круга подлежащие имеются в достаточном количестве и к употреблению годны. В церковной библиотеке находится книг, для чтения предназначенных - томов.

24. Церковные деньги в целости за ключом церковным и печатью церковной. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях 2452 руб. 31 коп., а билет находится в целости, именно 1) 20 4% Госуд. непрерывно-доходных билетов на капитал 1470 руб. 2) Свидетельство 4% Государ. ренты в 100 руб. и 3) две книжки Гос. Сбер. Кассы: одна на 50 руб. и другая на 832 руб. 31 коп. капитал имеющий специальное назначение на определенный предмет. Из означенных сумм а) по билетам вечного вклада на капитал 376 руб. 67 коп. % поступают в пользу церкви и на капитал 1093 руб. 33 коп., б) по ренте в 100 руб. и в) по книжке Госуд. Сбер. Кассы на 50 руб. %% поступают в пользу причта.

25. Имеющиеся в приходе школы: 1) одноклассная церковно-приходская школа открыта в 1884 году, 2) Вотчево-Горское земское училище открыто 21 января 1910 года, 3) Томашевское земское училище открыто 1 сентября 1913 года, и 4) Гарево-Починское земское училище открыто 1 сентября 1913 года. Церковная школа помещается в доме церковно-приход. Попечительства, на содержание её отпускается от Устюжского отделения Совета Стефано-Прокопьевского братства руб. коп. В этом году в ней обучается мальчиков девочек.

26. При церкви состоит старостою церковным крестьянин Петр Григориев Вологдин, который должность свою проходит с 1914 года.

27. Преосвященный последний раз посетил приход в - (?) году.

http://www.vulibrary.gledengrad.ru/rodina/139-2013-06-03-10-42-57.html?start=4; http://s-sokolov.ru/temples/shaska_1917.php

Воспоминания старожилов

Нонна Ивановна Меркурьева, 1910 г. р. (на сегодняшний день уже нет в живых) поведала такую историю, услышанную от своих предков: «Давно, когда не было церкви, принесла река Юг своими водами на наш берег Икону Святого Василия Великого. А все связанное с иконами, Богом - знамение, чудо. И возвели на самом обозреваемом и удобном месте – на другом берегу (напротив) в д. Обрадово (раньше эту местность называли пески, с постройкой церкви переименовали в самое подходящее название). На месте, где нашли икону, зажила деревня Васильево. Когда Нонне Ивановне было 19 лет (1929 год), венчалась она в этой церкви со своим женихом. Венчал их батюшка Михаил. Помнит, как ходили встречать Пасху. Посещали церковь и в другие праздники. Особенно почитали престольный праздник церкви - День Святого Василия – 1 января (14 января по н.ст.). Закрыли церковь в 1930-х годах. Безбожники снимали кресты с церкви, один, говорят ушел в землю, другой хотели перековать (по приказу председателя Аккиндина Ивановича). Начался такой град, что выбило всю рожь. Одна женщина – Александра Викторовна - унесла этот крест домой, поставила в Красный угол на чердаке дома и град прекратился (сейчас на месте этих крестов растут березы). Самый высокий крест (с колокольни) снять не смогли (род того человека, который пытался это сделать весь вымер). Здание церкви больше не разрушали. Тех, кто пытался доставать кирпичи из стен церкви, строго наказывали. При Советской власти здание церкви приспособили под склад (зерно и т. п.). Старожилы помнят, как таскали тяжести на второй этаж». Продолжает Н.И. Меркурьева: «Как говорилось в начале церковь построена на песках. Кирпич для постройки церкви изготовляли на нашем берегу - в д. Васильево. Край деревни до сих пор называют «кирпичное». Там видны заросшие ямы, где брали глину на кирпичи. Через реку Юг была сделана подвесная дорога. В люльках кирпич переправляли на другой берег. В раствор глины для прочности ложили яичный желток (собирали у населения). После закрытия церкви жители пытались достать кирпич из стен и это им не удалось, так прочно кирпичи были слеплены друг с другом (получались одни ощебенки). Около церкви было захоронение служащих церкви. До сих пор есть одна плита с надписью. Остальные плиты использовали под фундамент строящейся Шасской библиотеки в д. Обрадово». Из воспоминаний Рассохиной М.Н.: «Моя бабушка, Наталья, знавшая все молитвы, часто ходила в церковь и идя туда, надевала самую лучшую одежду. Обязательно молились в церкви на хорошую торговлю, сухой сенокос».

Сейчас на второй этаж не забраться, все внутри обвалилось. Внизу через кованые решетки в окнах можно увидеть на стенах лики святых. Ветераны, живущие сейчас, рассказать про церковь ничего не могут, сетуют на то, что времена их молодости, все это запрещали. Но православные праздники чтут. Особенно свой престольный праздник – 23 октября – Киевская. Долго не могли узнать, почему он так называется. Оказывается, когда-то в этот день было видение иконы Киевской Божией Матери.

http://www.vulibrary.gledengrad.ru/rodina/139-2013-06-03-10-42-57.html?start=4

Комментарии и обсуждение

РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1, Д. 15047
Л. 406. Волость Шаская а в ней Васильевской погост на погосте
В. поп Иван Иосиев Амосовых у него же братья два Петрушки Никифорко 12 лет Тараско 10 лет у него ж племянник Гришка Петров полутора году у него ж работник Якушко Ульянов Ворониных
В том же дворе у него ж попа половник Гаврилко Максимов Баровьев
В. дьячек Савка Аввакумов Завалиных у него племянники Фочка Филипов Тихонко Игнатьев
В. пономарь Анкидинко Васильев Бердников у него брат Миронька у Миронка дети Родка 3 лет Исачко полугоду у него ж работник Микифорко Ульянов Ворониных
В. просвирница Матренка Алисиева Яхлаковых
В. трапезник Панфилко Георгиев Яхлаков у него же дети Демка 13 лет Ивашко 11 лет

Писцовая книга Устюжского уезда 1675-1683 гг. РГАДА, Ф. 1209, Оп. 1, Д. 515

Л. 287. Волость Шаска а в ней погост на реке на Югу а на погосте церковь Василия Великого холодная древяная шатровая да теплая церковь Николая Чюдотворца древяная клетцки...

25 декабря 2019.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.