БЕРЕЗНИКИ. ЦЕРКОВЬ СОБОРА БОГОМАТЕРИ, сер. 18 в.
Расположена на окраине древнего села, у дороги. Каменная церковь с колокольней и двумя приделами (Иоанна Предтечи и Смоленской Богоматери) построена в 1748 г. Рядом с ней до кон. 19 в. стояла деревянная церковь Собора Богоматери 1724 г. (не сохр.). Колокольня храма утрачена. Один из интересных храмов области, архитектура которого следует местным традициям, восходящим к 17 в. В объемной композиции доминирует сравнительно крупный бесстолпный четверик в два света, слегка вытянутый по продольной оси; над его четырехскатной кровлей поставлены пять широко разнесенных луковичных глав на глухих цилиндрических шеях. Более узкий и низкий алтарь имеет пятигранную форму. Крупная трапезная (юго-западный угол ее утрачен при разборке колокольни) под двускатной кровлей вносит асимметрию в общее построение: вытянутая в одну линию с южным фасадом четверика, она сильно расширена к северу благодаря приделу с прямоугольной апсидой, ранее увенчанной небольшой главкой над скатом кровли.
Убранство фасадов довольно сдержанно: плоские лопатки закрепляют углы объемов, в завершении проходят простые карнизы с мелкими сухариками. Оригинален аттик четверика с четырьмя нишами - кокошниками на каждом фасаде и с поясом бегунца под ними (на боковых фасадах посредине разделены короткой лопаткой). Необычно расположение окон на северном и южном фасадах четверика: проемы обоих светов расположены в нижней части стен в две оси и смещены к востоку. Все проемы здания прямоугольные; у четверика они имеют скругленные верхние углы, часть из них обведена уступчатыми рамками и помещена в арочные ниши. Помещение храма перекрыто высоким сомкнутым сводом; коробовые своды трапезной опираются на два мощных столба, поставленных в центре по оси восток-запад, над алтарной апсидой придела - три лотка.
Первоначальная клеевая живопись сохранилась в среднем ярусе стен храма. Это интересный пример росписи 1-й трети 19 в., где композиции в стиле классицизма сочетаются с гризайльным орнаментом, соединившим в себе как барочные, так и классицистические черты. На южной и северной стенах евангельские сцены размещены асимметрично, что связано с расположением окон. Большое внимание уделяется тщательно проработанным пейзажным либо архитектурным фонам; наиболее выразительны пейзажи в духе романтизма в сценах "Исцеление слепого" и "Христос и самаритянка" на северной стене. В широком гризайльном фризе между окнами первого и второго света барочные раковины и завитки дополнены херувимами и вазами с фруктами. Композиции первого яруса были написаны на фоне рисованных пилястр с ионическими капителями, а небольших размеров сцены третьего яруса объединялись с композициями второго орнаментальной декорацией.
В трапезной масляная живопись второй пол. 19 в. в духе позднего академизма покрывает своды и стены.
До недавнего времени в храме сохранялся пятиярусный иконостас 1-й трети 19 в., выполненный в древнерусских традициях кон. 17 в. Это было высокое сооружение в 13 осей, края которого заходили на боковые стены. Иконостас украшала пышная резьба в формах нарышкинского барокко: мощные резные кронштейны во втором ярусе и ажурные колонки с виноградными гроздьями и листьями - в остальных. Отдельные иконы пророческого и праотеческого чинов также были выполнены в духе живописи 17 в. Ныне существует лишь архитектурная основа двух верхних ярусов.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область», Часть 2. - М., Наука, 2000, с. 497-499