В Кирюшино Зиняковской сельской администрации от автотрассы Городец – Н.Новгород можно пройти с двух концов. И обе дороги не минуют храма в честь Рождества Христова, который стоит в самом центре села и является молчаливым свидетелем жизни многих поколений кирюшинцев и жителей близлежащих деревень. Когда-то путь до Балахнинской переправы шёл через село. С той поры осталась грунтовая дорога, обсаженная столетними березами. И из-за берез вдруг выглядывают луковичные купола каменного храма, словно шлемы трех богатырей, поставленных на страже земли русской. Сносились шлемы, стерлась с них позолота, проросли на крыше храма березки, разрушается каменная ограда, но все еще мощно поднимаются к небу своды, все держится православный крест на главном куполе...
В стародавние времена, в XVIII веке в селе Кирюшино Балахнинского уезда стояли две деревянные церкви, теплая Христорождественская, построенная в 1787 году, и холодная во имя Святой мученицы Параскевы, выстроенная еще раньше, в 1762 году «обещаниями прихожан». Во второй церкви было два придела: главный в честь Святой мученицы Параскевы (Пятницкий) и в честь Казанской Божией Матери.
Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к образцовым проектам, построенная в 1888-1897. Двусветный четверик, завершённый крупной луковичной главкой, двухпридельной трапезной связан с трёхъярусной колокольней, вероятно, имевшей шатровое завершение.
Надёжно строили русские мужики. Простояли деревянные церкви больше 100 лет. Столько же лет в деревянных кирюшинских храмах вели службу священники. Жили они в своих домах в селе, кроме богослужения, выполняли и крестьянскую работу. Но все же это были первые сельские интеллигенты, которые не только учили детей, наставляли народ на путь истинный, но и сами были примером в быту и семейной жизни.
В 1897 году богослужение в церкви Рождества Христова за ветхостью прекращено, о чем имеется запись в клировых ведомостях церкви села Кирюшино. Но уже за девять лет до этого в 1888 году была заложена каменная церковь. Строилась она на деньги прихожан и «доброхотных дателей». Одним из доброхотов, помогавших строить храм, был купец Бугров, о чем свидетельствует полустершаяся надпись на паперти каменной церкви.
В 1897 году был освящен правый придел в честь Рождества Христова, а 3 мая 1898 года – второй придел в честь Казанской Божией Матери. Строилась церковь при священнике Павле Алексеевиче Гагинском, который, по данным клировых ведомостей, служил в церквах с. Кирюшино с 1885 по 1915 год. На собственные средства П.А. Гагинский выстроил здесь церковно-приходскую школу, где обучались грамоте и основам православия сельские ребятишки. В 1914 году определен к приходу Христорождественской церкви 35-летний псаломщик Митрофан Иванович Добронравов. Старостой в это время был Дмитрий Иванович Волынцев.
Перед самой революцией с 1915 года на причт положено было казенное жалованье в размере 400 рублей в год. На тот период церкви принадлежали: «деревянная церковно-приходская школа на каменном фундаменте, крытая железом; деревянная церковная сторожка на каменном фундаменте, крытая железом; амбар для хранения церковных вещей, вышедших из употребления и при нем дровяник в одной связи с амбаром деревянным, крытые железом». Церкви принадлежали 1 десятина 280 кв. саженей усадебной, 30 десятин пахотной и 3 десятины сенокосной земли. В приходе имелась земская школа в д. Солоденино, открытая в 1910 году.
В советское время судьба кирюшинской церкви сложилась счастливее, чем у многих других. Местонахождение ее в центре села не позволяло богохульникам в открытую растаскивать оставшуюся после изъятия ценностей советской властью церковную утварь. Почти полностью сохранился резной иконостас. В алтарной части сохранилась настенная роспись. Выполнена она в холодных голубых и розовых тонах, что создает настроение приподнятое и торжественное. Лица же у святых вполне русские, что наверняка можно встретить только в деревенской церкви.
Жители села бережно относились к своей святыне. Очень долго даже в закрытой церкви деревенские женщины под руководством П.Д.Храмовой, певшей в церковном хоре и добровольно принявшей на себя обязанности старосты, делали уборку к Светлому Христову Воскресению. После войны жители прихода собрали деньги и купили железа перекрыть крышу на храме. Но то ли побоялись кровельщики взяться перекрывать пустующий храм, то ли власти воспротивились этому, кровельное железо было использовано на нужды советского хозяйства, а крыша на храме протекала, гнила и обрушивалась.
Одно радует, храм в честь Рождества Христова в Кирюшине не был осквернен: в нем не было складов, туда никогда не въезжали на лошадях и на машинах, в алтаре не устраивали туалетов. И сейчас жители ратуют за возрождение храма. Они очистили алтарную часть от мусора, собирали неоднократно деньги на восстановление его. Но слишком велики разрушения, произошедшие в храме за это время, и слишком ничтожны средства, которыми располагают прихожане. Поэтому обращаются они к нынешним «доброхотным дателям» или благодетелям с просьбой о помощи средствами на восстановление сельского храма.
Наталья Валенко, http://www.gorodets-52.ru/index.php/razrushennye-hramy/
Постройка каменного храма в с. Кирюшино Балахнинского уезда (в настоящее время Городецкий район) была начата в 1888 г. на средства прихожан. К 1786 г. в селе уже были две деревянные церкви, обветшавшие к 1887 г. В 1897 г. освящен правый придел в честь Рождества Христова, левый придел освящен в честь иконы Божьей Матери Казанская. Главный престол освящен в честь мученицы Параскевы. В советское время церковь не действовала, в настоящее время передана Нижегородской епархии РПЦ.
Храм расположен в центре с. Кирюшино и обращен своим южным фасадом на его главную улицу. Памятник расположен на территории сельского кладбища и является высотной доминантой поселения. Церковь и прилегающее к ней кладбище обнесены каменной оградой. С юга в ограде имеются каменные трехчастные ворота с деревянным заполнением; с севера - калитка. Храм и ограда кладбища выполнены из красного кирпича. Церковь имеет симметрично-осевое построение. На оси запад-восток расположены колокольня, трапезная, четверик храмовой части и пятигранная алтарная апсида. Габаритные размеры в плане 38,6x20,7 м. Наружные поверхности кирпичных стен не оштукатурены, на стенах видны следы побелки. Декоративные детали фасадов выполнены в кирпичной кладке. Архитектура церкви выдержана в русском стиле.
Массивный кубический четверик храма, перекрытый на четыре ската, был увенчан пятью главами (в настоящее время сохранились лишь центральная световая глава и юго-восточная ложная). С запада к четверику примыкает более широкая прямоугольная трапезная меньшей высоты, а к ней, в свою очередь, - квадратная в плане трехъярусная колокольня, с утраченным в советское время завершением в виде шатра и небольшой луковичной главы. С востока к четверику храма примыкает пятигранный алтарь, перекрытый на пять скатов.
Церковь представляет интерес как образец каменного сельского храма конца XIX в. с деталями, получившими провинциальную трактовку в духе эклектики.
Состояние храма в настоящее время
Утрачено покрытие кровли храмовой части. Частично утрачены росписи в интерьере храма, повреждена деревянная резьба иконостаса, иконы утрачены. Разрушены печи, полы и крыша трапезной. Кирпичная кладка наружных стен в уровне цоколя повреждена. Утрачено также шатровое завершение колокольни с куполом. Разрушен простенок в уровне звона колокольни. Историческое каменное крыльцо с западной стороны колокольни заменено современным металлическим. Утрачено заполнение каменной ограды. Имеются повреждения кирпичной кладки ворот, калитки и ограды, повреждены их покрытия. Утрачены боковые главки ворот и главка калитки. Густые заросли деревьев и кустарников вокруг церкви затрудняют наружный обзор и препятствуют проветриванию стен.
http://www.gorodets-52.ru/index.php/razrushennye-hramy/22-2012-02-14-18-44-55/125-istorija-hrama-paraskevy-pjatnicy-kirjushino