ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кирюшино. Церковь Параскевы Пятницы.


Кирюшино. Церковь Параскевы Пятницы
Церковь. Не действует.  
Престолы:Параскевы Иконийской, Казанской иконы Божией Матери, Рождества Христова
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1888 и 1897.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Нижегородская обл., Городецкий р-он, д. Кирюшино

Координаты: 56.53113, 43.773311
Проезд:недалеко от п.Зиняки






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  13 июня 2017

Церковь Параскевы (Пятницы) в Кирюшино

Кирюшино – село в Городецком районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Пятницкая церковь. Датировка объекта – 1897 год. Документ о принятии на госохрану № 22.

Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к образцовым проектам, построенная в 1888-1897 гг. Двусветный четверик, завершённый крупной луковичной главкой, двухпридельной трапезной связан с трёхъярусной колокольней, вероятно, имевшей шатровое завершение. Приделы Рождества Христова и Казанский. Закрыта не позже 1930-х гг., в настоящее время пустует, начат ремонт.

http://www.gttp.ru/map_NN/gorodec.htm; http://svyatayarus.su/church/detail/42989/


Марина Зуйкова  9 сентября 2019

В Кирюшино Зиняковской сельской администрации от автотрассы Городец – Н.Новгород можно пройти с двух концов. И обе дороги не минуют храма в честь Рождества Христова, который стоит в самом центре села и является молчаливым свидетелем жизни многих поколений кирюшинцев и жителей близлежащих деревень. Когда-то путь до Балахнинской переправы шёл через село. С той поры осталась грунтовая дорога, обсаженная столетними березами. И из-за берез вдруг выглядывают луковичные купола каменного храма, словно шлемы трех богатырей, поставленных на страже земли русской. Сносились шлемы, стерлась с них позолота, проросли на крыше храма березки, разрушается каменная ограда, но все еще мощно поднимаются к небу своды, все держится православный крест на главном куполе...

В стародавние времена, в XVIII веке в селе Кирюшино Балахнинского уезда стояли две деревянные церкви, теплая Христорождественская, построенная в 1787 году, и холодная во имя Святой мученицы Параскевы, выстроенная еще раньше, в 1762 году «обещаниями прихожан». Во второй церкви было два придела: главный в честь Святой мученицы Параскевы (Пятницкий) и в честь Казанской Божией Матери.

Кирпичная церковь в псевдорусском стиле, близкая к образцовым проектам, построенная в 1888-1897. Двусветный четверик, завершённый крупной луковичной главкой, двухпридельной трапезной связан с трёхъярусной колокольней, вероятно, имевшей шатровое завершение.

Надёжно строили русские мужики. Простояли деревянные церкви больше 100 лет. Столько же лет в деревянных кирюшинских храмах вели службу священники. Жили они в своих домах в селе, кроме богослужения, выполняли и крестьянскую работу. Но все же это были первые сельские интеллигенты, которые не только учили детей, наставляли народ на путь истинный, но и сами были примером в быту и семейной жизни.

В 1897 году богослужение в церкви Рождества Христова за ветхостью прекращено, о чем имеется запись в клировых ведомостях церкви села Кирюшино. Но уже за девять лет до этого в 1888 году была заложена каменная церковь. Строилась она на деньги прихожан и «доброхотных дателей». Одним из доброхотов, помогавших строить храм, был купец Бугров, о чем свидетельствует полустершаяся надпись на паперти каменной церкви.

В 1897 году был освящен правый придел в честь Рождества Христова, а 3 мая 1898 года – второй придел в честь Казанской Божией Матери. Строилась церковь при священнике Павле Алексеевиче Гагинском, который, по данным клировых ведомостей, служил в церквах с. Кирюшино с 1885 по 1915 год. На собственные средства П.А. Гагинский выстроил здесь церковно-приходскую школу, где обучались грамоте и основам православия сельские ребятишки. В 1914 году определен к приходу Христорождественской церкви 35-летний псаломщик Митрофан Иванович Добронравов. Старостой в это время был Дмитрий Иванович Волынцев.

Перед самой революцией с 1915 года на причт положено было казенное жалованье в размере 400 рублей в год. На тот период церкви принадлежали: «деревянная церковно-приходская школа на каменном фундаменте, крытая железом; деревянная церковная сторожка на каменном фундаменте, крытая железом; амбар для хранения церковных вещей, вышедших из употребления и при нем дровяник в одной связи с амбаром деревянным, крытые железом». Церкви принадлежали 1 десятина 280 кв. саженей усадебной, 30 десятин пахотной и 3 десятины сенокосной земли. В приходе имелась земская школа в д. Солоденино, открытая в 1910 году.

В советское время судьба кирюшинской церкви сложилась счастливее, чем у многих других. Местонахождение ее в центре села не позволяло богохульникам в открытую растаскивать оставшуюся после изъятия ценностей советской властью церковную утварь. Почти полностью сохранился резной иконостас. В алтарной части сохранилась настенная роспись. Выполнена она в холодных голубых и розовых тонах, что создает настроение приподнятое и торжественное. Лица же у святых вполне русские, что наверняка можно встретить только в деревенской церкви.

Жители села бережно относились к своей святыне. Очень долго даже в закрытой церкви деревенские женщины под руководством П.Д.Храмовой, певшей в церковном хоре и добровольно принявшей на себя обязанности старосты, делали уборку к Светлому Христову Воскресению. После войны жители прихода собрали деньги и купили железа перекрыть крышу на храме. Но то ли побоялись кровельщики взяться перекрывать пустующий храм, то ли власти воспротивились этому, кровельное железо было использовано на нужды советского хозяйства, а крыша на храме протекала, гнила и обрушивалась.

Одно радует, храм в честь Рождества Христова в Кирюшине не был осквернен: в нем не было складов, туда никогда не въезжали на лошадях и на машинах, в алтаре не устраивали туалетов. И сейчас жители ратуют за возрождение храма. Они очистили алтарную часть от мусора, собирали неоднократно деньги на восстановление его. Но слишком велики разрушения, произошедшие в храме за это время, и слишком ничтожны средства, которыми располагают прихожане. Поэтому обращаются они к нынешним «доброхотным дателям» или благодетелям с просьбой о помощи средствами на восстановление сельского храма.

Наталья Валенко, http://www.gorodets-52.ru/index.php/razrushennye-hramy/

Постройка каменного храма в с. Кирюшино Балахнинского уезда (в настоящее время Городецкий район) была начата в 1888 г. на средства прихожан. К 1786 г. в селе уже были две деревянные церкви, обветшавшие к 1887 г. В 1897 г. освящен пра­вый придел в честь Рождества Христова, левый придел освящен в честь иконы Божьей Матери Казанская. Главный престол освящен в честь мучени­цы Параскевы. В советское время церковь не действовала, в настоящее время передана Нижегородской епархии РПЦ.

Храм расположен в центре с. Кирюшино и обращен своим южным фаса­дом на его главную улицу. Памятник расположен на территории сельского кладбища и является высотной доминантой поселения. Церковь и прилегаю­щее к ней кладбище обнесены каменной оградой. С юга в ограде имеются каменные трехчастные ворота с деревянным заполнением; с севера - калитка. Храм и ограда кладбища выполнены из красного кирпича. Церковь имеет симметрично-осевое построение. На оси запад-восток расположены коло­кольня, трапезная, четверик храмовой части и пятигранная алтарная апсида. Габаритные размеры в плане 38,6x20,7 м. Наружные поверхности кирпичных стен не оштукатурены, на стенах видны следы побелки. Декоративные дета­ли фасадов выполнены в кирпичной кладке. Архитектура церкви выдержана в русском стиле.

Массивный кубический четверик храма, перекрытый на четыре ската, был увенчан пятью главами (в настоящее время сохранились лишь централь­ная световая глава и юго-восточная ложная). С запада к четверику примыкает более широкая прямоугольная трапезная меньшей высоты, а к ней, в свою очередь, - квадратная в плане трехъярусная колокольня, с утраченным в со­ветское время завершением в виде шатра и небольшой луковичной главы. С востока к четверику храма примыкает пятигранный алтарь, перекрытый на пять скатов.

Церковь представляет интерес как образец каменного сельского храма конца XIX в. с деталями, получившими провинциальную трактовку в духе эклектики.

Состояние храма в настоящее время

Утрачено покрытие кровли храмовой части. Частично утрачены роспи­си в интерьере храма, повреждена деревянная резьба иконостаса, иконы утрачены. Разрушены печи, полы и крыша трапезной. Кирпичная кладка на­ружных стен в уровне цоколя повреждена. Утрачено также шатровое завершение колокольни с ку­полом. Разрушен простенок в уровне звона колокольни. Историческое каменное крыльцо с западной стороны колокольни заменено современным металлическим. Утрачено заполнение каменной ограды. Имеются поврежде­ния кирпичной кладки ворот, калитки и ограды, повреждены их покрытия. Утрачены боковые главки ворот и главка калитки. Густые заросли деревьев и кустарников вокруг церкви затрудняют наружный обзор и препятствуют проветриванию стен.

http://www.gorodets-52.ru/index.php/razrushennye-hramy/22-2012-02-14-18-44-55/125-istorija-hrama-paraskevy-pjatnicy-kirjushino



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.