ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иконниково. Церковь Спаса Преображения.


Иконниково. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:1811.
Адрес:
Нижегородская обл., Городецкий р-он, д. Иконниково

Координаты: 56.616121, 43.646864
Проезд:по трассе (Нижний Новгород) - Кантаурово - Городец на 30 км от Кантаурово правый поворот на грунтово-щебеночную дорогу, чуть не доезжая до указателя на Аксентис. Дорога приведет в деревню Вяловская, в середине деревни асфальтовая дорожка уведет налево к деревне Иконниково.



Сортировка:

Церковь Спаса Преображения, узкий проем входа на лестницу ведущую на колокольню<br>, Иконниково, Городецкий район, Нижегородская область
узкий проем входа на лестницу ведущую на колокольню
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
9 мая 2011
Церковь Спаса Преображения, проем лестницы ведущей на колокольню<br>, Иконниково, Городецкий район, Нижегородская область
проем лестницы ведущей на колокольню
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Андрей и Татьяна Павловы
9 мая 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  16 июня 2017

Церковь Преображения Господня в селе Иконниково Городецкого района была построена в 1811 г. Боковые приделы к трапезной были пристроены, вероятно, в начале XX в. Памятник доминирует в окружающем равнинном пейзаже. Церковь имеет традиционную объемно-пространственную композицию типа «ко­рабль». Габаритные размеры в плане 39,4x22,3 м. Цоколь, стены, своды и шатер выложены из красного кирпича; фасады оштукатурены. В архитектуре церкви барочная пластика крупных объемов сочетается с плоскостным деко­ром в духе модерна, привнесенном при ремонте в 1910-х гг.

Массивный кубический четверик храма, перекрытый на четыре ската, увенчан тесно поставленным глухим пятиглавием. С запада к четверику при­мыкает прямоугольная трапезная меньшей высоты с активно выступающими боковыми приделами, а к трапезной, в свою очередь - квадратная в плане трехъярусная шатровая колокольня. С востока к четверику храма примыкает более узкая пятигранная алтарная апсида, по высоте равная трапезной. Фаса­ды четверика решены в три яруса и расчленены на три части ордерными пилястрами. Храм и алтарь имеют крутые скатные крыши характерной для барокко изогнутой формы. Особенностью церкви является ее компактный, собранный силуэт с необычным расположением боковых глав по сторонам света, по центру каждого из фасадов. Боковые главы покоятся на врезанных в свод кубических основаниях фигурной формы с круглыми окнами-люкарнами.

Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом на тромпах с узки­ми диагональными гранями и люкарнами по осям основных лотков. Апсида перекрытая лотковым сводом с распалубками над окнами, соединена с хра­мом тремя проемами. Трапезная перекрыта полусомкнутым сводом с распалубками, боковые приделы - сводами Монье.

Церковь окружена кладбищем и дополнена оградой с воротами из крас­ного кирпича с ажурными коваными створами. Объект представляет интерес как образец сельской приходской церкви начала XIX в. с архаичной для сво­его времени барочной композицией и декором в духе провинциального модерна начала XX в.

Храм находится в аварийном состоянии. Значительно разрушен в двух местах кирпичный свод трапезной; утрачена ее стропильная крыша. Повреждены металлические кровли храма и алтаря. Ут­рачена венчающая глава и верхняя часть шатра колокольни. Южная глава храма об­рушилась, восточная и северная главы покосились, кресты повреждены. Разрушен северо-западный угол восьмерика колокольни, сорвана кровля над ее четве­риком. Штукатурный слой наружных стен вместе с декоративными деталями большей частью сколот. Кирпичная кладка в плохом состоянии, сильно раз­рушена в верхней части. Окна верхнего яруса храма забиты досками, остекление всех окон утрачено. Цоколь покрыт лишайниками и мхом. Навес южного крыльца разрушен. Полностью утрачен интерьер церкви (полы, сто­лярные изделия, штукатурный слой стен и сводов с росписями, иконостасы, утварь). Значительно разрушены венчающие части и кирпичная кладка ворот, частично утрачены их металлические створы. Кирпичная ограда местами по­вреждена. Густые заросли деревьев и кустарников вокруг церкви затрудняют наружный обзор и препятствуют проветриванию стен.

http://www.gorodets-52.ru/index.php/razrushennye-hramy/21/19


Марина Зуйкова  9 сентября 2019

Изначальная история села Иконникова, когда-то стоявшего на оживленных путях из Городца в Заузолье, теряется в глубине веков. Связана она с совершенно не изученной ее страницей - вре­менем, когда здесь жили племена угро-финнов (народ чудь). Подтверждением этому служит на­звание местной речки Чюдь.

В XVI столетии это было крупное село с цер­ковью в честь Рождества Пресвятой Богороди­цы. Основателями селения были бортники - со­биратели меда диких пчел. На деревьях раменных (окраинных) красных (сосново-листвечных) боров бортники подвешивали выдолблен­ные изнутри колоды с крышкой и отверстием - леткой. В течение года бортники имели возмож­ность два-три раза откачивать мед и продавать его на местных торгах окрестным жителям. Мед шел, прежде всего, на приготовление традици­онного русского хмельного напитка - сытенного меда. Необходимый для этого хмель выращи­вали древние городчане.

Путешественник Павел Иовий в 1525 году о бортничестве в России писал: «Вся страна изоби­лует плодовитыми пчелами, которыя кладут от­личный мед не в искусственных крестьянских ульях, но в древесных дуплах. В дремучих лесах и рощах ветви деревьев часто бывают усеяны роя­ми пчел, которых вовсе не нужно собирать звука­ми рожка. В дуплах нередко находят множество больших сотов стараго меду, оставленнаго пче­лами, и так как поселяне не успевают осмотреть каждое дерево, то весьма часто встречаются они чрезвычайной толщины, наполненные медом. Веселый и остроумный посол Дмитрий расска­зывал нам для смеху, как один крестьянин соседственнаго с ним селения, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самое гор­ло. Тщетно ожидая помощи в уединенном лесу, он в продолжении двух дней питался одним медом и наконец удивительным образом выведен был из сего отчаянного положения медведем, который, подобно людям, будучи лаком до меду, спустился задними лапами в то же дупло. Поселянин схва­тил его руками... и закричал так громко, что испу­ганный медведь поспешно выскочил из дупла и вытащил его вместе с собою».

С XV века Городецкая земля принадлежала Московскому великокняжескому дому, а потому бортники брали у казны на оброк отдельные участки леса (ухожья), помечая их окраинные крупные деревья личными врубками (знамена­ми), чтобы каждый знал, что он вступает на ох­раняемую законом частновладельческую терри­торию, где любая деятельность пришлых людей запрещена, а за порчу дерева с бортью винова­тый был обязан платить немалый штраф. Древ­ние документы сохранили изображения «зна­мен» городецко-приузольских бортников.

По истечении года бортники платили казне оброк: пуд-полтора меда (вес зависел от разме­ров ухожья) и куницу (или шкурку иного ценно­го зверя). Изначально бортники действительно поставляли в качестве оброк мед и меха, но уже на рубеже XVI-XVII столетий предпочитали выплачивать оброк деньгами. Бортничество в Городецком крае просуще­ствовало вплоть до конца XVII века, а кое-где и дольше. Лишь бурное хозяйственное освоение районов лесного Заволжья нарушило покой чут­ких на человеческое присутствие пчел, которые либо гибли, либо отлетали целыми роями по­дальше вглубь лесов.

В середине XVI столетия Приузолье пере­жило тяжелые времена. В 1557 году разразился голод, ибо еще летом «за Волгою во всех местех весь хлеб мороз побил, и множество народа изомроша», а последовавшая вслед за этим зима «была студена, великие морозы во всю зиму и не един день с оттепелием не бывал, и снеги при­шли паче меры».

Вскоре край охватили Черемисские войны. После падения в 1552 году Казанского ханства восстали подведомственные ему марийцы (че­ремисы). Их предводитель Мамич-Берды запро­сил поддержку у ногайского князя Юсупа, по­славшего за Волгу с отрядом воинов своего сына Али-Акрама (брата последней казанской цари­цы Сююн-бике). Он был провозглашен черемис­ским царем, а столицей - укрепленный Чалымский городок. Но грабежи пришлых мирного населения привели марийцев к восстанию, в хо­де которого ногайцы оказались перебиты, а их предводителю - царю - отрубили всенародно голову. Черемисская война охватила обширную территорию Поволжья. Были сожжены многие села и деревни Городецкого края. В состоявшей­ся в 1559-1561 годах переписи населения За­волжья фиксировалось: «в Узольской же волос­ти пустоши и селища, что были деревни и по­чинки, запустели и лесом поросли от Казанские войны...».

Потеряв стабильный источник поступлений денег и меда из Нижегородского Заволжья, пра­вительство Ивана IV стало активно искать выход из создавшегося положения, призывая в запус­тевшие селения вольных «охочих» людей «на льготу» - с правом не платить подати сначала в течение 5, а затем 10 лет, чтобы новопоселенцы сумели за это время срубить себе избы, распа­хать поле и завести скотину. Запустевшее было бортное селище на реке Чудь (Чюдь) вновь возродилось. Окрестные жители всем миром срубили в 1570-х годах в нем клетский храм в честь Рождества Богороди­цы, стали величать селище уже погостом (адми­нистративно-духовным центром обширной ок­руги). При возрождении храма здесь, видимо, поселились иконописцы, да так и остались жить навсегда, своим искусством удовлетворяя по­требности всей сельской округи. Погост стал зваться Иконниковым.

В 1591 году на погосте жил поп Иван Иванов, дьячок, пономарь и проскурница, а также в двух дворах - крестьяне. Попу Ивану выделялось на прожиток 7 десятин пахотной земли, а осталь­ным клирикам - лишь по десятине «в поле, а в дву потому ж».

Разразившаяся в начале XVII «Смута» новой волной разрушений прокатилась по Приузолью, особенно в 1615 году, когда остатки разбитого под Васильевой слободой крупного отряда по­ляков и казаков пограбили многие селения За­волжья, но обошли стороной и Иконниково. Вы­полненный в 1616 году «Дозор» зафиксировал: «Погост Иконниково на речке Чюди, а в нем цер­ковь Рождество пресвятыя Богородицы, древяна, клецки, а в церкви образы и книги, и ризы, и колокола - строение мирское». На погосте тогда стояло уже 5 дворов цер­ковного причта (в том числе двух попов), 4 ке­льи нищих, пришедших сюда из разоренных казаками окрестных деревень, чтобы питаться «у церкви Божии» (нищенствовать), и 4 кресть­янские усадьбы с таким же числом мужчин. Приблизительно такое же число жителей ос­тавалось в Иконникове и век спустя (лишь попов стало 3 двора). Но приход с окрестными дерев­нями (Гурьевой, Шишулиной, Караихой и др.) составлял 214 крестьянских дворов и почитался весьма состоятельным. Поэтому в 1722 году при­хожане с разрешения епископа Питирима не только поновили сам древний храм, но и утварь, объяснив это тем, что «церковь построена из­древле и мы, богомольцы твои, без твоего архи­пастырского благословения и без указу на пре­столе и на жертвеннике одеяние переменить не смеем».

Пройдут еще многие десятилетия. На самом погосте останутся жить в основном священно­служители и всего лишь несколько крестьян­ских семей (в 1779 году их будет четыре). К концу XVIII века старая деревянная цер­ковь окончательно обветшала, и всем миром бы­ло решено выстроить вместо нее каменный храм. Правда, сбор средств, закупка кирпича, а затем и строительство заняли почти десятиле­тие. Тем не менее, в 1811 году, незадолго до рус­ско-французской войны 1812 года, трехпрестольный, с новым посвящением в честь Преобра­жения Господня каменный храм был возведен. Он представлял собой традиционный для Нижегородского края храм типа «корабль» - со строго осевым расположением объемов алтаря, молельного зала, трапезной и шатровой коло­кольни над главным западным входом, хотя и с явными элементами архитектуры предшествую­щего XVIII столетия (с вспарушенным сводом молельного зала, в который врезаны по сторо­нам света круглые окна - люкарны).

Как и прежде, Иконниково именовалось по­гостом, хотя в середине XIX века возле храма стояло всего 8 дворов, в которых насчитывалось 19 мужчин и 21 женщина (всего 40 человек). Еще меньше жителей (всего 26 человек) на погосте Иконникове останется в первые годы советской власти. Тогда Иконниково все чаще станет именоваться в официальных актах про­сто селом Смольковской волости Городецкого уезда.

Н.Ф. Филатов "Городец на Волге", 2005 г.


Вячеслав Маслов
 
Вячеслав Маслов  5 февраля 2021

Такие памятники, как Троицкая кладбищенская церковь в Балахне (1788) или Спасопреображенская в Николо-Погосте (1760) со своей архитектурой, тяготеющей к формам XVII столетия, наглядно демонстрируют отставание провинциальной архитектуры от новых веяний петербургского и московского зодчества. Это расхождение провинциальных и столичных вкусов продолжалось и в XIX в. Только здесь архаичными пережитками выступает архитектура барокко, иногда в деталях, иногда, как в церкви с. Иконникова, в композиции и структуре самого здания.

Над основным кубическим объемом церкви возвышается свод, дающий основание тесно поставленному пятиглавию. Все пять глав лишены окон и имеют чисто декоративное значение. Но малые главы, расположенные над центрами всех четырех фасадов, стоят на врезанных в свод выступах, где находятся слуховые окна. Таким образом, силуэт церкви приобретает компактность и цельность. С запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, с востока — алтарь. При ремонте 1910-1915 гг. на стены церкви и колокольни была нанесена цементная штукатурка, а детали частично получили новую трактовку в духе модерна начала XX в., однако в то же время был сохранен и силуэт здания, и первоначальное расчленение фасадных стен ордерными пилястрами.

Из книги «Памятники истории и культуры Горьковской области» под ред. проф.Фадеева В.П. - Горький, Волго-Вятское книжное изд-во, 1981 г., стр. 187



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.