Никольское на Перевозe, село казенных крестьян, находится при слиянии рeк: Вексы, Устья и Которосли, при так назыв. трех водах. Разстояние от Ростова 8 верст; дворов в нем 49, ревизских душ 126 и то же число надeлов.
Каменная одноглавая, в связи с двухъярусною колокольнею, церковь построена здeсь в 1783 г. князем А. М. Голицыным и имeет три престола: Рождества пр. Богородицы, святит. Николая и великомуч. Георгия; а до означеннаго времени была церковь деревянная, стоявшая, как утверждают старожилы, на противоположном концe села.
Чудотворных икон в настоящей церкви нeт, а из существующих особо почитаются иконы Рождества Богородицы, св. Николая и муч. Георгия. Из старинной утвари достойно внимания Евангелие в серебряном окладe, поступившее в церковь в 1782 г. из С.-Петербургской часовни желeзнаго ряда; посдe того, как эта часовня сгорeла, это евангелие пожертвовал крестьянин Сeдякин. Из старопечатных книг находятся: Пролог, печатанный в 1650 г. по повелeнию царя Алексeя Михайловича, и Праздничная минея 1661 года.
В приходe существуют 14-ть крестных ходов: 23 апрeля, 9 мая, 29 мая, в Вознесеньев день, в Троицын день, 5 июля, 20 июля, в первое воскресенье послe Ильина дня, 28 июля, 6 августа, 7 и 18 августа, 16 июня и в день пр. Богородицы Скорбящей. Всe эти ходы установлены с давняго времени, а потому прихожане и не могут объяснить, по какому поводу они были учреждены. К здeшней церкви приписаны 34 дес. земли и приход из 5 селений.
С 1863 года в с. Никола-Перевозe существует сельская школа.
Относительно с. Никола-Перевоз существует легенда такого рода: будто бы, во время княжения Константина Всеволодовича (XIII в.), княжеский сокольник Богдашка на этом мeстe, близ р. Устья, среди дремучаго в то время бора, нашел улетeвшаго у него любимаго княжескаго сокола, при чем во время поисков был перевезен через рeку неизвeстным стариком; когда князь пожелал лично видeть мeсто, гдe был пойман сокол, то, пришедши туда, нашел образ свят. Николая, в лицe котораго Богдашка тотчас те и узнал перевозившаго его старика. Вслeдствие такого события кн. Константин и основал церковь во имя святит. Николая, близ того мeста, гдe был перевезен Богдашка; оттого-то, будто-бы, и произошло название села: Никола на Перевозe.
Село Никола-Перевоз замeчательно еще тeм, что тут в 1434 году вел. кн. Василий Васильевич Темный был разбит дядею своим, князем галицким Юрьем Дмитриевичем. Мeсто, гдe сливаются три вышеупомянутый рeки, восхитительно. Здeсь во время лeта бывает любимое гулянье ростовских граждан, куда они с семействами приeзжают пить чай. Самое мeсто слияния рeк находится почти близ самаго села. Впослeдствии времени здeсь было жилище князя Федора Дмитриевича Гвоздева (XV в.), сын котораго, князь Осип Федорович, и отдал эту мeстность в приданое за своей дочерью Анастасией, выданной за кн. Ивана Петровича Щепина.
Информация с semibratovo.ru/lib/rostov/r037.html


Комментарии и обсуждение
Николай Угодник был покровителем всех путешествующих, поэтому, вероятнее всего, в здешних названиях распространена "никольская" тема, рядом проходил Ростово-Суздальский тракт, да и по рекам Вёкса, Устье и Которосль, купцы везли свои товары из Ростова в Ярославль. К старому названию села Николо добавилось слово Перевоз по древнему занятию жителей, перевозивших путников через реку. По легенде, село основал, построив церковь святителя Николая, ростовский князь Константин Всеволодович - на том месте, где его сокольника Богдашку, искавшего улетевшего сокола, перевёз через реку сам святитель Николай. Спустя некоторое время, на этом месте, был чудесным образом обретён и его образ.
Из книги: Сударушкин М. Дорогое моё Семибратово, дорогие мои земляки. - Ярославль: Русь, 2003
Никольское на Перевозе Ростовского уезда: «В селе Никольском на Перевозе Ростовского уезда перелиты и подняты на колокольню два разбитые колокола, один весом около 270 пудов — на новый в 302 пуда 16 фунтов, а другой весивший 12 пудов 16 фунтов — на новый в 12 пудов 29 фунтов, на каковую переливку, с прибавкою меди, пожертвовано прихожанами 1108 рублей» (Ярославские епархиальные ведомости. 1874. Часть официальная. Номер 47. 20 ноября. Страница 371).
Источник: А.Е. Виденеева «Колокола Ярославской епархии на страницах «Ярославских епархиальных ведомостей» (1870–1875)»
51fd82fff3fa19a87a883ca3156bfe59.pdf
Священники: Иоанн Борисович, (1743)-1788; Иосиф Алексеевич, (1765)-1794, 1794-(1795) — заштатный; Петр Васильевич, 1787-1797, ранее 1787 — дьячок; Иоанн Аврамович, 1794-1795; Николай Иосифович, 1795-1812; Иоанн Михайлович, 1813-1831; Никольский Иоанн Иоаннович, 1831-(1833); Остроумов Алексей Иоаннович, 1835-(1842); Троицкий Александр Иоаннович, с 1846; Царевский Дмитрий Васильевич, 1848-(1874); Царевский Константин Дмитриевич, 1874-1902, с 1881 — исп. об. Благочинного, с 1882 — благочинный; Царевский Геннадий Константинович, протоиерей, 1902-1931, 1934-1947, с 1938 — заштатный; Соколов Алексей Алексеевич, 1933-1934. Среди других: Иоанн Михайлович, дьякон, (1743); Петр Иванович, дьячок, 1747-(1756), дьякон, (1764)-1794; Иван Иванович, дьячок, (1764-1770); Андрей Иванович, пономарь, (1764)-1772; Петр Федорович, дьячок, (1782)-1816, 1816-1817 — заштатный; Борис Петрович, пономарь, (1782)-1794, дьякон, 1794-1802; Иван Михайлович, пономарь, (1782)-1796; Федот Кузьмич, дьячок, (1782)-1787; Федор Иванович, дьячок, 1787-1796; Победимский Петр Борисович, пономарь, 1796-(1833); Иоанн Семенович, дьякон, 1803-1815; Тимофей Федотович, дьякон, 1821-1828; Тюльпанов Никанор Яковлевич, дьячок, 1816-1828, дьякон, 1828-1834, 1834-1837 — за штатом по болезни, 1837-1855 — на должности пономаря; Покровский Алексей Григорьевич, дьячок, 1835-(1855), дьякон, (1861); Соболев Павел Федорович, дьякон, 1834-1841; Оносовский Николай Яковлевич, дьякон, 1841-1848, (1846) — сверхштатный; Никольский Петр Евгеньевич, дьякон, 1864-(1865); Покровский Василий Алексеевич, дьячок, 1862-(1889), (1878-1889) — сверхштатный; Брянцев Дмитрий Никанорович, пономарь-исп. об. псаломщика, 1855-1886; Михайловский Иван Васильевич, псаломщик, 1886-(1907), с 1907 — заштатный; Оносовский Николай Константинович, дьякон-псаломщик, 1896-1903, штатный дьякон, 1903-(1907); Покровский Дмитрий Алексеевич, сверхштатный псаломщик, (1907); Михайловский Дмитрий Иванович, псаломщик, с 1907.
Указаны годы их служения; в скобках - год упоминания.
Дополнительная информация: Богородице-Рождественская церковь. Георгиевская церковь села Георгиевского. В 1797 году эта церковь сгорела при пожаре. Некоторое время после этого функции церковного прихода выполнял внешний придел при Белогостицком Георгиевском монастыре, а затем была построена и освящена церковь в селе Никольском на Перевозе, административно слившегося с Белогостицкой подмонастырной слободой.
X281.pdf