Первые сведения о Рождественской церкви находятся в приходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1628 год: «Церковь Рождество в государеве дворцовом селе Рожествене». В 1646 г. при Рождественской церкви были священник, дьячок и пономарь. В селе и двух деревнях насчитывалось 66 крестьянских и 9 бобыльских дворов, всего 146 человек.
В описании 1682 г. говорится: «А в селе Рождественном церковь во имя Рождества Христова деревянная, верх шатровой, с трапезою, с трех сторон паперти, на паперть лестница над нижним рундуком, крыто полаткою, а в церкви царские двери с сенью и столбцы, завеса крашенинная, да местных образов: по правую сторону царских дверей – образ Живоначальные Троицы, венцы серебреные резные золочены, образ Рождества Христова, оклад басемной, венцы резные, образ Московских чудотворцев Петра, Алексея и Ионы, образ Алексея человека Божия, да святых мученик Димитрия Селунскаго, да Агапия на одной цке, образ Николая чудотворца в житье; по левую сторону царских дверей – образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии в киоте, образ Рождества Христова перед иконами свеча восковая да шесть свеч деревянных, писанных красками на северных дверях образ Благоразумного разбойника Колокольня на столбу, на ней три колокола, весом по смете пуд в пять». И далее: «В том селе другая церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы деревянная, у ней два предела святаго мученика Дмитрия Селунскаго да преподобного отца Никона, около церкви и перед пределы паперть, на паперть десница в церковь и в пределы, с паперти трои двери. На паперти привешаны два колокола малых, весом оба в пуд. А другой предел (преподобного Никона) не освящен и икон никаких нет».
Как уже говорилось, в конце XVIII в. село Рождествено было пожаловано любимцу императора Павла I графу Ивану Павловичу Кутайсову. Старая деревянная церковь к этому времени настолько обветшала, что в 1810 г. Иван Павлович подал прошение о постройке на ее месте новой церкви. Разрешение на постройку было получено 31 декабря того же года. Из даты окончания строительства, приводимой клировыми ведомостями – 1823 год – можно заключить, что строительство затянулось на 12 лет. Построенную церковь освятили в честь Рождества Христова с приделами Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и святых апостолов Петра и Павла.
Одноглавое здание храма выдержано в стиле зрелого классицизма, напоминающего школу Матвея Казакова. Четверик храма, украшенный с трех сторон четырехколонными портиками под высокими фронтонами на юге и севере, завершен несколько непропорционально маленьким куполом с четырьмя полуциркульными окнами и небольшой вышкой. Крайне невыгодное расположение купола заставляет предполагать о неосуществлении замыслов автора: всего вероятнее, он мыслил себе еще и барабан, который, безусловно, придал бы иной строй всему храму.
Фасады храма были рустованы и расчленены филенками, в которые вписаны оконные проемы. По сравнению с храмом, архитектура примыкающей к нему стройной, с цилиндрическим ярусом звона и завершенной куполом с высоким шпилем колокольни, интереснее. Привлекают внимание в ее контуре пилястры с непомерно большими капителями почти детского рисунка.
Некоторая несогласованность внешних форм храма искупалась великолепным ампирным иконостасом. Сочетание обычного белого с золотом прекрасно гармонировало с темными вставками живописных образов. Из церковных предметов, пожалуй, ничто не заслуживало особого внимания, за исключением иконы Петра и Павла с белой эмалевой табличкой с надписью: «Благословлены императором Павлом Петровичем граф Иван Павлович и графина Анна Петровна Кутайсовы 1781 год февраль 5-го дня».
В правом приделе храма впоследствии и были захоронены супруги Кутайсовы. Гробница Ивана Павловича представляла собой высокий продолговатый гранитный четырехугольник на постаменте, украшенный на поперечных сторонах: с одной – прекрасно выполненным бронзовым гербом в овале с девизом, с другой – барельефной головой Христа в терновом венце. Погребение Анны Петровны было менее торжественно: сама гробница отсутствовала, доска с накладной надписью находилась на уровне пола. У стены же было приделано мраморное надгробье с крестом.
О том, как храм пережил Отечественную войну, в 1913 г. описал диакон Н. П. Виноградов: «Церковь Рождества Христова цела и неприятелем неприкосновенна. Престол и на нем срачица, одежда и святой антиминс невредимы. Церковная утварь вся цела, в церкви жемчугу и золота ни на каких вещах не имеется, серебряные вещи находятся в целости, церковных сохраненных вещей зарытых не было. К отправлению священнослужения потребные книги есть. Иконостас, в нем иконы и на них оклады и венцы целы и не повреждены. Священно и церковно-служительских домов, построенных оного села помещиком графом Кутайсовым, два: священнику и дьячку, у диакона собственный, деревянный, стоят целы, у пономаря не имеется. Приходских дворов 134, в них мужского пола 572, женского пола 614 душ, и все эти дворы целы. Священно и церковно-служители все находятся налицо, у коих ставленные грамоты и указы имеются. У наличных: диакона – сын Алексей, году, у дьячка – Иван, 9 лет, обучается словесному, у пономаря – Николай, году, у просвирни дети Андрей, 18 лет, обучается в Лавре, Яков Николаевы, обучается в Вифании».
От господского дома Кутайсовых до церкви тянулся проспект – прямая липовая аллея, от оврага переходящая в улицу. Эта улица была застроена в начале XX в. и получила название Советская, но старожилы называли ее «пришпектом» на манер Санкт-Петербурга. Через овраг существовал каменный мост. В праздники в церковь по проспекту из имения ехали зимой на расписных возочках, а летом на легких тележках господа, а за ними пешком шла обслуга.
После Кутайсовых усадьба Рождествено перешла по наследству Надежде Ивановне Кутайсовой – жене князя Александра Федоровича Голицына, действительного тайного советника. В 1864 году настоятелем церкви в селе Рождествено был священник Василий Иванович Стогов, в приходе было 478 прихожан и 534 прихожанки. Сыновья отца Василия Александр и Николай также впоследствии стали священниками, а сын Владимир – учителем. В конце XIX в. имение Рождествено с деревнями досталось Александре Александровне Толстой, урожденной княжне Голицыной, дочери предыдущих владельцев. Александра Александровна вышла замуж за генерал-майора свиты Иллариона Николаевича Толстого, правнука фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Последней владелицей усадьбы перед революцией была их дочь, Надежда Илларионовна Толстая, в замужестве Танеева, с детьми – Анной и Сергеем. Анна Сергеевна Танеева, в замужестве Вырубова, – фрейлина последней императрицы Александры Федоровны.
В 1869 г. в доме священника была организована земская начальная школа, позже ставшая церковно-приходской. Попечителем школы был владелец усадьбы граф Илларион Николаевич Толстой, а учительствовали в школе члены семьи местного священника Василия Стогова.
По словам Григория Ивановича Шарова, в начале XX в. из Рождественской церкви таинственным образом пропала икона Грузинской Богоматери. Нашли ее спустя несколько дней в «калистовском» овраге чуть выше нынешнего пруда дома отдыха «Снегири». В этом овраге всегда текла чистая вода, там же висел черпачок, которым можно было зачерпнуть ключевой водицы и утолить жажду. Там из-под бугра со стороны «свиного» болота било множество ключей. Найденную икону вернули в церковь, но через какое-то время она снова оказалась в этом овраге около построенного в тех местах колодца. И тогда было принято решение построить на этом месте часовню в честь Грузинской Богоматери. Кирпичную часовню возвели в 1904 г. и поместили в нее ту самую икону Грузинской Богоматери. Старожилы вспоминали, что санитарно-эпидемиологическая станция однажды брала для анализа воду в этом колодце и постановила, что вкусовые качества этой воды плохие и она малопригодна для питья, но люди нашли ей другое применение. Во время больших церковных праздников ходили к часовне крестным ходом не только приложиться к иконе, но и за исцелением. Умывались водой из колодца, прикладывали намоченные в воде платки и тряпки к больным местам. И, как бы в жертву за исцеление, оставляли разные вещицы около часовни и колодца. Часовня была разрушена в начале 30-х г.г. XX в., колодец позже обвалился, но все равно верующие люди часто приходили к нему освежить лицо и глаза. Сейчас о существовании часовни напоминает лишь небольшой холм, образованный остатками фундамента.
Но вернемся к храму Рождества Христова. Ограду вокруг церкви строили в 1905 г. и она до Великой Отечественной войны оставалась нетронутой. После оккупации села многие жители остались без жилья, жили в мазанках и землянках, а когда строили себе заново дома, некоторые на постройку печей брали кирпич от церковной ограды. До революции приходу храма принадлежал фруктовый сад, находящийся с восточной стороны церкви. При советской власти он отошел колхозу, а в 1940 г. полностью вымерз. Позже это место было отдано под гаражи.
В 1929 г. в сторожке Рождественской церкви проживали несколько монахинь, прислуживавших в храме. Это были сестры закрытого в 1928 г. Аносинского монастыря. В публикации с характерным для того времени названием «Монашенки сагитировали» говорится, что следует отобрать у монахинь сторожку, якобы необходимую для «общественной работы».
Храм закрыли в 1938 г. Сын Василия Стогова Александр, предпоследний настоятель храма Рождества Христова, был сослан в 1932 г. в Новосибирск и после возвращения в село уже не священствовал. Последним настоятелем храма был Сергей Иванович Беляев. Его незаконно арестовали в декабре 1937 г. После этого церковь была закрыта. Сергей Иванович был арестован «за распространение провокационных слухов о войне, падении советской власти и приходе к власти фашистов». Арест был проведен без санкции прокурора. Сергей Иванович содержался сначала в Таганской тюрьме, затем постановлением УНКВД был осужден на десять лет и сослан. О месте ссылки и смерти отца Сергия ничего не известно. Последнее письмо от него пришло в 1941 г. с сообщением, что его вместе с другими заключенными везут на фронт. В 1966 г. постановлением президиума Московского областного суда было отменено постановление УНКВД и дело закрыто за отсутствием состава преступления. Президиум посчитал, что указанные свидетелями факты являлись обывательскими разговорами, а в ходе предварительного следствия были грубо нарушены нормы УПК: обвиняемого с материалами дела не знакомили, обвинительное заключение прокурором не утверждалось. Расследовавшие дело бывшие сотрудники НКВД были привлечены к уголовной ответственности за фальсификацию.
Во время Великой Отечественной войны Рождествено оказалось в зоне тяжелых боев, которые происходили здесь в конце ноября – начале декабря 1941 г. Перед тем, как войти в село, немецкие самолеты бомбили окрестности, одна из бомб упала с южной стороны ограды, разрушив ее и образовав большую воронку. До войны с церкви были только сняты колокола, внутреннее убранство оставалось целым до прихода немцев. Перед их приходом жители села иконы и другую церковную утварь унесли домой. С началом восстановления храма возвращена была только одна икона с надписью «Сия икона сооружена усердием купца Ивана Петровича Судакова 1906 года 20 мая», ножницы из крестильного набора и печатная Библия на церковно-славянском языке с клеймом священника Александра Стогова. Наши войска вели артобстрел Рождествена из деревни Лешково – досталось тогда и церкви, где немцы на крыше установили пулемет и миномет. Деревянные перекрытия под железом на крыше после артобстрела почти все выгорели. Уходя из Рождествена, немцы оставили на колокольне пулеметчика для прикрытия отходящих частей.
После оккупации храм остался цел, однако позже в церковном сарае стали хранить зерно, а в самом храме – аммиачную селитру, которая и дала толчок к его разрушению. Крыша на церкви текла, удобрения впитывались в стены. Силами рабочих совхоза крышу не раз латали рубероидом, но это мало помогало. Для проезда внутрь тракторов были пробиты большие проемы вместо глухих окон на северной части западного фасада и на южной части восточного фасада.
В 1985 г. на основании программы ремонтно-реставрационных работ по Московской области было принято решение о восстановлении храма Рождества Христова в селе Рождествено. К 1990 г. трестом «Мособлостройреставрация» был разработан проект восстановления храма, а ведущем архитектором Мариной Юрьевной Горячевой создан эскизный проект реставрации церкви и разработаны рабочие чертежи. Уже даже начались проводиться восстановительные работы, в частности, летом 1987 г. со сводов были вырублены деревья, но в связи с перестройкой проект так и не был осуществлен.
В 1997 г. началось возрождение заброшенной церкви Рождества Христова. Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположен священник Александр Елатомцев, являющийся настоятелем храма по сей день. Храм был передан общине верующих и реставрировался под руководством архитекторов Марины Юрьевны Горячевой, а затем Владимира Яковлевича Кузнецова. Почти 60 лет храм находился в запустении и к началу последнего десятилетия XX в. представлял собой очень печальное зрелище. По ночам за разрушенной церковной оградой жгли костры, распивали спиртные напитки, рыча мотоциклетными моторами и гремя музыкой.
Полностью были утрачены все кровли и завершения здания. В сводах храмовой части имелись значительные проломы. Своды из-за постоянного промокания и замерзания обветшали и были пробиты корнями деревьев, выросших на кровле. Полностью были утрачены все оконные заполнения, полы храмовой части и колокольни, западное крыльцо с папертью, лестница на второй и третий ярус колокольни. В аварийном состоянии находились двери на северном и южном фасадах и в проеме между колокольней и храмовой частью. В простенках по штукатурке местами виднелась покраска красно-кирпичного цвета.
На южном фасаде первого яруса колокольни имелся значительный пролом в стене. На восточной стене над дверным проемом был расположен киот для иконы, перекрытый сверху двумя белокаменными блоками. В северной части колокольни на восточной стене сохранились следы примыкавшей в этом месте, видимо, деревянной лестницы. При внимательном рассмотрении свода первого яруса колокольни были видно, что в центре свода остались небольшие фрагменты росписи сюжета «Всевидящее око».
При осмотре восточной стены второго яруса колокольни была обнаружена заложенная кирпичом дверь, ведущая в подкровельное пространство над храмовой частью. Дверная четверть была не аккуратно выложена, а растесана, что говорит о том, что эта дверь делалась изначально, а потом была заложена. Видимо, она была задумана как выход на небольшой балкон, предназначенный для графской семьи.
В центральной части третьего яруса колокольни над белокаменным карнизом сохранились крест-накрест расположенные балки, на которых когда-то висели колокола. В 1985 г. обвалился шпиль колокольни вместе с крестом, в котором местные жители пытались найти не существующее там золото.
От дубовой двери на северном фасаде частично сохранилось восточное полотно, а на нем детали от замка и щеколды. С внутренней стороны по периметру полотна были обнаружены маленькие обивочные гвоздики с остатками сукна. Аналогичная дверь на южном фасаде сохранилась значительно лучше. При визуальном ее осмотре и обмерах было обнаружено, что в более позднее время в центральной части ее был вырезан проем для входной однопольной дверцы, о чем свидетельствовали сохранившиеся навесные петли.
Интерьер храмовой части сохранился значительно хуже, чем фасады. Штукатурка в нижней части стен была утрачена полностью, стены имели значительные утраты лицевой поверхности кирпича, сильно разрушены подоконные части и разбита кладка в нижней части опорных столбов. На северной стене северо-восточной части алтаря была обнаружена сохранившаяся растесанная штраба от примыкавшей в этом месте к стене, видимо, печной трубы. Штраба проходит по всей высоте стены слева от оконного проема. На архивных фотографиях печная труба как раз видна над северо-восточной частью храма. В паспорте на церковь Рождества Христова, который составлен в 1975 г. и хранится в Производственном бюро по охране и реставрации памятников истории и культуры Московской области, описана частично сохранившаяся в скуфье купола композиция «Господь Саваоф». К моменту начала реставрации живопись была утрачена полностью.
http://hramrozhdestva.ru/history/vozniknovenie_hrama/
В 1997 г. благодаря стараниям настоятеля храма молодого священника Александра Елатомцева, воспитанника известного в христианском мире своими подвижническими делами священнослужителя протоиерея Димитрия Смирнова, храм, едва не рухнув окончательно, начал оживать. Первым делом храм был расчищен от зарослей на крыше и мусора внутри здания. Хотя за десять лет до этого деревья уже вырубали, но они успели вырасти заново. Березы на кирпичной кладке росли очень хорошо. Корни их прямо по сводам спускались до самой земли. Во время выкорчевывания стволов, один из боковых сводов рухнул – оказалось, что до этого он висел на корнях деревьев. Остальные боковые своды было решено разрушить и переложить заново. Остался нетронутым только центральный свод. Потом были заложены дыры, проделанные в советское время для проезда тракторов за удобрениями, и восстановлены своды. Затем сделали сначала временную крышу, потом постоянную и завершили работы по художественному оформлению куполов.
«Первая служба в возрождающемся приходе, – вспоминал отец Александр, – состоялась в 1997 г. на Пасху в местном клубе. А уже на Рождество служба проводилась в храме, точнее, в его полуразрушенных стенах. Окна были затянуты пленкой, полы наскоро настелены лишь в одном из приделов. Холодно, без отопления, но престольный праздник праздновали в храме».
При реставрационных работах в подвале церкви была найдена старая печь. Первоначально храм отапливался через систему каналов, расположенных под полом и выходящих под окнами, в которые от расположенной в подвале печи запускался теплый воздух. Эта система восстановлению не подлежала, потому что не было специалистов, которые могли бы это восстановить. Поэтому храм стали отапливать сначала с помощью угольного, а позже – газового котла. Других вещей, кроме печи в подвале, найдено не было, как и не было обнаружено никаких подземных ходов, о которых ходили слухи среди местного населения.
В южной части храма был обнаружен фамильный склеп создателей храма. По словам местных жителей, после войны своды склепа обвалились, и внутрь стали лазить местные мальчишки. Они извлекли оттуда черепа и катали их по деревне. В этом каялся на исповеди один из участников кощунственного действа, совершенного во времена, когда храм стоял поруганным и обезглавленным.
Учителя Рождественской школы собрались на субботник и забросали обвалившийся склеп кирпичами и землей. Благодаря этому все остальные останки графа Кутайсова и его жены сохранились до нашего времени. Помимо самих костей в склепе еще были обнаружены остатки гроба, части мундира с золотым шитьем, остатки обуви. Гроб был украшен различными латунными табличками с эпитафиями. При раскопках были найдены только поломанные таблички, а позднее неизвестные подкинули к стенам храма одну целую табличку. Она была также в свое время извлечена из склепа вместе с черепами. Для останков храмоздателей были сделаны новые дубовые гробики, в которые их поместили, и 9 сентября 2001 г. перезахоронили, отслужив панихиду по полному чину.
В июне 2003 г. на территории дома отдыха «Снегири», в бывшей усадьбе Кутайсовых был установлен памятник сыну строителей храма, генерал-майору от артиллерии Александру Ивановичу Кутайсову, погибшему на Бородинском поле в 1812 г. Освящение памятника было совершено архиепископом Можайским Григорием. Скульптурный монумент создан молодым московским скульптором, уроженцем этих мест, прихожанином храма Рождества Христова Денисом Петровым, учеником известного московского скульптора, профессора, академика Александра Ивановича Бурганова и талантливого скульптора Веры Михайловны Акимушкиной.
За алтарем храма был обнаружен старинный некрополь, совершенно разоренный. Все могильные плиты были стащены бульдозером под одно дерево. По словам старожилов, граф Илларион Николаевич Толстой и его жена Александра Александровна тоже были похоронены на церковной территории с юго-восточной стороны храма. Специальных раскопок на территории не проводили и их склеп пока не найден. Сейчас около храма три могилы. У стены храма был обнаружен склеп с захоронением священника. По всей видимости, это Василий Стогов. Его останки были перезахоронены в этом же месте. Железный крест поставила прихожанка храма, у которой здесь похоронена мать, расстрелянная во время войны. Последняя могила принадлежит алтарнику храма Булатецкому Николаю Ивановичу, умершему несколько лет назад.
В 1999 г. в день Апостола Андрея Первозванного над куполом храма был воздвигнут крест. К 2001 г. храм уже был оштукатурен и снаружи и изнутри. Весь цикл реставрационных работ был сделан полностью и можно было бы начинать заниматься росписью. Но из-за впитавшейся в стены селитры начала отваливаться вся штукатурка. Ее пришлось полностью сбивать вместе с внешней частью кирпичной кладки и оштукатуривать все стены заново. После окончания работ незначительные пятна от злополучной селитры стали проявляться снова.
Вскоре после начала восстановления при храме открылась воскресная школа. Храм предназначен для просвещения народа, а в том числе и детей. Общеобразовательная школа потеряла воспитательно-попечительскую функцию, а в воскресной школе ребят кормили обедом, они делали уроки, играли, занимались с воспитателями и даже образовали небольшую театральную студию.
Забота о возрождении духовных устоев сподвигла настоятеля храма на создание первой в районе православной общеобразовательной школы, которая, несмотря на препятствия со стороны местных официальных структур, по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в 2002 г. была открыта в маленьком флигеле Рождественской средней школы. Ныне продолжается строительство нового здания на месте дореволюционной школы, находившейся на территории прихода.
Спустя несколько лет после начала восстановления храм начинает приобретать свой первозданный вид – полностью снаружи оштукатурен, окрашен в прежний красно-кирпичный цвет, окна облицованы рустами. В 2010 г. была полностью завершена внутренняя отделка храма и начата роспись купола и стен.
http://hramrozhdestva.ru/history/istoriya_vosstanovleniya/