«…В специальной историко-архитектурной литературе временем основания Никольского монастыря в Сторожно считается середина XVI века. В системе мероприятий, которые проводило в ту пору московское правительство с целью укрепления северных и западных рубежей, важное место занимало каменное строительство в крупных монастырях Приладожья, таких, как Тихвинский Успенский, Александро-Свирский, которым отводилась роль потенциальных оборонных пунктов. Из истории известно немало примеров, когда монастыри успешно выдерживали длительную осаду противника. Строительство каменной церкви на столь ответственном в стратегическом отношении мысу Ладожского побережья безусловно было связано с созданием здесь укрепленного сторожевого пункта.
Никольская церковь представляет собой двухэтажную, прямоугольную в плане постройку без алтарных полукружий, с обширными одностолпными трапезными в каждом этаже. Крыша над трапезной двускатная; повышенная восточная часть здания была покрыта на восемь скатов и венчалась мощной главой луковичной формы на глухом барабане. Над приделом была небольшая деревянная главка.
Церковь имеет весьма суровый вид: грубая кладка с применением валунов, сильно наклоненные внутрь стены, скромное декоративное убранство. Барабан был поверху декорирован пятиугольными двухуступчатыми углублениями в стене - ширинками, да вместо окон имел четыре ниши по странам света. Барабан с главой не сохранился до нашего времени, и это делает церковь похожей на древние гражданские постройки.
Представление о древнем облике Никольского монастыря в Сторожно дает опись 1768 года, где отмечается, что каменная церковь была крыта тесом, имела две главы, обитые «чешуею». Деревянную главку над приделом венчал железный крест, а мощная кирпичная глава самой церкви завершалась деревянным крестом. «В той церкви и в олтаре оконниц стекольчатых осьмнадцать. У показанной церкви крыльцо брущатое с переходами в колокольню, забранны и покрыты тесом. Колокольня деревянная шатровая крыта тесом... Вокруг оного монастыря ограда деревянная крыта тесом на две стороны, в ней трои ворота».
В 1778 году Никольский монастырь упразднили, и его Никольская церковь была превращена в приходскую, а с 1833 года приписана к Загубской Спасо-Преображенской церкви.
Во время ремонта в конце 1830-х годов прежнее лемеховое покрытие главы было заменено железным. Остатки старого лемеха были обнаружены членами исследовательской группы Общества охраны памятников на чердаке церкви, там же найдены и рулончики бересты, употреблявшейся для гидроизоляции при устройстве деревянных покрытий. Из прочих монастырских сооружений к концу XIX века сохранилась деревянная колокольня шестигранной формы, на которой висели шесть колоколов (больший из них весил 22 пуда и 6 фунтов).
Археолог Н. И. Репников, посетивший монастырь по заданию Археологической комиссии В 1914 году, составил подробное архитектурное описание каменной церкви и всего комплекса. Он уже не застал шестигранной шатровой колокольни, некогда соединявшейся переходом с деревянным крыльцом, ведущим на второй этаж. Крыльцо это сгорело В 1910 году, вероятно, тогда же пострадала и колокольня. К моменту посещения монастыря Репниковым колокольня уже была заменена навесом для колоколов, при входе на первый этаж были прирублены новые деревянные сени, а на второй этаж поднимались по приставной лестнице. С северной стороны церкви стояла деревянная часовенка, а всю территорию окружала новая ограда из валунов и лишь в ее северо-западном углу сохранялся фрагмент старой рубленой ограды с низкими воротами.
Репников отмечал, что «помимо своего интереса чисто архитектурного, эти ворота являются живою летописью некогда бойких торговых сношений по озеру, о чем повествуют нарезанные на внутренних стенах их надписи, сообщающие о том, что такие-то суда стояли от бури в Стороженской гавани; большинство их имеет даты половины 18 в., называя суда белозерских, вытегорских и каргопольских купцов».
Судя по фотографии Репникова, ограда с воротами действительно представляла собой любопытный тип подобных сооружений, кое-где еще сохранившихся на нашем севере. Поездка Репникова в Никольский монастырь была предпринята, очевидно, в связи с намечавшейся пристройкой крыльца на второй этаж взамен сгоревшего в 1910 году. Каменное крыльцо так и не было построено, а позже, по словам местных жителей, на средства какого-то купца было устроено деревянное крыльцо, перпендикулярное южной стене. Сейчас нет и его.
До нашего времени не сохранилось ничего из деревянных монастырских построек, хотя само здание бывшей Никольской церкви находится в удовлетворительном состоянии. Таковы основные известные нам факты из истории Никольского монастыря и его главной церкви.
Никольская церковь относится к трапезным церквам, которые сочетали в себе функции трапезного зала и молельни при нем, то есть по своему назначению были полусветскими. Обычно в монастырях помимо трапезной церкви существовал главный храм, именем которого и назывался монастырь. Здесь же о главном храме в сохранившихся документах нет никаких упоминаний, поэтому надо полагать, что Никольская церковь служила одновременно и главным храмом Никольского монастыря. Об этом свидетельствует и совпадение названий церкви и монастыря.
Тип сооружений, объединяющих трапезный зал с церковью, был широко распространен в зодчестве новгородских земель в середине XVI столетия. Со временем в новгородском зодчестве выработалась определенная композиционная схема подобных сооружений. Церкви с трапезными строились на подклетах хозяйственного назначения. К обширной трапезной палата, почти всегда одностолпной, с востока примыкал повышенный призматический объем одноглавой церкви с четырехскатной или восьмискатной кровлей.
Церкви строились как с апсидой, так и без нее. К западному торцу трапезной пристраивались бытовые помещения (паперть, гостиная и другие), объединенные с нею двускатной кровлей. Помещения обоих этажей соединялись внутристенными лестницами, а в трапезную палату входили с высокого парадного крыльца. Одностолпная трапезная перекрывалась цилиндрическими или коробовыми сводами с распалубками над проемами, а помещение церкви имело более крутой сомкнутый или купольный свод.
По композиционной и конструктивной схеме Никольская церковь в Сторожно подобна новгородским трапезным церквам. Специфичным для новгородского зодчества XVI века является и характер кладки Никольской церкви с цоколем из мощных валунов и рядами валунов на уровне междуэтажного перекрытия, укреплявших стены в местах распора от сводов. Характерно для новгородских памятников ХVІ века и наблюдаемое в Никольской церкви сочетание в одном сооружении дубовых и металлических связей.
При большом сходстве с новгородскими трапезными церквами Никольская церковь имеет, однако, и отличие от них. Даже неспециалист прежде всего обратит внимание на внешнее отличие Никольской церкви от подобных новгородских сооружений - совершенно иную трактовку пластики фасадов.
Выложенные из необработанного камня, неровные и сильно наклоненные внутрь стены, отсутствие на фасадах каких-либо членений и элементов декора придают облику Никольской церкви черты архаичности. В сравнении с пластикой Никольской церкви пластическое решение новгородских трапезных церквей выглядит изысканным. Их фасады расчленены лопатками, поверху соединенными килевидными арками. Пластику стен обогащают двухуступчатые килевидные нишки, составляющие подкарнизные фризы и украшающие лопатки. Кстати, эти декоративные мотивы считаются самобытными новгородскими, поскольку они встречаются и в более ранних новгородских памятниках начала Х? века. Стены трапезных, выложенные из кирпича или обработанного известняка, гладкие и побеленные снаружи.
В новгородских памятниках большое значение придавалось ритму и пластике горизонтальных и вертикальных членений, а композиционная роль оконных проемов была второстепенной. В Никольской же церкви при полном отсутствии фасадных членений велико значение проемов как основных композиционных пятен. Аналогичное отношение к оконным проемам как к главным ритмическим элементам фасадов наблюдалось в более ранних монастырских трапезных ХV - начала ХVІ века.
Вообще в Никольской церкви, несмотря на традиционность ее схемы, преобладают черты, сближающие ее с новгородскими памятниками ХІІ века. Это ее скромные размеры, мощь и неровность стен, оживляемых лишь глубоко утопленными в нишах проемами, полное единение с окружающей природой. Суровость ее облика убеждает в том, что этой постройке действительно придавалось немаловажное оборонное значение.
Представляет интерес и быт этого древнего монастырька, о котором дают представление сохранившиеся описи ХVІІІ века, заканчивающиеся клятвенными заверениями в правдивости изложенного: «По всему вышеописанному показали самую сущую правду без всякой утайки излишности под опасением, ежели хотя в малом чем означенное наше показание окажется несправедливо, наижесточайшего гражданского наказания».
Местоположением монастыря на Ладожском побережье определилось основное занятие монахов и населения монастырской слободки рыбный промысел. «В вышеописанном озере Ладожском имеется рыбная ловля, которая рыба ловитца означенной подмонастырской слободки бобылями про свой обиход... а на сколько верст по тому озеру рыбной ловли имеется, того за обширностью места никак показать невозможно».
Учитывая неограниченность территории, на которой производился лов рыбы, а также то, что «никакового платежа» за него бобыли не давали, можно предположить, что это занятие приносило им неплохой доход, кроме того, что обеспечивало рыбой «про свой обиход». Этот доход и был основным в хозяйстве монастыря, поскольку «протчего никаковых угодий також мельниц, соляных варниц, конных и других заводов, поверстых лесов, заповедных рощей и монастырских дворов при оной слободке» не было.
Кроме рыбного промысла население занималось такими традиционными в натуральном хозяйстве сельскими работами, как удобрение полей навозом, уборка урожая, заготовка сена, переборка овощей в погребах. Все эти работы с указанием числа людей, занятых на них, перечислены в монастырской описи 1765 года…»
Источник: Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. - Лениздат. 1978 г.