ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь.

Николо-Стороженский монастырь


Сторожно. Николаевский Стороженский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Россия, Ленинградская область, Волховский район, деревня Сторожно, д.7

Координаты: 60.52773, 32.620277





Сортировка:

Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
8 августа 2015
Николаевский Стороженский монастырь, Вид с севера<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
25 мая 2023
Николаевский Стороженский монастырь, Вид с северо-запада<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Вид с северо-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
25 мая 2023
Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Yardkeeper
24 июня 2017
Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
8 августа 2015
Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
8 августа 2015
Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
8 августа 2015
Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
8 августа 2015
Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Галина Букина
4 октября 2014
Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Михаил Владимиров
16 октября 2016
Николаевский Стороженский монастырь, , Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Илья Смирнов
8 августа 2015
Николаевский Стороженский монастырь, Монастырский амбар<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Монастырский амбар
Н. и Е. Андрущенко
24 июня 2008
Николаевский Стороженский монастырь, Монастырский амбар и поклонный крест<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Монастырский амбар и поклонный крест
Н. и Е. Андрущенко
24 июня 2008
Николаевский Стороженский монастырь, Поклонный крест на берегу Ладожского озера<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Поклонный крест на берегу Ладожского озера
Н. и Е. Андрущенко
24 июня 2008
Николаевский Стороженский монастырь, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1914
Николаевский Стороженский монастырь, Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Известия ИАК 1914 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1914
Николаевский Стороженский монастырь, Снято в 1912 году во время экспедиции Н. И. Репникова. Из фондов Российского этнографического музея<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
Снято в 1912 году во время экспедиции Н. И. Репникова. Из фондов Российского этнографического музея
Александр Елисеев
1 мая 1912
Николаевский Стороженский монастырь, 1912 - Центральная часть многоярусного иконостаса. Из фондов Российского этнографического музея<br>, Сторожно, Волховский район, Ленинградская область
1912 - Центральная часть многоярусного иконостаса. Из фондов Российского этнографического музея
Александр Елисеев
1 мая 1912



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Киприано-Стороженский Никольский мужской монастырь расположен на берегу Ладожского озера в деревне Сторожно. Временем основания монастыря считается первая половина XVI века. Его основателем и строителем был преподобный Киприан. Быв прежде разбойником, он имел притон на каменистом мысу Ладожского озера, который ныне называется Стороженским. Оставив, по убеждению преподобного Адриана Ондрусовского, свою разбойную жизнь, он создал на месте притона иноческую обитель и постригся в ней под именем Киприана (мирского имя его неизвестно). За свои труды и благодеяния Киприан Стороженский пользовался всеобщим ражением и был погребен в основанной им обители. Еще в начале XX века на территории монастыря сохранялась деревянная часовня, в которой почивали под спудом мощи преподобного Киприана.

На протяжении нескольких веков противостояния со шведами на Приладожских землях этот монастырь действительно выполнял "сторожевые" функции, полностью оправдывая свое название. Его стратегическое значение было настолько велико, что обитель еще при жизни Киприана получила особые привилегии от русских царей: освобождение Киприано-Стороженского Никольского монастыря от податей подтверждают несудимые грамоты Федора Иоанновича (1587) и Бориса Годунова (1598).

В те времена количество насельников в монастыре составляло не более 30 человек, которые "питались от трудов своих", в основном, занимаясь рыбной ловлей. Единственной каменной постройкой монастыря являлся Никольский храм. В соответствии с существовавшей на севере и северо-западе Древней Руси традицией, церкви и монастыри, стоявшие вдоль важнейших водных путей, освящались в честь Николая Чудотворца - покровителя мореплавателей, одного из самых чтимых святых на Руси. Расстояние между Никольскими храмами равнялось одному дневному переходу по воде, таким образом, путешественники постоянно находились под покровительством Свт. Николая.

Сооруженная с применением валунов, суровая с виду двухэтажная постройка не имела алтарных полукружий и какого-либо декора, а ее толстые наклоненные внутрь стены усиливали сходство храма с крепостной башней. На каждом его этаже располагались обширные одностолпные трапезные с примыкавшими к ним молельнями. В верхнем (холодном) этаже находился главный алтарь во имя Свт. Николая, архиепископа Мирликийского, с приделом Богоявления, в нижнем (теплом) - придел во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Согласно изданному в 1764 году Екатериной II указу "О Духовных штатах" количество монастырей в России сократилось почти вдвое. Оставшиеся, разделенные соразмерно богатству и знатности на три класса, они практически полностью лишились вотчинных имений. По этому указу скромная Киприано-Стороженская обитель была упразднена, монашествующих перевели в Александро-Свирский монастырь, а церковь стала приходской. В 1832 году, в виду бедности Никольского Стороженского прихода, церковь приписали к Спасо-Преображенскому храму в селе Загубье.

Представление о прежнем облике храма в Сторожно дает опись 1768 года, составленная в ходе упразднения монастыря: "Церковь каменная... крыта тесом, о двух главах, главы обиты чешуею". Деревянную главу над приделом венчал железный крест, а мошная кирпичная глава самой церкви завершалась деревянным крестом. "В той церкве и в олтаре оконниц стекольчатых осьмнадцать... У показанной церкви крыльцо брущатое с переходами в колокольню, забраны и покрыты тесом. Колокольня деревянная шатровая, крыта тесом, а в ней колоколов: первой весом 22 пуда 11 фунтов, второй 12 пудов 13 фунтов, третей 4 пуда 36 фунтов, четвертой и пятой без весу малые. Вокруг оного монастыря ограда деревянная, крыта тесом на две стороны, в ней трои вороты". Та же опись сохранила и внушительный перечень икон и предметов церковного убранства, некогда украшавших храм. На момент своего упразднения монастырь имел также ряд хозяйственных построек: баню, несколько хлебных амбаров, коровий двор, конюшню, гумно с ригой, ветряную мельницу, а также значительное количество овец, коров и лошадей. Все пристройки были добротными: в описи сказано, что они "состоят в твердости". Окружавшие некогда храм служебные деревянные постройки, часовня, также как и крытая тесом ограда, не сохранились.

Мощные стены здания находятся в относительно удовлетворительном состоянии, однако внутри оно постепенно разрушается. Отсутствие средств позволяет проводить лишь скудные консервационные работы. В 1999 году Никольский храм приписан к храму Рождества Христова и усилиями настоятеля храма иеромонаха Антония (Кузнецова) здесь начали проводиться молебны. Первая после закрытия храма Божественная литургия была отслужена 16 мая 2001 года.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  24 мая 2025

«…В специальной историко-архитектурной литературе временем основания Никольского монастыря в Сторожно считается середина XVI века. В системе мероприятий, которые проводило в ту пору московское правительство с целью укрепления северных и западных рубежей, важное место занимало каменное строительство в крупных монастырях Приладожья, таких, как Тихвинский Успенский, Александро-Свирский, которым отводилась роль потенциальных оборонных пунктов. Из истории известно немало примеров, когда монастыри успешно выдерживали длительную осаду противника. Строительство каменной церкви на столь ответственном в стратегическом отношении мысу Ладожского побережья безусловно было связано с созданием здесь укрепленного сторожевого пункта.

Никольская церковь представляет собой двухэтажную, прямоугольную в плане постройку без алтарных полукружий, с обширными одностолпными трапезными в каждом этаже. Крыша над трапезной двускатная; повышенная восточная часть здания была покрыта на восемь скатов и венчалась мощной главой луковичной формы на глухом барабане. Над приделом была небольшая деревянная главка.

Церковь имеет весьма суровый вид: грубая кладка с применением валунов, сильно наклоненные внутрь стены, скромное декоративное убранство. Барабан был поверху декорирован пятиугольными двухуступчатыми углублениями в стене - ширинками, да вместо окон имел четыре ниши по странам света. Барабан с главой не сохранился до нашего времени, и это делает церковь похожей на древние гражданские постройки.

Представление о древнем облике Никольского монастыря в Сторожно дает опись 1768 года, где отмечается, что каменная церковь была крыта тесом, имела две главы, обитые «чешуею». Деревянную главку над приделом венчал железный крест, а мощная кирпичная глава самой церкви завершалась деревянным крестом. «В той церкви и в олтаре оконниц стекольчатых осьмнадцать. У показанной церкви крыльцо брущатое с переходами в колокольню, забранны и покрыты тесом. Колокольня деревянная шатровая крыта тесом... Вокруг оного монастыря ограда деревянная крыта тесом на две стороны, в ней трои ворота».

В 1778 году Никольский монастырь упразднили, и его Никольская церковь была превращена в приходскую, а с 1833 года приписана к Загубской Спасо-Преображенской церкви.

Во время ремонта в конце 1830-х годов прежнее лемеховое покрытие главы было заменено железным. Остатки старого лемеха были обнаружены членами исследовательской группы Общества охраны памятников на чердаке церкви, там же найдены и рулончики бересты, употреблявшейся для гидроизоляции при устройстве деревянных покрытий. Из прочих монастырских сооружений к концу XIX века сохранилась деревянная колокольня шестигранной формы, на которой висели шесть колоколов (больший из них весил 22 пуда и 6 фунтов).

Археолог Н. И. Репников, посетивший монастырь по заданию Археологической комиссии В 1914 году, составил подробное архитектурное описание каменной церкви и всего комплекса. Он уже не застал шестигранной шатровой колокольни, некогда соединявшейся переходом с деревянным крыльцом, ведущим на второй этаж. Крыльцо это сгорело В 1910 году, вероятно, тогда же пострадала и колокольня. К моменту посещения монастыря Репниковым колокольня уже была заменена навесом для колоколов, при входе на первый этаж были прирублены новые деревянные сени, а на второй этаж поднимались по приставной лестнице. С северной стороны церкви стояла деревянная часовенка, а всю территорию окружала новая ограда из валунов и лишь в ее северо-западном углу сохранялся фрагмент старой рубленой ограды с низкими воротами.

Репников отмечал, что «помимо своего интереса чисто архитектурного, эти ворота являются живою летописью некогда бойких торговых сношений по озеру, о чем повествуют нарезанные на внутренних стенах их надписи, сообщающие о том, что такие-то суда стояли от бури в Стороженской гавани; большинство их имеет даты половины 18 в., называя суда белозерских, вытегорских и каргопольских купцов».

Судя по фотографии Репникова, ограда с воротами действительно представляла собой любопытный тип подобных сооружений, кое-где еще сохранившихся на нашем севере. Поездка Репникова в Никольский монастырь была предпринята, очевидно, в связи с намечавшейся пристройкой крыльца на второй этаж взамен сгоревшего в 1910 году. Каменное крыльцо так и не было построено, а позже, по словам местных жителей, на средства какого-то купца было устроено деревянное крыльцо, перпендикулярное южной стене. Сейчас нет и его.

До нашего времени не сохранилось ничего из деревянных монастырских построек, хотя само здание бывшей Никольской церкви находится в удовлетворительном состоянии. Таковы основные известные нам факты из истории Никольского монастыря и его главной церкви.

Никольская церковь относится к трапезным церквам, которые сочетали в себе функции трапезного зала и молельни при нем, то есть по своему назначению были полусветскими. Обычно в монастырях помимо трапезной церкви существовал главный храм, именем которого и назывался монастырь. Здесь же о главном храме в сохранившихся документах нет никаких упоминаний, поэтому надо полагать, что Никольская церковь служила одновременно и главным храмом Никольского монастыря. Об этом свидетельствует и совпадение названий церкви и монастыря.

Тип сооружений, объединяющих трапезный зал с церковью, был широко распространен в зодчестве новгородских земель в середине XVI столетия. Со временем в новгородском зодчестве выработалась определенная композиционная схема подобных сооружений. Церкви с трапезными строились на подклетах хозяйственного назначения. К обширной трапезной палата, почти всегда одностолпной, с востока примыкал повышенный призматический объем одноглавой церкви с четырехскатной или восьмискатной кровлей.

Церкви строились как с апсидой, так и без нее. К западному торцу трапезной пристраивались бытовые помещения (паперть, гостиная и другие), объединенные с нею двускатной кровлей. Помещения обоих этажей соединялись внутристенными лестницами, а в трапезную палату входили с высокого парадного крыльца. Одностолпная трапезная перекрывалась цилиндрическими или коробовыми сводами с распалубками над проемами, а помещение церкви имело более крутой сомкнутый или купольный свод.

По композиционной и конструктивной схеме Никольская церковь в Сторожно подобна новгородским трапезным церквам. Специфичным для новгородского зодчества XVI века является и характер кладки Никольской церкви с цоколем из мощных валунов и рядами валунов на уровне междуэтажного перекрытия, укреплявших стены в местах распора от сводов. Характерно для новгородских памятников ХVІ века и наблюдаемое в Никольской церкви сочетание в одном сооружении дубовых и металлических связей.

При большом сходстве с новгородскими трапезными церквами Никольская церковь имеет, однако, и отличие от них. Даже неспециалист прежде всего обратит внимание на внешнее отличие Никольской церкви от подобных новгородских сооружений - совершенно иную трактовку пластики фасадов.

Выложенные из необработанного камня, неровные и сильно наклоненные внутрь стены, отсутствие на фасадах каких-либо членений и элементов декора придают облику Никольской церкви черты архаичности. В сравнении с пластикой Никольской церкви пластическое решение новгородских трапезных церквей выглядит изысканным. Их фасады расчленены лопатками, поверху соединенными килевидными арками. Пластику стен обогащают двухуступчатые килевидные нишки, составляющие подкарнизные фризы и украшающие лопатки. Кстати, эти декоративные мотивы считаются самобытными новгородскими, поскольку они встречаются и в более ранних новгородских памятниках начала Х? века. Стены трапезных, выложенные из кирпича или обработанного известняка, гладкие и побеленные снаружи.

В новгородских памятниках большое значение придавалось ритму и пластике горизонтальных и вертикальных членений, а композиционная роль оконных проемов была второстепенной. В Никольской же церкви при полном отсутствии фасадных членений велико значение проемов как основных композиционных пятен. Аналогичное отношение к оконным проемам как к главным ритмическим элементам фасадов наблюдалось в более ранних монастырских трапезных ХV - начала ХVІ века.

Вообще в Никольской церкви, несмотря на традиционность ее схемы, преобладают черты, сближающие ее с новгородскими памятниками ХІІ века. Это ее скромные размеры, мощь и неровность стен, оживляемых лишь глубоко утопленными в нишах проемами, полное единение с окружающей природой. Суровость ее облика убеждает в том, что этой постройке действительно придавалось немаловажное оборонное значение.

Представляет интерес и быт этого древнего монастырька, о котором дают представление сохранившиеся описи ХVІІІ века, заканчивающиеся клятвенными заверениями в правдивости изложенного: «По всему вышеописанному показали самую сущую правду без всякой утайки излишности под опасением, ежели хотя в малом чем означенное наше показание окажется несправедливо, наижесточайшего гражданского наказания».

Местоположением монастыря на Ладожском побережье определилось основное занятие монахов и населения монастырской слободки рыбный промысел. «В вышеописанном озере Ладожском имеется рыбная ловля, которая рыба ловитца означенной подмонастырской слободки бобылями про свой обиход... а на сколько верст по тому озеру рыбной ловли имеется, того за обширностью места никак показать невозможно».

Учитывая неограниченность территории, на которой производился лов рыбы, а также то, что «никакового платежа» за него бобыли не давали, можно предположить, что это занятие приносило им неплохой доход, кроме того, что обеспечивало рыбой «про свой обиход». Этот доход и был основным в хозяйстве монастыря, поскольку «протчего никаковых угодий також мельниц, соляных варниц, конных и других заводов, поверстых лесов, заповедных рощей и монастырских дворов при оной слободке» не было.

Кроме рыбного промысла население занималось такими традиционными в натуральном хозяйстве сельскими работами, как удобрение полей навозом, уборка урожая, заготовка сена, переборка овощей в погребах. Все эти работы с указанием числа людей, занятых на них, перечислены в монастырской описи 1765 года…»

Источник: Андреева Л.А., Коляда М.И., Кондратьева Е.В. По Ленинградской области. - Лениздат. 1978 г.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.