ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кардоникская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровский храм, Покровская церковь


Кардоникская. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь.  Утрачена. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1890 и 1894.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
369154, КЧР, Зеленчукский р-он, ст. Кардоникская, ул.Красноармейская, 17

Координаты: 43.86591, 41.715098



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Из архива Сергея Владимировича Саратовского<br>, Кардоникская, Зеленчукский район, Республика Карачаево-Черкесия
Из архива Сергея Владимировича Саратовского
Сергей Саратовский
1 января 1930



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Саратовский
 
Сергей Саратовский  16 января 2009

Замечательна история возникновения как самой Покровской церкви, так и станицы Кардоникской, ныне относящейся к Зеленчукскому району Карачаево-Черкесской Республики. Приведу сокращенный вариант главы из книги "Родословие семьи Саратовских", опубликованный в "Википедии". В 1829 году русское командование заложило новую Зеленчукскую оборонительную линию, строительство которой продолжалось до 60-х годов XIX века. В 1858 году были основаны станицы Передовая, Сторожевая, Исправная, в 1859 году - Зеленчукская и Кардоникская, в 1860 году - Преградная. Все они наряду со станицами Баталпашинской, Усть-Джегутинсквй, Красногорской, Невинномысской, Отрадной вошли в состав Хоперского полкового округа и были заселены казаками Хоперского и Волжского полков. Казаки станицы Зеленчукской вместе с казаками станиц Кардоникской, Исправной, Сторожевой, Преградной и Передовой составляли 2-й Урупский полк, сформированный в 1858 году. Царское правительство отводило казачеству роль ударной силы для осуществления своих планов завоевания Кавказа. Постоянно находясь на передовых рубежах, казаки становились закалёнными и опытными воинами, всегда готовыми к походам. Между станицами устанавливались посты, или кордоны, обнесённые рвом и земляным бруствером и имевшие четырёхугольную форму в плане. Название станицы Кардоникской и произошло от именования этого необычного укрепления.

Один из бывших жителей станицы Кардоникской писал: «В моих воспоминаниях станица Кардоникская в Карачаево-Черкесии была небольшим, аккуратным поселком. Дома с резными ставнями, широкие улицы, цветущие палисадники, тихая с определенным ритмом и колоритом жизнь. Поражало больше всего то, что соблюдались все традиции, обычаи, обряды. С особой бережностью и аккуратностью относились к казачьей амуниции и одежде. На свадьбах, например, проявлялась вся мощь и красота казачьей обрядности, то, как люди соблюдали каждую мелочь (вплоть до костюмов). Почти каждый день вечерами по улицам ходили казаки и казачки и пели песни. С широким размахом и, как говориться, всем миром отмечали как православные, так и другие праздники. Люди в станице были доброжелательны и миролюбивы, почитали пожилых людей, прислушивались к их советам. В каждом доме были рады любому гостю, не было различия между мусульманином и христианином. Население станицы было дружным и сплоченным, люди помогали друг другу строить дома и обрабатывать землю. Молодежь не стремилась уехать из станицы в город, а наоборот строила новые дома, создавала молодые семьи, которые продолжали соблюдать все традиции, предаваемые из поколения в поколение».

Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, описывая станицу Кардоникскую, приводит дореволюционные статистические данные: «жит[елей] - 3757, ц[е]рк[овь], школа, лавок - 4, м[е]л[ь]н[и]ц[а] – 8». Данный населенный пункт был основан в 1858 году (разночтение в дате основания, скорее всего, связано с тем, что в этом году сформировался 2-й Урупский казачий полк, куда впоследствии и вошли казаки Кардоникской станицы), в период завершения Русско-турецких войн. Каждая станица именовалась по названию казачьего полка, располагавшегося на ее территории (Кардоникская, Сторожевая, Преградная, Исправная, Передовая, Отрадная, Удобная и пр.). Руководство этих казачьих станиц находилось в городе Армавире. Конверты с донесениями так и подписывались: «Армавир – Батал-Пашинск Зеленчукский район станица Кардоникская». Станица Кардоникская была окружена рвом в 5 метров шириной и в 3 метра глубиной. Внутри этой территории жили коренные станичники, а снаружи – пришлые люди из разных регионов Российской империи. Этот ров защищал от нападения «азиатов», как тогда называли черкесов, карачаевцев и других горцев. Станицу изначально прорезывали две, а затем семь улиц: Международная (ранее Широкая), Октябрьская, Комсомольская, Кооперативная (ранее Грязная), Красная, Калинина и Широкая (новое название). Имел Кардоник и свои неофициальные названия улиц и районов: Ласкирь, Чичикин курган, Щавли, Безбожное, Хворостяны, Капустяны, Глухая и др. Интересен тот факт, что станичники Верхнее-Кубанских станиц давали прозвища жителям других станиц: - Исправная - «желтоухие»; - Кардоникская - «пушкари» и «кардонцы»; - Зеленчукская - «кугуты» и «сапетошники»; - Сторожевая - «колдуны» и «шестилюшники»; - Преградная – «каешники». Коренные станичники пользовались хорошими наделами, сенокосами и отличным лесом. За всем этим строго следил станичный атаман, заботясь о благосостоянии казаков. Расширение станицы Кардоникской «за ров» с возникновением «хворостян», «капустян», и прочих началось еще до Октябрьской революции 1917 года. А в 1933 году Кардоник был заселен голодающими со всей России (особенно переселенцами из Краснодарского края). Но даже в голодные годы станичники в изобилии выращивали кукурузу и картофель. 

Строителем первой Покровской церкви станицы был Даниил Астахов и его сын Федор, приписные казаки-станичники. Изначально церковь была деревянной, трехкупольной. Первые данные об указанной церкви и церковно-приходской школе при ней (49 учеников) датируются 17 января 1895 года. Об этом храме рассказывается и в путевых заметках епископа Владимира о Северном Кавказе (1886 год): «3-го Ноября. Утром, опять перебравшись по каменному мосту на левый берег Кубани, отправились вниз по этому берегу, сперва мимо Осетинского Георгиевского поселка, потом среди обширных, но уже сравненных с землею развалин древнего селения; по всему видно, что тут некогда был город значительный, притом христианский, так как тут при некоторых раскопках находили кресты. Проехавши около 8 верст, мы оставили Кубань. Берегом маленькой речки, с Запада прорезывающей горы надкубанские и падающей в Кубань, мы постепенно поднялись на горную площадь, по которой текут вершинные речки, составляющия потом р. Малый Зеленчук. Местность эта, не смотря на свою возвышенность, удобна для хлебопашества, сенокошения и пастьбы скота. Замечательна в своем роде она и тем, что тут на незначительном пространстве собралось несколько народностей: тут и казачья станица (Кардонинская), и Греческий поселок (Хасаут), и поселок Эстонский, и улус Горский (Хусен-Кардоник), и поселок Русских крестьян (Марухский). Из этих селений на нашей дороге была стан[ица] Кардоникская, в свою очередь замечательна: 1) церковью деревянною, но очень обширной и отличной архитектуры, с очень хорошим иконостасом, а, главное, замечательною дешевизной постройки (до 25.000 р. со всею отделкой внешней и внутренней; по Кубанской области гораздо меньшие и худшие стоили до 60.000 р., благодаря хотению и умению старателей...); 2) местным священником, он же и благочинный, священствующим здесь неотходно со дня своего рукоположения, вот уже 27-й год (это тоже редкость в здешней епархии)».

В августе 1937 года по решению местных властей храм был закрыт. Демонтаж купольных крестов был осуществлен местным жителем Ляпиным. Сами купола были разобраны несколько позднее. Из здания была вынесена вся церковная утварь и элементы внутреннего убранства, а храмовой крыше придали конусообразную форму, разместив в помещении станичный клуб. Впоследствии, бывшую церковь приспособили под зерновой амбар. С приходом немцев, в 1942 году, храм вновь был открыт по приказу немецкого коменданта. Станичниками была возвращена часть церковных икон, а специально приглашенный священник совершал богослужения. После 1947 года, в результате варварского отношения, деревянное здание Покровской церкви начало разрушаться. А к 1967 году оно было полностью снесено. На ее месте было возведено здание, вместившее в себя правление колхоза, станичные клуб и кинотеатр. Впереди этого комплекса устроена Аллея героев, являвшихся уроженцами Кардоника (Кардоникской станицы) и павших на полях Великой Отечественной войны. Сейчас в станице другой храм. Вскоре после окончания Великой Отечественной войны местная жительница Сергиенко (урожденная Шевченко) Евгения Герасимовна, переезжая в Кисловодск, продала свое жилище под молельный дом местной православной общине. Впоследствии на этом месте была возведена новая кирпичная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Старые иконы за ветхостью своей частью были отданы жителям станицы, а частью осели в запасниках церкви. Поэтому сейчас на стенах храма преобладают новые образа.

Саратовский Сергей Владимирович. Ссылки: 1. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества. – Краснодар: 2003; 2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 тт. – СПб: изд-во Диамант, 1998; 3. Газета «Невинномысский рабочий» № 59 (120043) (город Невинномысск): Статья «К 300-летию Хоперского полка - основателя и защитника нашего города» (автор – Николай Обозный) от 20.07.1996 года; 4. Информация Басова Н.М. 1929 г.р., ст. Кардоникская, беседа – август 1998; 5. Информация Почача Е.В. 1914 г.р. ст. Кардоникская, беседа – август 1998; 6. Информация Супрунова А.А., 1915 г.р. ст. Зеленчукская, беседа – август 1998; 7. Информация Неупокоевой Л.Ф., 1931 г.р. ст. Кардоникская, беседа - август 2003; 8. http://www.cossackdom.com/book/bookkuban3.html; 9. Переработанная статья Саратовского Сергея Владимировича из книги «Родословие семьи Саратовских, добавленная в свободную энциклопедию - «Википедия»; 10. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1880-1900/Ep_Vladimir/text.htm



Комментарии и обсуждение


Церковь была каменной и разобрали ее гораздо раньше 1967 года. А при постройке клуба использовались остатки стройматериалов от церкви!!! он построен из ее камней
5 августа 2012.

Каменной церковь изначально не была. Поэтому предыдущий комментарий (как и "судьба" псевдоцерковного камня) - чистой воды заблуждение, основанное на незнании истории станицы. Возможно, на строительство клуба пошла каменная кладка фундамента. Но и это не является установленным фактом.
19 октября 2012.