Будущую церковь решено было строить на пустыре, который использовали как городской выгон. После убийства народовольцами в 1881 г. императора Александра II, желая почтить его память, городское общество приняло решение построить часовню и освятить ее в честь покровителя убиенного императора – князя Александра Невского, причисленного к лику Святых. Так, на месте пустыря владельцем первой челябинской типографии мещанином Павлом Михайловичем Кутыревым была заложена часовня, которую назвали в честь императора Александровской. Из-за нехватки средств она так и не была достроена. В 1894 г. от Оренбургской духовной консистории Павлу Кутыреву поступило предложение перестроить часовню под церковь. Но у Павла Михайловича денег на постройку церкви не было. И он организовал среди горожан сбор пожертвований на строительство храма. Он строился на средства Святейшего Синода, Городского Собрания, купечества и прихожан. Император Николай II тоже внес свою лепту – пожертвовал на строительство 5000 рублей.
Первый камень в фундамент церкви был заложен 22 июня 1907 года. Автором проекта и архитектором строительства выступил известный российский зодчий, академик, ректор Академии художеств Александр Померанцев. К началу XX века он был уже известным архитектором, по проектам которого возведены храмы Александра Невского в Москве, Петербурге и Софии, Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) на Красной площади в Москве, жилые дома в Санкт-Петербурге. Через четыре года наружные работы были закончены. Тридцатиглавая церковь из красного кирпича, получившая в обиходе название Красная церковь, была выполнена в русско-византийском стиле, характерном для России того периода. Кирпич для стройки поставлялся с местных кирпичных заводов (на кирпичах сохранились клейма завода), а гранитные изделия – из Полевского карьера Екатеринбургской губернии. В конструкциях здания есть сложные элементы и узлы. Очевидно, что в строительных работах принимали участие квалифицированные инженеры-строители. В основе композиции – четырехстолпный храм, который завершается мощным световым барабаном с куполом, увенчанным маковичной главой. С западной стороны к храму примыкает небольшая трапезная, соединяющая храм с колокольней. Церковь богато украшена кирпичным декором. Обратите внимание на большое количество главок, шатров. Проектом предполагалось размещение на боковых фасадах мозаики и скульптур, но это не было реализовано. К работе над иконостасом были привлечены местные мастера. Известно, что иконостас делал мастер-деревщик из Верхнеуральска. А художники мастерской Василия Ощепкова занимались росписью купольной части и иконами для иконостаса. За основу росписи были взяты копии работ Виктора Васнецова из Владимирского храма Киева. Темы сюжетов – канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Росписи внутри храма уникальны.
3 декабря 1911 г. в Александро-Невской церкви прошло первое богослужение. А на следующий день при огромном стечении верующих храм был торжественно освящен викарным епископом Челябинским Дионисием. Поскольку небесным покровителем Александра II был Святой князь Александр Невский, то главный престол этой церкви был освящен в его честь. Таким образом, эта церковь стала четвертым православным храмом в городе и памятником царю-освободителю. Прихожанам предстояло еще обустроить два придела храма. Однако начавшаяся Первая мировая война усложнила эту задачу. Денег не хватало. В 1914 г. на пожертвования известного челябинского мукомола Михаила Петровича Архипова были изготовлены иконостасы и приобретена церковная утварь. Продолжилась активная работа над росписью центрального купола. Освящение правого придела во имя святителя Николая Чудотворца и главного иконостаса состоялось 25 марта 1915 г., а левый придел до революции так и не был устроен. Строительство церкви обошлось в 60 тыс. рублей. В начале XX века Александровская площадь, на которой он находился, стала любимым местом отдыха челябинцев.
С ноября 1917 г. церковь продолжала функционировать независимо от всех событий 1917-1919 гг. Позднее это здание постигла участь всех православных приходов. Церковные ценности и утварь изъяли, здание передали государству. Строение пострадало от пожаров и перестрелок. С конца 1920-х – начала 1930-х годов в СССР была широко развернута атеистическая пропаганда. По всей стране началось разрушение церквей. Не избежала этой участи и Александро-Невская церковь. Ее пытались взорвать, но здание устояло. С храма сняли главы с крестами и шатер колокольни, все росписи на стенах были замазаны краской, чтобы скрыть изображения святых. 4 марта 1930 г. городские власти храм закрыли. Потом в здании находились один из цехов «Челябинского рабочего», склад военного имущества, картинная галерея и хранилище Государственного архива Челябинской области. Позже на первом этаже разместилась станция юных техников Дворца пионеров и шахматная школа. На втором этаже долгое время находился Звездный зал Челябинского планетария.
В 1977 г. Александро-Невская церковь по решению исполкома Челябинского областного Совета депутатов №371 от 20.09.1977 признана объектом культурного значения Челябинской области. Только в конце 1981 г. здание получило вторую жизнь. Было принято решение его отреставрировать и оборудовать в нем органный зал. В 1983 г. началась подготовительная работа.
Авторами проекта реконструкции выступили московский архитектор Леонид Николаевич Ненаглядкин и архитектор института «Челябгражданпроект» Константин Иванович Гусаров. Они провели уникальную реставрацию здания церкви Александра Невского всего по двум сохранившимся фотографиям. Многое восстанавливали по крупицам. Для этого были использованы чертежи, архивные материалы и личные переписки Померанцева. Обновили фасад здания. Инженерам пришлось заново открыть секрет цепной и крестовой кладки кирпича. Ее вели строго по дореволюционным технологиям на известково-песчаном растворе. Когда старый кирпич заменили на новый, то оказалось, что новый кирпич по цвету отличается от оригинала и здание выглядит пестрым. Тогда было решено соединить молотый кирпич с жидким стеклом и покрасить фасад. Результат превзошел все ожидания – создавалась полная иллюзия натурального цвета. Было установлено 13 куполов на высоте 30 м. Самые крупные луковицы главок – в диаметре 2 м, по высоте – 5 м, диаметр самых маленьких – 1,2 м. Каждая луковица завершается шпилем в 2.5 м. Преобразился интерьер здания – появилась изящная лепнина; стены украшали панно из мрамора, яшмы, змеевика и лабрадорита; из ценных пород древесины были изготовлены панели и полы; заменили оконные рамы и двери и т.д. После распада СССР шпили на луковицах храма были заменены на позолоченные православные кресты.
Храм выглядел великолепно. Специально для органного зала были разработаны система кондиционирования воздуха и акустика. Инженерами было сделано около 300 расчетов, в которых учитывались все параметры зала: положение карнизов, лепнины, облицовок, типов кресел. Была установлена очень красивая люстра из хрусталя австрийского производства, обладающая к тому же отличными акустическими свойствами. Свой первоначальный облик здание приобрело в 1985-1986 гг., когда в нем были полностью завершены ремонтно-реставрационные работы. К 250-летию Челябинска 13 сентября 1986 г. (еще без органа) в здании церкви был открыт Зал камерной и органной музыки. В 1987 г. орган был установлен. Он был изготовлен мастерами немецкой фирмы «Германн Ойле». 30 июля 1987 г. в Зале камерной и огранной музыки состоялся первый концерт. Орган в Челябинске получил высокую оценку музыкального сообщества. Многие исполнители считают его одним из лучших в России и Европе. Органный зал, вмещающий 300 зрителей, играл заметную роль в музыкальной жизни города.
Однако уже в 1990-е гг. стоял вопрос о возвращении здания Русской православной церкви. В 2010 г. после споров, митингов и обсуждений в прессе в храме прошло первое богослужение, и вскоре здание было передано Русской православной церкви. Сейчас в храме проходит масштабная реконструкция. Будут отреставрированы фасад, кровля, проведен ремонт внутри здания и благоустроена территория. В ходе проведения реставрационных работ в центральном подкупольном пространстве под слоями лепнины и краски удалось обнаружить фрески, выполненные в стиле Васнецовской школы. Они будут восстановлены, поскольку представляют не только религиозную, но и культурную ценность. Также будет создана мозаика, которая была в проекте 1914 г., но ее созданию помешали революция и Первая мировая война. Храм Александра Невского предстанет в первоначальном историческом виде.
С сайта: kray.chelib.ru/Открой Челябинск/Ирина Подобед. Храм в честь Святого Благоверного князя Александра Невского