Храм Казанской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в пос. Княжеская ДолинаМестность Княжеской Долины к началу 1910-х гг. активно застраивалась дачами: за два года с момента начала распродажи земельных участков князьями Сайн-Витгенштейн, в излучине Оредежа на пятистах проданных участках было возведено около трехсот дач. Выстроенные посреди соснового бора причудливые деревянные дома с башенками, эркерами и мезонинами, обильно украшенные деревянной резьбой, радовали глаз.
Удаленность местности Княжеской Долины от центра Вырицы породила мысль о прокладке к дачным участкам от станции Вырица железнодорожной ветки, на которой появились Первая, Вторая, Третья платформы и конечная станция - Поселок (1910). Это сделало местность Княжеской Долины более привлекательной для дачников. То же обстоятельство, что Петропавловский храм, выстроенный в восточной части Вырицы, отстоял от местности Княжеской Долины, - нового района стремительно растущего «образцового города», в шести верстах, послужило основанием к строительству здесь еще одного храма.
В 1911 г. по инициативе дачников было образовано братство во имя Казанской иконы Божией Матери, обратившееся в Св. Синод с ходатайством о разрешении построить в Вырице, в местности Княжеской Долины, православный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. «Было время, когда богообщение было возможно и без храма. Бывают и теперь избранники вроде преподобного Серафима Саровского, выстраивающие храм в своем сердце, но это не для Княжеской Долины», - писали инициаторы возведения храма. Св. Синод 9 декабря 1911 г. благословил учреждение братства, ставшего, по сути дела, строительным комитетом по возведению храма во имя Казанской иконы Божией Матери, который решено было соорудить в память 300-летия Дома Романовых.
Самими князьями Витгенштейнами под церковь изначально были зарезервированы два бесплатных участка по Ракеевской улице, между Майским и Пильным проспектами. Однако, собрание владельцев участков попросило княжескую контору изменить это решение на более удачный вариант, предусматривавший отведение под храм четырех смежных участков на пересечении Ракеевской ул. и Магистрального проспекта. Оценочная стоимость нового лучшего участка значительно превосходила стоимость участка, ранее предложенного под храм. «В два раза дороже, - ну так что же!», - заявили члены строительного комитета и выразили готовность собрать требуемую сумму. Однако князь Г.Ф. Витгенштейн согласился снизить цену на половину и лично пожертвовал 700 рублей на святое дело. За счет пожертвований частных лиц - дачников Княжеской Долины, была собрана оставшаяся необходимая для покупки участка сумма - 717 рублей.
Храм Княжеской Долины, в отличие от многих возводившихся в это время по типовым проектам храмов, решено было выстроить в стиле древнерусских деревянных храмов XVI-XVII веков, обращенных к идеалам Святой Руси. В объявленном братством конкурсе участвовало пять проектов, из которых лучшим был признан совместный проект архитекторов Михаила Витольдовича Красовского (1874-1939) и полковника Владимира Петровича Апышкова (1871-1939), строителя моста Петра Великого в С.-Петербурге.
Идея обращения к истокам древнерусского зодчества в 1900-1910-х гг., Высочайше поддержанная самим Императором Николаем II - будущим св. Царем-Мучеником, находила свое воплощение в строительстве целого ряда не только монастырских построек и храмов, но и административных, общественных и жилых зданий, - как в С.-Петербурге и окрестностях, так и по всей Империи.
Вот что писали сами архитекторы в преддверии строительства Вырицкого Казанского храма в память 300-летия Дома Романовых о мотивах, побудивших их обратиться в своем творчестве к истокам Древней Руси: «Реформы Петра Великого, сравняв культуру древней Руси с культурой цивилизованных государств западной Европы, одновременно с этим стремились уничтожить все самобытное, отмеченное печатью русского народного вкуса. Такое направление не могло не отразиться на архитектуре вообще и на церковном строительстве в частности и вследствие этого на Руси начали строить такие храмы, которые не имели ничего общего с религиозной мыслью русских людей, остававшейся почти неизменной со дня принятия христианства. Примером такого строительства может служить Вознесенский монастырь в Москве, построенный в готическом стиле, который всегда служил выразителем идей католичества, а никак не православия. Конечно такое направление долго продолжаться не могло, и русские люди стали постепенно охладевать к архитектуре совершенно чуждой их духу, по крайней мере в области церковного строительства и уже при Императоре Николае I взоры передовых людей начинают обращаться к родной старине, ее начинают изучать и охранять ее памятники. Следствием этого являются такие сооружения, как Троицкий и Введенский соборы в Петрограде, все еще далекие от идеала допетровской Руси. Однако, постепенно, наравне с увеличением изучения старинных церквей, и новые начинают к ним все более приближаться и, наконец, в наше время появляются такие храмы, как церковь в память моряков, погибших при Цусиме, которая безусловно прекрасна и в то же время бесспорно чисто русская по духу ее композиции. Все сказанное касается преимущественно каменных храмов, но и церкви деревянные в послепетровскую эпоху сильно изменили свой внешний облик, так как при постройке их зодчие стремились подражать формам каменных церквей и таким образом шли вдвойне ложным путем. Такой взгляд строителей продержался гораздо дольше, чем это можно было предполагать, и сменился в конце прошлого столетия другим, руководствуясь которым зодчие строили деревянные церкви, похожие на дешевые пригородные дачи и совершенно не отвечающие вследствие своей пошло-игривой внешности той серьезности и величию, которыми должно отличаться от людского жилья церковное здание. Наконец, в начале текущего века строители стали всматриваться туда, куда следует - они стали изучать деревянные церкви нашего Севера, где сохранилось много памятников древнего деревянного строительства, оценили их величаво-спокойную красоту и простоту и стали им подражать в своих произведениях. Вот почему авторы проекта церкви для Вырицы руководствовались, как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквях Олонецких и Вологодских, совмещая их одновременно с требованиями нынешней техники. Подписали: Апышков, Красовский».
Главными вдохновителями сооружения в Княжеской Долине в Вырице этого сказочного храма стали председатель Братства Казанской иконы Божией Матери протоиерей Порфирий Десницкий и местный лесопромышленник Антип Христофорович Ефремов. Данные им средства были в двадцать раз меньше пожертвований на храм Павла Николаевича Летуновского (8938 руб.), но они послужили началу дела.
В июле 1913 г. была совершена закладка храма. Так это событие описывалось в газете «Царскосельское дело»: «14 июля 1913 г. в Вырице в местности Княжеская Долина состоялась торжественная закладка нового храма в память 300-летия Царствующего Дома Романовых во имя Казанской иконы Божией Матери. Новый храм будет деревянным, с тремя приделами. Рассчитана церковь на 600-700 молящихся. Расположен храм на углу Ракеевской улицы и Магистрального проспекта.
Торжественное богослужение и чин закладки совершил епископ [Тобольский] Алексий (Молчанов) в сослужении председателя братства о. Порфирия Десницкого, священника Вырицкой церкви о. Георгия Преображенского и прочего духовенства. Постройка храма началась 8 июня. Закончить постройку новой церкви предполагают в сентябре месяце текущего года». К осени 1913 г. постройка была вчерне завершена. Стены храма дышали заветной стариной, высокий шатер венчала крытая металлом главка. Он напоминал собою древнерусский скит или уединенную обитель, будучи окружен вековым сосновым бором. 21 мая 1914 г. было совершено освящение и подъем колоколов на звонницу храма.
Деятельное участие в украшении храма приняли: П.Н. Летуновский, оплативший изготовление иконостаса по рисунку арх. М.В. Красовского и изготовление множества прекрасной утвари, член Братства и председатель строительного комитета П.Я. Мешков заказал художественного письма образ Казанской Божией Матери, в серебряном окладе с камнями. Обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером была преподнесена шитая шелком ручной работы икона св. князя Владимира, от патриарха Иерусалимского Дамиана была привезена икона Воскресения Христова с частицей камня от Гроба Господня. Строительство храма обошлось в 30 тысяч рублей. Убранство его и гонорары составили еще 28 тысяч. 6 июля 1914 г. состоялось освящение церкви: из храма свв. апостолов Петра и Павла пришел крестный ход во главе со свящ. Георгием Преображенским. Совершение самого чина освящения возглавил епископ Гдовский Вениамин, будущий митрополит Петроградский, новомученик.
Августейший покровитель Братства Казанской иконы Божией Матери, старший сын Великого Князя Константина Константиновича (поэта К.Р.), Князь Иоанн Константинович, с 1913 г. согласившийся принять на себя эти обязанности, не смог приехать в Вырицу в день освящения храма, прислав из Павловска телеграмму: «Всей душой скорблю, что не был в состоянии присутствовать на освящении храма. Дай Господь всему Комитету счастья, благополучия и твердой веры в Царицу Небесную, Которая дает великое утешение страждущим душам, приходящим в сей храм, получающим исцеление как душевное, так и телесное. Помоги Вам, Господи. Иоанн. 6 июля 1914 года».
После освящения храма Братство продолжило свое активное участие в благоукрашении храма. По степени участия (в том числе финансового) в созидании храма и в жизни общины братчики подразделялись на учредителей, почетных членов, пожизненных, действительных членов братства и соревнователей. Созидательная их деятельность не была прервана событиями Великой (Первой Мировой) войны. К слову сказать, Россия была вынуждена вступить в войну 19 июля (1 августа н. ст.) 1914 г., - менее, чем через две недели после того, как храм в Княжеской Долине был освящен. На склад Ея Величества членами Братства посылались сотни комплектов теплого белья и подарки воюющим героям…
се князья Императорской крови - сыновья К.Р. (как их именовали в офицерской среде, на фронте - князья-Константиновичи) в первые же дни Великой войны отправились на поля сражений. 27 сентября 1914 г. под г. Ширвиндтом в Восточной Пруссии возле хутора Котовщизна был смертельно ранен один из них - князь Олег Константинович (1892-1914). Еще через четыре года на Урале, - в Екатеринбурге и Алапаевске, будет оборвана жизнь целого сонма свв. Царственных Мучеников и Страстотерпцев. В ночь на 4 (17) июля 1918 г. в Ипатьевском Доме будет убита вся Царская Семья вместе с верными слугами. В следующую ночь живыми в старую шахту под Алапаевском будут сброшены еще восемь мучеников, - представители Царского рода и их слуги. Среди них князь Иоанн Константинович с братьями князьями Константином и Игорем…
Первым настоятелем Казанского храма (не имевшего, к слову сказать, самостоятельного прихода, и числившегося храмом братства Казанской иконы Божией Матери) стал протоиерей Порфирий Сергеевич Десницкий (1874-1935). В 1914-1918 гг. он служил в храме преимущественно в теплое время года, когда сюда приезжало множество дачников. Зимой 1918-1919 гг. он окончательно перебрался вместе с матушкой Александрой Терентьевной (1884 - 18.12.1935) и семьей в Вырицу (проживал в Вырице на Боровой ул., 83). Здесь он жил и служил в Казанском храме вплоть до своей кончины в сентябре 1935 года.
http://www.vyritsa.narod.ru/history/mitropolia.htm#poselok