АЛЕКСЕЕВСКОЕ ("ЧТО В ГАРЯХ"), ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, кон. 18 - нач. 19 в., кон. 19 в.
Стоит на возвышении, на обширной площади в центре села, к югу от кладбища; доминирует над равнинной округой. Построена вместо прежней деревянной в 1790-1806 гг. Кирпичные стены оштукатурены и побелены. Судя по надписи на западной стене храма, в 1888 г. его поновили, а в 1889 г. расписали. Вероятно, тогда же была сооружена широкая трапезная, соединившая храм с монументальной четырехъярусной колокольней. Трапезная и колокольня разобраны в 1930-е гг., позднее повреждено покрытие храма и частично разрушены портики. Оригинальный по структуре плана памятник, архитектура которого тяготеет к барокко, но уже с использованием мотивов классицизма.
Над приземистым двусветным четвериком, сильно вытянутым по оси север-юг, поднимается высокий крупный восьмерик, увенчанный куполом с люкарнами и луковичной главкой на световом барабане. К четверику примыкает суженный и пониженный прямоугольный алтарь. Углы между четвериком и алтарем занимают слегка заглубленные объемы со скругленной внешней стеной. Боковые фасады четверика, восточная стена алтаря и угловые объемы имеют проемы по трем осям, причем на скруглениях ложные окна фланкируют среднее световое. Проемы нижнего света четверика (на средней оси - входы) и в восьмерике - высокие арочные, в алтаре и угловых объемах - также удлиненные прямоугольные, а в верхнем свете четверика - прямоугольные лежачие. Многие архитектурные элементы (венчающий восьмигранный барабан, ложные люкарны, обрамления окон), общий характер и сочность пластики фасадов четверика близки зрелому барокко. В то же время четырехколонные тосканские боковые портики, накладки - доски в филенках над окнами алтаря и угловых закруглений, прямоугольные выступы и впадины в промежуточных и венчающих карнизах связаны уже с классицизмом.
Внутри четверик расчленен на три помещения, из которых боковые аналогичны алтарю, но ориентированы по продольной оси, а центральное — ротонда с мощными угловыми устоями, скрытая снаружи гранями восьмерика. Широкие проходы из ротонды ведут в алтарь и в боковые помещения (а первоначально — и в трапезную). Между проходами, на внутренних вогнутых сторонах устоев размещены четыре экседры, прорезанные узкими арками, которые дополнительно соединяют ротонду с алтарем либо с трапезной. Центральное помещение храма перекрыто полусферическим куполом с кольцом светового барабана; алтарь и помещения по сторонам ротонды - коробовыми сводами с распалубками в торцах; угловые объемы — сферическими треугольниками. Сохранились фрагменты масляной живописи 1889 г. Между окнами барабана изображены архангелы, а ниже, непосредственно под окнами, - сюжетные композиции, разделенные широкими полями с гризайльным орнаментом-плетенкой в русском стиле. Орнаменты и фрагменты сцен сохранились также в боковых помещениях и экседрах; в откосах окон и проходах уцелели лепные тяги. В ротонде, примерно на половине высоты ее стен, проходил широкий лепной карниз (большей частью утрачен), а между ним и лепными архивольтами арок и экседр написаны фигуры святых.
Крылов, 1861, с. 240; Титов, 1883, с. 30-31; Титов, 1885, с. 245; Краткие сведения... 1908, с. 175. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 258-259