Ярлыково упоминается в документах с 1535 года уже как село с деревнями, то есть деревянная церковь к тому времени в селе стояла. Согласно одной из версий, его название, несомненно тюркского происхождения, является историческим - будто бы в селе этом жил золотоордынский баскак, собиравший дань в этих местах. Если это так, то Ярлыково возникло не позже ХV столетия. В первые десятилетия ХVI века оно было владением князя Михаила Васильевича Горбатого - собственно, в его духовной грамоте, датируемой 1535 годом, село впервые и названо. В 1540-х гг. Ярлыково было передано вдовой князя, княгиней Анной Горбатой Суздальской Покровской женской обители. Монастырское владение было подтверждено двумя царскими грамотами - Василия Шуйского в 1606 году и Михаила Фёдоровича Романова в 1623 году. Сколько деревянных церквей сменилось на месте нынешнего Смоленского храма, не известно.
В середине ХVIII века решили строить в Ярлыкове каменную церковь. По поводу того, какой ей быть, видимо, особых споров не велось - село было небольшим, находилось "на отшибе", и храм в нём положили строить простейший и вполне традиционный, не озабочиваясь придумыванием изысканных проектов. Строили из кирпича - основной четверик оказался практически лишён декора, колокольню возвели шатровую, как было принято в этих местах, а соединила их функциональная трапезная. В окна вставили кованые решётки - с одной стороны, дань традиции, а с другой - охранительная мера, не лишняя в глухом углу Шуйской земли. Судя по всему, изначально храм был абсолютно симметричен относительно оси "запад-восток", однако чуть позже трапезную распространили на юг, нарушив симметрию и в ней устроили тёплый придел. Шаг - вполне вынужденный, продиктованный тем, что служить в церкви требовалось и зимой, а главное помещение оставалось неотапливаемым. Спустя некоторое время Смоленский храм полностью расписали, пригласив для того местных мастеров, быть может из Палеха, а быть может из Шуи. Имена их, равно как и имена строителей церкви неизвестны по причине плохо документированной истории церкви. В храме фрагментарно сохранилась клеевая роспись, выполненная во второй половине 18 века - один из ярких фресковых образцов палехско-шуйской школы. Основной объём содержит фрески с евангельскими сюжетами. Сцены, изображённые в два яруса на стенах, сильно пострадали; в гораздо лучшем состоянии пребывает роспись сводов (Страстной цикл).
В 1820-е годы возникла необходимость строительства новой каменной церкви. Как указывают дореволюционные источники, "усердием прихожан". Зачем же понадобился ещё один каменный храм в Ярлыкове? Обычно подобные сюжеты диктовались двумя причинами. Первая - недостаточная площадь уже имевшегося храма. Вторая - трудности, связанные с совершением богослужений в зимнее время. В Смоленском храме имелся тёплый Никольский придел, но он был совсем крохотным, примерно четыре на четыре метра, и, конечно же, много молящихся вместить не мог. То есть более просторный зимний храм Ярлыкову, несомненно, требовался. Впрочем, и основная церковь, где служили летом, обширностью тоже не отличалась - в основном четверике насчитывается от силы пятьдесят квадратных метров. Благословил строительство каменной церкви свв. Флора и Лавра епископ Владимирский и Суздальский Парфений (Чертков). Новую церковь ставили совсем рядом со Смоленской, в каких-то семи метрах к западу от неё, строго на одной оси "восток-запад". И хотя формы её, как нетрудно догадаться, были ампирными (южный и северный портики с фронтонами, украшенный массивными колоннами притвор, руст на углах здания), вот эта "нанизанность" на одну ось сделала храмовый комплекс единым целым. Позже его обнесли кирпичной оградой с угловыми башенками и тремя - с юга, запада и севера воротами. В 1830 году строительство было завершено, храм получил посвящение - во имя святых мучеников Флора и Лавра. Была в нём и придельная церковь - во имя Михаила Архангела.
Советские десятилетия ярлыковскому храмовому комплексу дались тяжело. После ряда административных реорганизаций на карте страны появилась Ивановская область. Атеистические репрессии в новообразованной области были развязаны уже в 1920-е гг., однако ярлыковским храмам удавалось довольно долго противостоять этому прессингу - закрыли их только к 1941 году. Спустя четыре года, в июле 1945 года, в храме святых Флора и Лавра разрешили совершать богослужения. В 1963 году его снова закрыли - теперь упразднение церквей в Ярлыкове сопровождалось и грабежом: местные старожилы вспоминали, что церковные ценности (утварь, иконы и пр.) тогда вывозили из храмов буквально грузовиками - всё это позже бесследно исчезло. В поруганных храмах устроили складские помещения, подвергнув церковные здания варварской перепланировке. В конце советской эпохи они напоминали руины. Ситуация изменилась лишь в конце 1990-х гг., когда храмовый комплекс в Ярлыкове вернули верующим. В начале 1999 года состоялось первое богослужение в отреставрированной церкви во имя святых мучеников Флора и Лавра.
Журнал: "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №219, 2016 г.