17 апреля 1905 года Кабинетом Министров было принято постановление «О укреплении начал веротерпимости», снявшее ряд ограничений для приверженцев старой веры. 1-я Новостроенская старообрядческая община в Двинске была зарегистрирована 6 августа 1907 года и вскоре обратилась в городское самоуправление с просьбой об отводе участка земли для строительства храма. Принимая во внимание отсутствие культового здания в этой части города, управа выделила землю безвозмездно. В 1908 году состоялась торжественная закладка первого камня храма. К 1914 году были возведены стены на высоту двух этажей.
Началась война, затем - революция. Строительство было приостановлено, стены стояли без крыши до 1926 года. Через своего представителя – депутата Сейма Латвийской Республики Мелетия Каллистратова – совет 1-ой Даугавпилсской Новостроенской общины обратился в правительство с ходатайством о выделении государственных средств на окончание стройки, которое было удовлетворено. Техническое руководство строительными работами было доверено инженеру Ж. Комисару. Освящение храма состоялось 22 сентября 1928 года. Во время Второй Мировой войны храм сильно пострадал от пожара. После войны началось его медленное восстановление силами прихожан. По мере сил помогали и другие приходы Латвии и Москвы. В 1966 году из Орехово-Зуева были переданы иконы старого палехского письма. В 1988 году, к празднику 1000-летия крещения Руси было завершено устройство шестиярусного иконостаса. В 1993 году рядом с храмом была построена небольшая часовня для совершения заупокойного чтения псалтыри по умершим.
Имя архитектора - автора проекта храма нам неизвестно. Величественный замысел зодчего, обусловленный стремлением воплотить в камне творческий потенциал староверия, вынужденно пребывавший под запретом, был осуществлен, несмотря на трудные обстоятельства строительства. Объемная композиция храма строго канонична. Четко читается кубический основной объем, перекрытый четырехскатной крышей и увенчанный большой главой с крестом. Малая глава и пологий шатер возведены также над колокольней. Первоначальная форма глав была очень изящна и имела хорошие пропорции. Барабан большой главы открывался в интерьер храма, освещая его через шесть окон. Кровля и главы храма сгорели во время войны. Теперь мы видим главы, восстановленные в трудных условиях советского времени. К сожалению, их форма несовершенна, пропорции грузные, свет не проникает в интерьер. С такими главами образ храма, посвященного Богородице, частично потерял свою прежнюю устремленность в небо, изящность пропорций.
Алтаря нет, как и положено в моленных, но на восточном фасаде сделана небольшая прямоугольная пристройка, соответствующая нише в интерьере. Восточный фасад украшен тремя фресками-иконами в киотах. Пониженная трапезная часть храма зрительно подчеркивает вертикаль колокольни. Колокольня решена в виде прямоугольной башни, «вырастающей» из крыши двухэтажной западной пристройки. Эта лапидарная форма, как влияние региональных традиций, привнесена из деревянного зодчества староверов даугавпилсского региона. Такое решение часто встречается в сельских молельнях. Фасады храма решены в русском стиле с элементами модерна. Влияние стиля модерн ясно читается в форме трех высоких порталов (h = 16 m), украшающих западный, северный и южный фасады храма. В 2002 году над входом установлена икона святителя Николая Чудотворца, канонически точно выполненная Николаем Портновым.
Планировочное решение здания очень лаконичное и ясное : узкий притвор, направо из него – крестильня, налево – лестница на хоры, затем невысокое пространство под хорами, отделенное столпами и арками от основного помещения храма. Основное пространство высокое, просторное, перекрыто плоским перекрытием, решенным в виде подвесного многогранного «неба», на котором читается крест. С потолка спускаются три красивых паникадила. Украшением интерьера служит высокий иконостас. Деисис, праздничный ряд иконостаса и две храмовые иконы - работы вильнюсского мастера-иконописца Ивана Михайлова (1893 – 1993). В центральной части восточной стены устроена ниша, в которой стоит престол с большим Распятием.
Источники информации: Kaminska R., Bistere A. «Sakr?l?s arhitekt?ras un m?kslas mantojums Daugavpils rajon?», R?ga 2006; Гузик А., Жилко А. «Старообрядческие храмы Даугавпилса», SAB – 1999.