ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня.


Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Преображения Господня, Трёх Святителей, Иоанна Предтечи , Всех Вологодских святых
Год постройки:Между 1478 и 1481.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская область, Вологодский район, озеро Кубенское, о. Каменный, Спасо-Каменный Преображенский монастырь

Координаты: 59.607602, 39.573328





Сортировка:

Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Вид с северо-востока. Фото 1925 г. в сборнике «Древнерусское и поствизантийское искусство». М. 2005 г., с. 77.<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Вид с северо-востока. Фото 1925 г. в сборнике «Древнерусское и поствизантийское искусство». М. 2005 г., с. 77.
Дмитрий Волохов
1 сентября 1925
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Интерьер. Вид на северо-восток. Фото 1925 г. в сборнике «Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV начало XVI века». М. 2005 г. С. 98.<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Интерьер. Вид на северо-восток. Фото 1925 г. в сборнике «Древнерусское и поствизантийское искусство. Вторая половина XV начало XVI века». М. 2005 г. С. 98.
Дмитрий Волохов
1 июня 1925
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Вид восточного фасада. Фото 1920-х гг. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13015133)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Вид восточного фасада. Фото 1920-х гг. из коллекции ГНИМА (https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=13015133)
Дмитрий Волохов
1 июня 1920
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото 1920-х гг. из статьи С. С. Подъяпольского «Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря» в Сборнике «Древне-русское искусство.Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв.».с.448<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Фото 1920-х гг. из статьи С. С. Подъяпольского «Архитектурные памятники Спасо-Каменного монастыря» в Сборнике «Древне-русское искусство.Художественная культура Москвы и прилегающих к ней княжеств XIV-XVI вв.».с.448
Дмитрий Волохов
1 апреля 1920
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Интерьер. Портал. Фото Эдинга Бориса Николаевича 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473530)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Интерьер. Портал. Фото Эдинга Бориса Николаевича 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473530)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Интерьер. Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473495)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Интерьер. Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473495)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Переход от собора к трапезной с северной стороны. Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473538)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Переход от собора к трапезной с северной стороны. Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473538)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Переход от собора к трапезной с южной стороны. Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473544)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Переход от собора к трапезной с южной стороны. Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473544)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473565)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473565)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Главы. Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473555)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Главы. Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473555)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473511)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Фото 1910-х гг. из фондов ГИМ. (ГК № 50473511)
Дмитрий Волохов
1 июня 1910
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Вид с юго-западной стороны. Фото первой трети XX в. из коллекции ГНИМА. (ГК № 28845155)<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Вид с юго-западной стороны. Фото первой трети XX в. из коллекции ГНИМА. (ГК № 28845155)
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Фото 1925 г.<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Фото 1925 г.
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Вид с части восточного фасада. Фото 1920-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК № 12893964))<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Вид с части восточного фасада. Фото 1920-х гг. из коллекции ГНИМА. (ГК № 12893964))
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, , Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
oldboy
18 мая 2018
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Вид от «гостиничного» корпуса<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Вид от «гостиничного» корпуса
Артем Родионов
21 мая 2010
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Остатки взорванных стен<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Остатки взорванных стен
Артем Родионов
21 мая 2010
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, Сохранившийся крест Спасо-Преображенского собора.<br>, Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Сохранившийся крест Спасо-Преображенского собора.
yozik
14 июня 2008
Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Преображения Господня, , Каменный, остров, Усть-Кубинский район, Вологодская область
Андрей Павличенков
24 декабря 2007



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  29 марта 2019

Каменный, остров. Собор Спаса Преображения на территории Спасо-Каменного Преображенского монастыря

В Спас-Каменном монастыре появился самый первый каменный храм на всем Русском севере - в 1481 г. в честь Преображения Господня. Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим. Каменная, двухэтажная, холодная, престолы в честь: Преображения Господня - главный, Трех святителей Московских.

По материалам: http://parishes.mrezha.ru/monastery_history.php?id=10007


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  29 марта 2019

Более двухсот лет строения на острове были только деревянными. После большого пожара, уничтожившего все монастырские постройки, в 1478 году приступили к строительству первого каменного храма на всём русском Севере - Спасо-Преображенского собора, оконченного и освящённого в 1481 году. Строительство велось на вклад удельного князя Андрея Меньшого, который владел Вологдой, Кубеной и Заозерьем. Белый камень для него доставляли из Старицы, а кирпич - из Твери. Кирпич представлял собой плоскую плинфу, век массового применения которой в строительстве на Руси тогда как раз подходил к концу. Было высказано много предположений о том, откуда были мастера, построившие собор. В настоящее время есть основания полагать, что зодчие были приглашены из Ростова, ведь и сам монастырь в ХV веке входил в состав Ростовской епархии.

В архитектуре собора прослеживалось влияние московского и ростовского зодчества. В своём первоначальном виде Спасо-Преображенский собор представлял собой четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм на невысоком подклете. В завершении были три яруса кокошников и две главы: большая - в центре и маленькая - над юго-восточным углом, где находился придел. Обильный декор, покрывавший стены, апсиды и барабаны глав, состоял из керамических рельефных плиток, поребрика, бегунца и нишек. Собор Спасо-Каменного монастыря послужил образцом для возведения последующих храмов в северных монастырях - Ферапонтовом, Кирилло-Белозёрском, Спасо-Прилуцком.

Советская власть закрыла монастырь в 1925 году. Монахов прогнали, а в жилых помещениях попытались устроить колонию для малолетних преступников, которые разбежались уже по осени. Кроме того, осенний пожар повредил многие здания. В 1925 году древнейший храм Русского Севера (к тому времени уже пятиглавый) был уничтожен взрывом. На его месте высится груда щебня. В 1937 году ради кирпича, который хотели использовать для строительства местного Дома культуры, был взорван и Спасо-Преображенский собор. Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства.

Информация из книги: Выголов В.П., Удралова Н.В. "В край белых ночей". Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986 г. и с сайта: ru.wikipedia.org/Спасо-Каменный монастырь.


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  8 сентября 2024

«...В 1478 г. удельный князь Андрей Меньшой, брат государя Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной и Заозерьем, начинает сооружение нового каменного Спасо-Преображенского собора и заканчивает его возведение в 1481 г. Это был первый монументальный храм в северных землях Руси: «идеже в той земли от начала миру ничтоже бывало каменного от храмов, понеже земля удалела». Для его строительства были, очевидно, приглашены зодчие и каменщики из Ростова, епархии которого принадлежал монастырь.

Этот собор, построенный в разгар работ по перестройке Московского Кремля, представлял собой обычный по типу для Средней Руси второй половины XV в. крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный храм, поставленный на подклет. Его кубический объем, завершенный тремя ярусами кокошников со световой главой в центре, был перекрыт системой коробовых сводов со ступенчато повышенными подпружными арками.

Подобный тип храма сложился в архитектуре среднерусских княжеств (в Московском, Ростовском, Тверском) в конце XIV и первой половине XV в. на основе древних традиций владимирско-суздальского зодчества. Однако, в отличие от своих далеких прототипов, а также ближайших предшественников — раннемосковских и тверских памятников этого времени, он был не белокаменным, а кирпичным. Белый камень был применен только в отдельных деталях декора — в перспективных порталах и капителях лопаток стен и тяг апсид, которые по форме очень близки аналогичым элементам убранства храмов Москвы.

Переход к строительству из кирпича в середине XV в. в архитектуре Северо-Восточной Руси, особенно в Москве, широко отмечен летописями, проявившими большой интерес к новому строительному материалу. Любопытно, что и в местной монастырской летописи он получает свое отражение: говоря о сооружении собора Спаса Преображения, летописец подчеркнул, что «кирпич (по другим спискам «камень») возили из Твери и Старицы-городка». Объяснение этому следует искать в общественно-политической ситуации, сложившейся в Северо-Восточной Руси на рубеже 70-80-х гг. XV столетия. Очевидно, невозможность изготовления кирпича на месте или вблизи постройки заставила заказчика, князя Андрея Меньшого, прибегнуть к помощи своего ближайшего соседа — Твери, имевшей с Севером достаточно хорошие связи. Более далекая и к тому же занятая обширным собственным строительством, Москва была, кроме того, именно в это время охвачена междоусобицей, вспыхнувшей между Иваном III и его братьями, угличским князем Андреем Большим и волоцким князем Борисом. Поэтому Тверь обеспечила далекую северную стройку кирпичом, а Старица — белым камнем, заготовлявшимся здесь в большом количестве.

Несмотря на близость к московской архитектуре, собор Спасо-Каменного монастыря обладал целым рядом особенностей, свидетельствующих об особой интерпретации данного типа здания ростовскими зодчими. Он сыграл огромную роль во всем дальнейшем развитии культового зодчества Белозерья, во многом определив его главные черты.

Собор был двуглавым. Над юго-восточным углом его основного объема возвышалась еще одна, малая световая глава, отмечавшая придел в дьяконнике (южной апсиде). Такие дополнительные главы над приделами, помещенными в одну из боковых алтарных апсид, позднее становятся одной из характерных особенностей архитектуры Вологодско-Белозерского края, восходя к тем же раннемосковским храмам (церковь Рождества Богородицы с приделом Лазаря и второй собор Чудова монастыря с приделом Благовещения в Московском Кремле).

Фасады северного собора несли обильный декор — узорчатые пояса, украшавшие цоколь над подклетом, и верхние части стен, алтарных апсид и барабанов глав. Пояса состояли из поребрика, бегунца, прямоугольных впадин, а также терракотовых рельефных плит (изразцов) и балясин. Эти мотивы хорошо известны по ряду одновременных московских храмов (Духовская церковь (1476-1477) в Троице-Сергиевой лавре, церковь Ризположения (1485-1486) в Московском Кремле, церковь Рождества (1509) в Старом Симонове). Однако они образовали здесь впервые свой особый «сплав», который позднее лег в основу местного узорочья, уже знакомого по памятникам Спасо-Прилуцкого монастыря.

О том внимании, которое уделял князь Андрей Васильевич новому сооружению, свидетельствуют два специально заказанных для строящегося собора предмета литургической утвари — дискос и потир (Вологодский музей). Дискос представляет собой серебряное кованое блюдо — круглое, довольно глубокое, с узким отогнутым бортом. Лишь гравированное изображение Нерукотворного Спаса на убрусе, помещенное на дне, говорит о его назначении. По борту идет надпись: «Блюдо под дору в церковь преображение го[спод]а и б[ог]а нашего И[исуса] Х[рист]а на каменое сделано бысть повелением князя Андрея Васильевича Меньшого лета 6986-го [1478]».

Гладкий кованый серебряный потир — сосуд с несколько утяжеленной полусферической чашей на гладком с «яблоком» стержнестояне и широком поддоне — украшен гравированным изображением деисуса. Резные фигуры святых в «золотых» кругах размещены на чаше потира — Христос, богоматерь, Иоанн Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил и апостолы Петр и Павел. Все они необычайно графичны. Прорисованные тонкими линиями, святые изящно склоняют головы, простирают в молитвенном движении руки или придерживают ими свитки. Одеяния же выполнены более сухими, прямыми линиями-складками. Внизу, на поддоне, по золоченой полосе идет надпись: «зделан бысть сей потир повелением Благоверного князя Андрея Васильевича Меньшого Вологоцкого».

Блюдо и потир, находящие аналогии среди однотипных московских изделий, сделаны, очевидно, в Москве и, судя по надписям, одновременно. Предназначавшиеся для возводимого собора, они тем самым относят начало его постройки к 1478 г. К тому же в надписи на потире князь Андрей Меньшой назван Вологодским (это один из немногих источников, где князь определяется своим истинным титулом).

В Спасо-Преображенском соборе хранилось еще одно произведение, связанное с вкладом московских князей, — довольно массивная панагия начала XV в. (Вологодский музей). Она украшена на лицевой стороне сценой «Вознесения», составленной из литых, накладных серебряных фигурок, и гравированными изображениями «Троицы» и «Богоматери Знамение», помещенными на ее внутренних створках. На лицевой стороне панагии, на орнаментированном ободе в небольших рамочках также размещены резные фигуры Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Есть основания полагать, что Василий Темный, посетивший Спасо-Каменный монастырь во время своего пребывания в Вологде, вложил эту панагию в Спасо-Преображенский собор. В описи Спасо-Каменного монастыря 1670 г. сохранилось упоминание об этой панагии: «у Спасова же образа приложена панагия большая серебряная чеканная, а на ней на средине образ Вознесения Христово, а во главе Нерукотворный образ по серебру». Поскольку эта вещь аналогична панагии из Симонова монастыря, куда она, вероятно, была вложена московским князем Василием Дмитриевичем, можно предположить, что оба изделия были сделаны в московских княжеских мастерских…»

Источник: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. - М., 1979.

РусАрх - Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск (rusarch.ru)



Комментарии и обсуждение


В 1965 г. обследование руины зданий и колокольни провел С.С. Подъяпольский. Сделал графическую реконструкцию первоначального облика храмов.
27 января 2012.

К сожалению, в 1937 году собор Спаса Преображения решено было взорвать, пытаясь добыть стройматериалы. Говорят, заложенный динамит стоил дороже, чем полученный кирпич: от взрыва и обрушения старая плинфа стала хрупкой и для строительства негодной, огромные обломки, которыми завалило соборный подклет, держатся в буквальном смысле на самих себе: разбери их по кирпичику - и кирпичики рассыплются в пыль. Так что реставрация храма - дело архисложное. Но необходимое.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по святым местам". Выпуск №354, 2019

15 августа 2019, Алексей Кротов.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.