ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вершинино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Погост


Вершинино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1868 и 1875.
Архитектор:Образцовый проект № 25, И.И. Свиязев, А.И. Резанов, И.Ф. Яровицкий
Адрес:
Архангельская обл., Плесецкий район, с.Вершинино

Координаты: 62.075552, 38.18094



Сортировка:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с востока от Никольской часовни<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Вид с востока от Никольской часовни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с востока<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с севера с деревянным мостом через залив<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Вид с севера с деревянным мостом через залив
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)exploreman
26 сентября 2020
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Северный фасад<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Северный фасад
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с востока<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с севера<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Вид с востока<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Вид с востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Александр Антонов
17 сентября 2022
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Завершения<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Завершения
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
4 сентября 2021
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Dmitry N.
8 августа 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Реставрация церкви<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Реставрация церкви
Мошарев Александр Павлович
19 июня 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Dmitry N.
8 августа 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Илья Смирнов
16 июня 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, , Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Илья Смирнов
16 июня 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы, Фото 1950-х гг. Из фондов Гос. музея архитектуры им. Щусева<br>, Вершинино, Плесецкий район, Архангельская область
Фото 1950-х гг. Из фондов Гос. музея архитектуры им. Щусева
Евгений Шелковников



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Сергей Сол  1 сентября 2013

В 1868 г. началось и в 1875 г. успешно завершилось строительство двухпрестольной Успенской церкви. Храм был построен в связи с каменной одноярусной колокольней высотой 9 саженей. Вокруг церквей была построена каменная ограда. Но 17 июля 1875 г. после пожара сгорел тёплый деревянный храм во имя Богоявления Господня, а каменная церковь была повреждена. Лишь в 1876 г. был освящен придельный тёплый престол во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. И только в 1880г. был освящён главный, холодный, престол во имя Успения Божией Матери. Храм сохранился до наших дней, но требует значительного ремонта. Длина церкви 9,5 сажени, ширина – 4,5 сажени, высота – 6 саженей. Церковь венчали одна большая главка и четыре малые. В церкви было около 20 окон, три наружных створчатых и пять внутренних дверей. Тёплый придел отапливался одной печью. Украшением главного престола церкви был иконостас (длинна 20 аршин, высота – 12 аршин). Колокольня была одноярусной, высотой до верха карниза 9 саженей. Причт состоял из 2 священников, дьякона и 2 псаломщиков.


НиколайАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 марта 2020

Деревня Погост находится на ровном полуострове, омываемом водами Кенозера. Здесь издавна располагался центр обширного Кенозерского прихода Олонецкой губернии. Приход возник не позднее середины XVI века. (1). Деревянный храмовый ансамбль, сложившийся на погосте к концу XVII века, включал летнюю Успенскую церковь 1670 года постройки, зимнюю Петропавловскую 1690 года и колокольню. Между собой церкви и колокольня были связаны переходами. Ансамбль сгорел полностью 21 мая 1842 года от удара молнии. (2). На его месте в 1844–1845 годах построили «временный, до постройки каменной церкви» деревянный храм во имя Богоявления Господня, просуществовавший, однако, до середины XX века. (3).

К 1874 году численность прихожан Кенозерского прихода достигла четырёх тысяч сорока двух человек. Приход состоял из пятидесяти двух деревень и пятисот двадцати четырёх крестьянских дворов, расположенных от главного храма на расстоянии от одной до тридцати семи вёрст. Почти в каждой из деревень имелись часовни, а то и две. С точки зрения официальной церкви такая ситуация в одном из крупнейших по территории, но «заражённом расколом» и отдалённом приходе Олонецкой епархии была недопустима. Консистория настойчиво требовала начать строительство каменной церкви в столь важном центре духовной жизни епархии. (4).

Каменную церковь построили в 1868–1875 годах по проекту губернского архитектора Яровицкого, на средства крестьян Вершининского и Ряпусовского сельских обществ. В 1876 году был освящён придел во имя святых апостолов Петра и Павла, устроенный в трапезной. Главный же престол, во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятили только в 1880 году. (5). Вскоре после освящения Успенской церкви вокруг храмов Кенозерского погоста построили каменную ограду с воротами и сторожкой.

В облике церкви присутствуют черты, свойственные так называемому русскому стилю, появившемуся в тридцатых годах XIX века и обратившемуся к допетровским традициям храмостроения. При проектировании Успенской церкви Яровицкий использовал образец из «Атласа проектов церквей сельских построек», изданного государственным департаментом сельского хозяйства в 1853 году, – зимний вариант каменной церкви вместимостью до семисот человек. Церковь, построенная по продольно-осевой схеме, представляет в плане прямоугольник. К основному двухсветному кубическому объёму примыкают: с востока – пониженная пятигранная алтарная апсида с пристройками ризницы и пономарни по сторонам, с запада – равновысокая с апсидой трапезная, а с юга и севера – небольшие объёмы крылец. К трапезной с запада присоединена восьмигранная колокольня, поставленная над притвором.

Все объёмы имели скатные крыши, покрытые металлическими листами. Церковь завершалась торжественным пятиглавием на широких глухих барабанах, а колокольня – одноглавым шатром. Примечательно, что шлемовидные главы на широких барабанах, рекомендованные образцовым проектом, на Кенозерской церкви приобрели традиционную луковичную форму.

Фасады основного объёма Успенской церкви по вертикали разделены группами пилястр на три равные части, а алтаря и притвора – лопатками и нишами. Более выразительны в архитектуре фасадов горизонтальные членения. Особенно это касается раскрепованного антаблемента с подкарнизной тягой, декорированной нишками и скруглёнными элементами капителей пилястр «иониками», а также архивольтов порталов. Тема архивольтов в решении фасадов поддержана кокошниками и арками звона колокольни и дугообразными вершниками окон. Ярусы колокольни разделены профилированными карнизами с «сухариками».

Необычен для зимнего северного храма высокий светлый сводчатый интерьер. Свет проникает в помещения через два яруса больших окон, размещённых в пряслах между пилястрами фасадов. Широкие арочные проёмы соединяют церковь с алтарём и трапезной.

В 1930–1950-х годах Успенская церковь подверглась большим переделкам в связи с приспособлением под клуб, а позже – под интернат. Утрачены колокольня, пятиглавие, придел в трапезной, иконостасы и убранство интерьера. В 1992 году архитектурно-археологические обмеры и эскизный проект реставрации памятника проведены ТОО «Кенозеро» (руководитель – архитектор В.Э. Яндовский). В 2006 году предварительные исследования Успенской церкви проведены архитектором Н.А. Подобиной. В 2007-2008 годах архитектор В.А. Титов осуществил комплексные научные исследования, выполнил обмерные чертежи и подготовил рабочий проект реставрации памятника.

С 2005 года силами специалистов Парка и прихожан Кенозерского прихода ведутся работы по восстановлению здания, сохранению его от дальнейшего разрушения. Были сделаны новые полы в алтаре и трапезной части, произведён ремонт кровли и перекрытий, устанавливаются главки с крестами над основной частью храма. Основные размеры в плане: 33,4х12,4 м.

1. Упоминается в «Платёжной книге Каргопольского уезда» за 1555 год. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972, с. 264.

2. НАРК, Ф. 25, оп. 20, д. 39 / 444, л. 1–1 об., 1861 г.

3. НАРК, Ф. 25, оп. 15, д. 38 / 886, л. 252, 1846 г.

4. НАРК, Ф. 25, оп. 1, д. 54 / 37, л. 1–3, 12 об. – 13, 1874 г.

5. НАРК, Ф. 501, оп. 1, д. 7, л. 1, 1883 г.

Литература: Макаров Н. А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Архангельск, 2007, с. 39–73. Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Л., 1982, с. 75–77, 84.

http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/tserkov-vo-imya-uspeniya-bozhiey-materi-1875-g/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 января 2025

«…В церкви Успения Божией Матери деревни Вершинино завершены реставрационные работы по перекрытию кровель храмовой части, трапезной и алтаря. Восстановлены главы с барабанами и крестами. Предстоит ещё огромный объём работ по воссозданию конструкции колокольни, укреплению фундаментов и стен, восстановлению внутреннего убранства.

Очень радостно, что возрождается церковь, а также память о священнослужителях прихода на протяжении XVII–XX веков. В научный отдел Парка пришло письмо от Татьяны Николаевны Преображенской, которая в течение многих лет восстанавливает родословную своих предков, служивших в Кенозерском и других приходах Олонецкой губернии. Татьяна Николаевна поделилась с своими находками по этой теме.

Время появления храма на Кенозере никому неизвестно, а первые сведения о причте относятся к 1648 году. На Погосте тогда жили поп Иван Фёдоров, пономарь Павлик Проклов с годовалым сыном Гришкой, да проскурница Овдотьица. К сожалению, в архивах пока не удалось найти каких-либо документов, описывающих жизнь Кенозерского прихода во второй половине XVII века. Зато документ 1712 года, обнаруженный в ГАНО, даёт полное представление не только о людях, служащих в Успенской церкви, но и о их семьях.

Местный причт к этому моменту количественно значительно вырос; в приходе служили два священника, дьячок и пономарь. Священники — родные братья, и имена у них одинаковые — Иоанн Иоаннов. Все дети братьев священников какое-то время занимали церковные должности в Кенозерском приходе. Трём из них — Фёдору, сыну Иоанна старшего, Фёдору, сыну Иоанна младшего, и Лаврентию Осипову, суждено было произвести потомство, служившее в вершининском храме почти полтора века. Как правило, служба начиналась с должности пономаря или дьячка. При появлении вакансии юноша начинал выполнять обязанности диакона, а потом священника. Обучение службе обычно проводилось отцом или близким родственником. И только в начале XIX века дети духовенства массово стали получать образование в духовном училище, а потом в семинарии. Это, впрочем, не нарушило традицию передачи церковной должности сыну или ближайшему родственнику (племяннику, зятю и т.п.). Лишь ХХ век смог что-то изменить в этом порядке, хотя и тогда выпускник семинарии чаще всего ехал служить в приход, где жили его родственники.

Например, священник из семьи Ионна Иоаннова, Лаврентий Фёдоров в XVIII веке занимал место второго священника Кенозерского прихода. В его семье родилось шесть сыновей, потомки которых стали основателями шести священнических фамилий Олонецкой губернии. С Кенозерским приходом была связана жизнь двух детей Лаврентия. Старший сын — Иван Лаврентьев прослужил на дьяконской должности почти 40 лет (с 1782 по 1821 г.). Другой сын — Илья Лаврентьев стал священником Успенской церкви после смерти отца в 1812 году и тоже прожил в Вершинино до конца своих дней…»

По материалам статьи К.К. Петугиной и Т.Н. Преображенской «Кенозерское духовенство» в газете «Кенозерье», № 1-2, 2018 г., стр. 27-28.

717e9165217347fb18256a49ef965471.pdf


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 января 2025

Точную дату освящения престола во имя Успения Божией Матери кенозерской церкви удалось установить благодаря уникальной находке — старому деревянному кресту, обнаруженному при проведении ремонтных работ в алтаре храма.

Как известно из Ведомости о церкви за 1883 год, хранящейся в Национальном архиве Республики Карелия, каменная церковь Успения Божией Матери построена в 1868–1875 гг. усердием прихожан вместо утраченного в результате пожара деревянного храма во имя Богоявления Господня. Престолов в Успенской церкви два: тёплый во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, освящён в 1876 году; главный во имя Успения Божией Матери, освящён в 1880 году.

Напомним, что 23 августа 2005 года по благословлению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора города Архангельска, благочинный протоиерей Владимир Кузив сослужил чин освящения — начала ремонтных работ в Успенской церкви. В период с августа по ноябрь 2005 года силами местных жителей был выполнен частичный ремонт крыши, закрыты оконные проёмы, прибрано в церкви, настелены новые полы в алтаре церкви. Именно тогда и был найден деревянный крест под полом в алтарной части храма.

6 августа 2006 года по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона в церкви Успения Божией Матери в деревне Вершинино прошла первая, спустя 75 лет после закрытия церкви советской властью, Божественная литургия. Возглавил служение литургии священник Дионисий Сахарчук из храма Архистратига Михаила города Мирного. Сослужили ему священник Владимир Кутикин и дьякон Владимир Исаков из московского храма Рождества Христова, что в Измайлово.

5 сентября 2007 года было издано распоряжение епархии, в котором иерею Глебу Сергеевичу Должикову, настоятелю Иоанно-Богословского храма посёлка Плесецк, благословлялось духовное окормление прихода в Вершинино. Так в Успенской церкви появился свой священник, и богослужения стали проходить регулярно.

Летом 2014 года председатель Приходского совета Лидия Ивановна Чалова обратила внимание на крест, найденный Иваном Николаевичем Чаловым и Иваном Викторович Тарасовым около 10 лет назад при ремонте полов в алтарной части храма. Это был право славный восьмиконечный деревянный крест длиной 542 мм, шириной 310 мм (примерно, так как средняя перекладина утрачена и заменена новой) и толщиной 29 мм. На лицевой поверхности креста находилась трудночитаемая надпись, выполненная чёрной краской на славянском языке. При внимательном рассмотрении текста, сохранившегося только в верхней и нижней частях креста, удалось прочитать: «Храм во имя Успения Божией Матери c благословения Преосвященн… …Местные духовенство составляли Священники Николай Малиновский, Александр Фрязинов и Василий Ильинский». По всей видимости, эти слова служили свидетельством какого-то значительного события. К сожалению, средняя часть текста осталась неизвестной, так как средняя перекладина креста была утрачена.

Загадку креста удалось разгадать благодаря архивным документам. В Рапорте благочинного упраздненного Кенского монастыря настоятеля Фёдора Плотникова, адресованном Преосвященнейшему Палладию, епископу Олонецкому и Петрозаводскому, об освящении церкви во имя Успения Божией Матери в Кенозерском приходе Пудожского уезда в 1880 году сказано: «По благословению Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца, прописанному в граммате от 28 минувшего февраля за № 477 мною недостойнейшим Служителем Св[ятого] Алтаря с местным и окружным Духовенством при многочисленном собрании сынов православной Церкви освящен по чиноположению в требнике Церковном изложенному вновь устроенный в Кенозерском приходе Пудожского Уезда каменный храм во имя Успения Божией Матери, сего марта 24 дня, достопамятный для прихожан Кенозерской Церкви день, так как и прежний храм во имя Успения Божией Матери, сгоревший в 1842 году, освящен был того же 24 дня Марта. Благословенная граммата по освящении храма сдана Кенозерскому причту для хранения в Церковном Архиве».

Таким образом, из Рапорта установлена точная дата освящения Успенкой церкви — 24 марта (или 6 апреля по новому стилю) 1880 года. В этом же документе говорится о Благословенной граммате, переданной в церковь, но о самом кресте ничего не сказано.

Разгадать загадку помогла публикация старейшего сотрудника музея-заповедника «Кижи» Виолы Анатольевны Гущиной «К истории изучения культового деревянного зодчества в России в Олонецкой губернии». В своей статье В.А. Гущина опирается на неопубликованные материалы XIX века иеромонаха Алексея Виноградова, где говорится: «Кресты, полагаемые под престолом и под жертвенником, суть другие документы, содержащие в надписях по славянски данные о времени сооружения Церкви и освящения. Упоминаются имена Государей и Государынь, В[еликих] Князей, имена Епархиальных Преосвященных, годы от сотворения Мира и Р[ождества] Х[ристова], название Церкви которой престол освящен во имя Спасителя, Богоматери, или Святых, с точным означением имени, а также название самого села или погоста, города где долж[ен] храниться храмоздательный животворящий Крест. Означалось также имя освящавшего Церковь местного священника или ближайшего духовного Начальника — благочинного или Соборного уездн[ого] Протоиерея, местного Церковного старосты и строителя — и освятится жертвенник во имя Господа или N Святого местного есть обычн.: начальная формула по виду этого рода. Кресты суть восмиконечные седмиконечные деревянные».

Таким образом, деревянный крест является уникальной находкой. Это храмоздательный животворящий крест, своеобразный вещественный документ, установленный при освящении Успенской церкви под престолом. 6 апреля 2015 года кенозерская Успенская церковь отметила 135-летний юбилей со дня освящения главного престола.

Член Приходского совета Калитин Владимир Александрович

Статья В.А. Калитина «6 апреля Успенская церковь отметила 135-летие со дня освящения главного престола», № 1-2, 2015 г., стр. 36-37.

67607299d2385b984e869e91f7bc6a6c.pdf



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.