ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Вершинино. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Погост


Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1868 и 1875.
Архитектор:И. И. Свиязев, А. И Резанов, И. Ф. Яровицкий
Адрес:
Архангельская обл., Плесецкий район, с.Вершинино

Координаты:62.075552, 38.18094


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Вершинино - Плесецкий район - Архангельская область
Dmitry N.
8 августа 2012
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Вершинино - Плесецкий район - Архангельская область
Илья Смирнов
16 июня 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Вершинино - Плесецкий район - Архангельская область
Реставрация церкви
Мошарев Александр Павлович
19 июня 2017
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Вершинино - Плесецкий район - Архангельская область
Илья Смирнов
16 июня 2009
Церковь Успения Пресвятой Богородицы - Вершинино - Плесецкий район - Архангельская область
Dmitry N.
8 августа 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Сергей Сол,  1 сентября 2013

В 1868 г. началось и в 1875 г. успешно завершилось строительство двухпрестольной Успенской церкви. Храм был построен в связи с каменной одноярусной колокольней высотой 9 саженей. Вокруг церквей была построена каменная ограда. Но 17 июля 1875 г. после пожара сгорел тёплый деревянный храм во имя Богоявления Господня, а каменная церковь была повреждена. Лишь в 1876 г. был освящен придельный тёплый престол во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. И только в 1880г. был освящён главный, холодный, престол во имя Успения Божией Матери. Храм сохранился до наших дней, но требует значительного ремонта. Длина церкви 9,5 сажени, ширина – 4,5 сажени, высота – 6 саженей. Церковь венчали одна большая главка и четыре малые. В церкви было около 20 окон, три наружных створчатых и пять внутренних дверей. Тёплый придел отапливался одной печью. Украшением главного престола церкви был иконостас (длинна 20 аршин, высота – 12 аршин). Колокольня была одноярусной, высотой до верха карниза 9 саженей. Причт состоял из 2 священников, дьякона и 2 псаломщиков.


Статью добавил(а): Николай,  17 марта 2020

Деревня Погост находится на ровном полуострове, омываемом водами Кенозера. Здесь издавна располагался центр обширного Кенозерского прихода Олонецкой губернии. Приход возник не позднее середины XVI века. (1). Деревянный храмовый ансамбль, сложившийся на погосте к концу XVII века, включал летнюю Успенскую церковь 1670 года постройки, зимнюю Петропавловскую 1690 года и колокольню. Между собой церкви и колокольня были связаны переходами. Ансамбль сгорел полностью 21 мая 1842 года от удара молнии. (2). На его месте в 1844–1845 годах построили «временный, до постройки каменной церкви» деревянный храм во имя Богоявления Господня, просуществовавший, однако, до середины XX века. (3).

К 1874 году численность прихожан Кенозерского прихода достигла четырёх тысяч сорока двух человек. Приход состоял из пятидесяти двух деревень и пятисот двадцати четырёх крестьянских дворов, расположенных от главного храма на расстоянии от одной до тридцати семи вёрст. Почти в каждой из деревень имелись часовни, а то и две. С точки зрения официальной церкви такая ситуация в одном из крупнейших по территории, но «заражённом расколом» и отдалённом приходе Олонецкой епархии была недопустима. Консистория настойчиво требовала начать строительство каменной церкви в столь важном центре духовной жизни епархии. (4).

Каменную церковь построили в 1868–1875 годах по проекту губернского архитектора Яровицкого, на средства крестьян Вершининского и Ряпусовского сельских обществ. В 1876 году был освящён придел во имя святых апостолов Петра и Павла, устроенный в трапезной. Главный же престол, во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятили только в 1880 году. (5). Вскоре после освящения Успенской церкви вокруг храмов Кенозерского погоста построили каменную ограду с воротами и сторожкой.

В облике церкви присутствуют черты, свойственные так называемому русскому стилю, появившемуся в тридцатых годах XIX века и обратившемуся к допетровским традициям храмостроения. При проектировании Успенской церкви Яровицкий использовал образец из «Атласа проектов церквей сельских построек», изданного государственным департаментом сельского хозяйства в 1853 году, – зимний вариант каменной церкви вместимостью до семисот человек. Церковь, построенная по продольно-осевой схеме, представляет в плане прямоугольник. К основному двухсветному кубическому объёму примыкают: с востока – пониженная пятигранная алтарная апсида с пристройками ризницы и пономарни по сторонам, с запада – равновысокая с апсидой трапезная, а с юга и севера – небольшие объёмы крылец. К трапезной с запада присоединена восьмигранная колокольня, поставленная над притвором.

Все объёмы имели скатные крыши, покрытые металлическими листами. Церковь завершалась торжественным пятиглавием на широких глухих барабанах, а колокольня – одноглавым шатром. Примечательно, что шлемовидные главы на широких барабанах, рекомендованные образцовым проектом, на Кенозерской церкви приобрели традиционную луковичную форму.

Фасады основного объёма Успенской церкви по вертикали разделены группами пилястр на три равные части, а алтаря и притвора – лопатками и нишами. Более выразительны в архитектуре фасадов горизонтальные членения. Особенно это касается раскрепованного антаблемента с подкарнизной тягой, декорированной нишками и скруглёнными элементами капителей пилястр «иониками», а также архивольтов порталов. Тема архивольтов в решении фасадов поддержана кокошниками и арками звона колокольни и дугообразными вершниками окон. Ярусы колокольни разделены профилированными карнизами с «сухариками».

Необычен для зимнего северного храма высокий светлый сводчатый интерьер. Свет проникает в помещения через два яруса больших окон, размещённых в пряслах между пилястрами фасадов. Широкие арочные проёмы соединяют церковь с алтарём и трапезной.

В 1930–1950-х годах Успенская церковь подверглась большим переделкам в связи с приспособлением под клуб, а позже – под интернат. Утрачены колокольня, пятиглавие, придел в трапезной, иконостасы и убранство интерьера. В 1992 году архитектурно-археологические обмеры и эскизный проект реставрации памятника проведены ТОО «Кенозеро» (руководитель – архитектор В.Э. Яндовский). В 2006 году предварительные исследования Успенской церкви проведены архитектором Н.А. Подобиной. В 2007-2008 годах архитектор В.А. Титов осуществил комплексные научные исследования, выполнил обмерные чертежи и подготовил рабочий проект реставрации памятника.

С 2005 года силами специалистов Парка и прихожан Кенозерского прихода ведутся работы по восстановлению здания, сохранению его от дальнейшего разрушения. Были сделаны новые полы в алтаре и трапезной части, произведён ремонт кровли и перекрытий, устанавливаются главки с крестами над основной частью храма. Основные размеры в плане: 33,4х12,4 м.

1. Упоминается в «Платёжной книге Каргопольского уезда» за 1555 год. // Материалы по истории Европейского Севера СССР: Северный археографический сборник. Вып. 2. Вологда, 1972, с. 264.

2. НАРК, Ф. 25, оп. 20, д. 39 / 444, л. 1–1 об., 1861 г.

3. НАРК, Ф. 25, оп. 15, д. 38 / 886, л. 252, 1846 г.

4. НАРК, Ф. 25, оп. 1, д. 54 / 37, л. 1–3, 12 об. – 13, 1874 г.

5. НАРК, Ф. 501, оп. 1, д. 7, л. 1, 1883 г.

Литература: Макаров Н. А. Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья. Архангельск, 2007, с. 39–73. Ушаков Ю. С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Л., 1982, с. 75–77, 84.

http://www.kenozero.ru/o-parke/kulturnoe-nasledie/arkhitektura-kenozerya/kultovaya-arkhitektura/tserkov-vo-imya-uspeniya-bozhiey-materi-1875-g/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.