ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Полевшина. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Полевшина. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1692 и 1694.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Московская обл., Истринский р-н, с. Полевшина

Координаты: 55.964798, 36.858243
Проезд:в г. Истра продолжением улицы Ленина в северном направлении служит ул. Урицкого, ведущая в Андреевское. В Андреевском правый поворот ведёт в Огниково, левый в Полевшину. Проезд с Рижского вокзала электричкой (садиться в последний вагон),далее авт № 28 до ост."Полевшино".



Сортировка:

Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
1 мая 2021
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
17 октября 2020
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Алексей Кротов
17 октября 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Алексей Кротов
17 октября 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Юрий Моченов
2 июля 2023
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Юрий Моченов
2 июля 2023
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
16 октября 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Алексей Кротов
17 октября 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Алексей Кротов
17 октября 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Юрий Моченов
2 июля 2023
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
4 декабря 2022
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Алексей Кротов
17 октября 2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери, помещение на 2-м этаже<br>, Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
помещение на 2-м этаже
Носиков С.П.
15 марта 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
28 апреля 2019
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
26 марта 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Часовни-ворота XVIII Век.<br>, Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Часовни-ворота XVIII Век.
Дмитрий Дроздецкий
15 февраля 1979
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
7 апреля 2020
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
28 апреля 2019
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
1 мая 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
1 мая 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
1 мая 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
1 мая 2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Жукова Анна
16 октября 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Hramsohran
9 июня 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
МОРПЕХ879
26 марта 2012
Церковь Казанской иконы Божией Матери, западный фасад, вход в храм<br>, Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
западный фасад, вход в храм
Носиков С.П.
15 марта 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Лобготт Пипзам
1 февраля 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Лобготт Пипзам
1 февраля 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Носиков С.П.
1 апреля 2007
Церковь Казанской иконы Божией Матери, вид с юга<br>, Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
вид с юга
Носиков С.П.
25 февраля 2005
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1986
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
Дмитрий Дроздецкий
15 февраля 1979
Церковь Казанской иконы Божией Матери, фотоснимок взят с сайта Архив.истра.р.ф.<br>, Полевшина, Истринский городской округ и ЗАТО Восход, Московская область
фотоснимок взят с сайта Архив.истра.р.ф.
Алексей Кротов
1 июля 1890



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Российский  10 декабря 2008

«…Усадьба Полевщина, в древности Малянки, принадлежала боярам Полевым, ведущим род с XVI века, от смоленского князя Юрия Святославича. В конце XVII столетия вотчина перешла к Балк-Полевым. Представители этой семьи были не раз «возмутителями спокойствия». Так, жена Федора Балка в 1724 году принимала участие в заговоре против императрицы Екатерины I. Ее дочь в 1743 году была осуждена по делу о так называемом лопухинском заговоре.

…За оградой видна Казанская церковь, навеявшая, по словам М.П. Чехова, Антону Павловичу мысль написать «Ведьму» и «Недоброе дело».

Интереснейший памятник зодчества в стиле московского барокко обезглавлен, лишен кровли, разобрана его шатровая колокольня. Но даже в таком ущербном, разрушенном состоянии здание не потеряло полностью своей красоты. Возведенный в 1704 году бесстолпный храм поднят на высокий подклет. В сводчатом помещении последнего находилась усыпальница Полевых с шестью белокаменными резными гробницами. От них не осталось и следа. Не сохранилось внутреннее убранство и в верхней церкви, перекрытой высоким сомкнутым сводом, в котором виднеются отверстия глиняных голосников. Первоначально, до позднейших перестроек, здание было завершено пятиглавием. Три входа, украшенные порталами, вели в храм с гульбища, сохранившегося ныне только с западной стороны. Значительная часть кирпичных и белокаменных деталей насыщенных декором фасадов памятника уцелела, но время, непогода и, главное, беспризорность катастрофически подтачивают здание, нуждающееся в немедленном проведении работ по его консервации».

Источник: В.Я. Либсон «По берегам Истры и ее притоков», М., 1974


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 февраля 2017

Село Полевшина находится в 4 километрах севернее Истры, через него раньше проходил Клинский большак – дорога из Воскресенска в Клин, которая исчезла с созданием Истринского водохранилища. Прежде село именовалось Малинки и Никольское, а современное название получило от самых известных своих владельцев – Полевых. Впервые оно упоминается в 1584–1586 годах как «сельцо Малинки на речке на Веине», принадлежащее Богдану Ивановичу Полеву.

В 1672 году в Малинках (Никольском) была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами Архангела Михаила и сСвятителя Николая Чудотворца на средства владельца села, стольника Михаила Ивановича Полева. В 1692 году, по прошению Федора Михайловича Полева, патриарх благословил в селе Никольском строить каменную церковь. Процесс строительства храма растянулся на два десятилетия. Церковь была построена двухэтажная: в верхнем этаже находился престол во имя Казанской иконы Божией Матери, а нижний состоял из пристройки с престолом Святителя Николая Чудотворца и усыпальницы Полевых, которая расположилась под верхним храмом. Никольский придел освятили в 1694 году, а главный, Казанский храм – только в 1704 году.

В конце XVIII века селом Никольское-Малинки владела генеральша Матрена Павловна Салтыкова, а после нее – статский советник и камергер князь Александр Александрович Щербатов. В 1825 году из донесения местного священника Петра Григорьева стало известно, что князь Щербатов построил близ Казанской церкви каменную часовню «с учреждением кружки за его печатью» без дозволения епархиального начальства. Митрополит Филарет вынес свою резолюцию: «Поручить местному благочинному, отнестись к господину помещику, чтобы он ключ от кружки и заведывание сбора, как требует порядок, предоставил причту со старостою, и о построении дал сведение». «Часовня находилась по одну сторону от церковных ворот, а по другую стояла сторожка – по внешнему виду и размерам похожая на часовню, но без креста наверху. Именно эта сторожка, как принято считать, упомянута в рассказе А.П. Чехова «Ведьма». Очевидно, что строительство часовни и стоящей рядом сторожки велось одновременно.

Часовня при Казанской церкви в Малинках не являлась каким-то примечательным строением, поэтому упоминается лишь в немногочисленных редких архивных документах. Первый из них относится к 1862 году, это сводная ведомость о церквях, в которой представлены лишь статистические сведения: «Казанская в Малинках, одноклирная, каменная. Одна часовня каменная». Вполне возможно, что полевшинская часовня даже не имела посвящения, но ни подтвердить, ни опровергнуть это пока не удалось. Следующий раз она упоминается в страховой карточке Казанской церкви в 1910 году: «Часовня каменная. Оценочная сумма 50 рублей». Причем в том же документе стоявшая рядом каменная сторожка оценена в 65 рублей.

С 1838 года Казанская церковь в Полевшине была приписана к храму Преображения Господня в селе Бужарово и своего причта не имела, службы в ней совершались лишь изредка. И только в 1908 году самостоятельный приход «с причтом из священника и псаломщика» в селе был восстановлен. Последний дореволюционный документ, в котором упоминается полевшинская часовня, – клировая ведомость Казанской церкви за 1916 год: «Приписных к сей церкви церквей нет, часовен – одна каменная, крыта железом и находится в разстоянии близком от церкви».

В 1935 году храм Казанской иконы Божией Матери закрыли, а спустя три года устроили в нем столярную мастерскую. В 1940-х годах разобрали колокольню и ограду, вынесли из усыпальницы гробницы Полевых. Судьба их пока неизвестна. Храм использовали как гончарную мастерскую, зернохранилище и склад школы.

Здания Казанского храма, бывшей часовни и сторожки сохранились. Если церковь начали восстанавливать в 1998 году и рядом поставили деревянный храм, то до находящихся в сотне метров бывших церковных строений, ныне заброшенных, руки реставраторов пока не дошли. К сожалению, они еще даже не принадлежат Казанскому храму. И не просто понять – какая из двух сохранившихся построек была часовней. Ответ можно найти на рисунке С.М. Чехова (племянника знаменитого писателя), который изобразил оба строения, но одно из них (которое находится южнее) – с крестом. Пока ни одна из трех сохранившихся часовен не восстановлена в полной мере, а две из них (Лучинское и Полевшина) и вовсе находятся в заброшенном, неприглядном состоянии.

http://istra-ltc.ru/publication/tri-sohranivshiesya.htm


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 февраля 2017

В древности село называлось «Малинки». Название Полевшина произошло от имени бояр Полевых, которым село принадлежало в XVI-XVII вв. На средства стольника Андрея Ивановича Полева в 1623 г. была построена деревянная церковь во имя святителя Николая Чудотворца. В 1656 г. Патриарх Никон купил село Воскресенское с окрестными землями и начал здесь строительство Новоиерусалимского монастыря. В Полевшине, по его благословению, на средства Ивана Андреевича Полева в 1670 г. была построена еще деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, в которой устроили усыпальницу семейства Полевых. Никольская и Казанская церкви существовали какое-то время одновременно, но потом осталась одна Казанская.

Иждивением Федора Полева был построен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. В храмоздатной грамоте от 6 апреля 1692 г. сказано: «решено было деревянную церковь не руша содвинуть на церковное кладбище…».

7 мая 1694 г. перед празднованием памяти святителя Николая освятили Никольский придел. Храм построен и украшен в традициях московского барокко XVII в.: здание двухъярусное с четырехскатной пятикупольной кровлей и шатровой колокольней. Вокруг верхнего яруса Казанского храма выстроены ходовые галереи с тесовым навесом. В великолепном четырехъярусном иконостасе находилась особо чтимая Казанская икона Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе. Были устроены ризница и библиотека. Под верхней церковью помещалась родовая усыпальница, составляющая особую достопримечательность этого храма. Здесь были поставлены на каменном помосте шесть гробов, вытесанных из белого камня, украшенных искусной позолоченной резьбой XVII в. и покрытых красным сукном. В 1704 г. произошло освящение основного Казанского храма.

В Полевшине бывал художник И.И. Левитан. Здесь отдыхал и писал свои произведения А.П.Чехов. На Казанскую, в престольный праздник, вся семья Чеховых бывала в полевшинской церкви.

С 1909 г. здесь существовала земская школа и богадельня.

В 1935 г. церковь закрыли. В 1940-е гг. разобрали колокольню и ограду, вынесли из усыпальницы гробницы бояр Полевых. Судьба их неизвестна. Церковь использовалась как гончарная, зернохранилище и склад школы. В годы войны снаряд пробил крышу храма, свод в алтаре, пол, но не взорвался, а был обезврежен нашими солдатами.

Сейчас Казанская церковь в селе Полевшина восстанавливается. С 1998 г. в храме начались богослужения.

http://polevshina.cerkov.ru


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  19 июня 2025

Полевшино (Полевщина, Малинники, Полевщина-Малянка, Малинки, Никольское, Николо-Малинники) – старинная вотчина дворянского рода Полевых, от которых и произошло название населённого пункта. Село расположено на берегу речки Вейны (Веенки). В 1623 г. на средства стольника Андрея Богдановича Полева была построена деревянная церковь свт. Николая Чудотворца, а в 1670 г. на средства Ивана Андреевича Полева (†1672) – деревянная Казанская церковь, ставшая усыпальницей Полевых.

Согласно документам, в 1692 г. Фёдор Михайлович Полев (1682–1707), желая сохранить родовую усыпальницу, на месте деревянной Казанской церкви начал строить кирпичную, при этом деревянную Казанскую церковь перенесли на кладбище. В действительности же, строительством руководил кто-то из родственников Ф. М. Полева, так как к моменту закладки церкви Фёдору Михайловичу было 10 лет. Никольская деревянная церковь к тому времени была уже утрачена. Род быстро вымирал по мужской линии, и когда началось строительство храма, в живых остался только Федор Полев, которому на момент начала строительства исполнилось всего 14 лет. Он взялся строить храм.

В 1696 г. начали возводить церковь, в 1704 г. ее освятили. Федор повенчался в новом храме, у него родилась дочь, а когда ей исполнилось 3 года, Полев умер. Похоронили его здесь же, под алтарем храма, в нижней части, в семейной усыпальнице.

Судя по стилю, а это модное в то время московское барокко, Полевы решили в своей вотчине "не отставать от столицы" и строить, что называется "с размахом". Новый храм был возведён в формах «московского барокко». Бесстолпный двусветный четверик с четырёхскатной пятикупольной кровлей поставлен на высокий подклет, где помещалась родовая усыпальница Полевых. Вокруг верхнего яруса храма была сооружена галерея-гульбище с тесовым навесом (не сохранилась). В 1694 г. (7 мая) освящён Никольский придел, а в 1704 г.  состоялось Великое освящение Казанской церкви. Храм получился двухэтажным - на втором этаже расположился как раз главный, Казанский, престол, а внизу - Никольский престол и усыпальница Полевых.

Наследницей Ф. Н. Полева стала его дочь Мария, родившаяся в браке с княжной Евдокией Ивановной Бельской и в 1723 г. вышедшая замуж за Павла Фёдоровича Балка, которому указом Петра I разрешено было именоваться Балк-Полевым, чтобы не присёкся род Полевых. Она уехала жить в вотчину к новому мужу, а семейный храм Полевых с тех пор стоял без хозяев и приходил в упадок. Службы в нем почти не велись. П. Ф. Балк-Полев был старшим сыном генерал-поручика Фёдора Николаевича Балка (1610–1738) и Модесты (Матрёны Ивановны) Монс (†после 1727), старшей сестры Анны Монс, фаворитки Петра I, и Виллима Монса, адъютанта Петра I и фаворита императрицы Екатерины Алексеевны. П. Ф. Балк-Полев начинал службу в Воронежском пехотном полку солдатом, в 1708 г. участвовал в битве при Лесной, в 1715 переведён в Преображенский полк. В 1717 г. П. Ф. Балк-Полев перешёл на придворную службу, в 1724 году был пожалован в камергеры. Однако в 1724 г., после казни Виллима Монса, П. Ф. Балка-Полева отправили в войска, находившиеся тогда в Персии. После кончины Петра I императрица Екатерина I вернула П. Ф. Балка ко двору, в царствование Анны Иоанновны он был произведён в камергеры и тайные советники.

Следующей владелицей Полевшины была дочь Балк-Полевых Матрёна, в 1750 г. вышедшая замуж за фаворита Екатерины II С. В. Салтыкова. После Салтыковых хозяином усадьбы стал князь А. А. Щербатов (†1834), непременный член Мастерской Оружейной палаты. В начале 1870-х гг. усадьба перешла к коллежскому асессору и литератору К. Я. Дарагану (†1874). В 1911 г. в Полевшине была ещё одна усадьба – московского губернатора В. Ф. Джунковского. Последними владельцами Полевшины были Ф. Г. и Г. Г. Карповы – племянники знаменитого фабриканта Саввы Тимофеевича Морозова.

Вот что писали братья Холмогоровы о Полевщине и его старинном храме в своём труде - В. и Г. Холмогоровы («Исторические материалы о церквях и селах XVI-XVIII вв.» в. 3, Загородская десятина, стр. 101): ...Малинки в 1584 г. сельцо на речке Вейне, Московского уезда, Горетова стана, принадлежавшее Богдану Иванову Полеву, как «старинная его вотчина, что отцу его в 1568 г. заложили Иван, Богдан, Акулина и Соломонида Замятины, дети Сукмонины». В 1623 г. сельцо Малинки, оно же и Никольское, с одним двором вотчинниковым, в котором жили деловые люди, находилось во владении у Ивана Андреева Полева, ему же принадлежали дер. Максимова, на речке Истре, а в ней 5 дворов крестьянских и двора бобыльских, в них 8 челов. и дер. Острая, Злобина тож, в ней крестьянских и бобыльских 3 двора, в них 3 челов. По переписпым книгам 1646 г. значится: «За Иваном Андреевым сыном Полева дер. Максимова, дер. Дикориха и дер. Корикова, а в них 14 дворов крестьянских, — в них 42 человека».

Около 1672 г. в сельце Малинках построена церковь во имя Казанския Пресвятыя Богородицы с приделами. В приходной книге Патриаршего казенного приказа, за 7181 (1672-1673 г.) под Загородскою десятиною написано: «В нынешием во 181 (1672) году, октября в 29 день, по выписке за пометою дьяка Перфилия Семенникова, обложена на Москве вновь новопостроенная церковь в Московском уезде, по сказке тоя церкви попа данью с приходских и поповских дворов: церковь Пресвятыя Богородицы Казанския, в вотчине Михайла Иванова сына Полева, в селе Никольском дани 9 алтын, 2 деньги, заезда гривна, платил поп Стефан». В тех же книгах «Казанская церковь, в селе Никольском», писалась под Загородскою десятиною до 1740 г.

По переписным книгам 1678 г. значится: за стольником Михайлом Ивановым сыном Полева в вотчине село Малинки, Никольское тож, а в нем церковь Казанския Пресвятой Богородицы, да в приделех Архангела Михаила, да Николая Чудотворца; во дворе поп Стефан Федоров, да дьячек Афонка Стефанов; да двор вотчинников, во дворе прикащик, да 6 дворов людских кабальных, поваров, конюхов и приспешников, да к тому селу дер. Максимова, а в ней 6 дворов крестьянских, людей в них 18 человек; три двора бобыльских, людей в них 7 человек; дер. Остраго, а Злобина тож, в ней 4 двора крестьянских, людей в них 14 человек; дер. Савкино, в ней 5 дворов крестьянских, в них 5 человек и два двора бобыльских, людей в них 6 человек, и дер. Скорникова, в ней дворов крестьянских, людей в них 44 человека и два двора бобыльских, в них 4 человека».

В записной книге за 7202 (1694) г. о выданных антиминсах значится: «Мая в 7 день, по благословенной грамоте, дан антимиис ко освящению церкви Пресв. Богор. Казанския в предел Николая Чудотворца, в Московской уезд, в село Никольское, взял антиминс тоя ж церкви поп Афанасий и росписался».

В приходной книге Патриаршаго казеннаго приказа, за 1694 г., под статьею церкви Казанская Пресвятой Богородицы, что в селе Малинках написано: «В нынешнем 7202 г. (1694) г. мая в 5 день по помете на выписке Андрея Денисовича Владыкина велено на сю церковь (Казанския Пресв. Богор.) к прежнему окладу дани прибавить, по памяти из поместного приказа нынешняго 7202 г. апреля 28 числа, с пашни с церковные земли с 15 четьи, с сенных покосов с 15 копен 12 алтын, 8 деньги, всего с прибавочным окладом 21 алтын, 5 гривен, заезда гривна, принимать с 203 года. В 1720 г. платилось дани рубль, один алтын, 5 денег.

После Михайла Ивановича Полева селом Малинки с деревнями в 1694 г. владел его сын Федор Мих., а от него перешло к его дочери девице Марьи Федоровой Полевой. В 1704 г., в селе Малинках числилось 10 человек при дворе вотчинника, 16 человек во дворах: конюшенном скотном и псарском и 5 человек в одном крестьянском дворе. При Казанской церкви находились священники: Афонасий Степанов (1694 г.), Афанасий Дмитриев (1704 г.) и Иван Афанасьев (1720-1732 г.).

Из донесения местного священника Петра Григорьева стало известно, что князь Щербатов в 1825 г. построил близ Казанской церкви каменную часовню «с учреждением кружки за его печатью» без дозволения епархиального начальства. Митрополит Филарет вынес свою резолюцию: «Поручить местному благочинному отнестись к господину помещику, чтобы он ключ от кружки и заведывание сбора, как требует порядок, предоставил причту со старостою, и о построении дал сведение». Часовня находилась по одну сторону от церковных ворот, а по другую стояла сторожка – по внешнему виду и размерам похожая на часовню, но без креста наверху. Очевидно, что их строительство велось одновременно.

Часовня при Казанской церкви в Малинках не являлась каким-то примечательным строением, поэтому упоминалась лишь в немногочисленных архивных документах. Первый из них относится к 1862 г., это сводная ведомость о церквях, в которой представлены лишь статистические сведения: «Казанская в Малинках, одноклирная, каменная. Одна часовня каменная». Вполне возможно, что полевшинская часовня даже не имела посвящения, но ни подтвердить, ни опровергнуть это пока не удалось. Следующий раз она упоминается в страховой карточке Казанской церкви в 1910 г.: «Часовня каменная. Оценочная сумма 50 рублей». Причем в том же документе стоявшая рядом каменная сторожка оценена в 65 рублей.

В 1838 г. Казанский храм ввиду малочисленности прихода был приписан к Спасо–Преображенской церкви села Бужарова и с тех пор службы в Полевшине совершались лишь изредка, так как в барской усадьбе не стало постоянных жителей, кроме сторожей. Митрополит Московский Филарет, обеспокоенный тем, что службы в Казанской церкви стали совсем редкими, повелел бужаровскому священнику во время Великого поста служить в храме Полевшины одну из недель каждый день. К 1870 г. придел Святителя Николая был приспособлен к зимней службе на средства благотворителя Павла Григорьевича Цурикова. После смерти Павла Григорьевича Цурикова помощь храму продолжала оказывать его вдова. Так, в 1888 г. Анна Сергеевна Цурикова подала прошение, чтобы в Казанской церкви снова начались еженедельные службы силами причта села Мушкино и на ее средства. Анна Сергеевна похоронена в Ново-Иерусалимском монастыре. Надгробие её, из чёрного мрамора, украшенное мозаикой с изображением Божией Матери, вы можете увидеть и сегодня на церковной территории.

А. П. Чехов и И. И. Левитан, жившие в 1885–1887 гг. в соседнем имении Бабкино у земского начальника А. С. Киселёва и его жены М. В. Киселёвой, любили совершать прогулки в Полевшину и бывали в Казанской церкви. Дело в том, что во времена Чехова отдельного прихода тут не было из-за малочисленности населения. Храм был приписан к другой церкви и служили здесь один раз в год - летом, на день Казанской иконы , то есть на престольный праздник. На службу приезжала и семья Чеховых. Вообще Чехов с Левитаном и братьями (в Бабкино гостили всей семьёй) часто бывал в Полевшине во время прогулок и охоты. Стоящий в глуши почти никогда не работающий храм вдохновил Антона Павловича на написание рассказов "Ведьма" и "Недоброе дело". Писатель сгустил краски и изобразил церковь стоящей где-то далеко от столбовой дороги, хотя на самом деле усадьба находилась у самого Клинского тракта. Но, проезжая по тракту, возницы около села испытывали затруднение: здесь были две горы, на которых можно было застрять, так как грунт был глинистый. Они так и назывались — Полевшинские, первая длиной 132 сажени (280 м) и вторая длиной 169 саженей (360 м). Также Чеховы описывали в воспоминаниях, как в Бабкино (до него напрямую несколько километров через реку Истру) были слышны по ночам унылые звуки полевшинского колокола, когда сторож звонил в определённые часы, звон от которого разносился по всей округе. Сегодня голос полевшинских колоколов не услышать - колокольня храма, значительно пострадавшего в 20 в. за годы советской власти, только восстанавливается. В чеховской "Ведьме" упоминается такой же "разжалованный" храм, в штате которого остались лишь дьячок с женой. Правда, в 1908 г. Казанская церковь вновь стала самостоятельной.

В 1898 г. за неуплату взносов банку имения потомственного дворянина Иннокентия Кузмича Дарагана были назначены к продаже с торгов, в том числе и Никольское-Малинки. В начале XX века усадьба в Полевшине принадлежала московскому губернатору Владимиру Федоровичу Джунковскому. Видимо, благодаря его попечению в 1908 г. при полевшинском храме восстановили самостоятельный причт. На место священника в Полевшину был определен диакон из села Троицкое-Лыково Московского уезда Павел Бровкин, а на место псаломщика – личный почетный гражданин Сергей Скворцов. В 1909 г. в селе открылись земская школа и богадельня.

Последними владельцами усадьбы перед революцией были потомственные дворяне и племянники промышленника Саввы Морозова братья Георгий и Федор Геннадьевичи Карповы. Первый занимал пост председателя Звенигородской уездной земской управы, второй был директором огромной Никольской мануфактуры в Орехове-Зуеве. При таких влиятельных владельцах жизнь в Полевшине стала совсем другой. В 1917 г. писатель И. А. Белоусов в своих «Заметках» писал о Казанской церкви: «Теперь она отремонтирована, живет рядом причт, в ней служат не раз в год, как при Чехове, а каждый праздник, и вообще она утратила весь свой таинственный и жуткий отпечаток, который оставил такое сильное впечатление на Антоне Павловиче».

В 1918 г. усадьба в Полевшине со всем своим имуществом была передана в ведение Воскресенского совета депутатов. В 1924 г. там находилась школа 1-й ступени (бывшее земское училище), а также лесная санаторная школа №17, основанная в 1920 г. в бывшей усадьбе. Но как населенный пункт Полевшина не значилась совсем. Это место официально называлось Полевшинский погост, который относился к Максимовскому сельсовету Еремеевской волости.

В 1934 г. село Полевшина представляло собой комплекс совершенно разнородных учреждений и построек: церковь, лесная санаторная школа для детей с бронхо-легочными заболеваниями в помещичьем доме и специально выстроенном двухэтажном флигеле, школа 1-й ступени в двух корпусах, лесничество, разместившееся во флигеле имения. Позже здесь были еще колония для несовершеннолетних преступников и школа для детей офицеров военного округа.

В 1935 г. церковь в селе Полевшина местная власть закрывает. В 1936 г. храм передаётся колхозу, церковное здание хотели перестроить в дом культуры, но в 1938 г. в нём была оборудованы гончарная и столярная мастерские. Во второй половине 1930-х гг. из усыпальницы вандалами вынесены каменные саркофаги Полевых, украшенные искусной позолоченной резьбой XVII в., судьба самих надгробий, как и самого праха из них, остаётся неизвестной до сих пор. Особо ценная богослужебная утварь, ризница, библиотека, оклады с икон, а также часть икон бесследно исчезли, а иконостасы, в том числе главный четырехъярусный, резной иконостас с особо чтимой Казанской иконой Божией Матери в серебряной вызолоченной ризе были утрачены ещё до прихода немецко-фашистских завоевателей на подмосковную землю. Уже в середине 1950-х гг., по распоряжении местных властей, разрушили колокольню и ограду (кирпич от которых пошёл на хозяйственные нужды). Здание бывшего храма после войны использовалось в качестве зернохранилища, склада, школы.

К концу ХХ в. состояние памятника было довольно прискорбным: кровли обветшали, была утрачена большая часть декора, общий вид был сильно запущенный. От самой усадьбы, к этому времени, сохранились остатки регулярного парка, облезлые с прогнившими крышами, часовня и церковная сторожка. В 1960 г. здание Казанской церкви поставлено под охрану государства как памятник федерального значения. В 1996 г. церковь Казанской иконы Божией Матери передана Московской областной епархии РПЦ, после чего на средства немногочисленного прихода и неких благотворителей и меценатов, стала ремонтироваться. С 1998 г. в отреставрированном приделе регулярно проводятся службы.

В 1996-2005 гг. восстановлена часть кирпичной кладки западной части храма. Установлен купол и Крест. В 2013 г. в Казанской церкви случился пожар, после которого богослужения в нем прекратились. С 2014 г. восстанавливать Казанский храм в Полевщине продолжил назначенный протоиерей Димитрий Трущелев вместе с прихожанами. В 2013 г. изготовлен Крест и покрыт сусальным золотом для главного купола храма. В 2014 г. приобретено 4000 штук реставрационного кирпича. Был куплен резной аналой — тетропод. В 2015 г. для храма написаны иконы Божией Матери «Казанская» и «Воскресение Христова». 

28 августа 2016 г. было совершено освящение иконы Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, чудотворца. Новонаписанная икона является копией образа Святителя Николая, хранящегося в Музее им. Андрея Рублева. Есть список иконы Николая Чудотворца работы Андрея Рублева, есть редкая икона Олега Брянского. Храму подарены иконы: Божией Матери «Утоли моя печали», Святителя Луки Воино-Ясенецкого и Великомученика Георгия Победоносца, блж. Ксении Петербургской.

В 2017 г. повесили главный светильник – хорос. В том же году, специально для Казанского храма была написана икона Собор новомучеников земли Истринской. В 2019 г. смонтированы полы в храме и алтаре, изготовлены и позолочены четыре креста для малых куполов. В апреле 2020 г. начались работы по восстановлению Никольского придела, гульбища (обходной галереи), подклети (первого этажа) и колокольни.

Сегодня в процессе восстановления находится крытая галерея и шатровая колокольня. Уже приобретён и освящён 4 ноября 2016 г. первый колокол весом 1850 кг.

С сайтов: https://архив.истра.рф/novosti/istoriya-kraya/kazanskaya-cerkov-v-sele-polevshina и https://petersmonuments.ru/russia/memorials/Полевшино, вотчина Полевых с церковью Казанской иконы Божией Матери



Комментарии и обсуждение


О некогда процветавшей усадьбы Полевшино напоминает только потемневший от времени кирпичный храм Казанской иконы Божией Матери (1692-1694) с усыпальницей бояр Полевых. Но и его не пощадило время… После долгих лет безверия он постепенно восстанавливается.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.