К 18-му веку в Кумзерском приходе было три деревянных храма. Местные древоделы считались одними из лучших в этих краях. Каменное здание зимней Богоявленской церкви строилось с 1799 по 1802 год бригадой крестьян, участвовавших в возведении Прилуцкого монастыря, во главе с мастером Степаном Прокопьевичем Кулешовым. Летняя Флоро-Лаврская церковь возводилось с 1816 по 1856 год, около сорока лет трудились над храмом местные мастера под руководством Кулешова и двух его сыновей. Официальное завершение работ, по воспоминаниям старожилов, праздновалось в 1897 году, так как на украшение церкви потребовалось больше времени, чем на ее строительство.
Зимний храм имел колокольню. Ее высота составляла 75 метров, высота шпиля равнялась 30 метрам, а высота креста – семи метрам. Шпиль и крест сияли позолотой, а купола обмедным железом. Подъем на колокольню состоял из 12 лестниц. На ней размещалось 12 колоколов, самый большой из которых весил 309 пудов, а его «язык» - 12 пудов. Эти цифры были выгравированы по окружности колокола, была и другая запись: «староста В. Власов». Этот человек участвовал в Турецкой войне, и его медаль за храбрость хранится в Вологодском историко-архитектурном музее-заповеднике. Звон колокола-гиганта был слышен за 15 километров... Говорят, что колокола для Флоро-Лаврской церкви отливались на месте - на берегу Кумзерского озера, где до сих пор заметна яма.
В храме, особенно в летнем, была прекрасная акустика. Хор певчих на клиросах в церкви состоял из местных крестьянок. Возглавлял хор Александр Апполонович Филичев, учитель церковно-приходского училища, который обладал очень красивым голосом. После репрессий Александр Апполонович остался в живых и обосновался в Москве. Многие иконы, сияющие позолотой и серебром риз, были переданы кумзерской церкви в дар. Например, икона казанской Божьей Матери в золотой ризе, выполненная на кипарисном дереве. Икона Пантелеймона-целителя заслуживает отдельного рассказа. Она была привезена на харовскую землю из Афона, греческого монастырского комплекса, расположенного в скалах полуострова Халкидики. Среди 20 монастырей Афонских гор и русский монастырь святого Пантелеймона, основанный в 12-м веке. Эту икону переправляли, неся на руках от церкви к церкви. Встречали ее в 1896 году и ученики местной церковно-приходской школы. Вместе со своей учительницей дети несли икону в лютый мороз, но никто из них не заболел.
Богослужение в грандиозном соборе Флора и Лавра велось только 37 лет. В 1930 году были арестованы и увезены на север священники отец Иоанн и отец Виктор с семьями. До 1934 года, когда обе церкви были закрыты, богослужение вел священник по фамилии Купоров. В 1935 году началось разрушение зимней церкви, но справиться с ней было нелегко. Перекрытия толщиной 60 сантиметров были как новые. Полы из толстых тесаных плах были сколочены так, что рубить приходилось наугад – различить слои не получилось. Железо на крыше за два с лишним столетия даже не проржавело. Оно пошло на самодельные тазы, ведра, формы – в общем, на то, что было в дефиците. Иконы и церковную утварь ломали и жгли возле церкви. Верующие боялись унести что-нибудь домой и спрятать, поэтому почти все было уничтожено. Зато детвора смело каталась на некоторых иконах по озеру. Вместо плотов… Колокольню ломали много лет. Шпиль пытались сбросить разными способами, но ничего не получилось. Он рухнул только во время сильной грозы. Обрушить саму колокольню удалось в начале 50-х. Когда она падала, в селе померк свет – от пыли разрушенных кирпичей стало темно. «Ломали ее свои, и было им за то Божье наказание. Умирали они тяжело, по два дня изводило им руки и ноги», - вспоминали старожилы. Любопытен и тот факт, что Флоро-Лаврская церковь трижды загоралась от молнии. По рассказам местных жителей, это случалось незадолго до революции, перед Великой Отечественной войной и накануне перестройки.
Разрушить летнюю церковь полностью не смогли. Но достойные последователи варваров все же нашлись и оставили свой след в истории уникального храма. Сколько их, Аркаш, Валер, Тимуров побывало в этих стенах, когда-то известных на всю Россию?! И как старательно выцарапывали они свои имена на фресках и крушили все, что под руку попадется, избавляясь от «ненужного» прошлого.
Источник: Газета "Агентство Журналистских Услуг"