Белогорский Свято-Николаевский монастырь находится в 100 км от Перми и в 60 км от Кунгура. В дремучих лесах на отрогах Уральских гор, вокруг Белой горы, окружённой непроходимыми болотами, веками селились истовые, до самосожжения, староверы. Жили они по своему уставу и без оглядки на далёкие столицы обзаводились пушными промыслами и литейными заводами. В окрестных деревнях и рабочих посёлках бытовало присловье - "Уйду на Белые горы!" - что означало надёжно спрятаться, исчезнуть навсегда. Старообрядческое население Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского, а также Юго-Кнауфского и Бымовского заводов преобладало над православным. Белогорье было одним из мощных эпицентров староверческой активности, которая своими бунтами и дикими актами самосожжения таила опасность для существования самого государства.
Идея создания обители в краях этих принадлежала пермскому миссионеру Стефану Луканину. Этому благочестивому человеку хотелось выстроить оплот Православия в «самом сердце» многочисленных раскольнических поселений, поскольку в те годы на Урале множество было приходов старообрядческих, появившихся после массового переселения сюда из центральных российских губерний староверов. После реформы патриарха Никола не принявшим церковных нововведений людям пришлось скрываться в отдаленных лесистых местностях, потому что в период тот подвергались они преследованию наравне с преступниками государственными. Староверы уходили в глухие края, где в лесных дебрях устраивали селения и возводили приходы по старому образцу. В частности, в уезде, где основана была в свое время Белогорская обитель, до революции проживало ок. 200 тысяч старообрядцев.
Долго искал Стефан Луканин подходящее место для задуманной им постройки. Много исходил он окрестностей в Пермской земле, пока 8 июня 1890 года не поднялся он с группой единомышленников на встретившуюся на дороге им гору, с которой открывалась великолепная живописнейшая панорама.
На горе той поставил миссионер Крест из дерева и произнес: «Будут здесь молиться с этих пор и старообрядцы, и православные». Следует отметить, что на возвышенности той никто не селился до того времени, потому как существовало передаваемое в народе поверье, что, хотя и вид с Горы Белой великолепен, над нею появлялся время от времени Крест сияющий, свидетельствующий о богоизбранности местности той и посвящении ее Господу.
Первый Крест, поставленный миссионерской группой, простоял немногим более года, и был снесен бурею. На месте его 29 апреля 1891 года мужики водрузили другой семисаженный Крест – в память о чудесном спасении цесаревича Николая Александровича от рук самурая в японском городке Оцу, по которому он в то время путешествовал. Крест тот получил среди народа именование Царского, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых, протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный, опаянный белой жестью, крест.
Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В сентябре 1893 года освящены привезенные из Москвы колокола, первые ряды срубов строящейся часовни, а также два колодца «Святой ключ» и «Иордан». Принесены в дар будущему монастырю святые иконы: «Живоносный источник» — дар жителей города Перми. Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII века), дар архимандрита Павла от первопрестольного града Москвы. Когда же возвели в местах этих церковь, название ей дали Крестовоздвиженской, а выстроенная здесь впоследствии обитель получила именование Свято-Николаевской – в память святителя Николы, покровительствующего императору Николаю Второму.
На здешних молебнах в ту пору часто бывал молодой человек – Василий Коноплев. Хотя родом был он из семейства старообрядческого, войдя в возраст, присоединился этот будущий угодник Божий к Церкви реформированной, и стал иноком в этой обители, постригшись с именем Варлаама. За этим первым иноком перешли из старообрядчества и все прочие жители этой части Прикамья.
В 1894 году на месте известнейшего в будущем монастыря возвели первую церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, перестроив ее из обычной деревенской избы. А через 2 года, в 1896 году, выстроили новый двухэтажный Иверский храм, ставший центром молитвенной жизни жителей окрестных поселений. Он отличался уникальным архитектурным решением: вокруг церкви была устроена специальная терраса с навесом от дождя, которая позволяла старообрядцам "со стороны" наблюдать за православным богослужением. Проектировал этот храм сам отец Стефан Луканин.
20 января 1897 года Белогорский монастырь был утверждён штатным общежительным монастырём, а иеромонах Варлаам назначен его настоятелем. В сентябре 1899 года в городе Перми открылось подворье Белогорской обители с храмом во имя святителя Иоанна Златоуста. В нём останавливались прибывшие по делам службы настоятель и монастырская братия. Этот двухэтажный дом был выстроен на средства пермского купца Григория Берлинского. Проживало в подворье и обслуживало его 50 человек.
Обитель быстро росла: количество насельников в первое десятилетие её существования возросло с 12 человек до 400 человек. К 1900 г. появились в обители корпуса братские: в ту пору трудились здесь также - 400 насельников. Братия жила собственным усердием: иноки обрабатывали поля, разбивали сады плодоносные, выращивали овощи и занимались пчеловодством, в девяти прудах разводили рыбу. В хозяйстве насчитывалось до 100 лошадей, множество коров. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу качественный кирпич. Мебельный цех, работавший с материалами, которые поступали с монастырской лесопилки, выпускал, кроме мебели, доски и рамы для икон.
При монастыре были организованы фотомастерская - большая редкость для монастырей тех лет и три пекарни, в которых выпекался хлеб трёх видов, иконописная мастерская, различные ремесленные мастерские. Одним словом, полностью обеспечивали не только себя, но и многочисленных паломников. При обители создана была и школа для детей, оставшихся без родительского попечения. Учащиеся обучались при монастыре не одному лишь Божиему Закону, но и языкам европейским, латыни и прочим предметам общеобразовательным. Преподавались сиротам и всяческие ремесла, чтобы по окончании школы была у них нужная обществу квалификация. Многие из мальчиков-выпускников поступали затем в семинарии духовные, а некоторые из них возвращались впоследствии в этот споспешествующий их становлению их монастырь.
Количество приезжавших сюда богомольцев скоро увеличивалось, и потому решено было выстроить для прихожан церковь больших размеров. В 1902 г. заложили здесь новый храм, который строился из местного кирпича — в день его закладки посетило обитель 15 тысяч богомольцев. Возводили новый собор 15 лет, его освящение провели в переломном 1917 г., когда страну уже захлестнула революционая стихия. Освящавший собор архимандрит Варлаам прочитал "благодарственный адрес", отметив заслуги ктиторов и попечителей Белогорской обители братьев-купцов Павла Степановича и Дмитрия Степановича Жирновых. Главенствующий Крестовоздвиженский собор обители вмещал 5 тысяч прихожан и был спланирован по образцу московского храма Христа Спасителя. Интересный факт: Император Николай Александрович самолично сделал вклад в обустройство главного монастырского собора. Для его верхней и нижней церкви он специально заказал на собственные финансы напольную плитку в Германии.
В июле 1914 года на Белой горе побывала великая княгиня Елисавета Фёдоровна. Она посетила пещерную келию игумена Серафима. Последний духовно был ей очень близок - вероятно, поэтому их судьбы так переплелись... Именно он сопровождал тело святой мученицы из Алапаевска на Святую Землю. К 1917 г. монастырь Белогорский являл собою небольших размеров городок, в который приезжало каждый год до 70-ти тысяч богомольцев.
После того как в 1903 г. прославлен был в лике подвижников прп. Серафим Саровский в полутора километрах от монастыря обыл основан Серафимов скит, где помимо церкви в память преподобного старца, выкопан был также пещерный храм в память свв. Антония и Феодосия Печерских. Когда же у царственной четы появился долго ожидаемый наследник — цесаревич Алексей, скит этот стали именовать Серафимо-Алексеевским. Здесь постоянно читалась братией Псалтирь Неусыпаемая.
Тяжелейшие времена наступили для иноков в 1918 г., когда пришли в священное это место большевики-богоборцы. Представители власти вывезли из обители более сотни обозов святынь – почитаемых образов и мощей угодников Божиих. Защищавших церкви насельников силой уводили в леса, где их убивали и подвергали всяческим поруганиям. Некоторых из них расстреляли прямо в соборе, сбросив затем тела страдальцев в подклеть, а после сложили их во рву с нечистотами.
Предание повествует, что, когда в 1919 г. Уральские земли на малый срок оказались под управлением белогвардейцев, тела те были извлечены из рва и, несмотря на нахождение длительное среди смрада и нечистот, все они источали предивный аромат благоуханный. В тот период страдальческую кончину принял за Искупителя и первый наместник места этого – архимандрит Варлаам (Коноплев). Пригласив, якобы на собрание, в село Юго-Осокино (ныне село Калинино), большевики арестовали архимадрита Варлаама. «Будучи приглашен на Юго-Осокинский завод обманом, он был арестован вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом. Отправлен в город Осу и, зверски замученный большевиками, брошен в реку Каму». Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет.
После трагической гибели отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий. Однако ему было недолго суждено возглавлять братию монастыря. Большевики объявили по всей стране «красный террор», называя главным оплотом контрреволюции духовенство, монастыри.
С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря, в том числе и иеромонаха Сергия, которого убили 10 октября 1918 года. 24 февраля 1919 года войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, взяли штурмом город Осу. Белая Гора оказалась на территории, освобожденной от большевиков.
4 марта 1919 года Белую гору посетил епископ Пермский и Кунгурский Борис. Ему предстала картина страшного разорения монастыря: 102 насельника были угнаны на окопные работы, в главном алтаре собора осквернили и разворотили престол, осквернили и увезли ковчег с мощами, иконописную мастерскую превратили в театр, разгромили и разграбили монастырскую библиотеку, содержавшую отдел рукописных книг. Та же картина наблюдалась и Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. Епископ Пермский и Кунгурский Борис назначил исполняющим обязанности настоятеля иеромонаха Иосифа.
19 мая 1919 года произведено малое (вторичное) освящение соборного храма. На Белую Гору начали возвращаться насельники. К марту 1919 года в Белогорском монастыре числилось 132 насельника, в том числе 35 человек в скиту. Монастырь начал возрождаться. Но сравнительно благополучное время длилось около четырех месяцев. 18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край. В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был снесен и перевезен в село Юго-Осокино Иверский храм.
В 1923 г. в помещениях монастырских устроили приют и психиатрическую клинику. В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, а с 1941 г. здесь расположился Центр реабилитации раненых бойцов и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы — дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. На месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб.
В 1980 году на бывшей монастырской территории разбушевалось пожарище, вследствие которого выгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора. Можно считать, что возрождение Белогорья началось в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. С этого времени происходит бурный рост православных приходов. В Пермской епархии в 1985 году насчитывался всего 41 приход, а к 2002 — более 200. Только в 1989-1991 годах открыто 53 новых прихода и 2 монастыря, в том числе и Белогорский.
24 декабря 1990 года Пермский облисполком принял решение о передаче бывшего Белогорского Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви.
29 января 1991 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви.
26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. Спустя некоторое время установлен Крест Царский, на звонницу снова водрузили колокола, а кровлю главного собора украсили новые купола. Ремонтные работы фасадов, правда затянулись... Зато были быстро возведены братские кельи. Приходскую территорию выложили плиткой, устроили газоны и посадили красиво цветущие кустарники. Обустроили трапезную, расширив в ней число обеденных залов для паломников. В тот же период стали строить и автодорогу к этому благодатному месту Пермской земли.
26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля 1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок, до своей кончины, отец Варлаам с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное — очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10 человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители.
В 1992 году в обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей около полутора тонн, лес, краски и т.д.
В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного (областного) значения. Осенью 1993 года архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК, под председательством Кацко Г.Л., был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Иконостас собора восстановили в точнейшем соответствии с дореволюционным прообразом по сохраненным фотографическим изображениям. Величественные образы Искупителя и Пресвятой Его Матери в нижнем ярусе имеют размеры 3х1,5 метра и украшены сусальным золочением.
Руководил работами по возведению церковных построек главный архитектор Пермской Епархии – Александр Метелев. Монастырь этот именуется также миссионерским, поскольку ведутся здесь разного рода труды просветительские: помимо окормления многочисленной паствы, организованы при обители молодежные клубы и спортивные секции. С февраля 1997 года регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года ежегодно совершаются Крестные ходы из города Перми на Белую гору.
На территории монастырской находится почитаемый источник, посетить который стремятся многие сотни паломников, поскольку воды его считаются цельбоносными. Сами насельники называют его источником Елисаветинским – в память о посещении этого дивного места преподобномученицей Елисаветой Фёдоровной Романовой. Великая княгиня приезжала сюда летом 1914 г., и здесь застала ее страшная весть о начале Мировой войны. В дар братии она привезла образ прп. Серафима с частью камня, на котором подвизался преподобный тысячу ночей и дней.
В ту пору подвизался в Белогорском монастыре игумен Серафим (Кузнецов), которого св. Елисавета Феодоровна именовала в письмах «своим духовником». Именно этот служитель, выполняя завещание духовное подвижницы быть погребенной в Земле Святой, проделал впоследствии с двумя помощниками наисложнейший путь от Алапаевска до Священного града через Дальний Восток и Китай. Патриарх Кирилл, посетив это благодатнейшее место, произнес: «Белогорский монастырь, хорошо известный во всей Русской Православной Церкви, сегодня являет собой пример того, как Церковь наша восстает из-под тех самых глыб, под которыми ее, в свое время, хотели похоронить. Это место символическое. Это символ воскрешения нашей Церкви».
Из журнала: "Православные монастыри. Путешествие по святым местам", ООО "Де Агостини",№82, 2010 г. (13 августа 2010 г. - дата выхода журнала)