ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Белая Гора. Николаевский Белогорский монастырь.


Белая Гора. Николаевский Белогорский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1897.
Ссылки: Официальный сайт  Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Пермский край, Кунгурский район, с. Белая Гора, Монастырская ул., д. 1

Координаты: 57.39271, 56.230125
Проезд: Монастырь находится в 100 км от Перми и в 12 км от ближайшего административного центра — села Калинина. Автомобильная дорога содержится в относительно сносном состоянии, что позволяет добраться из Перми до Белой горы за 1,5—2 часа. Самым популярным средством транспорта на этом маршруте является рейс ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Монастырь находится в 100 км от Перми и в 12 км от ближайшего административного центра — села Калинина. Автомобильная дорога содержится в относительно сносном состоянии, что позволяет добраться из Перми до Белой горы за 1,5—2 часа. Самым популярным средством транспорта на этом маршруте является рейсовый автобус «Пермь — Калинино». Отходит он от городского автовокзала, который находится в центре Перми, близ Центрального рынка. От Калинина до обители можно добраться на автомобиле местного жителя, договорившись за небольшую плату. Те, кому позволяет здоровье, могут совершить «восхождение» на Белую гору пешком, затратив на это от двух до трех часов.





Сортировка:

Николаевский Белогорский монастырь, Вид на монастырь от часовни<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Вид на монастырь от часовни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
25 января 2022
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Алексей Авдиенок
13 ноября 2018
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Anna Kudryavtseva
20 мая 2018
Николаевский Белогорский монастырь, вид на храм от пруда<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
вид на храм от пруда
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
7 мая 2012
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Жигалов
16 октября 2011
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Жигалов
21 мая 2011
Николаевский Белогорский монастырь, Водонапорная башня<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Водонапорная башня
Anna Kudryavtseva
20 мая 2018
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Сергей Матюхин
24 сентября 2014
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Сергей Марков
19 июля 2014
Николаевский Белогорский монастырь, Анатолий и Татьяна Валеевы<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Анатолий и Татьяна Валеевы
DaviD
13 июля 2011
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Жигалов
21 мая 2011
Николаевский Белогорский монастырь, Звонница<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Звонница
Anna Kudryavtseva
20 мая 2018
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Жигалов
21 мая 2011
Николаевский Белогорский монастырь, Купель Иконы Божией Матери<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Купель Иконы Божией Матери
Владимир Чуприков
1 июля 2016
Николаевский Белогорский монастырь, Звонница<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Звонница
Сергей Меркулов
11 июля 2024
Николаевский Белогорский монастырь, Музей при гостином дворе<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Музей при гостином дворе
Сергей Меркулов
11 июля 2024
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
oldboy
13 июня 2022
Николаевский Белогорский монастырь, Гостиный дворик<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Гостиный дворик
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
25 января 2022
Николаевский Белогорский монастырь, братский корпус<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
братский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
25 января 2022
Николаевский Белогорский монастырь, трапезная<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
трапезная
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
25 января 2022
Николаевский Белогорский монастырь, звонница<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
звонница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
25 января 2022
Николаевский Белогорский монастырь, Братский корпус №1<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Братский корпус №1
Anna Kudryavtseva
20 мая 2018
Николаевский Белогорский монастырь, Макет храма В честь иконы Божией Матери Иверская<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Макет храма В честь иконы Божией Матери Иверская
Anna Kudryavtseva
20 мая 2018
Николаевский Белогорский монастырь, Братский корпус №2<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Братский корпус №2
Anna Kudryavtseva
20 мая 2018
Николаевский Белогорский монастырь, Трапезная.<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Трапезная.
Алексей Александров
4 февраля 2018
Николаевский Белогорский монастырь, Звонница<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Звонница
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
7 июля 2016
Николаевский Белогорский монастырь, Часовня-купель Иконы Божией Матери "Взыскание погибших"<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Часовня-купель Иконы Божией Матери "Взыскание погибших"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
7 мая 2012
Николаевский Белогорский монастырь, помещение трапезной<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
помещение трапезной
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
7 мая 2012
Николаевский Белогорский монастырь, братский корпус<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
братский корпус
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
7 мая 2012
Николаевский Белогорский монастырь, вид на монастырский пруд<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
вид на монастырский пруд
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
7 мая 2012
Николаевский Белогорский монастырь, Царский крест<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Царский крест
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
7 мая 2012
Николаевский Белогорский монастырь, фрагмент Царского креста<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
фрагмент Царского креста
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Татьяна Малкова(Замараева)
7 мая 2012
Николаевский Белогорский монастырь, Корпус трапезной<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Корпус трапезной
osoga5
7 января 2012
Николаевский Белогорский монастырь, Братский корпус<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Братский корпус
osoga5
7 января 2012
Николаевский Белогорский монастырь, внутренний дворик источника-купели Иконы Божьей Матери "Взыскание погибших"<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
внутренний дворик источника-купели Иконы Божьей Матери "Взыскание погибших"
osoga5
7 января 2012
Николаевский Белогорский монастырь, Источник-купель Иконы Божьей Матери "Взыскание погибших"<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Источник-купель Иконы Божьей Матери "Взыскание погибших"
osoga5
7 января 2012
Николаевский Белогорский монастырь, Начало спуска к новому источнику-купели Иконы Божьей Матери "Взыскание погибших"<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Начало спуска к новому источнику-купели Иконы Божьей Матери "Взыскание погибших"
osoga5
7 января 2012
Николаевский Белогорский монастырь, Звоница<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Звоница
osoga5
7 января 2012
Николаевский Белогорский монастырь, Звонница<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Звонница
Владимир (Vlad)
11 мая 2011
Николаевский Белогорский монастырь, Братский корпус<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Братский корпус
Владимир (Vlad)
11 мая 2011
Николаевский Белогорский монастырь, Снято с фотографии<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Снято с фотографии
Владимир Чуприков
7 июля 2016
Николаевский Белогорский монастырь, Рис. из журнала "Светоч и Дневник писателя".<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Рис. из журнала "Светоч и Дневник писателя".
Андрей Агафонов
1912
Николаевский Белогорский монастырь, Рис. из журнала "Кормчий".<br>, Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Рис. из журнала "Кормчий".
Андрей Агафонов
1904
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
7 июля 2016
Николаевский Белогорский монастырь, , Белая Гора, Кунгурский район и г. Кунгур, Пермский край
Башкин Георгий
2 января 2024



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 марта 2007

Белогорский Николаевский монастырь, 2 класса, миссионерский, общежительный, в 98 верстах от города Перми, в 12 верстах от Юго-Кнауфского завода, Осинского уезда, на Белой горе. Монастырь учрежден в 1897 году. Первый храм освящен был в 1894 году во имя святителя Николая; при храме были устроены кельи, для начинающей прибывать братии. В 1895 году освящен был новый храм в честь Иверской иконы Божией Матери. Он расположен на вершине горы и окружен двумя галереями, с которых открывается чудный вид на поражающую здесь своим величием и красотой природу, причем горизонт настолько широк, что даль видна на 150 верст кругом. В неделю Всех Святых бывает крестный ход из заводских и сельских церквей в монастырь для совершения молебствия у Царского креста, сооруженного в 1891 году на вершине Белой горы в память избавления Государя Николая Александровича в бытность Его Наследником от угрожавшей опасности в Японии. При монастыре школа и два странноприимных дома. Монастырю принадлежит в 5 верстах от него Серафимовский скит, основанный в 1903 году, и Фаворская Спасо-Преображенская пустынь, в Еловской волости, Осинского уезда, учрежденная в 1909 году.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»


Наталья  28 марта 2008

В октябре 1918 г. произошел настоящий разгром Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря самого крупного в Пермской епархии, прозванного Уральским Афоном. Белогорский монастырь находился на территории Осинского уезда, где красный террор отличался невиданной жестокостью. Председателем Осинского исполкома вначале был избран бывший учитель церковно-приходской школы 23-летний Н. Кобелев, после его гибели власть перешла к выпускнику Пермской духовной семинарии Кибардину. При отступлении красных из Осы ими были заколоты штыками 900 человек. Общее число жертв большевистского правления в 1918 г. в Осе превысило 2000.

Первый удар принял на себя настоятель Белогорского монастыря архимандрит Варлаам. Его пригласили на собрание в Юго-Осокинский завод, где арестовали и отправили в г. Осу. Там игумена в наволочке из грубого полотна утопили в Каме. 26 - 27 октября 1918 г. варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. Сняли Царский крест, осквернили Престол (стол, находящийся в середине алтаря, освященный архиереем для совершения литургии), увезли святыни, разгромили библиотеку и монастырские мастерские. Всё монастырское имущество было разграблено. В швальне не осталось даже шила. Расстреляли 36 человек. Монахи были брошены в ямы и залиты нечистотами. 28 октября 1918 г. в Пермь под конвоем доставили 102 белогорских насельника, мобилизованных для принудительных работ. Многие из них погибли или пропали без вести.

Из работы М.Г. Нечаева "Красный террор и уральское духовенство в 1918 г."


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 марта 2011

Основание Белогорского монастыря и его история до 1917 года. «Случилось мне быть по делам миссии в 1890 году в заводе Бымовском. По окончании миссионерских собеседований со старообрядцами в квартиру мою, в доме единоверческого священника о. Петра Сарафанова, нарочито для свидания со мной прибыли два священника из Юго-Кнауфского завода, церковный староста и местный народный учитель. При разговоре о Белой горе они возбудили во мне сильнейшее желание лично посмотреть ее…» — вспоминал отец Стефан Луканин свое первое знакомство с Белой горой. После услышанного «в порыве восторга» несмотря на позднее время все собрались и отправились за 12 верст на Белую гору… На гору прибыли лишь к рассвету… Это было в три часа поутру 9 июня 1890 года. Взойдя на Гору, отец Стефан уже не сомневался, что это место создано для миссионерского монастыря. На горе поставили небольшой деревянный крест. Так было положено начало созданию Белогорской обители. Через год, 29 апреля 1891 года, в память чудесного избавления наследника Российского престола Цесаревича Николая от опасности в Японии, на Белой горе был воздвигнут первый семисаженный крест, прозванный в народе Царским, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный опаянный белой жестью крест. Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского.

18 июня 1893 года было освящено место для закладки храма на Белой горе в память чудесного спасения жизни Цесаревича Николая Александровича, Наследника Российского престола. В сентябре этого же года освящены привезенные из Москвы колокола, первые ряды срубов строящейся часовни, а также два колодца «Святой ключ» и «Иордан». Принесены в дар будущему монастырю святые иконы: «Живоносный источник» — дар жителей города Перми; Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII в.), дар архимандрита Павла от первопрестольного града Москвы.

В 1893 году произошло еще несколько событий, неразрывно связанных с Белогорской обителью. 17 октября старообрядец Василий Коноплев, через таинство святого миропомазания, присоединился к православию, а в ноябре он стал послушником Пермского Архиерейского дома. 6 ноября 1893 года Василий Коноплев пострижен епископом Петром в монахи и наречен иноческим именем Варлаам. В ноябре 1893 года создан строительный комитет по сооружению Белогорской обители, главой которого назначен отец Стефан Луканин. В феврале 1894 года закончено строительство первого деревянного Свято-Николаевского храма. Освящение храма состоялось 22 февраля 1894 года. Торжество сопровождалось уникальным действом — освящением пяти тысяч хлебов — в воспоминание описанного в Евангелии насыщении пяти тысяч человек и в предсказание широчайшей благотворительности будущей обители. В этот же день Отец Варлаам рукоположен в иеромонахи и назначен управляющим новостроящегося миссионерского монастыря на Белой горе. 12 июня 1894 года Освящена закладка Иверского (верхнего, летнего храма). Сооружение храма велось быстрыми темпами. Уже 30 мая 1895 года на Иверский храм были водружены золоченые кресты, пожертвованные кунгурским купцом Ф.Т. Шишигиным. К началу лета 1895 года постройка храма была закончена и 29 июня, при многотысячном стечении народа, Епископ Пермский Петр торжественно освятил главный храм обители в честь Иверской иконы Божией Матери. Красивая галерея окружала Иверский храм со всех сторон; на ней могли разместиться до 1,5 тысяч богомольцев, не попавших в храм из-за многолюдности. Параллельно с этим, в июле 1894 года начаты работы по расширению Никольского храма, а в ноябре этого же года начата постройка настоятельского и братского корпусов, оборудование столярной и слесарной мастерских, была открыта школа для обучения мальчиков-сирот. Детей обучали не только грамоте, церковному пению, но и различным ремеслам. На Белой горе получили воспитание 25 сирот. Школа просуществовала до 1917 года. 15 ноября 1894 года отец Стефан Луканин за устройство Белогорского монастыря возводится в сан протоиерея. 1 октября 1896 года состоялось торжественное освящение нижнего храма обители во имя Всех Святых в память помолвки Государя Наследника, Великого Князя Николая Александровича с Высоконареченной Невестой.  20 января 1897 года Иеромонах Варлаам назначен настоятелем Белогорского монастыря, а сама обитель утверждена штатным общежительным монастырем.

16 сентября 1897 года на Белую гору прибыл крестный ход. В дар новой обители из Москвы и Петербурга доставлены пять святых икон: от высокопреосвященнейшего Палладия, митрополита Санкт-Петербургского (подобие Казанской иконы Божией Матери), от высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского (образ преподобного Сергия Радонежского), от высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Финляндского (образ Казанской Божией Матери, писанный иноками Валаамского монастыря), от преосвященного Иоанна, епископа Нарвского (образ святого благоверного князя Александра Невского), от настоятеля Крондштадского Андреевского собора, протоиерея Иоанна Сергеева (образ Божией Матери «Послушницы»). 16 ноября 1897 года во время пожара сгорел до основания деревянный Свято-Николаевский храм. Но строительство не останавливалось. В этом же году был заложен двухэтажный корпус для старшей братии. В августе 1898 года Белогорскую обитель посетил Пермский губернатор Дмитрий Гаврилович Арсеньев. Со святой Афонской горы в монастырь доставлен образ Иверской Божией Матери «Вратарницы».

В 1899 году в Перми открылось подворье Белогорского монастыря с храмом во имя святого Иоанна Златоуста. 23 апреля 1901 года разразилась страшная буря, во время которой был снесен «Царский крест». Символ Белогорского монастыря был восстановлен в сентябре. Средства на восстановление Царского креста пожертвовал купец Павел Степанович Жирнов, крупнейший в то время благотворитель Белогорского монастыря. На краю горы, рядом с Иверским храмом был установлен золоченный металлический крест с художественным изображением Распятия. Крест простоял до 1918 года. 24 июня 1902 года возведен в сан игумена отец Варлаам. В этот же день состоялся большой праздник — торжественное освящение места закладки соборного храма в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженского), с приделами при нем: во имя святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, святителя и чудотворца Николая Мирликийского. Освящение провел Епископ Пермский и Соликамский Иоанн. А до этого события, 2 июня 1902 года, в 5 км от Белогорского монастыря было освящено место под строительство Серафимо-Алексеевского скита.

10 сентября рясофорный послушник Георгий Кузнецов (впоследствии настоятель скита игумен Серафим) поставил на освященном месте небольшой деревянный крест, как залог будущей обители. Официальным днем основания скита считается 19 июля 1903 года. В этот день были торжественно открыты мощи великого Саровского подвижника. 24 июня 1904 года Епископ Пермский и Соликамский Иоанн заложил, в ските храм в честь препо-добного Серафима Саровского чудотворца. Через год, 22 июня 1905 года, храм был закончен. Храм был освящен Епископом Пермский и Соликамский Никанором и в этот же день Епископ рукоположил иеродиакона Серафима в сан иеромонаха. 30 июня 1905 года совершена закладка второго скитского пещерного храма в честь Антония, Феодосия и всех Печерских чудотворцев. К сентябрю вырытый в склоне горы у речки Бырмы храм был освящен. В 1907 году в Белогорский монастырь доставлена серебряная рака с частицами святых мощей угодников Божиих: Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, святителей: Василия Велико-го, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Афанасия Великого, священномучеников Харлампия и Григория Армейского, архидиакона Стефана, св. Модеста, патриарха иерусалимского, великомучеников: Георгия Победоносца, целителя Пантелеймона, Димитрия Солунского, Евстратия, Мины, Артемия, бессребреников Косьмы и Домиана, преподобномучеников: Ефимия, Игнатия и Акакия, новых афонских чудотворцев и части Святого Животворящего Креста Господня дарованная Вселенским патриархом и афонскими старцами. 8 мая 1910 года игумен Белогорского монастыря Варлаам возведен епископом Палладием в сан архимандрита.

8 декабря 1910 года Император Николай II принял архимандрита Варлаама и скитского игумена Серафима в Царскосельском Александровском дворце. Во время аудиенции Императору были переданы: икона святителя Николая, книга об истории Белогорского монастыря и фотоснимки обители. В 1912 году Белогорский монастырь начал издавать журнал «Голос Долга» православно-патриотической направленности. 7-9 июня 1917 года случилось знаковое событие для Белогорской обители. В эти дни был освящен крупнейший на Урале соборный Крестовоздвиженский храм, возведенный в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности, тогда благополучно царствующего Императора Николая II. На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства. Сам собор вмещал до 8 тысяч человек.

Сооружение храма продолжалось 15 лет, строительством руководил инженер Е.И.Артемов. Главным поставщиком строительных материалов был монастырский кирпичный завод, имевший три печи. Белогорский собор выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве: он стал самым красивым и грандиозным храмом пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму — 3000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением; пол вымостили метлахской плиткой; на предсоборную площадь положили асфальт. Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей. Известно о больших пожертвованиях на сооружение храма со стороны конкретных лиц; но эти вклады позволили возместить не все затраты. Согласно отчета монастыря за 1909 год, общая численность братии составила 401 человек. Белогорские насельники наладили значительное сельскохозяйственное производство — хлебопашество и скотоводство. Монастырь владел 580 десятинами земли, в хозяйстве монастыря было 40 коров. Развивалось огородничество, пчеловодство и рыболовство (монастырь владел 9 прудами). В это трудное для России время, когда шла война, белогорские насельники не только зарабатывали средства на строительство собора, но сами жертвовали на благое дело. 19 марта 1916 года обитель пожертвовала 500 рублей золотыми монетами на нужды Российской армии. Посетивший Белую Гору в 1914 году Епископ Пермский и Соликамский Андроник записал в книге почетных посетителей: «Трудом и подвигом создавалась Белогорская обитель. Это да будет ей украшением и силой на многие лета».

С начала января 1918 года в Пермской губернии начинают прослеживаться признаки прихода к власти большевиков. Именно тогда владыке Андронику сообщили о разгроме здания, принадлежавшего Соликамскому мужскому монастырю. Белогорским насельникам стало известно об убийстве митрополита Владимирского, насильственной смерти других священнослужителей, о разорении, осквернении монастырей и храмов. Оказались жертвы и среди пермского духовенства. Служителей Церкви подвергали пыткам и жестоким издевательствам. В июне 1918 года был арестован архиепископ Андроник. 30 июля 1918 года трагические события докатились и до Белой Горы. Пригласив якобы на собрание в село Юго-Осокино (ныне с. Калинино), большевики арестовали архимадрита Варлаама. «Будучи приглашен на Юго-Осокинский завод обманом, был арестован вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом. Отправлен в г. Осу и зверски замученный большевиками брошен в реку Каму». Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет. После трагической гибели Отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий. Однако ему было недолго суждено возглавлять братию монастыря. Большевики объявили по всей стране «красный террор», называя главным оплотом контрреволюции духовенство, монастыри. С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря, в том числе и иеромонаха Сергия, которого убили 10 октября 1918 года. 24 февраля 1919 года войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, взяли штурмом г. Осу. Белая Гора оказалась на территории, освобожденной от большевиков. 4 марта 1919 года Белую гору посетил епископ Пермский и Кунгурский Борис. Ему предстала картина страшного разорения монастыря: 102 насельника были угнаны на окопные работы; в главном алтаре собора осквернили и разворотили престол; осквернили и увезли ковчег с мощами; иконописную мастерскую превратили в театр; разгромили и разграбили монастырскую библиотеку, содержавшую отдел рукописных книг. Та же картина наблюдалась и Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. Епископ Пермский и Кунгурский Петр назначил исполняющим обязанности настоятеля иеромонаха Иосифа.

19 мая 1919 года произведено малое (вторичное) освящение соборного храма. На Белую Гору начали возвращаться насельники. К марту 1919 года в Белогорском монастыре числилось 132 насельника, в том числе 35 человек в скиту. Монастырь начал возрождаться. Но сравнительно благополучное время длилось около четырех месяцев. 18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край. В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был снесен и перевезен в село Юго-Осокино Иверский храм. В 1930 году на Белой горе открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев. А в 1931 году в бывшей обители создан белогорский дом инвалидов (Индом). На месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб. В 1941-1945 годы на Белой горе располагался реабилитационный центр для раненых и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы — дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. Осенью 1980 года во время сильного пожара сгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора. 

24 декабря 1990 года Пермский облисполком принял решение о передаче бывшего Белогорского Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви. 29 января 1991 года Св. Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви. 26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля 1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок до своей кончины о. Варлаам II с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное — очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10 человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители. В 1992 году в обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей около полутора тонн, лес, краски и т.д. В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного (областного) значения. Осенью 1993 года архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК под председательством Кацко Г.Л. был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. В этом же году началось строительство автодороги до Белой горы. В январе 1995 года о. Варлаама не стало, а уже в мае на нескольких главах собора засияли кресты... На многотрудный пост наместника Белогорского монастыря в декабре 1995 года был назначен игумен Даниил (Александр Ишматов). В период его деятельности (до февраля 2000 г.) также многое было сделано. В 1995 году благодаря помощи Пермской областной администрации закончено строительство грунтовой дороги к храму, начались работы по реставрации Крестовоздвиженского собора. В мае 1996 года монастырь посетил Алексий II, Святейший Патриарх Московский и Всея Руси. В сентябре 1996 года Пермская областная администрация приняла постановление «Об оказании помощи в реставрации Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря». С февраля 1997 года регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года ежегодно совершаются Крестные ходы из г. Перми на Белую гору. 2 июля 1998 года на Белой горе состоялся торжественный чин канонизации священномученика Феофана, епископа Соликамского, и преподобномученика Варлаама Белогорского с убиенной братией обители. День их памяти установлен 12 августа.

27 сентября 1998 года в праздник Воздвижения Креста Господня в Белогорском храме был освящен и вновь воздвигнут исторический Царский крест, уничтоженный в революцию. Проектировал его пермский архитектор Александр Метелев. Изготовлен исполин (10,66 м) на заводе горно-шахтного машиностроения из нержавеющей стали на средства благотворителей. Одним из проектов миссионерской службы монастыря является проект «Благодарная память». При входе в верхний храм Крестовоздвиженского собора — стена, облицованная керамическими плитками, на которых имена людей и названия организаций, наиболее активно помогающих возрождению Белогорской обители. Кроме того, имена всех благотворителей, независимо от суммы вклада, вносятся в Книгу благодарения храма и в Летопись добрых дел.

В сентябре 1998 года создается Некоммерческий фонд поддержки воссоздания Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря «Белая гора». Председателем Попечительского совета вновь созданного Фонда был избран Игумнов Геннадий Вячеславович — губернатор Пермской области, а председателем правления и президентом Фонда — Рыбакин Владимир Ильич, генеральный директор ОАО «Уралсвязьинформ» (1998–2000 гг.). 22 июля 1999 года Градостроительным советом Пермской области одобрен генеральный план развития Белогорского монастыря, разработанный авторским коллективом «Институт Пермагропромпроект», который был награжден дипломом VI Международной выставки «Строительство и ремонт 2000» «за высокий профессиональный уровень и духовно-культурную общественную значимость». На Рождество 2000 года во временной звоннице у Крестовоздвиженского собора были установлены девять колоколов, отлитых в Свято-Шартомском монастыре Ивановской епархии. С февраля 2000 года наместником монастыря назначен архимандрит Вениамин (Василий Трепалюк), в сентябре 2001 г. — игумен Герасим (Юрий Гаврилович), а в марте 2003 г. — игумен Антоний (Виталий Щукин). И за эти годы сделано было не мало. Закончено строительство автодороги с асфальтобетонным покрытием до Белой горы, продолжается строительство газопровода, завершается восстановление кровли, наружных стен и западного крыльца храма, строительство водозаборных сооружений (2 артезианские скважины), восстанавливаются Иконостасы и двери Крестовоздвиженского соборного храма, братский корпус № 2 и др. 

Сайт «Белогорского Свято-Николаевского православно-мессионерского монастыря»


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 мая 2025

Белогорский Свято-Николаевский монастырь находится в 100 км от Перми и в 60 км от Кунгура. В дремучих лесах на отрогах Уральских гор, вокруг Белой горы, окружённой непроходимыми болотами, веками селились истовые, до самосожжения, староверы. Жили они по своему уставу и без оглядки на далёкие столицы обзаводились пушными промыслами и литейными заводами. В окрестных деревнях и рабочих посёлках бытовало присловье - "Уйду на Белые горы!" - что означало надёжно спрятаться, исчезнуть навсегда. Старообрядческое население Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского, а также Юго-Кнауфского и Бымовского заводов преобладало над православным. Белогорье было одним из мощных эпицентров староверческой активности, которая своими бунтами и дикими актами самосожжения таила опасность для существования самого государства.

Идея создания обители в краях этих принадлежала пермскому миссионеру Стефану Луканину. Этому благочестивому человеку хотелось выстроить оплот Православия в «самом сердце» многочисленных раскольнических поселений, поскольку в те годы на Урале множество было приходов старообрядческих, появившихся после массового переселения сюда из центральных российских губерний староверов. После реформы патриарха Никола не принявшим церковных нововведений людям пришлось скрываться в отдаленных лесистых местностях, потому что в период тот подвергались они преследованию наравне с преступниками государственными. Староверы уходили в глухие края, где в лесных дебрях устраивали селения и возводили приходы по старому образцу. В частности, в уезде, где основана была в свое время Белогорская обитель, до революции проживало ок. 200 тысяч старообрядцев.

Долго искал Стефан Луканин подходящее место для задуманной им постройки. Много исходил он окрестностей в Пермской земле, пока 8 июня 1890 года не поднялся он с группой единомышленников на встретившуюся на дороге им гору, с которой открывалась великолепная живописнейшая панорама.

На горе той поставил миссионер Крест из дерева и произнес: «Будут здесь молиться с этих пор и старообрядцы, и православные». Следует отметить, что на возвышенности той никто не селился до того времени, потому как существовало передаваемое в народе поверье, что, хотя и вид с Горы Белой великолепен, над нею появлялся время от времени Крест сияющий, свидетельствующий о богоизбранности местности той и посвящении ее Господу.

Первый Крест, поставленный миссионерской группой, простоял немногим более года, и был снесен бурею. На месте его 29 апреля 1891 года мужики водрузили другой семисаженный Крест – в память о чудесном спасении цесаревича Николая Александровича от рук самурая в японском городке Оцу, по которому он в то время путешествовал. Крест тот получил среди народа именование Царского, а 16 июня этого же года, в неделю Всех Святых, протоиерей Стефан Луканин освятил восьмиконечный, опаянный белой жестью, крест.

Весной следующего года на Белую гору был принесен, дарованный преосвященнейшим Владимиром, епископом Пермским и Соликамским, образ святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В сентябре 1893 года освящены привезенные из Москвы колокола, первые ряды срубов строящейся часовни, а также два колодца «Святой ключ» и «Иордан». Принесены в дар будущему монастырю святые иконы: «Живоносный источник» — дар жителей города Перми. Древнейший образ святителя Николая (Строгановской школы, XVII века), дар архимандрита Павла от первопрестольного града Москвы. Когда же возвели в местах этих церковь, название ей дали Крестовоздвиженской, а выстроенная здесь впоследствии обитель получила именование Свято-Николаевской – в память святителя Николы, покровительствующего императору Николаю Второму.

На здешних молебнах в ту пору часто бывал молодой человек – Василий Коноплев. Хотя родом был он из семейства старообрядческого, войдя в возраст, присоединился этот будущий угодник Божий к Церкви реформированной, и стал иноком в этой обители, постригшись с именем Варлаама. За этим первым иноком перешли из старообрядчества и все прочие жители этой части Прикамья.

В 1894 году на месте известнейшего в будущем монастыря возвели первую церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, перестроив ее из обычной деревенской избы. А через 2 года, в 1896 году, выстроили новый двухэтажный Иверский храм, ставший центром молитвенной жизни жителей окрестных поселений. Он отличался уникальным архитектурным решением: вокруг церкви была устроена специальная терраса с навесом от дождя, которая позволяла старообрядцам "со стороны" наблюдать за православным богослужением. Проектировал этот храм сам отец Стефан Луканин.

20 января 1897 года Белогорский монастырь был утверждён штатным общежительным монастырём, а иеромонах Варлаам назначен его настоятелем. В сентябре 1899 года в городе Перми открылось подворье Белогорской обители с храмом во имя святителя Иоанна Златоуста. В нём останавливались прибывшие по делам службы настоятель и монастырская братия. Этот двухэтажный дом был выстроен на средства пермского купца Григория Берлинского. Проживало в подворье и обслуживало его 50 человек.

Обитель быстро росла: количество насельников в первое десятилетие её существования возросло с 12 человек до 400 человек. К 1900 г. появились в обители корпуса братские: в ту пору трудились здесь также - 400 насельников. Братия жила собственным усердием: иноки обрабатывали поля, разбивали сады плодоносные, выращивали овощи и занимались пчеловодством, в девяти прудах разводили рыбу. В хозяйстве насчитывалось до 100 лошадей, множество коров. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу качественный кирпич. Мебельный цех, работавший с материалами, которые поступали с монастырской лесопилки, выпускал, кроме мебели, доски и рамы для икон.

При монастыре были организованы фотомастерская - большая редкость для монастырей тех лет и три пекарни, в которых выпекался хлеб трёх видов, иконописная мастерская, различные ремесленные мастерские. Одним словом, полностью обеспечивали не только себя, но и многочисленных паломников. При обители создана была и школа для детей, оставшихся без родительского попечения. Учащиеся обучались при монастыре не одному лишь Божиему Закону, но и языкам европейским, латыни и прочим предметам общеобразовательным. Преподавались сиротам и всяческие ремесла, чтобы по окончании школы была у них нужная обществу квалификация. Многие из мальчиков-выпускников поступали затем в семинарии духовные, а некоторые из них возвращались впоследствии в этот споспешествующий их становлению их монастырь.

Количество приезжавших сюда богомольцев скоро увеличивалось, и потому решено было выстроить для прихожан церковь больших размеров. В 1902 г. заложили здесь новый храм, который строился из местного кирпича — в день его закладки посетило обитель 15 тысяч богомольцев. Возводили новый собор 15 лет, его освящение провели в переломном 1917 г., когда страну уже захлестнула революционая стихия. Освящавший собор архимандрит Варлаам прочитал "благодарственный адрес", отметив заслуги ктиторов и попечителей Белогорской обители братьев-купцов Павла Степановича и Дмитрия Степановича Жирновых. Главенствующий Крестовоздвиженский собор обители вмещал 5 тысяч прихожан и был спланирован по образцу московского храма Христа Спасителя. Интересный факт: Император Николай Александрович самолично сделал вклад в обустройство главного монастырского собора. Для его верхней и нижней церкви он специально заказал на собственные финансы напольную плитку в Германии.

В июле 1914 года на Белой горе побывала великая княгиня Елисавета Фёдоровна. Она посетила пещерную келию игумена Серафима. Последний духовно был ей очень близок - вероятно, поэтому их судьбы так переплелись... Именно он сопровождал тело святой мученицы из Алапаевска на Святую Землю. К 1917 г. монастырь Белогорский являл собою небольших размеров городок, в который приезжало каждый год до 70-ти тысяч богомольцев.

После того как в 1903 г. прославлен был в лике подвижников прп. Серафим Саровский в полутора километрах от монастыря обыл основан Серафимов скит, где помимо церкви в память преподобного старца, выкопан был также пещерный храм в память свв. Антония и Феодосия Печерских. Когда же у царственной четы появился долго ожидаемый наследник — цесаревич Алексей, скит этот стали именовать Серафимо-Алексеевским. Здесь постоянно читалась братией Псалтирь Неусыпаемая.

Тяжелейшие времена наступили для иноков в 1918 г., когда пришли в священное это место большевики-богоборцы. Представители власти вывезли из обители более сотни обозов святынь – почитаемых образов и мощей угодников Божиих. Защищавших церкви насельников силой уводили в леса, где их убивали и подвергали всяческим поруганиям. Некоторых из них расстреляли прямо в соборе, сбросив затем тела страдальцев в подклеть, а после сложили их во рву с нечистотами.

Предание повествует, что, когда в 1919 г. Уральские земли на малый срок оказались под управлением белогвардейцев, тела те были извлечены из рва и, несмотря на нахождение длительное среди смрада и нечистот, все они источали предивный аромат благоуханный. В тот период страдальческую кончину принял за Искупителя и первый наместник места этого – архимандрит Варлаам (Коноплев). Пригласив, якобы на собрание, в село Юго-Осокино (ныне село Калинино), большевики арестовали архимадрита Варлаама. «Будучи приглашен на Юго-Осокинский завод обманом, он был арестован вместе с братским духовником иеромонахом Вячеславом. Отправлен в город Осу и, зверски замученный большевиками, брошен в реку Каму». Это случилось 12 августа 1918 года. Отцу Варлааму было 60 лет.

После трагической гибели отца Варлаама к исполнению обязанностей настоятеля монастыря приступил иеромонах Сергий. Однако ему было недолго суждено возглавлять братию монастыря. Большевики объявили по всей стране «красный террор», называя главным оплотом контрреволюции духовенство, монастыри.

С августа 1918 года по январь 1919 года большевики расстреляли и замучили 34 монахов Белогорского монастыря, в том числе и иеромонаха Сергия, которого убили 10 октября 1918 года. 24 февраля 1919 года войска генерала Вержбицкого, совершив марш-бросок из Кунгура, взяли штурмом город Осу. Белая Гора оказалась на территории, освобожденной от большевиков.

4 марта 1919 года Белую гору посетил епископ Пермский и Кунгурский Борис. Ему предстала картина страшного разорения монастыря: 102 насельника были угнаны на окопные работы, в главном алтаре собора осквернили и разворотили престол, осквернили и увезли ковчег с мощами, иконописную мастерскую превратили в театр, разгромили и разграбили монастырскую библиотеку, содержавшую отдел рукописных книг. Та же картина наблюдалась и Серафимо-Алексеевском скиту. Из числа насельников было убито 9 человек. Епископ Пермский и Кунгурский Борис назначил исполняющим обязанности настоятеля иеромонаха Иосифа.

19 мая 1919 года произведено малое (вторичное) освящение соборного храма. На Белую Гору начали возвращаться насельники. К марту 1919 года в Белогорском монастыре числилось 132 насельника, в том числе 35 человек в скиту. Монастырь начал возрождаться. Но сравнительно благополучное время длилось около четырех месяцев. 18 июня 1919 года большевики захватили Пермь, а вскоре и весь Пермский край. В июне 1919 года монастырь опустел. Возродить иноческую жизнь пытались вплоть до 1923 года. Но это не удалось. В марте 1923 года монастырь был закрыт. Деревянные постройки разбирались и перевозились в другие места. Был снесен и перевезен в село Юго-Осокино Иверский храм.

В 1923 г. в помещениях монастырских устроили приют и психиатрическую клинику. В 1930 году на Белой горе был открыт лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, а с 1941 г. здесь расположился Центр реабилитации раненых бойцов и инвалидов Великой Отечественной войны, а с 1946 по 1986 годы — дом инвалидов Великой Отечественной войны, труда и детства. На месте где раньше стоял Царский крест был поставлен памятник Ленину. Соборный храм превращен в клуб.

В 1980 году на бывшей монастырской территории разбушевалось пожарище, вследствие которого выгорели почти все купола Крестовоздвиженского собора. Можно считать, что возрождение Белогорья началось в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. С этого времени происходит бурный рост православных приходов. В Пермской епархии в 1985 году насчитывался всего 41 приход, а к 2002 — более 200. Только в 1989-1991 годах открыто 53 новых прихода и 2 монастыря, в том числе и Белогорский.

24 декабря 1990 года Пермский облисполком принял решение о передаче бывшего Белогорского Свято-Николаевского мужского общежительного монастыря управлению Пермской епархии Русской Православной Церкви.

29 января 1991 года Священный Синод удовлетворил прошение архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия о благословении на открытие Свято-Николаевского монастыря на Белой горе, где была возобновлена монашеская жизнь. 18 мая 1991 года состоялся акт передачи зданий Белогорского монастырского комплекса в безвозмездное и бессрочное пользование Русской Православной Церкви.

26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. Спустя некоторое время установлен Крест Царский, на звонницу снова водрузили колокола, а кровлю главного собора украсили новые купола. Ремонтные работы фасадов, правда затянулись... Зато были быстро возведены братские кельи. Приходскую территорию выложили плиткой, устроили газоны и посадили красиво цветущие кустарники. Обустроили трапезную, расширив в ней число обеденных залов для паломников. В тот же период стали строить и автодорогу к этому благодатному месту Пермской земли.

26 мая 1991 года в верхнем храме Крестовоздвиженского собора прошло первое в возрождающемся монастыре богослужение. 15 апреля 1991 года игумен Варлаам (Александр Передернин), с благословения Святейшего Патриарха Алексия II, вступил на пост наместника Белогорского Свято-Николаевского монастыря. Это был самый трудный период начала восстановления Белогорской обители. За короткий срок, до своей кончины, отец Варлаам с немногочисленной братией проделали огромную работу. Главное — очищен от десятков тонн мусора огромный Крестовоздвиженский храм. Собрана братия числом в 10 человек. Потекли на Белую гору многочисленные паломники и благотворители.
В 1992 году в обители было заготовлено 25 тонн оцинкованного железа, 3 тонны железа на скобы, гвоздей около полутора тонн, лес, краски и т.д.

В мае 1993 года Крестовоздвиженский собор, два братских корпуса и мастерские были внесены в государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного (областного) значения. Осенью 1993 года архитектурной секцией областной администрации ВООПИиК, под председательством Кацко Г.Л., был разработан проект реставрации Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Иконостас собора восстановили в точнейшем соответствии с дореволюционным прообразом по сохраненным фотографическим изображениям. Величественные образы Искупителя и Пресвятой Его Матери в нижнем ярусе имеют размеры 3х1,5 метра и украшены сусальным золочением.

Руководил работами по возведению церковных построек главный архитектор Пермской Епархии – Александр Метелев. Монастырь этот именуется также миссионерским, поскольку ведутся здесь разного рода труды просветительские: помимо окормления многочисленной паствы, организованы при обители молодежные клубы и спортивные секции. С февраля 1997 года регулярно проходят Свято-Варлаамовские православно-миссионерские чтения, с 27 июля 1997 года ежегодно совершаются Крестные ходы из города Перми на Белую гору.

На территории монастырской находится почитаемый источник, посетить который стремятся многие сотни паломников, поскольку воды его считаются цельбоносными. Сами насельники называют его источником Елисаветинским – в память о посещении этого дивного места преподобномученицей Елисаветой Фёдоровной Романовой. Великая княгиня приезжала сюда летом 1914 г., и здесь застала ее страшная весть о начале Мировой войны. В дар братии она привезла образ прп. Серафима с частью камня, на котором подвизался преподобный тысячу ночей и дней.

В ту пору подвизался в Белогорском монастыре игумен Серафим (Кузнецов), которого св. Елисавета Феодоровна именовала в письмах «своим духовником». Именно этот служитель, выполняя завещание духовное подвижницы быть погребенной в Земле Святой, проделал впоследствии с двумя помощниками наисложнейший путь от Алапаевска до Священного града через Дальний Восток и Китай. Патриарх Кирилл, посетив это благодатнейшее место, произнес: «Белогорский монастырь, хорошо известный во всей Русской Православной Церкви, сегодня являет собой пример того, как Церковь наша восстает из-под тех самых глыб, под которыми ее, в свое время, хотели похоронить. Это место символическое. Это символ воскрешения нашей Церкви».

Из журнала: "Православные монастыри. Путешествие по святым местам", ООО "Де Агостини",№82, 2010 г. (13 августа 2010 г. - дата выхода журнала)



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.