Крестовоздвиженский собор Белогорского монастыря – самый крупный храм Пермского края. Он расположился на вершине живописной Белой горы и является центром всей архитектурной композиции монастырского комплекса. Именно его видят первым паломники и путешественники, направляющиеся на вершину, в Белогорский Свято-Николаевский монастырь.
С основанием обители в 1891 году, на её территории возводятся монастырские постройки. В 1892 году в монастыре строят деревянный храм Иверской Божией матери, ставший центральной частью комплекса. Вскоре встал вопрос о постройке более крупного каменного храма. В конце XIX века завершаются согласовательные мероприятия, и в 1902 году начинается строительство Крестовоздвиженского собора.
Собор строится по проекту архитектурной конторы Александра Бовенатуровича Турчевича. Несколько раз строительство останавливалась из-за нехватки финансирования и технических проблем. Но несмотря на все трудности, к 1916 году здание храма было готово.
7-9 июня 1917 года был освящен крупнейший на Урале соборный Крестовоздвиженский храм, возведенный в память чудесного спасения от грозившей в Японии опасности, тогда благополучно царствующего Императора Николая II. На церемонии освящения присутствовало около 30 тысяч человек, в том числе около 2,5 тысяч представителей духовенства. Сам собор вмещал до 8 тысяч человек. Сооружение храма продолжалось 15 лет, строительством руководил инженер Е.И. Артемов. Главным поставщиком строительных материалов был монастырский кирпичный завод, имевший три печи.
Белогорский собор, выстроенный в византийском стиле, напоминает своей архитектурой Владимирский храм в Киеве: он стал самым красивым и грандиозным храмом Пермской епархии. Для его украшения были использованы иконы, изготовленные в иконописной мастерской монастыря. Самые дорогие иконы, помещенные в иконостас, современники оценивали в огромную для того времени сумму — 3.000 рублей каждая. Храм был оборудован «новейшей вентиляцией» и паровым отоплением, пол вымостили метлахской плиткой, на предсоборную площадь положили асфальт. Собор должен был вмещать 5 тысяч паломников.
Огромный храм строили долго – на протяжении полутора десятков лет. Кирпичи для строительства делали самостоятельно на принадлежащем монастырю кирпичном заводе. Интересно, что от храма до братского корпуса был построен подземный ход. Длина, ширина и высота храма составляла по 25 саженей (53 м 25 см). Общая стоимость храма оценивалась в 230 тысяч рублей. Разразившаяся гражданская война внесла коррективы в работу собора. В 1923 году происходит закрытие Белогорского Николаевского монастыря и Крестовоздвиженского собора.
С 1930 года постройки бывшего монастыря занимает лагерь для спецпереселенцев, кроме того, его использует Юго-Осокинский колхоз. В годы войны на территории монастыря размещается госпиталь и реабилитационный центр, а после 1945 года организован дом инвалидов (в простонародье - Индом). В здании бывш. Крестовздвиженского собора размещался клуб с туалетом в алтаре. В 1979 году сгорели купола Крестовоздвиженского собора. Люди регулярно поднимались в храм и, предположительно, из-за чьего-то неосторожного обращения с огнем возник пожар на чердаке между звонницами над западным приделом. Через окна он перекинулся на соседние участки крыши и купола, которые к тому моменту уже не имели металлического покрытия – еще в военные годы его для разных нужд начали снимать местные жители, а кресты убрали, предположительно, году в 1935-ом. В результате отсутствия кровли вода проникла стены и окончательно вывела из строя систему отопления, воздухообмена и вентиляции, которые, в принципе, еще были работоспособны.
На стенах Крестовоздвиженского собора еще в конце 80-х еще сохранялась оригинальная известково-алебастровая штукатурка, в местами до 15 см толщиной, а некоторые слои отделки сохранились с 1917 года. Тогда она была простой и незатейливой, потому что высококачественные работы сделать просто не успели. Из этого реставраторы сделали вывод, что за советские годы помещения храма окрашивались не более двух-трех раз. Первоначально цвет фасада был «светлая охра», следующие слои покраски оказались белыми. Его также украшали иконы, написанные на меди в монастырской мастерской. Местные жители утверждали, что они оставались на стенах монастыря до конца 1940-х. Когда началось возрождение Белогорья, некогда великолепный храм представлял собой печальное зрелище. Зданию Крестовоздвиженского собора за годы советской власти нанесён сильный урон, а после грандиозного пожара, здание собора стало активно разрушаться... Однако смена государственной политики спасла монастырский собор от полного разрушения.
Возрождение монашеской жизни в обители происходит в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие крещения Руси. В 1990-х годах реставрацией собора занимался пермский архитектор-реставратор, председатель Пермской областной организации ВООПиК Генрих Лукианович Кацкос со своей командой. Во время пожара 1979 года сгорели центральная глава и три из четырех малых глав, но сохранились одна колокольня и одна малая глава, и это позволило восстановить утраченные элементы с исторической точностью. В 1994 году началось строительство центральной главы, проект разработан архитектором-реставратором Генрихом Кацко по старинным рекомендациям и примерам. В мае 1995 года на куполах были установлены металлические кресты с покрытием нитридом титана, начался монтаж центрального купола. Работы продолжаются до сих пор.
С 1998 года существует фонд «Белая гора», основной деятельностью которого стала поддержка восстановления монастыря. С его помощью за минувшие 20 лет решены ключевые задачи. Сделана инфраструктура: к монастырю построены дороги с асфальтобетонным покрытием, проведено электричество в Крестовоздвижденский храм, там с исторической точность воссозданы окна, двери, иконостас… Уложены керамические полы в нижнем храме и мраморные в верхнем, заново выполнен северо-западный вход в нижний храм, воссозданы парадные лестницы и северная, западная и южная паперти с лестницами и многое другое. В верхнем храме почти целиком воссозданы позолоченный, четырёхъярусный иконостас и алтарная часть. Ежедневные богослужения проходят в полностью отреставрированном и освящённом нижнем храме во имя прп. Вардаама и Белогорских святых. Все монастырские святыни размещены в верхней и в нижней частях здания. Так, в верхней части находится Рака с мощами святых угодников — одна из святынь Белогорского монастыря, привезённая из Иерусалима в дореволюционное время. В данном ковчеге находятся мощи святых: Прор. Предтечи Крестителя Иоанна, Св. пр. Анна, матери Пресвятой Богородицы, Прор. Исаии, Ап. евангелиста Марка, Ап. евангелиста Луки, Ап. Андрея Первозванного, Ап. первомученика архидиакона Стефана, Свт. Василия Великого, Свт. Григория Богослова, Свт. Иоанна Златоуста, Свт. Афанасия Великого, Свт. Спиридона Тримифунтского, Свт. Иоанна Милостивого, Свт. Модеста Иерусалимского, Вмч. Георгия Победоносца, Вмч. Пантелеимона Целителя, Вмч. Феодора Тирона, Вмч. Феодора Стратилата, Вмч. Дмитрия Солунского, Вмч. Артемия Антиохийского, Вмч. Мины Котуанского, Вмч. Екатерины, Вмч. Параскевы Пятницы, Вмч. Анастасии Узорешительницы, Свв. бессребреников Космы и Дамиана, Сщмч. Харлампия Магнезийского, Сщмч. Игнатия Богоносца, Сщмч. Кукши Одесского, Прмч. Николая Вуневы, Прмч. Нектария Афонского, Прмч. Ираклемона Оксирифского, Прмч. Георгия Новаго, Прмч. Акакия Афонского, Прмч. Параскевы Римской, Мч. Маманта, Мч. Павла, Мч. Димитрия, Мц. Матроны Солунской, Прп. Серафима Саровского, Прп. Евфимия Великого, Прп. Пимена Киево-Печерского,Прп. Космы Афонского, Прп. Мелании Римской, Прп. Пелагии Антиохийской. А так же находятся: Частица Животворящего Древа Креста Господня, Камень Голгофской расселины, Камень гроба Господня, Камень гроба Пресвятой Богородицы
Ковчег с мощами великомученика и целителя Пантелеймона, выставленный для поклонения у южной части Святого иконостаса верхнего храма Крестовоздвиженского собора. Образ Божией Матери «Достойно есть — милующая». Святой образ написанный и освящённый в 19 веке, принадлежал святому преподобномученику Антонию Белогорскому игумену, при котором состоялось освящение Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря. Икона имеет вставки святых мощей, отличается от оригинала иконы дописанием святых особо почитаемых самим Антонием Белогорским. Находится в верхнем храме Крестовоздвиженского собора. Образ Божией Матери «Иверская». Икона написана в Белогорском монастыре в Серафимо-Алексеевском скиту монахом Арсением в 19 веке. Особо почитаемый образ Покровительницы монастыря в Белогорской обители, каждое воскресенье перед Божественной литургией перед святым образом совершается молебен с акафистом. Находится икона также в верхнем храме Крестовоздвиженского собора. В вежнем храме также находится образ святителя Николая Чудотворца. Старинный образ написанный монахами иконописцами в 19 веке, ныне пребывающий в монастыре. Каждую субботу перед иконой святого, в честь которого именуется Белогорский монастырь, совершается молебное пение с акафистом.
Здания Крестовоздвиженского собора является самым большим культовым сооружением в Пермском крае. Его высота, длина и ширина составляет 53,5 метра. Храм, как бы вписанный в куб, построен в форме креста, а в его основание положено традиционное русское пятиглавие. Находясь на вершине Белой горы, собор поражает своими размерами, золотыми куполами и ослепительной белизной. Также, у Крестовоздвиженского монастыря самый большой купол в Пермском крае.
Крестовоздвиженский собор построен в популярном для начала XX века неовизантийском стиле. Композиция собора представляет собой храм с доминантой в центральной части. По углам собора расположены более низкие купола, придающие храму более величественный вид. Завершают композицию не симметричные приделы, усложняющие образ собора, и в то же время делая его более величественным.
Культурное значения не только для Урала, но и всей России подчеркивает тот факт, что Центральный банк выпустил памятную монету «Крестовоздвиженский собор Белогорского Свято-Николаевского монастыря, Пермский край» номиналом 3 рубля, из серии «Памятники архитектуры России». Это первый памятник архитектуры Пермского края, отчеканенный в монете.
Из журнала: "Православные монастыри. путешествие по святым местам". Изд-во ООО "Де-Агостини". №82, 2010