ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ЛАТВИЮ
10 июля в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящей 19 июля в Риге встрече чтимой иконы Пресвятой Богородицы - Якобштадтской. С приветственным словом к собравшимся обратился предстоятель православной церкви, митрополит Рижский и всея Латвии Александр, который рассказал об истории иконы.
ОБРЕТЕНИЕ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ
В 17 веке (1654-1667) на территории Европы бушевала Русско-польско-шведская война, столкнувшая интересы разных стран. Много бед, опустошений, страшных эпидемий принесла она и населению Латвии. В этот тяжелейший период имело место одно невероятное событие. Шведский воин, поляк по происхождению Яков Гудынский, переплывая на плоту Даугаву, недалеко от берега увидел раскачиваемую прибрежной волной небольшую цветную дощечку. Ткнув в нее копьем, он в ужасе отпрянул - из дощечки брызнула кровь. Положив дощечку на берег, Яков тотчас разглядел изображение Богородицы с Богомладенцем. Солдат испытал настоящий шок. С осознанием вины он аккуратно поднял икону и отнес ее в Гольмгомф (с 1670 года Якобштадт), слободу курляндского герцога Якоба Кетлера, где находился монастырь. Сам же ввиду случившегося не захотел больше брать в руки оружие и остался при монастыре, приняв православное монашество. Найденная Якобом икона была установлена в малой церкви, и от нее стали совершаться чудеса - исцеления местных бесноватых. Яков Раткевич, православный купец, искренне уверовав в силу иконы, устроил в обители новый храм и монастырь. Новая деревянная церковь была освящена в честь Святого Духа, и с того времени Свято-Духовым стал называться и сам Якобштадтский мужской монастырь. Трагической оказалась судьба этой обители, неоднократно страдавшей от войн и пожаров. В 1812 году город и монастырь разорили французские войска. А вот храм с чтимой Якобштадсткой иконой сохранился. Правда, после изгнания Напалеона он представлял столь жалкое зрелище, что иноки были вынуждены ходатайствовать перед Святейшим Синодом о его упразднении. Братию распределили по другим обителям, а церкви в честь Святого Духа и Святителя Николая Чудотворца стали приходскими.
И ХРАМЫ УЦЕЛЕЛИ ОТ ОГНЯ
В 1878 году при очередном пожаре, охватившем город, чудодейственную икону, пребывающую на тот момент в небольшой Никольской церкви, обносили вокруг ограды обители, и храмы уцелели от огня. Через три года при повторении пожара жители уже знали, что делать - икона опять явилась защитницей. Якобштадтцы, ободренные покровительством Царицы небесной, отстроили заново Свято-Духову церковь, пришедшую в упадок. Но и это богоугодное дело поглотило пламя. Наконец, в июле 1888 года, был воздвигнут каменный храм, существующий по сей день. В него торжественно перенесли нетронутую пожарами икону, изготовив для нее резной дубовый киот, отличавшийся серебряной ризой с золотыми венцами, а также драгоценными подвесками. В мае, с 1901 по 1914 год, икону регулярно привозили для поклонения верующим в Ригу и Елгаву (Митаву).
СОХРАНИЛСЯ КИОТ ОТ УТРАЧЕННОЙ СВЯТЫНИ
С началом Первой мировой войны намоленная святыня бесследно исчезла из храма. Существует несколько версий ее пропажи. По главной из них - икона могла быть вывезена в Россию, в город Ржев. После революции началась уничтожительная борьба большевиков с религией. Не исключено, что какая-то благочестивая христианская семья сберегла икону у себя, передавая позднее из поколения в поколение, не подозревая о великой ценности хранимого. Как бы то ни было, но на сегодняшний день тщательные поиски, предпринятые на территории России, результатов не дали. Идея о повторном обретении латвийской святыни, образа Якобштадтской Пресвятой Богородицы, не отступала в течение ряда лет. Вплотную занимался розыском иконы епископ Даугавпилсский Александр, но все безрезультатно. Тогда явилась мысль о списке чудотворной иконы. Митрополит Рижский и всея Латвии Александр испросил благословения патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на воссоздание почитаемого образа. В Свято-Духовом монастыре сохранился киот от утраченной некогда святыни и две копии иконы. Одна написана в 1888 году рижским иконописцем П.А.Зыковым, вторая - в начале 20 века. Однако ни одной из них высокого доверия оказано не было. Осмотр доступных списков в разных монастырях заканчивался Афонским. И вот именно в его чертогах к представителям православной конфессии Латвии неожиданно подошел служитель с несколькими иконами Божьей Матери. Одна из них представляла искомый вариант утерянной, став впоследствии первоосновой для воспроизведения чудотворного облика Якобштадтской Пресвятой Богородицы.
РУКОЙ ИКОНОПИСЦА ПИШЕТ БОГ
Список с иконы, представший настоящим произведением церковного искусства, сделал московский мастер. Иконописное изображение, приближенное к размерам оригинальной иконы - 25х18 сантиметров, вставлено в большую икону, на которой два архангела держат образ Пресвятой Богоматери с Богомладенцем. В настоящее время икона находится в Ризоположенческом храме Московского Кремля, где она и будет освящена Его Святейшеством после Божественной литургии в праздник положения честной ризы Пресвятой Богородицы, привезенной из Влахерны (Греция). Что касается имени иконописца, то этот вопрос остается тайным для мирян. С давних времен православные иконописцы не подписывали иконы. Традиция сохранилась по сей день. Считается, что рукой настоящего иконописца водит сам Бог. Списки с чудотворных икон были востребованы в любые времена - не все верующие имели возможность посетить место пребывания святынь. Зачастую по вере и молитве образы православных икон становились чудотворными и не менее чтимыми, чем иконы с которых они списывались. Иконопись - сложное церковное искусство. Создание первых икон относят к апостольским временам, связывая их с именем евангелиста Луки. Наивысшего расцвета русская иконопись достигла к 14-15 векам. Выдающиеся мастера этого периода - Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Мастер-иконописец пишет молитвенно и гармонично, соблюдая древние каноны иконописания. Синтетические и готовые к применению краски не используются. Руководство к написанию икон - "подлинники", содержащие указания о том, как должно писать тот или иной образ. Иконотворение невозможно без духовного и физическогго очищения. Плотское по возможности подавляется. Церковь считает, что икона может быть сделана только "чистыми руками", поэтому иконописцу предписано соблюдать правила нравственности: быть "смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистнику, не пьянице, не грабежнику, не убийце; особенно хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением". Чудо всегда выходит за рамки повседневной жизни. Его нельзя ни определить, ни вычислить. Любая икона по сущности своей чудотворна, если человек способен поверить в это. Церковь проповедует словом и образом - иконой, воплощением молитвы. Князь Трубецкой, философ, дал прекрасное определение русской иконе - "умозрение в красках". Чтимая икона Якобштадтской Пресвятой Богородицы возвращается к нам духовным и культурным наследием через многие и многие десятилетия. Встреча с ней как с символом защиты народа православного ознаменуется всеобщей радостью, верой в возможность чудесного исцеления.
Жанна ЧАЙКИНА http://www.dautkom.lv/?lang=ru&id=22&year=2008&month=7&n=288&item=2939