Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) общежительный мужской монастырь (до втор. пол. XVIII в. Спасская пустынь) основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы (Краснослободска) в 1655 по благословению патриарха Никона. В 1656 в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал первыи инокам богатый крестьянин из с. Дмитриев Усад Путилка Баженов. Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. Кроме дарений Путилки Баженова, в 1681 пустынь получила «на прокорм» еще один участок земли от царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Наиболее трудные времена выпали на эпоху царей Феодора Алексеевича и Петра Алексеевича. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом. Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, почему даже в пределах Пензенской епархии она не обладала широкой известностью. В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он за собственный счет перестроил его полностью в камне. В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Одновременно началось строительство корпусов келий. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855).
К революции Спасо-Преображенский монастырь представлял из себя полностью законченный комплекс, выполненный в стиле классицизм. Ансамбль был заключен в квадрат со сторонами ок. 100 м; стороны периметра составляли корпуса келий, соединенные стенами; на западной стороне – два коруса, колокольня, наугольные павильоны-башни; с южной стороны – небольшой хозяйственный корпус и больничная церковь в честь св. Александра Невского; с северной стороны – два келейных корпуса и башенка с повседневными вратами; с восточной стороны – келейный корпус и несколько мелких строений. Специалисты отмечают гармоничность всего комплекса, его «просчитанность» и ориентированность на обзор с западной стороны, из-за р. Мокши. Весь ансамбль сооружался по единому замыслу, поэтому обитель оказалась единственной в мордовском крае, избавленной от архитектурного разностилья. Земельные владения монастыря составили ок. 1500 дес. пашни, леса, лугов и неудобья. Процветало огородничество и животноводство, финансовое положение обители позволяло братии содержать целый поселок, выросший возле стен, и несколько учебных заведений, в том числе духовную школу, готовившую кадры для приходов. В XIX в. число насельников колебалось от 70 до 120 чел., не считая трудников и мирян, живших в поселке и занятых в монастырском хозяйстве. При архимандрите Григорие в 1903 епископ Пензенский Тихон освятил последнюю в истории обители церковь – кладбищенскую Успенскую. В XVII в. в Спасо-Преображенском монастыре подвизался выдающийся подвижник-аскет инок Герасим Краснослободский, предшественник первопоселенцев еще двух пустыней, Саровской и Рябкинской, возникших на местах его отшельнических келий. По кончине инок Герасим, выполнявший в последние годы обязанности настоятеля, был погребен возле старого собора. Затем его нетленные останки покоились в склепе под новым собором. Перед революцией поднимался вопрос о канонизации старца, но дело не было доведено до конца из-за известных политических событий. Затем мощи пропали; существует две версии: 1) они были спрятаны последними монахами от кощунников; 2) они были уничтожены революционерами. Погибли также парсуна, написанная с инока Герасима во время освидетельствования его нетленных останков в конце XVIII в. и две копии с парсуны, хранившиеся в Спасо-Преображенском и Рождество-Богородицком Темниковском женском монастырях.
Из настоятелей известны, кроме основателя Дионисия, строитель Арсений (1677-78), строитель Кодрат (1681), старец Герасим (1684–90), строитель Феодосий (1690), игумен Филарет (1702), игумен Маркел (1758), иеромонах Макарий (1759), игумен Исаакий (1760), игумен Иероним (1761), игумен Евфимий (1762), строитель Паисий (1773), иеромонах Иоан (1774), иеромонах Досифей (1778), иеромонах Виктор (1782), иеромонах Варфоломей (1785), строитель Милетий (1788), иеромонах Иоанникий (1788), иеромонах Лаврентий (1790), иеромонах Иона (1790), иеромонах Геннадий (1793–1816), игумен Сергий (1816), иеромонах Дорофей (1817), иеромонах Паисий (1821), архимандрит Никон (1823-49), архимандрит Нифонт (1849-73), игумен Христофор (1873-1884), архимандрит Зосима (1884-88), архимандрит Григорий (1888 – 1910), затем архимандрит (с 1913 г. епископ) Григорий.
После разгона монастыря был снесен собор и кладбищенская церкви, больничная церковь обращена в клуб, а келейные корпуса вместили среднее сельское профессионально-техническое учебное заведение (учхоз). Многие здания пришли в плохое состояние, и прежде всего разруха отразилась на колокольне, требующей самого серьезного ремонта. В настоящее время монахам возвращена Александро-Невская церковь и некоторые жилые помещения. Восстановление обители идет очень трудно. Первоначально возрожденный как женский, монастырь вскоре был обращен в мужской из-за невозможности женщин жить в обстановке учхоза. Насельники восстановили некоторые захоронения, располагавшиеся за алтарем собора. На месте храма, там, где при советской власти был поставлен памятник Ленину, установлен памятный крест. Александро-Невская церковь одновременно является приходской для верующих поселка «Учхоз». В обитель возвратилась одна из прежних святынь – местночтимая чудотворная Казанская икона Божией Матери. Верующими также особо чтится икона Божией Матери Боголюбская. Приток паломников наблюдается в престольные прадники Преображения Господня и на Казанскую. Сегодня в обители подвизаются 11 человек, в том числе 6 монахов, 1 инок и 4 послушника (данные 2002 г.).
Ист.: ГАПО, ф. 5, оп. 1, д. 5271 (Описание Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря 1876 г.); Архив Саранского епархиального управления, клировые ведомости за 2000–2004 гг.
Лит.: Ильченко Д. В. Краткое описание Краснослободского (Пензенской губернии) мужского Спасо-Преображенского монастыря // ИОАИЭ. – Т. III. 1880-1882 г. – Казань, 1884; Беляев И. Город Краснослободск и его уезд до 1700 года // ПЕВ, 1867; Григорий, архимандрит. Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь: историко-статистическое описание // ПЕВ, 1903, № 17-19; Петерсон Г. П. (?) Краснослободский Спасо-Преображенский общежительный мужской монастырь. – М., 1896 (или в кн.: Петерсон Г. П. Странички старины. – Саранск, 1993; в 1993 г. эта статья была переиздана монахами восстановленной обители отдельной брошюрой под названием “Спасо-Преображенский мужской монастырь”); Беляев И. Краснослободский Спасо-Преображенский монастырь // ПЕВ, 1883, № 3-5; он же. Старец Герасим, подвижник Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря // ПЕВ, 1875, № 1-3; он же. Иеромонах Гервасий Гринцевич // ПЕВ, 1879, № 13; Краснослободское духовное училище // ПЕВ, 1875, № 19-20, 23, 1876, № 1; Пырсикова И. Л. Монастыри Краснослободского уезда.– В кн.: Российская провинция: история, культура, наука. – Саранск, 1998; Инок Герасим, подвижник и настоятель Краснослободской Спасовой пустыни // ПЕВ, 1890, № 8; Смирнова В. Б. Монастырское землевладение на территории Мордовии и борьба с ним крестьян в XVII–XVIII вв. // Социально-экономическое положение трудящихся Среднего Поволжья (дооктябрьский период).– Саранск, 1989; Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. — Саранск, 2000; Монастыри: Энциклопедический справочник. – М., 2000.
http://www.gidrm.ru/doc_2423.html