ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дмитриевское (Сурковский с/с). Церковь Троицы Живоначальной.


Дмитриевское (Сурковский с/с). Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Не действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной, Димитрия Солунского
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1835 и 1845.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Вологодская область, Череповецкий район, село Дмитриевское

Координаты: 59.019526, 38.355595
Проезд:По трассе Череповец-Рыбинск, от череповца 12 км, затем поворот на Починок, далее около 14 км по бетонным плитам, затем поворот на Чёбсару, потом около 3 км прямо и поворот на Дмитриевское.



Сортировка:

Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
CTAPUK
4 ноября 2014
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Илья
24 июля 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Алексей Губанов
29 октября 2023
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Илья
24 июля 2007
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Илья
21 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Илья
21 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Илья
21 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Илья
21 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Илья
21 августа 2006
Церковь Троицы Живоначальной, , Дмитриевское (Сурковский с/с), Череповецкий район, Вологодская область
Илья
21 августа 2006



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т. 22 января 2014

Югская Димитриева мужская пустынь находилась на правом берегу реки Юг – притоке Шексны. В настоящее время – село Дмитриевское Череповецкого района Вологодской области.

В конце 16 века на этом месте в Вологодском уезде стояла пустая приходская церковь, освященная во имя Димитрия Солунского. В 1610 году иеромонах Ворониной пустыни Александр получил грамоту на устроение Дмитриевской пустыни на реке Большой Юг. Старцу Александру предписывалось кельи ставить, пашню пахать, братию звать.

При польско-литовском нашествии 1613 -1618 годов все насельники покинули Димитриеву пустынь. Возобновили обитель монахи Череповецкого Воскресенского монастыря.

В 1630 году получена грамота на постройку Троицкой церкви, в 1654 году - на постройку новой Димитриевской церкви.

В 1732 году в пустыни жили 2 старца, перед упразднением пустыни монахов в ней не было. Крестьян за монастырьком числилось 49 человек (75 дворов).

Югская Димитриева мужская пустынь Вологодско-Белозерской епархии упразднена в 1764 году. Церкви стали приходскими.

В 1835 году построена каменная Троицкая церковь с приделом великомученика Димитрия Солунского.

В начале 20-го века приход составляли село Дмитриевское, сельцо Толмачево и деревни Высоково, Коино, Сурково, Чабино Пошехонского уезда Ярославской губернии, а также сельцо Очениково, деревни Витержево, Данилища, Заречка, Очениково, Черново Череповецкого уезда Новгородской губернии. Они располагались на берегах Большого Юга и в междуречье Большого Юга и Малого Южка. Приписная часовня находилась деревне Витержево.

В советское время церковь закрыта.

Источники информации:
1. ГАВО. Расписание монастырей 1764 года.
2. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание №1361.
3. Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии. – Ярославль, 1908.
4. Переписная дозорная книга дворцовых земель Вологодского уезда 1589-1590 года. // Северный археографический сборник. Выпуск 2. – Вологда, 1972.
5. Суворов Н.И. Исторические сведения об иерархах Древнепермской и Вологодской епархии. // ВЕВ за 1866 год.
6. Суворов Н.И. Несколько статистических и топографических сведений о Вологодской епархии от начала 17 века. // ВЕВ за 1865 год.
7. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей РПЦ. – СПб, 1877 год.
8. Список населенных мест Новгородской губернии. Выпуск 9. Череповецкий уезд. – Новгород, 1912.
9. Черкасова М.С. Архивы вологодских монастырей и церквей 16-17 вв. – Вологда, Древности Севера, 2012.

Православные приходы и монастыри Севера


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 25 января 2025

Церковь села Дмитриевскаго, что на Югу сооружена в 1835 году, с двумя престолами: Святыя Живоначальныя Троицы и Святаго Великомученика Димитрия Селунскаго. Земли церковной 38 десятин. Всего в приходе 6 селений, 87 домов, число душ 281 мужского пола и 329 женского. В том числе помещичьих крестьян 214 мужского пола и 264 женского. Дмитриевское, при реке Юге, 19 дом., число душ 73 муж., 65 жен.; Сурково, при пруде, 16 дом., число душ 47 муж., 56 жен.; Чибино, при пруде, 11 дом., число душ 25 муж., 36 жен.; Высоково, 15 дом., число душ 55 муж., 67 жен.; Коино, при реке Малой Южке, 18 дом., число душ 60 муж., 74 жен.; Чернево, 8 дом., число душ 21 муж., 31 жен.

Из книги «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

В казенном селе [Дмитриевская Пустынь (Дмитриевское на Югу)], на сплавной реке Юг, было 16 дворов, проживало 135 человек (69 мужского пола и 66 женского). Имелась церковь. Расположено при реке Юге. Поселение находилось от: уездного города в 90 верстах; квартиры станового пристава в 60 верстах. Административно село относилось к Ярославской губернии, Пошехонского уезда, 1-го стана.

Из «Списка населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года, составленного и изданного Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» (Том L. Ярославская губерния, 1865 год. Обработан старшим редактором А. И. Артемьевым)

Церковь — Димитриевская, каменная, приходская, вместе — летняя и зимняя, прочная, о двух престолах: главный — во имя Святой Живоначальныя Троицы и придельный — во имя Святого Великомученика Димитрия, Солунскаго Чудотворца. Церковь построена в 30-х годах прошлаго века, освящена в 1835 году, выстроена на доброхотныя и приходския средства. Церковной земли 38 дес. Церковный дом для жительства священника — деревянный. Прихожан: в селе Дмитриевском 120 мужского пола и 120 женского; в сельце Толмачеве 4 муж., 4 жен.; в деревнях: Суркове 68 муж., 73 жен.; Чабине 56 муж., 59 жен.; Высокове 100 муж., 90 жен.; Коине 108 муж., 99 жен. В части прихода, приписанной от Новгородской губернии, Череповецкаго уезда; в сельце Оченикове 6 муж., 4 жен.; в деревнях: Оченикове 82 муж., 95 жен.; Черневе 19 муж., 24 жен.; Выдержеве 7 муж., 6 жен.; Заречке 30 муж., 35 жен.; Данилищах 22 муж., 32 жен. Самыя дальния от приходской церкви деревни Чабино и Коино — в 6 верстах, остальныя в 5, 4, 3, 2 и 0,5 версте. В приходе две школы: одна — церковная школа грамоты в деревне Суркове, а другая — земская в сельце Оченикове. По штату положено быть священнику и псаломщику. Причту казеннаго жалованья 392 руб. Капитала причтоваго — 285 руб.

Из книги «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» (Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 год. Автор К. Г. Рыбин)

с. Дмитриевское (Дмитриевская Пустынь, Дмитриевское на Югу) | Urban2080


Югская Димитриева мужская пустынь находилась на правом берегу реки Юг – притоке Шексны (в настоящее время – это село Дмитриевское Череповецкого района Вологодской области). Село Дмитриевское, по-старому Димитриевское-на-Югу, получило свое название в честь храма, освященного во имя великомученика Димитрия Солунского, и реки Большой Юг, на берегу которой стояло.

В древности пустынь относилась к Югской волости Вологодского уезда. В конце XVIII века село Дмитриевское-на-Югу вошло в состав Пошехонского уезда Ярославской губернии, после революции было отнесено к Череповецкой губернии. С 1927 года стало числиться в Мяксинском районе Ленинградской области, с 1937 года – в Мяксинском районе Вологодской области, а в 1960 году вошло в состав Череповецкого района Вологодской области.

Дмитриевский приход с деревянной церковью великомученика Димитрия Солунского впервые упоминается в переписной книге Вологодского уезда 1589 года. В 1610 году иеромонах Успенской Ворониной пустыни Александр получил грамоту на устроение в нем монастыря. Отцу Александру предписывалось кельи ставить, пашню пахать, братию звать. Но спустя несколько лет (около 1613 года) в эти края пришли польско-литовские интервенты, и монахам пришлось оставить свой монастырь.

Очередное упоминание о Димитриевой пустыни мы встречаем в грамоте 1626 года, где ее строителем по-прежнему числится старец Александр. Бороться с произволом Смутного времени небольшие монастыри, к которым относилась Димитриевская на Югу пустынь, были не в состоянии. Им требовался сильный покровитель. Таковым покровителем для Югской пустыни стал располагавшийся неподалеку Череповецкий Воскресенский монастырь, являвшийся домовой вотчиной московских патриархов. 7 марта 1628 года на имя архимандрита череповецкого Воскресенского монастыря Киприана поступила грамота от патриарха Филарета Никитича (отца русского царя Михаила Федоровича) с просьбой взять под свое покровительство «Вологодского уезда Южскую пустынь страстотерпца Димитрия». Несмотря на то, что череповецкий монастырь сам еще не успел оправиться от последствий Смутного времени, указ патриарха выполнили.

Югская пустынь, пользуясь покровительством патриаршего монастыря, начала быстро набирать силу и через два года окрепла настолько, что ее иноки смогли приняться за строительные работы. В 1630 году они получили благословенную грамоту на постройку деревянной Троицкой церкви, посвящение которой было выбрано не случайно. Монахи Воскресенского монастыря, основанного учениками преподобного Сергия Радонежского, особо чтили праздник Пресвятой Троицы и в приписных обителях старались возводить Троицкие храмы. В 1654 году вышел указ патриарха Никона «о приготовлении лесу на строительство новой церкви Димитрия Солунского в Димитриевой пустыни на Югу и о построении церкви».

Процветанию обители нанесли удар реформы императора Петра I и Анны Иоанновны, в период правления которых монастырь начал быстро приходить в упадок. Если в 1728 году в обители подвизалось шесть монашествующих, включая настоятеля, то к 1732 году их осталось всего двое. Югская пустынь находилась в запустении вплоть до 1764 года, когда подобно множеству других монастырей, упраздненных указом императрицы Екатерины II, была обращена в приход.

В 1830-е годы тщанием прихожан и благотворителей пришедшие в ветхость древние деревянные храмы были заменены каменным двухпрестольным. Главный придел (в холодной половине) был освящен в честь Живоначальной Троицы, а теплый придел — во имя великомученика Димитрия Солунского (в память о старинных храмах). Троицкую церковь освятили в 1835 году. К ней были приписаны 12 селений, при этом половина из них, включая село Дмитриевское, где стояла церковь, административно относилась к Пошехонскому уезду Ярославской губернии, а оставшиеся шесть селений — к Череповецкому уезду Новгородской губернии. Причина указанного обстоятельства — уникальное расположение церкви, находившейся близ границ трех губерний. За рекой Юг, то есть в 20 метрах от храма, располагался Череповецкий уезд Новгородской губернии, а на востоке проходила граница с Вологодской губернией. Этот факт позволил местным острословам придумать такую шутку: «Если на монастыре (то есть в селе Дмитриевском) петухи запоют, так в трех губерниях будет слышно».

Село Дмитриевское вплоть до начала ХХ века в народе продолжало именоваться Монастырем или Монастырьком в память о древней истории этого места. До сих пор в народной памяти сохранились предания о жизни монахов Димитриевской пустыни, об их бескорыстии и самопожертвовании. Приведем одно из них. Как-то в соседней с монастырем деревне случился сильный пожар, выгорели все жилые и хозяйственные постройки, и крестьяне с маленькими детьми остались без крова. Монахи, узнав об этом, решили между собой: «Это бедствие послано для испытания нашей веры в Бога. Мы приняли обет нестяжания. И именно сейчас решается вопрос, сможем ли мы оставить земные блага ради любви к ближним. Давайте отдадим крестьянам все наше имущество, а сами поселимся в другом месте». Не нашлось никого, кто бы воспротивился этому решению, высказанному в порыве любви и сострадания. Монахи оставили крестьянам все постройки своей обители со скудным монашеским скарбом, с собой же взяли только иконы, богослужебные предметы и книги и удалились за несколько верст. Там они срубили для себя новые кельи. Не одно столетие прошло с тех пор, но предание о благородном поступке монахов до сих пор живо среди местных жителей.

В послереволюционные годы Дмитриевская церковь разделила судьбу других русских храмов. В 1934 году местные комсомольцы сбросили колокола с колокольни. А во второй половине 1930-х годов окончательно прекратились богослужения в церкви. Согласно отчету Мяксинского райисполкома, в январе 1938 года богослужения в Дмитриевской церкви уже не совершались, но официально она закрыта не была. В 1947 году церковь переоборудовали под зерновой склад. С 1975 года храм стал бесхозным и начал быстро разрушаться. Этому способствовали подростки, разводившие в церкви костры.

Местные жители неоднократно выступали с инициативой восстановления церкви, но не смогли найти благотворителей. В 2007 году упал крест, находившийся на колокольне, при этом каким-то чудом удержавшись на ее верху. Почти полностью разрушена трапезная часть храма. В относительно хорошем состоянии находится только главная летняя часть храма с высоким куполом, в которой до сих пор можно разглядеть фрагменты росписи, сделанной в 1876 году при священнике Василии Богородском. Как видно из документов консистории, храм был расписан на деньги жертвователей. Немалую сумму (150 рублей, то есть все свое годовое жалованье) внес в это дело сам священник.

Вот уже около века церковное здание заброшено: краска на стенах облупилась, во всех окнах отсутствуют стекла, фасад здания постепенно зарастает растениями, кирпичные стены местами развалились, один из двух куполов покосился. Но несмотря ни на что, Димитриевская церковь на Югу по-прежнему незыблимым столпом веры возвышается у реки в ожидании своих молитвенников и благотворителей.

Источник: Архитектурно-строительная комиссия Череповецкой епархии, https://arhitektor-eparhia.orgs.biz/news/478



Комментарии и обсуждение


Странно, что приписная часовня в деревни Витержево указана также и в статье к с. Плишкино сего же района. Скорее ошибка там, но не понятно, каким образом эта ошибка закралась.

4 июля 2018.

В моём предыдущем комментарии вместо "Плишкино" должно быть "Ершово" и тогда понятнее, почему Витержево и в списке приходских Дмитриево и Ершово - это соседние приходы. Может быть, один приход был выделен из другого или только часовню "переприписали" к другому приходу.

4 июля 2018.

Священники: Евпсихий Федорович, ранее 1817; Михаил Стефанович, с 1817; Георгиевский Федор, (1861); Пятницкий Алексей, до 1897; Казаринов Константин Николаевич, с 1897. Среди других: Петр Михайлович, дьячок, (ок.1785); Чистосердов Вениамин Анемподистович, пономарь, 1833-1835; Пятницкий Дмитрий Павлович, дьячок, 1838-1850; Смирнов Иван, пономарь-исп. об. псаломщика, (1861-1878).

Указаны годы их служения; в скобках - год упоминания.

X767.pdf

25 января 2025, Юрий Верещагин Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное).


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.