Югская Димитриева мужская пустынь находилась на правом берегу реки Юг – притоке Шексны (в настоящее время – это село Дмитриевское Череповецкого района Вологодской области). Село Дмитриевское, по-старому Димитриевское-на-Югу, получило свое название в честь храма, освященного во имя великомученика Димитрия Солунского, и реки Большой Юг, на берегу которой стояло.
В древности пустынь относилась к Югской волости Вологодского уезда. В конце XVIII века село Дмитриевское-на-Югу вошло в состав Пошехонского уезда Ярославской губернии, после революции было отнесено к Череповецкой губернии. С 1927 года стало числиться в Мяксинском районе Ленинградской области, с 1937 года – в Мяксинском районе Вологодской области, а в 1960 году вошло в состав Череповецкого района Вологодской области.
Дмитриевский приход с деревянной церковью великомученика Димитрия Солунского впервые упоминается в переписной книге Вологодского уезда 1589 года. В 1610 году иеромонах Успенской Ворониной пустыни Александр получил грамоту на устроение в нем монастыря. Отцу Александру предписывалось кельи ставить, пашню пахать, братию звать. Но спустя несколько лет (около 1613 года) в эти края пришли польско-литовские интервенты, и монахам пришлось оставить свой монастырь.
Очередное упоминание о Димитриевой пустыни мы встречаем в грамоте 1626 года, где ее строителем по-прежнему числится старец Александр. Бороться с произволом Смутного времени небольшие монастыри, к которым относилась Димитриевская на Югу пустынь, были не в состоянии. Им требовался сильный покровитель. Таковым покровителем для Югской пустыни стал располагавшийся неподалеку Череповецкий Воскресенский монастырь, являвшийся домовой вотчиной московских патриархов. 7 марта 1628 года на имя архимандрита череповецкого Воскресенского монастыря Киприана поступила грамота от патриарха Филарета Никитича (отца русского царя Михаила Федоровича) с просьбой взять под свое покровительство «Вологодского уезда Южскую пустынь страстотерпца Димитрия». Несмотря на то, что череповецкий монастырь сам еще не успел оправиться от последствий Смутного времени, указ патриарха выполнили.
Югская пустынь, пользуясь покровительством патриаршего монастыря, начала быстро набирать силу и через два года окрепла настолько, что ее иноки смогли приняться за строительные работы. В 1630 году они получили благословенную грамоту на постройку деревянной Троицкой церкви, посвящение которой было выбрано не случайно. Монахи Воскресенского монастыря, основанного учениками преподобного Сергия Радонежского, особо чтили праздник Пресвятой Троицы и в приписных обителях старались возводить Троицкие храмы. В 1654 году вышел указ патриарха Никона «о приготовлении лесу на строительство новой церкви Димитрия Солунского в Димитриевой пустыни на Югу и о построении церкви».
Процветанию обители нанесли удар реформы императора Петра I и Анны Иоанновны, в период правления которых монастырь начал быстро приходить в упадок. Если в 1728 году в обители подвизалось шесть монашествующих, включая настоятеля, то к 1732 году их осталось всего двое. Югская пустынь находилась в запустении вплоть до 1764 года, когда подобно множеству других монастырей, упраздненных указом императрицы Екатерины II, была обращена в приход.
В 1830-е годы тщанием прихожан и благотворителей пришедшие в ветхость древние деревянные храмы были заменены каменным двухпрестольным. Главный придел (в холодной половине) был освящен в честь Живоначальной Троицы, а теплый придел — во имя великомученика Димитрия Солунского (в память о старинных храмах). Троицкую церковь освятили в 1835 году. К ней были приписаны 12 селений, при этом половина из них, включая село Дмитриевское, где стояла церковь, административно относилась к Пошехонскому уезду Ярославской губернии, а оставшиеся шесть селений — к Череповецкому уезду Новгородской губернии. Причина указанного обстоятельства — уникальное расположение церкви, находившейся близ границ трех губерний. За рекой Юг, то есть в 20 метрах от храма, располагался Череповецкий уезд Новгородской губернии, а на востоке проходила граница с Вологодской губернией. Этот факт позволил местным острословам придумать такую шутку: «Если на монастыре (то есть в селе Дмитриевском) петухи запоют, так в трех губерниях будет слышно».
Село Дмитриевское вплоть до начала ХХ века в народе продолжало именоваться Монастырем или Монастырьком в память о древней истории этого места. До сих пор в народной памяти сохранились предания о жизни монахов Димитриевской пустыни, об их бескорыстии и самопожертвовании. Приведем одно из них. Как-то в соседней с монастырем деревне случился сильный пожар, выгорели все жилые и хозяйственные постройки, и крестьяне с маленькими детьми остались без крова. Монахи, узнав об этом, решили между собой: «Это бедствие послано для испытания нашей веры в Бога. Мы приняли обет нестяжания. И именно сейчас решается вопрос, сможем ли мы оставить земные блага ради любви к ближним. Давайте отдадим крестьянам все наше имущество, а сами поселимся в другом месте». Не нашлось никого, кто бы воспротивился этому решению, высказанному в порыве любви и сострадания. Монахи оставили крестьянам все постройки своей обители со скудным монашеским скарбом, с собой же взяли только иконы, богослужебные предметы и книги и удалились за несколько верст. Там они срубили для себя новые кельи. Не одно столетие прошло с тех пор, но предание о благородном поступке монахов до сих пор живо среди местных жителей.
В послереволюционные годы Дмитриевская церковь разделила судьбу других русских храмов. В 1934 году местные комсомольцы сбросили колокола с колокольни. А во второй половине 1930-х годов окончательно прекратились богослужения в церкви. Согласно отчету Мяксинского райисполкома, в январе 1938 года богослужения в Дмитриевской церкви уже не совершались, но официально она закрыта не была. В 1947 году церковь переоборудовали под зерновой склад. С 1975 года храм стал бесхозным и начал быстро разрушаться. Этому способствовали подростки, разводившие в церкви костры.
Местные жители неоднократно выступали с инициативой восстановления церкви, но не смогли найти благотворителей. В 2007 году упал крест, находившийся на колокольне, при этом каким-то чудом удержавшись на ее верху. Почти полностью разрушена трапезная часть храма. В относительно хорошем состоянии находится только главная летняя часть храма с высоким куполом, в которой до сих пор можно разглядеть фрагменты росписи, сделанной в 1876 году при священнике Василии Богородском. Как видно из документов консистории, храм был расписан на деньги жертвователей. Немалую сумму (150 рублей, то есть все свое годовое жалованье) внес в это дело сам священник.
Вот уже около века церковное здание заброшено: краска на стенах облупилась, во всех окнах отсутствуют стекла, фасад здания постепенно зарастает растениями, кирпичные стены местами развалились, один из двух куполов покосился. Но несмотря ни на что, Димитриевская церковь на Югу по-прежнему незыблимым столпом веры возвышается у реки в ожидании своих молитвенников и благотворителей.
Источник: Архитектурно-строительная комиссия Череповецкой епархии, https://arhitektor-eparhia.orgs.biz/news/478