ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новинка (Стерженский погост). Церковь Петра и Павла.

Стерженский погост


Новинка (Стерженский погост). Церковь Петра и Павла
Церковь. Действует.  
Престолы:Петра и Павла, Николая Чудотворца, Владимирской иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1807 и 1822. Возобновлена с 12 июня 2023 года.
Адрес:
Тверская обл., Осташковский район, с. Новинка

Координаты: 57.2177, 32.576





Сортировка:

Церковь Петра и Павла, Сто лет спустя<br>, Новинка (Стерженский погост), Осташковский городской округ, Тверская область
Сто лет спустя
Перелётный выхухоль
2 мая 2015
Церковь Петра и Павла, Вид храма со стороны оз. Стерж. Обрушена южная часть восьмерика<br>, Новинка (Стерженский погост), Осташковский городской округ, Тверская область
Вид храма со стороны оз. Стерж. Обрушена южная часть восьмерика
Гонев-Занудских
18 сентября 2010
Церковь Петра и Павла, , Новинка (Стерженский погост), Осташковский городской округ, Тверская область
Гонев-Занудских
18 сентября 2010
Церковь Петра и Павла, , Новинка (Стерженский погост), Осташковский городской округ, Тверская область
Силантьевы C&Т
16 июля 2006
Церковь Петра и Павла, фото 1995<br>, Новинка (Стерженский погост), Осташковский городской округ, Тверская область
фото 1995
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дворядкин Дмитрий
1 января 1995
Церковь Петра и Павла, Новый иконостас<br>, Новинка (Стерженский погост), Осташковский городской округ, Тверская область
Новый иконостас
Елизавета Басова
5 мая 2024
Церковь Петра и Павла, Начало восстановления храма<br>, Новинка (Стерженский погост), Осташковский городской округ, Тверская область
Начало восстановления храма
Елизавета Басова
1 августа 2023
Церковь Петра и Павла, Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"»  http://andcvet.narod.ru/pg/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/03/asd2.html  и  http://andcvet.narod.ru/pg/03/cb/008.jpg<br>, Новинка (Стерженский погост), Осташковский городской округ, Тверская область
Альбом «Храмы и монастыри. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Из альбома "Район Волги"» http://andcvet.narod.ru/pg/03/sam.html и http://andcvet.narod.ru/pg/03/asd2.html и http://andcvet.narod.ru/pg/03/cb/008.jpg
Т.



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Красильников  19 марта 2008

Своей красотой Верхневолжские озера не уступят Селигеру. Начинаются они с озера Стерж, за ним идут Вселуг и Пено. Между собой, как и плесы на Селигере, они соединены узкими протоками, где местами катера могут пройти только по высокой воде. У самого впадения Волги в озеро на мысу находится Стерженское городище — место древнейшей стоянки людей в этом крае. Во второй половине I тысячелетия до н. э. здесь селились племена дьяковской культуры. С тех пор, вплоть до середины XV века, по-видимому, с небольшими перерывами, тут сменилось несколько поселений. Последними жителями Стерженского городища были новгородцы, которые возвели такие же укрепления, как и на Березовском. Мыс окружен водой, и лишь узкий перешеек связывает его с материком. Городище служило перевалочным пунктом на пути из Волги в озеро Селигер и к верховьям Западной Двины. Тут же, на городище, стоял каменный Стерженский крест, поставленный новгородским посадником Иванком Павловичем в 1133 году, видимо, перед началом работ по углублению русла какой-то реки. Иванко Павлович погиб через год в битве на Ждане-горе, и какую он «почах рыти реку», как сообщает текст надписи на кресте, остается до сих пор невыяснено (Стерженский крест хранится в Калининском государственном объединенном историко-архитектурном и литературном музее). Неподалеку от Стерженского городища находились два других — Белковское и Городецкое, а также селище Заручьевское.

В 1495 году северной частью озера Стерж владел новгородский Аркажский монастырь. Из городища жители, вероятно, переселились на новое место, на северо-восточное побережье, километрах в трех от него, названное Стерженским погостом (возможно, место древнего торга). На погосте находилась деревянная церковь Петра и Павла, дворы священника, пономаря, дьячка, «5 дворов людей непашенных и 12 пашенных». Погост постепенно сливался с деревней Новинки, о его названии стали со временем забывать, и за этим местом окончательно утвердилось название Новинки. Сколько сменилось деревянных церквей на Стерженском погосте до начала XIX века — неизвестно. Наконец в 1807 году началось строительство. «Оною консисториею выдан мне план с фасадом, на построение вновь в погосте Стерж каменной церкви, для засвидетельствования онаго Губернскому архитектору тот план засвидетельствован и при сем в оную консисторию благопочтенейще представляется...», — доносил местный священник духовному начальству. Строительство церкви шло крайне медленно, денег постоянно не хватало. «Скудность церковных доходов зависит от многих причин, а именно: крайней бедности прихода, малочисленности и разбросанности. Приход расположен в самом глухом углу Осташковского уезда, удален от всяких промышленных центров и не имеет никаких местных промыслов, ни отхожих, ни кустарных, ограничиваясь одним сельским хозяйством, которое... приносит им незначительную пользу», — так охарактеризовал эти места в своем рапорте Синоду архиепископ тверской и кашинский Антоний в начале нашего века.

Окончательно Петропавловская церковь была построена лишь в 1822 году. Вероятно, подрядчиком строительных работ был осташковский мастер Петр Иванович Цепляев.

Но каково качество самого строительства работ, хорошо видно все из того же рапорта: «...в придельном трапезном храме с давняго времени имеется по всю длину сводов значительная трещина, которая... образовалась сразу по окончании кладки храма по вынутии кружал. Означенная трещина с течением времени... увеличивалась все более, а кроме ея появилось несколько боковых трещин...»

Композиция и план стерженской церкви совершенно непохожи на те, которые нам приходилось видеть в Осташковском районе, потому, что церковь построили по плану, составленному, видимо, тверским губернским архитектором. Она очень небольшая. Отголоски стиля барокко еще очень живы в этой постройке, но декор уже почти классический. При внимательном знакомстве памятник оказывается гораздо интереснее. Во-первых, интерьер храма похож на крестообразные в плане усадебные церкви со скругленными ветвями креста и, во-вторых, завершен храм не восьмериком, а ротондой, перекрытой полусферическим куполом. С фасадов он по сторонам света имеет развитые ризалиты, которые вводят в заблуждение, придавая ему форму восьмерика. Оригинальным оказывается и размещение апсид трапезной. Апсиды расположены так, что с двух сторон как бы охватывают западную часть храма. Поэтому снаружи они воспринимаются его продолжением.

Такое построение храма — один из излюбленных приемов стиля барокко, свидетельствующий о том, что проект здания был исполнен рукой незаурядного мастера, но осуществление его в натуре в данном случае происходило без участия архитектора. Все чуть-чуть тяжеловато, детали чуть-чуть грубее, нежели в столичных постройках. Конечно, сооружения XVIII—XIX веков в Москве, Ленинграде, в усадьбах богатых вельмож построены правильнее, строже, изящнее. В них нет или почти нет каких-либо стилистических погрешностей. Однако в них отсутствует и та наивная простота, которая так подкупает зрителя своей уютной непритязательностью, которая совершенно особенно, эмоционально воздействует на зрителя и которую иногда с некоторым оттенком иронии называют «провинциализмом».

По книге А.А. Галашевича "Художественные памятники Селигерского края"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 июня 2024

«…На берегу озера Стерж раскинулось ныне малоприметное село Новинка, оно имеет древнюю историю. Поселение входило в Стерженецкую волость, до конца ХV столетия принадлежавшую новгородскому Аркажскому монастырю. Центром волости когда-то был древний град Стерж, о котором Мы говорили выше. После того, как город прекратил свое существование, Стерженецкий на его месте возникло большое крестьянское поселение - погост. Немного позднее его крестьяне образовали неподалеку новое поселение, которое в отличие от существовавшего ранее стало именоваться Новинкой. Таково происхождение названия этого верхневолжского села, территория которого включает и Стерженецкий погост.

Из Новгородских писцовых книг известно, что здесь был деревянный храм во имя учеников Христа апостолов Петра и Павла. Церковь, стоявшая на берегу Верхневолжского озера, не случайно была посвящена этим Святым. Из Евангелия известно, что апостол Петр был рыбаком, ловил рыбу в священном Геннисаретском озере, на берегу которого увидел его Спаситель и призвал на апостольское служение, сделал «ловцом человеков». Верхневолжские крестьяне - рыбаки, создавая храм на берегу озера Стерж, естественно надеялись на небесное покровительство первоверховных апостолов Петра и Павла.

Сохранившаяся до наших дней каменная церковь Петра и Павла была построена в 1807 - 1822 годах. Возведение ее шло медленно из-за отсутствия у прихожан денег. В записке архиепископа Тверского и Кашинского Антония, датированной 1912 годом, значилось: «Скудость церковных доходов зависит от многих причин, а именно: крайней бедности прихода, малочисленности и разбросанности. Приход расположен в самом углу Осташковского уезда, удален от всяких промышленных центров, не имеет никаких местных промыслов, ни отхожих, ни кустарных, ограничиваясь одним сельским хозяйством, которое приносит незначительную пользу».

По предположению исследователя тверской архитектуры А.А. Галашевича, автором проекта храма был тверской архитектор А.А. Трофимов, а подрядчиком строительных работ - мастер Петр Иванович Цепляев из Осташкова. Качество строительных работ было невысокое. В 1912 году прихожане Петропавловского храма обратились к архиепископу Тверскому и Кашинскому Антонию с ходатайством о выделении пособия на капитальный ремонт здания. Из донесения архиепископа в Синод узнаем: «Причт погоста Стержа, Осташковского уезда, обратился ко мне с прошением, в коем объяснил, что в придельном трапезном храме с давнего времени имеется во всю длину сводов значительная трещина, которая, по словам старожилов, образовалась сразу по окончании кладки храма, по вынутым кружалам. Означенная трещина с течением времени, несмотря на неоднократные попытки заделать ее, увеличивалась все более, и кроме ее появилось несколько и боковых трещин.

Для исследования вышеозначенных повреждений в храм и для определения опасности 1911 года, 7 июня приглашен был Тверской епархиальный архитектор Федоров, который… произвел осмотр храма..., при чем оказалось: своды в храме имеют опасные трещины, средина сводов опустилась ниже щековых мест на 5-6 вершков; стены, за отсутствием связей и плохого и неглубокого бута крайне неустойчивы, вообще положение храма опасно... Нужно... заменить все своды, при том железобетонными. По приблизительному подсчету потребуется капитал не менее 2500 рублей, но ни храм, ни приход не имеют возможности заплатить такую сумму». Скорее всего, строительство храма велось в свое время без авторского архитектурного надзора, поэтому было допущено низкое качество каменных работ.

По композиции и плану Петропавловская церковь не имеет аналогов в Верхневолжье. Интерьер храма близок к крестообразным в плане усадебным церквам со скругленными ветвями креста. С западной стороны к Петропавловскому храму примыкает трапезная и ярусная колокольня. Оригинальность композиционного построения храма заключалась в размещении апсид трапезной. Они располагались так, что с двух сторон как бы охватывают западную часть здания. Подобный прием характерен для храмов столичных усадеб. Проект Петропавловской церкви мог выполнить только незаурядный архитектор.

В композиции храма прослеживаются традиции стиля барокко, но архитектурный декор - уже почти классический. Подобное совмещение стилей характерно для местных строителей. Петропавловская церковь является самобытным памятником верхневолжского зодчества.

Славилась церковь великолепными скульптурами апостолов Петра и Павла, созданными местными резчиками. Храм играет исключительную роль в сложившемся ландшафте, доминирует над всеми домами села, придает ему неповторимый облик, создает удивительно живописную панораму. Петропавловскую церковь видно далеко с озера. Ее закрыли в советское время, но поруганная святыня продолжала напоминать людям о высоком Горнем мире, не позволяла душам их совсем окаменеть, ожесточиться…»

Из книги: Барсегян (Куксинская) Т.В. Верхневолжский Ольгинский монастырь и его окрестности. – М.: Издательский дом «Переход», 2016, стр. 157-158.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.