СТРОМИХИНО, ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, нач. 19 в.
Расположена у въезда в село со стороны Кохмы, слева от дороги, возвышаясь на левом, высоком и крутом, берегу р. Уводи. Построена из кирпича в 1809 г. вместо обветшавшей деревянной церкви. В сер. 19 в. к северо-востоку от храма была построена каменная часовня (не сохр.). В селе представляет интерес также кирпичное здание земского народного училища, открытого в 1891 г. К настоящему времени утрачены главы и верхние ярусы колокольни, кровля трапезной; разобрана также окружавшая церковь каменная ограда. Образец провинциального храма эпохи классицизма, сохранившего ряд архаичных черт.
Композиция бесстолпного храма, в плане трехчастного, с ярусной колокольней берет свои истоки в архитектуре 17 в.: стройный двусветный кубический объем с четырехскатной кровлей и пятью главами на восьмигранных шеях возвышается над сильно пониженными закругленной апсидой и трапезной. Последняя прямоугольным притвором, почти равным ей по ширине, соединена с нижним ярусом колокольни. На его северном фасаде перед входом устроено крыльцо с арками на столбах и с лестницей, вносящее асимметрию в общее построение. В трактовке объемных форм (апсида, трапезная и крыльцо) и особенно в убранстве фасадов ощущается переходный от барокко к классицизму стиль. Между окон и по углам объемов (с выпуском углов) расположены плоские пилястры, частично парные; цоколь отделен двумя валиками; стены завершены неполными антаблементами с широкими карнизами. Выразительны нарядные наличники окон с подоконными нишами, ушами и сандриками с зубчиками. В верхнем ярусе куба наличники дополнены полукруглыми фронтонами. Более скульптурно классицистическое убранство нижнего яруса колокольни, каждая грань которого прорезана арочным проемом и украшена портиком со спаренными полуколоннами по сторонам (фронтоны не сохранились).
Все части интерьера соединены между собой широкими проемами. Храм и трапезная перекрыты сомкнутыми сводами с лепными розетками в центре, апсида - коробовым, переходящим в конху, притвор - сводами Монье. Оригинальна форма помещения со скругленными углами в нижнем ярусе колокольни.
От убранства интерьера сохранились лишь лепной карниз на уровне пят сводов, живописное изображение "Троицы" в розетке трапезной и "рифленые" обрамления откосов окон в алтаре и трапезной.
Березин, Добронравов, 1898, с. 104. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 55-56