Лиелварде - древнее поселение на Даугаве, упоминаемое в исторических хрониках с 1201 года, в 19 веке – владение барона А.Вульфа, с 1992 года имеет статус города. Здесь, на сельской территории сохранился хутор «Svētiņi» («Священный»). Историческая судьба этого хутора как в зеркале отразила события православной истории нашего края. В середине 19 века в Латвии происходил массовый переход латышей в Православие. Для нужд латышского прихода в 1871 году в Лиелварде была построена каменная (кирпичная) церковь. Она стояла среди обширных лугов, видная издалека, даже из окон проносяшихся мимо поездов только что открытой железной дороги Рига – Двинск. Церковь была построена по образцовому проекту, в стиле эклектики, в канонических формах, «кораблем», имела пристроенную колокольню, один престол. Новый хутор стал духовным центром округи, в большом деревянном доме здесь открылась церковно-приходская школа. Таким мы видим это место на старой фотографии в лиелвардском музее. Затем наступили годы Первой мировой войны. Три года фронт проходил по Даугаве, во фронтовой полосе оказалось поселение Лиелварде со всеми хуторами. В результате артиллерийских обстрелов в округе не осталось ни одного дома, который бы не был поврежден. Никольская церковь была полностью снесена с лица земли.
После войны большой, сильный латышский приход взялся за восстановление своего духовного центра. Всем миром стали собирать средства на постройку новой церкви. Сначала построили большой дом, в котором оборудовали временную церковь, в ней служили и продолжали собирать деньги. Затем к дому пристроили храм. В результате образовался единый объем, напоминающий большой сельский латышский дом с большой крышей. На церковь указывала пристроенная колокольня. Интерьер храма был сдержанным, лаконичным. Его украшал невысокий иконостас и деревянное покрытие – потолок в виде деревянного свода. На месте разрушенной церкви был установлен деревянный крест. Один из местных жителей подарил церкви небольшой колокол. В отдельном деревянном доме была восстановлена также и школа. До сих пор старожилы Лиелварде вспоминают своих замечательных учителей, преподававших здесь. Приход возглавил молодой священник, окончивший в 1930 году Рижскую семинарию – о. Филимон Ратниекс, позже здесь служил священник Абелитис. О них с большой теплотой вспоминают престарелые бывшие прихожане, детство которых прошло в этих стенах. Приход жил своей насыщенной жизнью, которую запечатлели фотографии тех лет.
В 60-х годах 20 века церковь была закрыта. В ней оборудовали квартиры для рабочих зверосовхоза. Помещение церкви разделили на комнаты, деревянный свод подшили регипсом, в алтаре разместили кухню одной из квартир. Но колокольню разбирать не стали, а колокол снял и забрал в свой дом его даритель. В таком виде церковь эксплуатировали еще 30 лет.
В 1995 году церковь вернули приходу. Изначально церковь была построена из недолговечных материалов. Это известково-набивная постройка, стены которой под штукатуркой имеют деревянный каркас, заполненный смесью древесных опилок и извести. Крыша была покрыта дранкой. При вскрытии стен в 1999 году обнаружились почти сгнившие стойки и нижняя обвязка каркаса, утеплитель превратился в труху. Стропильные конструкции крыши были в удовлетворительном состоянии, на чердаке был виден сохранившийся купол. Прошло 12 лет, средств на восстановление церкви нет. Удалось отремонтировать колокольню, установлен сохранившийся колокол, который вернулся в храм. Приведена в порядок территория вокруг храма. Удивительно, что хутор «Священный» сохранился в своем первозданном виде, современная застройка не коснулась его. Восстановленная церковь могла бы стать духовной доминантой этой сельской территории и украсить пейзаж. Увы, здание приходит в аврийное состояние. Маломощный приход старается сохранить то, что есть, и ждет помощи.
После войны большой, сильный латышский приход взялся за восстановление своего духовного центра. Всем миром стали собирать средства на постройку новой церкви. Сначала построили большой дом, в котором оборудовали временную церковь, в ней служили и продолжали собирать деньги. Затем к дому пристроили храм. В результате образовался единый объем, напоминающий большой сельский латышский дом с большой крышей. На церковь указывала пристроенная колокольня. Интерьер храма был сдержанным, лаконичным. Его украшал невысокий иконостас и деревянное покрытие – потолок в виде деревянного свода. На месте разрушенной церкви был установлен деревянный крест. Один из местных жителей подарил церкви небольшой колокол. В отдельном деревянном доме была восстановлена также и школа. До сих пор старожилы Лиелварде вспоминают своих замечательных учителей, преподававших здесь. Приход возглавил молодой священник, окончивший в 1930 году Рижскую семинарию – о. Филимон Ратниекс, позже здесь служил священник Абелитис. О них с большой теплотой вспоминают престарелые бывшие прихожане, детство которых прошло в этих стенах. Приход жил своей насыщенной жизнью, которую запечатлели фотографии тех лет.
В 60-х годах 20 века церковь была закрыта. В ней оборудовали квартиры для рабочих зверосовхоза. Помещение церкви разделили на комнаты, деревянный свод подшили регипсом, в алтаре разместили кухню одной из квартир. Но колокольню разбирать не стали, а колокол снял и забрал в свой дом его даритель. В таком виде церковь эксплуатировали еще 30 лет.
В 1995 году церковь вернули приходу. Изначально церковь была построена из недолговечных материалов. Это известково-набивная постройка, стены которой под штукатуркой имеют деревянный каркас, заполненный смесью древесных опилок и извести. Крыша была покрыта дранкой. При вскрытии стен в 1999 году обнаружились почти сгнившие стойки и нижняя обвязка каркаса, утеплитель превратился в труху. Стропильные конструкции крыши были в удовлетворительном состоянии, на чердаке был виден сохранившийся купол. Прошло 12 лет, средств на восстановление церкви нет. Удалось отремонтировать колокольню, установлен сохранившийся колокол, который вернулся в храм. Приведена в порядок территория вокруг храма. Удивительно, что хутор «Священный» сохранился в своем первозданном виде, современная застройка не коснулась его. Восстановленная церковь могла бы стать духовной доминантой этой сельской территории и украсить пейзаж. Увы, здание приходит в аврийное состояние. Маломощный приход старается сохранить то, что есть, и ждет помощи.