РЯПОЛОВО, ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ, 1-я четв. 19 в.
Расположена в центре односторонней уличной застройки, на левом берегу р. Унгер, разделяющей село на две части. Сооружена в 1813 г. вместо прежней деревянной, к настоящему времени утрачены отдельно стоявшая колокольня, богадельня (к юго-западу от церкви) и окружавшая комплекс ограда. Кирпичный и побеленный храм в стиле барокко с рядом оригинальных деталей, восходящих к 17 в. В композиции доминирует высокий двухъярусный и трехсветный четверик, увенчанный пятью сплюснутыми луковичными главами на фигурных основаниях и с цилиндрическими шеями (более крупная центральная - световая).
Приземистые пятигранный алтарь и короткая прямоугольная трапезная, асимметрично расширенная к югу, по высоте равны нижнему ярусу храма. Нарядный декор фасадов включает плоские лопатки на краях объемов (в алтаре - с выпуском угла), цокольный пояс с валиками и поребриком, межъярусный карниз с зубчиками, отделяющий проемы нижнего света от двух верхних и переходящий на стены алтаря и трапезной, а также широкий венчающий карниз четверика с поребриком и сухариками. Окна первого и второго света - с лучковыми перемычками, частью ложные. Нарядны их барочные рамочные наличники с фартуками, ушами и лучковыми сандриками с зубчиками. В центре северного фасада расположен большой арочный входной проем, обведенный валиком (ныне заложен). Своеобразны проемы верхнего света: два круглых и между ними ромбовидный "на угол", с валиком по краю и с прямоугольными досками под ними.
Четверик перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом с узкими диагональными гранями и со световым кольцом центрального барабана; в алтаре - коробовый свод с граненой конхой; в трапезной - коробовый с лотком с запада и распалубками над окнами. Западный вход смещен влево с основной оси.
Роспись маслом кон. 19 в., сохранившаяся фрагментарно в своде и нижнем ярусе боковых стен, типична для позднеакадемической манеры. Колорит холодный, светлый, с преобладанием серого, голубого и светло-коричневого тонов. На своде написаны традиционные "Новозаветная Троица", "Преображение", "Вознесение" и "Жены-мироносицы у гроба". В основании свода проходит штукатурный карниз с сухариками. Под ним — гризайльный фриз с кронштейнами и крестами. На стенах в два яруса были размещены евангельские композиции: в нижнем ярусе - иллюстрирующие проповедническую деятельность Христа и его явление после Воскресения.
Березин, Добронравов, 1898, с. 279-280. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 685-686