ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Львов. Церковь Николая Чудотворца.

Никольская церковь


Львов. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:Между 1264 и 1340.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Украина, г. Львов, ул. Богдана Хмельницкого, 28

Координаты: 49.847386, 24.028979



Церковь Николая Чудотворца, , Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Т.
7 сентября 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Ole Lukoye
9 ноября 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Ole Lukoye
9 ноября 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Алексей Кротов
4 января 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Алексей Кротов
4 января 2010
Церковь Николая Чудотворца, , Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Дмитрий Васильков
25 августа 2007
Церковь Николая Чудотворца, , Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Николая Чудотворца, , Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Николая Чудотворца, Фото 1939 г.<br>, Львов, Львов, город, Украина, Львовская область
Фото 1939 г.
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Marina  30 января 2008

У подножья Замковой (Княжьей) горы, в прошлом окруженной фортификационными сооружениями, наши предки возвели из белого тесаного камня храм Господень. В историю Львова он вошел как храм святого Николая Чудотворца – самый древний памятник монументальной архитектуры в городе. Летописцы упоминают его в 1292 году, археологи находят в фундаментах церкви одно из старейших строений поселения, выполненного с использованием приемов византийского зодчества.

Как памятник архитектуры, церковь святого Николая ценна тем, что неизвестный архитектор придал ей, согласно православным традициям, план греческого равностороннего креста. Храм состоит из квадратного нефа с несколько удлинённой полукруглой апсидой, с запада к нему примыкает прямоугольный нартекс, с севера и юга — боковые часовни с полукруглыми апсидами. Выразительная пирамидальная композиция расчленённых объемов ставят его в ряд интересных произведений галицкой архитектурной школы.

Верующие парафиняне пережили грозное время татарского лихолетья, нападения враждебных соседей, им часто досаждали городские пожары, нашествия, повинности. Следы укреплений того времени не сохранились, однако из летописи, которая дошла до наших дней, известно, что во дворе около церкви располагалась княжеская кладовая. Допускают, что Николаевская церковь служила семейной усыпальницей галицких князей.

В 1471 году церковь была освобождена от уплаты налогов. В 1543 году приход получил права «юридики», то есть жители в границах прихода теперь подлежали церковной власти и суду (а не замковой, как было ранее). В 1544 году было основано Николаевское церковное православное братство, которое содержало приют для нищих и школу. В XVII веке Николаевская церковь была церковью русинского цеха шевцов (сапожников).

В 1623 году церковь пострадала от пожара, в 1772 перестраивалась, в 1800 вновь горела.

К сожалению, в нынешнем состоянии храм сохранил только фундаменты и нижнюю часть стен, сложенных из тёсаных блоков белого известняка. От прежних фресок и украшений в интерьере ничего не осталось.

К святыням, которыми гордится церковь, относится икона святого Николая Чудотворца, на которой святой изображен в ризах византийского письма на золотом фоне. От прежней церкви святого Теодора, которая располагалась неподалеку от церкви святого Николая, сохранилась икона святого Теодора Тиронского, как память об утраченных в городе храмах.

С 1700 года по 1946 год храм святого Николая входил в юрисдикцию Греко-Католической Церкви, после Второй мировой войны находился в лоне Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В проповеди, произнесенной в 1956 году, во время празднования храмового праздника, говорилось: «Сколько бурь пронеслось над нашим городом за долгое время его существования! Все смел с лица земли поток времени. И только этот святой храм, пребывая под особой опекой святого Николая, до сих пор остался, как свидетель христианской веры наших отцов, дедов и прадедов». В 1989 году церковь вступила в Украинскую Автокефальную Православную Церковь.

Материалы книги «Храмы Львова». - Львiв, 2001 (перевод с украинского)


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  22 августа 2011

ЛЬВОВ, НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, XIII в. (ул. Богдана Хмельницкого, 28). Расположена на территории древнего окольного города. Раскопки 1977 г. подтверждают, что она основана в XIII в. Неоднократно горела, разрушалась, но восстанавливалась. Наиболее основательными оказались перестройки XVII и начала XIX вв. От первоначальной постройки XIII в. уцелели лишь фундаменты и нижняя часть стен, сложенных из тесаных блоков белого известняка. При реставрации 1924—1925 гг., предпринятой с целью изучения и восстановления древнего памятника, были раскрыты остатки постройки XIII в., в частности апсиды.

Памятник пострадал во время немецко-фашистской оккупации, после войны капитально отремонтирован.

Церковь каменная, трехчастная, увенчана двумя куполами — над апсидой и нефом, с прямоугольным в плане бабинцем. С южной и северной сторон примыкают часовни, перекрытые крестовыми сводами. Простой суровый облик храма, выразительная пирамидальная композиция расчлененных объемов ставят его в ряд наиболее интересных произведений галицкой архитектурной школы.

Николаевская церковь — древнейший памятник архитектуры Львова.

Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр. 84


Т.  26 сентября 2013

Построена на месте главного надворного храма князя Льва (1292г.). Это древнейший из сохранившихся памятников древнего Львова. Современный вид церковь приобрела в конце XVII в. На её фасаде - фрески с изображением св. Николая, Распятия, св. Иоанна и Богородицы работы художника Петра Холодного, выполненные в 1920-е гг. Тогда же по проекту О. Лушпинского сооружена каменная изгородь с металлическими решетками.

Источник: книга-путеводитель "Путешествие по Львову"

Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  1 июня 2019

Одним из немногочисленных памятников княжеской поры, дошедших до нас с древнейших времён, является церковь Св. Николая. Она является старейшим сохранившимся во Львове сооружением. Согласно переписанной в ХV столетии грамоты галичского князя Киевской Руси Льва Данииловича (1228-1301) о предоставлении земельных угодий, в 1292 году каменная церковь Св. Николая уже существовала на львовской земле. Предположительно, строительство её началось в сер. ХIII века (подтверждено археологическими раскопками 1924-1925 гг. и масштабной реконструкцией храма в то время), а милостью короля отмечено её освящение.

Храм выстроен под горой Будельницей на Волынском тракте, на территории древнего окольного города. Православная святыня стояла у главных ворот старой Рыночной площади. Здесь кипела жизнь средневекового Львова. Нижняя часть стен, сложенных из тесаных блоков белого известняка,  относится к ХIII веку. Толстые каменные стены и небольшие окна свидетельствуют об оборонительном характере церкви. В плане она построена как греческий крест с полукруглой апсидой. Простой и суровый облик храма, выразительная пирамидальная композиция расчленённых объёмов ставят его в ряд интересных произведений галицкой архитектурной школы. В 1623 году церковь сильно пострадала от пожара, в 1772 году перестраивалась. К сожалению, от давних росписей ничего до наших дней не сохранилось, современные выполнены в 1955-1957 гг. По некоторым сведениям, храм строился как семейная усыпальница галицких князей. Долгое время этот храм опекал лично князь Лев Даниилович. В 1544 году было основано Николаевское церковное православное братство, которое содержало при храме приют для нищих и школу.

Продолжительное время Никольский храм был главным духовным центром львовских русинов (русинского цеха шевцов (сапожников)). В старом городе церковь Св. Николая имела удачное расположение. Современная улица Б. Хмельницкого, 28 (Жолковская), на которой находится храм, была и остаётся важной транспортной артерией Львова. С 1700 по 1946 год храм Св. Николая входил в юрисдикцию Греко-Католической церкви. С 1946 по 1989 год оставался действовавшей православной святыней под протекторатом Москвы, с 1989 года храм принадлежит УПЦ Киевского Патриархата.

Из путеводителя Прогулка по Львову. - Киев, изд-во "Балтия Друк", 2005


Т.  26 ноября 2023

Расположенный на территории древнерусского Львова, недалеко от подножия Княжеской горы, храм святого Николая Чудотворца считается одним из древнейших храмов города. Об историческом значении храма, реставрационных работах и ​​ценных сокровищах рассказывает кандидат исторических наук, директор Научной библиотеки Львовского национального университета имени Ивана Франко Василий Кметь.

Храм строили по крестово-купольному образцу с имитацией трехновой структуры. Алтарная часть, придел (пристройка в православном храме) святого Николая оставили и сейчас. Еще один придел реконструировали в 1776 году, когда из фонда епископа Петра Билянского построили захристию. Тогда и нарушили симметрию размещения боковых апсид. В первоначальной версии центральная часть опиралась на мощную арочную структуру. Это были высокие колонны, разделяющие простор храма. Хоры, которые мы видим сейчас, это уже результат перестройки 90-х годов, когда их расширяли", – объясняет Василий Кметь.

XVII век издался эпохой мощных литургических реформ. Чего стоит только требник Петра Могилы – богослужебная книга, изданная в 1646 году типографией Киево-Печерской лавры. Он был щедро иллюстрирован всевозможными гравюрами, заставками и инициальными буквами.

"В 60-е годы XVII века требник в новой редакции митрополита Петра Могилы переиздали и во Львове. Это издание до сих пор хранится в нашем храме. На одной из его гравюр изображена похоронная процессия к княжеской церкви святого Николая и древнейший графический портрет города Львова, который создал украинский художник Иван Глинский в 1667 году. Видится тогдашний готический фасад Латинского кафедрального собора, упавшая в 1826 году ратушевая башня, Успенская башня, еще трехъярусная. Также заметна Замковая гора, Будельница и то, как над церковью святого Николая восходит солнце", – добавляет историк.

Дискуссии относительно того, не стоял ли на его месте более древний деревянный храм, до сих пор являются предметом научных споров. Но на этом изображении можно рассмотреть каменный фасад храма святого Николая, а также тогдашний его притвор – отдельную башню с куполом.

"За свою долгую историю храм застал многочисленные эпидемии, нашествия завоевателей и пожары. Один из самых больших пожаров произошел в 1623 году, после которого храм долгое время оставался поврежденным. Есть свидетельства о сборе средств на его восстановление. И в 1673 году делегация церкви святого Николая даже ходила в Московию, и принесла оттуда "40 куниц и 7 рублей на восстановление церкви". Окончательная дата восстановления церкви замечена на одной из арок, которая говорит: "Во славу святой Троицы и святого Николая церковь восстановлена ​​в 1701 году", – рассказывает Василий Кметь.

В основном главным источником истории церкви являются их описания в протоколах визитов 1743 и 1762 года. В них описывались все церкви, кроме церкви святого Николая. Загадка, почему описание этого храма было не внесено в протоколы, хотя и были найдены черновики описания его визитации, до сих пор остается неразгаданной.

"Моя теория состоит в том, что по состоянию на середину XVIII ст. храм, невзирая на свой престижный статус, находился в плохом состоянии. Во время очередной реставрации церкви в 1924 году исследователь Николай Голубец нашел фрагменты записей настоятеля Григория Дуникевича, где было написано о протекавшей крыше, плохом состоянии пола, затекании алтаря в период ливней. Он описывал эпизоды, когда община была вынуждена сдавать под залог церковную утварь (принадлежности православного храма), для того чтобы церковь выжила. И священник инициирует восстановление церковного пространства, но не сам, а с коллегой – Петром Белянским, будущим львовским епископом, который к концу XIX века стал основателем многих перемен и реформ. В церкви появляется еще 6 алтарей, по латинскому образцу, кроме центрального, новые хоругви, иконы", – рассказывает Василий.

Похоронить возле церкви святого Николая было очень престижно. В документах храма сохранилась записка секретаря Ивана Горбачевского в 1769 году, согласно которой вопрос о погребении решался на уровне официала, секретаря-епископа.

Во время реставрационных работ в 2017 году археологи «Спасательной археологической службы» обнаружили часть древнего кладбища, где находилось около 20 захоронений XVII-XVIII веков. Эти останки перезахоронены в единственной урне на территории храма.

Первоначальные росписи храма не сохранились. А вот первоначальный ли сюжет из сохранившихся не принадлежал Петру Холодному, до сих пор вызывает множество дискуссий. Нам известно, что в то время нужно было получить очень много разрешений, чтобы сделать росписи храма и даже сохранились письма Юрия Ванчицкого настоятеля храма и секретаря епархии к Московскому патриарху, который просил такое разрешение», – добавляет историк. К слову, фрески главного фасада выполнил в 1920-х годах украинский художник Петр Холодный-Старший.

После завершения Первой мировой войны во Львов прибыл Василий Дядинюк, бывший боец ​​УНР. Он никогда не занимался искусством, но знакомство с Алексей Новаковским стало решающим и подарило нам еще одного выдающегося украинского художника, который активно внедрял новые технологии, изучал новые западные традиции и восстанавливал древние украинские памятники. «В 1927 он получил стипендию имени митрополита Андрея Шептицкого и поехал учиться в Париж и стажироваться в тамошней академии искусств. Одной из экзаменационных работ стало изготовление кивота для главного престола церкви святого Николая во Львове, созданном в 1932 году. Несколько эскизов своих работ Василий Дядинюк направил митрополиту Андрею Шептицкому для принятия. Он разработал сюжеты изображения на боковых пластинах, а именно изображения Иисуса Агнца Божьего и Христа – Виноградной Лозы и других», – отмечает Василий Кметь.

Первоначальная версия сохранилась только на архивных фотографиях, хранящихся в храме. По неизвестным причинам после войны кивот был переработан, он стал другим и большим. К счастью, пластины с оригинальными изображениями авторства Василия Дядынюка сохранились.

Источник: 15.12.2022 статья Павел Богайчик, Ирина Колодка на сайте «То есть Львов» https://inlviv.in.ua/lviv/tayemnytsi-knyazhogo-hramu-ekskursiya-najstarishoyu-tserkvoyu-lvova» 



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.