ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нитауре. Церковь Рождества Христова.

Nītaures Kristus Dzimšanas pareizticīgo baznīca


Нитауре. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:Между 1876 и 1877.
Архитектор:Я.Ф. Бауманис
Адрес:
Латвия, Цесисский край, Нитаурская волость, пос. Нитауре
Nītaure, Nītaures pagasts, Cēsu novads, Latvija

Координаты: 57.067725, 25.201247
Проезд:Автобусом из Риги, Цесиса



Сортировка:

Церковь Рождества Христова, , Нитауре, Цесисский край, Латвия
Илья Лепетян
23 сентября 2011
Церковь Рождества Христова, , Нитауре, Цесисский край, Латвия
Илья Лепетян
22 августа 2010
Церковь Рождества Христова, , Нитауре, Цесисский край, Латвия
Илья Лепетян
14 сентября 2014
Церковь Рождества Христова, , Нитауре, Цесисский край, Латвия
Илья Лепетян
14 сентября 2014
Церковь Рождества Христова, Купола церкви.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Купола церкви.
Владимир Ткаченков
30 марта 2014
Церковь Рождества Христова, Купола храма.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Купола храма.
Владимир Ткаченков
30 марта 2014
Церковь Рождества Христова, Икона над входом.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Икона над входом.
Владимир Ткаченков
30 марта 2014
Церковь Рождества Христова, Икона над входом.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Икона над входом.
Владимир Ткаченков
30 марта 2014
Церковь Рождества Христова, Дата строительства церкви на стене .<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Дата строительства церкви на стене .
Владимир Ткаченков
30 марта 2014
Церковь Рождества Христова, Внутренний вид храма.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Внутренний вид храма.
Владимир Ткаченков
22 июня 2019
Церковь Рождества Христова, Внутренний вид храма.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Внутренний вид храма.
Владимир Ткаченков
22 июня 2019
Церковь Рождества Христова, Внутренний вид храма.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Внутренний вид храма.
Владимир Ткаченков
22 июня 2019
Церковь Рождества Христова, Внутренний вид храма.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Внутренний вид храма.
Владимир Ткаченков
22 июня 2019
Церковь Рождества Христова, Дом при церкви.<br>, Нитауре, Цесисский край, Латвия
Дом при церкви.
Владимир Ткаченков
30 марта 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Вишнёв  6 сентября 2007

Нитау впервые упоминается в исторических документах в 1563 году. С 1820 года муйжей владела графская семья Ферморов. Православный приход открыт по Указу Св.Синода в 1845 году. Церковно-причтовый дом,деревянный на каменном фундаменте и типовая для Лифляндской губернии деревянная церковь построены в 1849 году (в более поздних ведомостях стали писать «в 1845г.»). К 1874 году деревянная церковь и причтовый дом, где помещались священник, псаломщики и школа, пришли в ветхое состояние. В Рижской консистории после получения гос. кредита на строительство православных храмов и причтовых домов в 40 приходах Лифляндской губернии составили очерёдность построек. Строительство церкви в Нитау попало во 2-ю очередь, но по многочисленным прошениям православных прихожан и настойчивости Венденского благочинного священника, строительство нового каменного храма в Нитау утвердили в первую очередь.

18 февраля 1875 г. зав. постройкою православных церквей в Приб. губерниях ДСС Голоушев, служащий в МВД, направил в РДК список первой очереди строительства: «На бывшей 6 и 7 февраля, в присутствии Господина Прибалтийского генерал-губернатора конкуренции для отдачи к исполнению работ по сооружению проектированных церковных зданий в Рижской епархии, Его Сиятельством предоставлены нижепоименованным лицам следующия постройки в православных приходах края: Крестьянину Венденского уезда Карлсрувской волости Яну Менгелю: В Нитауском приходе – новая каменная церковь на 600 человек; новое каменное училище на 100 учеников; новые деревянные хозяйственные службы; баня перестройка заново деревянного причтового дома с добавлением нужного количества нового материала, вместо пришедшего в негодность старого. При сём на ограды, заборы, колодези при проектированных приходских зданиях по сметам не положены и устройство их не поставлено в обязанность подрядчикам. Все вышепоименованные постройки,названные подрядчики,в данных ими подписках, впредь до заключения надлежащих контрактов обязались окончить. Я. Менгель – в 1878 году при условии, что передача их в Духовное ведомство может быть начато не ранее августа месяца 1877 года... Условие это поставлено по следующим соображениям: Каменные здания, особенно же возведённые из булыжного камня или из плиты, требуют вообще много времени для просушки их; Размер назначенного к отпуску из Государственного Казначейства кредита не позволяет выплатить подрядчикам,договорных с ними сумм в кратчайший срок... Имею честь покорнейше просить причтам 19 поименованных приходов о безпрепятственном допущении подрядчиков к заготовке на церковных участках материалов и к открытию весною работ по постройкам... о разборке ветхих церковных зданий...».

Получив в Нитау указание РДК о подготовке к строительству, причт и прихожане разобрали старую деревянную церковь. Весной 1875 г. подрядчик Я. Менгель начал строительство в Нитау нового каменного храма и новой каменной школы. Руководил строительством храма сам архитектор Янис Фридрихович Бауманис ,по чьему проекту и возводил храм строитель Я. Менгель. К концу 1876 года новый каменный храм был построен, не поставили печи внутри и не начали отделочные работы. 31 января 1877 г. благочинный священник из Вендена Николай Туфанов пишет «покорнейший рапорт» Его Преосвященству Серафиму, епископу Рижскому и Митавскому: «Прихожанам Нитауской церкви, неизвестным мне путём, сделалось известным, что в первой половине сего января 1877 г. неотложно должна была быть передана в Духовное ведомство Нитауская церковь с причтовыми строениями. В ожидании этого радостного дня все православные Нитауского прихода находились в радостно восторженном состоянии, что вот, наконец, будет у них благолепно построенный Храм Божий, в коем, после долгого ожидания, первою их молитвою будет благодарная Господу Богу о любвипочтительном начальстве, и так близко к сердцу принимающем их духовные нужды и заботившемся о спасении их душ. Но теперь Нитауские православные, опять неизвестно чрез кого узнали, что передача Нитауской церкви отложена на неопределённое время, по причине будто бы дурного проезда... если уже теперь дорога нехороша и нет проезда, то значит нельзя и надеяться, чтобы когда-нибудь могла быть передана церковь, потому что лучшей дороги и лучшего проезда как в настоящее время и быть никогда не может...». Благочинный просит о скорейшей передаче храма от строителей в Духовное ведомство. Каменная церковь в связи с такою же колокольнею выстроена в 1876г. и передана в Духовное Ведомство в 1877 г. Освящена во имя Рождества Христова 25 сентября 1877 года.

Ближайшие церкви: Юргенсбургская-в 10 верстах; Козенгофская - в 14 верстах; Лембургская в 20 вер.

Приходское училище,каменное, в 50 метрах от храма. Построено в один год с новым храмом на суммы МВД. Церковно-приходская школа преобразована в 2-х классное училище с программой для 2-х классных сельских училищ. Бывшая Нитауская вспомогательная школа присоединена как младшее отделение к училищу.

Источники: Латв. ГИА, фонд 4754, оп.2, дела 170, 171, 199, 225. «Клировые ведомости Рижской епархии». Фонд 7462, оп.1, дело 423 «О постройке церквей в Рижской епархии». 1876-1887 г.г. Фонд 4754, оп.1, дело 1253 «О предположительных постройках церквей в 40 приходах»


Людмила Клешнина
 
Людмила КлешнинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 ноября 2019

Это один из прекрасных образцов Рижской школы православного зодчества, реализация принципа «умного выбора», характерного для эклектики 19 века. Как четко в архитектуре этого приходского храма выражены основные идеи вероучения! Выделен основной объем, его ризалит решен в пропорциях куба, как образ мира земного. Над ним возвышается мир Небесный, завершенный главой и крестом. На углах основного объема, с четырех сторон, куда распространяется учение Христово, установлены малые главы – символы евангелистов, передавших нам это учение. Основной объем акцентирует учение о Пресвятой Троице – тройное окно решено как форма неслиянная и нераздельная. Среднее окно больше по высоте, что указывает нам путь в Царство Небесное и отражает наше горячее стремление вверх, к соединению с Богом. Этой группе вторит тройное окно на объеме мира Небесного. На стройной колокольне мы видим группу из двух окон – здесь выявлена идея о двух природах Христа, что весьма логично, ведь колокольня в целом символизирует Пресвятую Богородицу, «Лествица небесная ею же сниде Бог». На башнях малых глав по одному окну, ведь евангелисты – люди, с одной человеческой природой. И маленькие круглые окна-розы, концентрирующие свет в интерьере – отсыл к представлениям о Боге-Свете. Завершение карнизов являет нам мотив в виде капелек Божественной благодати. Объем мира Небесного завершен карнизом с маленькими треугольными фронтончиками, которые указывают на Силы Небесные, пребывающие вокруг Вседержителя. Те же фронтончики венчают колокольню и малые главы, как знак того, что евангелисты и Пресвятая Богородица пребывают в Царстве Небесном. Устремленные в небо готические шпили под крестами - это наши молитвы к Богу. В общей архитектурной композиции они создают впечатление множества молитв, поэтому в них можно усмотреть также идею соборности. Продуман и выбор материала для стен: "И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный ..." (1-е Петра, 2, 5).

Все просто, скромно, в местных материалах, форма глав не совсем проработана, но ведь это один из первых проектов нашего замечательного зодчего!



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.